Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика познавательных способностей




В.Д.Шадриков рассматривает способности как свойства психических функций (восприятия, памяти, воображения, мышления), проявляющиеся в успешном и качественном своеобразии функционирования психических познавательных процессов. На основе традиционного разделения психических познавательных процессов он выделил следующие способности:

1. Способности ощущения. Показателями продуктивности ощущения выступают: скорость возникновения ощущений, их дифференцированность, тонкость, скорость различения ощущений, их точность как соответствие ощущения особенностям раздражителя, устойчивость уровня чувствительности как показатель длительности сохранения нужной интенсивности ощущения.

2. Способности восприятия. Показатели продуктивности восприятия:

- объем восприятия (количество объектов, которые человек может воспринимать в течение одной фиксации);

- точность (соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта);

- полнота, дифференцированность (степень соответствия образа особенностям воспринимаемого объекта);

- быстрота (время, необходимое для адекватного восприятия);

- эмоциональная окрашенность.

Способности памяти. Критерии продуктивности памяти:

- объем памяти (количество материала, которое может быть воспроизведено после однократного восприятия);

- точность запоминания и воспроизведения (способность без искажения воспроизводить информацию, она характеризуется степенью соответствия между воспринятым и воспроизведенным материалом);

- прочность запоминания (максимально длительное сохранение запоминаемого материала);

- скорость запоминания (время, необходимое для полного запоминания материала);

- мобилизационная готовность памяти (умение легко и быстро извлекать из памяти то, что необходимо).

Кроме этого, сами образы памяти (или представления) могут характеризоваться яркостью, точностью, полнотой.

Способности воображения. Показатели продуктивности воображения:

- новизна; оригинальность;

- осмысленность переработки данных опыта;

- широта оперирования образами, понимаемая как возможность выполнять преобразования различного материала;

- тип оперирования или способ преобразования, который может характеризоваться либо изменением положения воображаемого объекта, либо изменением его структуры, либо комбинацией этих преобразований.

Способности мышления. Показатели продуктивности мышления:

- гибкость (подвижность) мыслительных процессов, которая связана с изменением аспектов рассмотрения предметов, явлений и их свойств, умением изменить первоначально намеченный путь решения задачи;

- темп развития мыслительного процесса, который определяется минимальным числом упражнений, необходимых для обобщения принципа решения;

- быстрота — скорость протекания мыслительных процессов;

- самостоятельность, то есть умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его своими силами;

- экономичность мышления — число логических ходов, посредством которых решается задача;

- широта ума — умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики;

- глубина — умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия, умение соблюдать строгий логический порядок в рассматриваемом вопросе;

- критичность — качество мышления, позволяющее осуществить строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них слабые места, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Самостоятельность, широта и глубина ума — это интегративные свойства личности, которые обеспечивают продуктивную умственную деятельность в целом.

Ключевые понятия: способности, задатки, общие и специальные способности, интеллектуальная одаренность, метакогнитивные способности, познавательные способности.

Литература:

1. Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Там же, С.331-339.

2. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. М., 1987. С. 281-286.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных