Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Темперамент и характер.




Основные понятия: тип темперамента, тип нервной системы, индивидуальный стиль деятельности, экстраверсия- интроверсия, сензитивность, реактивность, темп реакции, эмоциональная возбудимость, пластичность-регидность, компенсация, характер, черты характера, структура характера, акцентуации характера, социальная роль, идентификация, психопатия, тип характера, формирование характера.

Вопросы для обсуждения.

1. Понятие о темпераменте и характере. Происхождение темперамента и характера.

2. Характеристика свойств и типов темперамента.

3. Темперамент и деятельность.

4. Строение характера.

5. Типология характера.

6. Формирование характера.

Литература.

Основная.

1. Маклаков В.Н.Общая психология. СПб, 2002, гл.20,21.

2. Немов Р.С. Психология. М., 1994, кн. 1, гл.13.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995, гл.9

Дополнительная.

1. Ананьев Б.Г. Строение характера. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. М., 1982., с. 294-300.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Темперамент, характер, личность. Проблемы и решения.. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. М., 2008., с. 331-353.

3. Мерлин В.С Отличительные признаки темперамента. Хрестоматия по психологии М.,1987.

4. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека.

5. Небылицын В.Д. Темперамент. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. С. 243-249

6. Кречмер Э. Теория темпераментов. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. С. 268—294

7. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности.. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. С. 265-268

8. Рубинштейн С.Л. Темперамент и характер. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. М.,2008. С. 300.

Вопросы для размышления

1. Вы бы предпочли иметь дело с человеком, у которого хороший характер, или который обладает хорошими способностями?

2. Известно выражение «Посеешь привычку- пожнешь характер». Какие привычки в вашем поведении могут свидетельствовать о вашем характере?

3. У Л.Н.Толстого есть следующее высказывание:

«Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший человек – сорт человека, который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности – все различия людей».

О каких важных чертах характера говорит писатель?

Задачи и упражнения

1. Выберите слова, которые относятся к проявлениям: а) характера, б) темперамента, в) способностей.

Трудолюбие, настойчивость, музыкальность, творческое воображение, находчивость, сообразительность, бездарность, наблюдательность, речистость, талантливость, экстравертированность, глубина чувств, богатство мимики, жизнерадостность, ригидность, изобретательность, быстрота переключения внимания, принципиальность, настойчивость, инициативность, требовательность, сензитивность, самомнение, неряшливость, леность, решительность, оптимизм, гениальность, впечатлительность, быстрота мышления, медлительность.

2. Прокомментируйте высказывания. Насколько они верны, с вашей точки зрения.

А) Особенности темперамента зависят от химизма крови и гормонов.

Б) В основе темперамента лежит тип нервной системы.

В) Недостатки темперамента могут компенсироваться за счет увлеченности, полготовки, волевых усилий.

Г) Темперамент не существует до деятельности или вне деятельности в широком смысле слова.

Д) Темперамент определяется количеством общей энергии в организме.

Е) Темперамент определяется конституцией человека.

3. Иммануил Кант в своей работе «Антропология»(1879) дал чисто психологическое описание темпераментов, которые приводятся ниже. Вставьте пропущенные названия темпераментов.

1. …темперамент узнается по горячности, вспыльчивости, честолюбию.

2. …темперамент свойственен «людям веселого нрава».

3. …трудно вывести из равновесия, они постоянны в своих симпатиях и антипатиях, интересах и занятиях.

4…темперамент связан с принципиальностью, глубоким обдумыванием своих слов и действий.

5…темперамент связан с беспокойством, тревожностью, пессимизмом.

6. Эмоции… быстры, но поверхностны, деятельность бурная, но непродолжительная.

7. У … сильно развито чувство долга.

8… - шутник, хороший собеседник, легко завязывает дружбу.

9… присущ людям «мрачного нрава».

10… очень уживчивы, с виду мягки и покорны, но постепенно захватывают власть над людьми и обстановкой, так как обладают непреклонной, но благоразумной волей.

11… вдумчивы, но постоянно сомневаются в правильности и успешности своей деятельности, недоверчивы, озабочены, безрадостны.

12…избегают ответственности и труда, но обладают организаторскими качествами и готовы быть начальником.

13. …можно узнать по следующим проявлениям: это человек беззлобный, полный надежд, мысли и настроения которого легко меняются.

14…часто корыстен, но пасует перед препятствиями: достаточно едкого остроумия, чтобы исчез ореол его важности.

15… необязательны, недостаточно рассудительны, забывчивы, ничему не придают большого значения.

16…любит церемонии, общественную деятельность, натянут и напыщен, охотно протежирует(часто на словах) и любит иметь при себе льстеца, служащего мишенью для его остроумия.

17… не способен долго расстраиваться, печали его не глубоки.

18. У … низкая работоспособность, он предпочитает легкие, игровые задания.

19…долго раскачиваются, приступая к деятельности, но выполняют ее качественно и ответственно.

4. Бытует мнение, что для совместной жизни или деятельности надо выбирать или очень похожего на тебя человека, или же свою полную противоположность. На чем основывается это мнение? Согласны ли вы с ним? Возьмите для примера любой вид совместной деятельности и определите для него наилучших и наихудших партнеров из перечисленных ниже пар. Аргументируйте свой выбор.

1. сангвиник – меланхолик

2. сангвиник – холерик

3. сангвиник – флегматик

4. сангвиник – сангвиник

5. меланхолик – холерик

6. меланхолик – флегматик

7. меланхолик -. меланхолик

8. холерик – флегматик

9. холерик – холерик

10. флегматик - флегматик

5. Вставьте пропущенные слова в предложениях:

1. В отечественной психологии характер определяется как совокупность… свойств индивида, в которых выражаются способы его … и способы… ….

2. От … зависят особенности характера, определяющие динамику его проявления.

3. Характер не наследуется и не является прирожденным качеством личности, он … под влиянием условий жизни, в процессе воспитания и активного … с окружающими людьми.

4. На формирование характера особенно влияет ….

5. Черты … отражают то,.. действует человек, а черты личности – то, … … он действует.

6. Павлов И.П. назвал характер …, а темперамент ….

7. … - это своеобразные заострения черт характера.

 

 

Занятие № 3

Способности.

Основные понятия: способности, склонности, задатки, талант, гениальность, специальные способности, общие способности, одаренность, наследование, социальное наследование.

Вопросы для обсуждения.

1. Понятие о способностях.

2. Происхождение способностей. Способности и задатки.

3. Качественная и количественная характеристика способностей.

4. Формирование способностей.

Литература.

Основная.

1. Маклаков В.Н.Общая психология. СПб, 2002, гл.20,21.

2. Немов Р.С. Психология. М., 1994, кн. 1, гл.13.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995, гл.9

Дополнительная.

1. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. М., 1982., с. 129-140.

2. Лейтес Н.С. Одаренные дети. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. М., 2008., с. 105-112.

3. Рубинштейн С.Л. Способности. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. М.,2008. С. 31-47

4. Шадриков В.Д. Психология способностей.. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. М., 2008. С. 64-80

Вопросы для размышления.

1. Может ли человек компенсировать отсутствие способностей и если да, то чем?

2. Как бы вы ответили на вопрос: «Математиком можно стать или им нужно родиться»?

3. «Заботясь о развитии способностей ребенка, нельзя упускать из виду важнейшую среди них – способность при всех обстоятельствах быть человеком, быть личностью» (А.В.Петровский).

Что может выступать в качестве задатков такой способности?

Задачи и упражнения.

1. Продолжите высказывания:

- Чтобы способности реализовались, необходимо….

- Нельзя говорить о наличии способности к рисунку, если человека…

- Неспособность к чему-либо обнаруживается, когда при прочих равных условиях человек…

- При выраженных способностях родителей с большой вероятностью создаются….

- Задатки многозначны: один и тот же задаток может…

2. Прокомментируйте суждения. Как соотносятся задатки и способности в человеке?.

- Рафаэлем может стать только тот, в ком сидит Рафаэль, но удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант – это целиком зависит от спроса, который в свою очередь зависит от разделения труда и от порождаемых им условиях просвещения людей.

- Человек никогда бы не проявил своих способностей, если бы не родился с соответствующими генами музыкальных, технических, литературных, интеллектуальных и т. д. способностей… Развитие способностей носит имманентных характер, совершается по принципу присущей самому организму внутренней целесообразности… совершенно независимо от влияния внешней среды.

- Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности

- Свои способности человек может узнать, только пытавшись приложить их.

3. Попытайтесь ответить на «вечные» вопросы:

- Талант ли владеет человеком или человек талантом?

- Можно ли из грязи подняться в князи?

- Бывают ли ни к чему не способные люди?

- Совместимы ли гений и злодейство?

 

Занятие № 4






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных