![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Предупреждение организованной преступностиСверхзадача общества в предупреждении организованной преступности заключается в разработке таких мер разрушающего воздействия на этот криминальный феномен, в реализации которых удалось бы удержаться от скатывания за опасную грань произвола и беззакония. Даже чрезвычайные меры, без которых кульминация противостояния организованной преступности не обошлась еще ни в одной стране, должны быть контролируемыми представительными органами власти, поскольку лишь представительная ветвь власти может быть гарантом от перерастания чрезвычайных мер в тоталитаризм. Задача криминологической науки — поиск максимально эффективных мер разрушения организованной преступности в рамках законности. Поиск преимуществ государства в предупреждении организованной преступности — непростая проблема. Основываясь на анализе современной российской реальности, проще всего было бы констатировать их отсутствие. Но изучение мирового опыта позволяет вскрыть ряд потенциальных преимуществ государства: 1) организованная преступность не первична. Она паразитирует на здоровой части общества, которая всегда больше, потенциально сильнее. Такое соотношение, как это ни парадоксально, является оптимальным для мафии. Она не заинтересована в бесконечном росте своих рядов. Только при определенной пропорции между обществом и преступностью последняя может получать сверхприбыли. Увеличение удельного веса криминальных структур преступный мир не допускает сам, так как это ведет к конкуренции и уменьшению прибыли. С конкурентами быстро расправляются. Поэтому общество принципиально всегда сильнее преступного сообщества. Лишь недостаток организации общества позволяет криминальным структурам господствовать над ним; 2) общественное мнение и поддержка населения изначально всегда на стороне тех, кто призван контролировать преступность. И лишь в больном обществе, парализованном страхом, криминальные лидеры могут рассчитывать на поддержку населения. Однако эта поддержка ненадежна, и при первых же успехах государства в данной области общественное мнение оказывается на стороне госструктур — и в этом неисчерпаемые возможности опираться на содействие масс; 3) государство имеет приоритет в отборе, воспитании и подготовке кадров для правоохранительных органов. Если отобрать лиц, чьи помыслы чисты и благородны, мотивы которых в антикриминальной сфере не связаны с корыстью, то их правоохранительная деятельность будет беззаветной и самоотверженной; 4) материальные ресурсы государства несоизмеримо богаче ресурсов криминального сообщества. Но у преступников они сконцентрированы на обеспечении борьбы с госструктурами, а государство рассредоточило их в различных сферах. Пока усилия государства не будут сконцентрированы на проблеме разрушающего воздействия на организованную преступность, успеха не будет; 5) мировой опыт показывает, что при своевременном принятии жестких мер государство нередко выходило победителем в противоборстве с криминальным монстром. Сущностью государственной стратегии предупреждения организованной преступности должно быть устранение преимуществ криминальных групп и развитие преимуществ государства. При отсутствии четкой стратегии и конкретной программы, рассчитанной на длительный период противостояния с преступностью, шансов не только на победу, но и на установление определенных паритетов нет. При проведении кратковременных «ярких» кампаний по ликвидации организованной преступности вероятность положительных результатов близка к нулю. Напротив, при правильной организации стратегического противостояния успех возможен. Это убедительно продемонстрировал как отечественный, так и зарубежный опыт. Организация стратегического противостояния должна включать следующие элементы: 1) определение целей (перспективных и поэтапных); 2) создание вневедомственных государственных органов по борьбе с преступным сообществом, имеющих организационную структуру адекватную поставленным перед этими органами задачам и не уступающих преступным кланам по степени защищенности (от коррупции, шантажа и физических расправ); 3) создание приоритета в их материальном обеспечении; 4) переход к государственной политике, максимально затрудняющей деятельность и развитие организованной преступности (формирование соответствующих контрольных структур, законодательной базы, идеологии, приоритетов производственно-хозяйственной деятельности и т.д.). Система противодействия организованной преступности требует концептуального подхода, основанного на научном изучении проблемы. Концепция должна включать общесоциальные и специальные криминологические меры воздействия на организованную преступность. Применительно к политической преступности, включая ее организованные формы, следует разработать и принять самостоятельную концепцию. Как известно, общесоциальные меры специально не направлены только на предупреждение преступлений, но учитывают ее в качестве одной из целей. Преступность, особенно организованная, представляет настолько серьезную опасность, что в социальной политике нельзя не учитывать криминогенных последствий. Резкий переход к рыночным отношениям сопровождался неизбежными криминогенными издержками. Однако они могли и еще могут быть значительно сокращены внесением существенных корректив в процесс реформ, не изменяющих сущности российского общества как демократического и рыночного. Повлиять на масштабы организованной преступности можно усилением социальной ориентации реформ: подъем материального производства, повышение жизненного уровня нищего большинства, сокращение разрыва между богатыми и бедными в уровне доходов, существенная поддержка малого предпринимательства, усиление внимания к культуре, к сохранению позитивных традиций, к воспитанию подрастающего поколения. Концептуальный подход предполагает определение наиболее эффективных мер противодействия организованной преступности. Среди них подрыв экономической основы. Необходимо принять такие меры, чтобы заниматься преступной деятельностью стало экономически невыгодно. Многие из них уже апробированы в мировой практике: — меры по контролю за подозрительными финансовыми операциями; — конфискация противоправно приобретенного имущества в порядке гражданского судопроизводства; — декларирование крупных приобретений; — ответственность за легализацию (отмывание) незаконно нажитых материальных благ; — реализация программы расширения возможностей молодежи иметь легальные источники существования; — меры по легализации нелегального (теневого) сектора экономики; — аннулирование в судебном порядке криминальных и иных незаконных актов приватизации; — борьба с уклонением от уплаты налогов, совершенствование системы определения налогооблагаемой базы и др. В числе специальных мер предупреждения организованной преступности следует назвать: - разработку способов внедрения и внедрение в преступные организации секретных сотрудников, осуществление негласных операций и контролируемых поставок, в первую очередь наркотиков и оружия; - борьба с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, поскольку именно такой оборот является одним из главных источников преступных доходов преступных организаций; - совершенствование методики сбора оперативной информации о конкретных организованных группах, их действиях, связях, наличии финансов, передвижениях внутри страны и за рубежом; - обеспечение координации деятельности всех государственных служб, которые могут и должны участвовать в борьбе с организованной преступностью: органов внутренних дел, прокуратуры, налоговой полиции, таможенной службы, а также учреждений, осуществляющих валютный и экспортный контроль в стране; - организация технической, правовой, психологической, экономической, финансовой подготовки сотрудников всех государственных служб, участвующих в борьбе с организованной преступностью, поскольку эта преступность очень часто связана с финансовыми и валютными махинациями, преступлениями в сфере экономической деятельности; - ограничение банковской тайны и других соответствующих правил, препятствующих эффективному контролю за передвижением финансов сомнительного происхождения; финансовые учреждения должны своевременно информировать правоохранительные обо всех ситуациях, позволяющих предположить наличие незаконного приобретения денег или незаконных сделок. В противодействии организованной преступности велика роль уголовно-правового предупреждения, включающего не только меры уголовно-правового характера, но и оперативно-розыскные, уголовно-процессуальные, специально организационные и уголовно-исполнительные меры. Уголовно-правовой элемент системы противодействия организованной преступности постоянно совершенствуется, но до сих пор недостаточно эффективен, несмотря на то что уже более 10 лет функционирует специальная мощная структура в МВД РФ, а также в ФСБ РФ. Наиболее слабым в этой подсистеме является уголовно-процессуальный компонент, т. е. трудности изобличения лидеров преступных формирований. Поэтому так много внимания уделяется данному компоненту в проекте закона о борьбе с организованной преступностью. Однако новый УПК не отражает особенности доказывания по делам об организованных преступлениях. Таким образом, до сих пор актуален вопрос о необходимости специального закона по борьбе с организованной преступностью. Для российского права характерен высокий уровень кодификации, поэтому меры уголовно-правового, процессуального, уголовно-исполнительного характера отражаются в соответствующих кодексах, а также в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Соответствующие меры противодействия организованной преступности должны и могут быть включены в эти законы. И лишь профилактические, административно-правовые и организационные меры противодействия организованной преступности могут быть предметом самостоятельного правового регулирования. Но это не отменяет необходимости комплексного закона о борьбе с организованной преступностью. Он необходим, во-первых, как нормативная база для служб борьбы с организованной преступностью, во-вторых, как профилактическое средство, в-третьих, как документ, отражающий политику государства в отношении организованной преступности. Однако такой закон, принятый Государственной Думой и Советом Федерации, дважды отклонен Президентом. Думе же не удается преодолеть его вето. Причины отклонения закона, по крайней мере названные, состоят в том, что многие меры, записанные в этом законе, могут затормозить развитие рыночных отношений. Поэтому они отвергаются как якобы противоречащие Конституции РФ. Во всех федеральных программах по усилению борьбы с преступностью имеется специальный раздел, посвященный борьбе с организованной преступностью, который, как правило, содержит в основном организационные меры. В нем чаще всего предусматриваются: — разработка мер, препятствующих проникновению организованной преступности в государственный аппарат; — разработка механизма получения и реализации информации о денежных средствах организованной преступности, сосредоточенных в иностранных банках и принадлежащих участникам организованных преступных групп и сообществ, в том числе об их недвижимом и ином имуществе за рубежом, и обеспечение его ареста, конфискации и возвращения валютных средств либо эквивалента за недвижимость и другое ценное имущество в Россию; — выработка системы мер пресечения «отмывания» незаконно полученных капиталов и имущества, нажитых преступным путем, а также ответственности за оказание содействия в этом; — создание системы мер обеспечения в соответствии с законодательством оперативного лишения преступных групп и сообществ возможности распоряжаться имеющимися деньгами, ценным имуществом, специальными техническими средствами с последующей их конфискацией; — разработка системы информационного обеспечения деятельности правоохранительных и других заинтересованных ведомств по выявлению преступных формирований и создание единого информационного банка данных о преступных формированиях, их лидерах, покровителях, способах поддержания международных контактов. В заключение хотелось бы отметить, что во всех федеральных программах предусматриваются меры уголовно-правовой и криминологической (собственно) профилактики. Из собственно профилактических мероприятий можно назвать разработку и реализацию комплекса мер по демонстрации населению результатов борьбы с организованной преступностью, включая показ через средства массовой информации судебных процессов над участниками организованных групп и сообществ, периодическую публикацию сообщений о результатах проведенных операций по изъятию денег и иных ценностей, нажитых преступным путем, оружия, наркотиков.
Заключение Поскольку организованная преступность не признает границ, важное значение приобретает должная, четкая координация работы милицейских и полицейских служб разных стран, своевременный обмен ими информацией, совместное планирование работы по борьбе с названным видом преступности, проведение конкретных мероприятий по выявлению и задержанию участников преступных сообществ. В деле координации деятельности правоохранительных структур разных стран особое место, конечно, принадлежит Международной организации уголовной полиции -Интерполу. Для России особое значение имеет сотрудничество с правоохранительными органами стран СНГ, тем более что границы между этими странами более чем прозрачны. Без соответствующего взаимодействия каких-либо успехов добиться в этой области практически невозможно. Об этом говорит, например, опыт работы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и незаконным оборотом оружия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|