ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Характеристика социологических методов в криминологических исследованияхСреди социологических методов наибольшее распространение получили такие методы как наблюдение, опрос, анализ документов, экспертная оценка, социометрия, гораздо реже используются такие методы как эксперимент, тестовые испытания. Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие исследователем изучаемого явления. Наблюдение может быть включенным и не включенным. Включенное наблюдение предполагает изучение исследуемого объекта изнутри. Например, для изучения микросреды осужденных исследователь анонимно под видом осужденного может включиться на определенное время в жизнедеятельность отряда. Однако применение этого метода ограничено в связи с закрытым характером криминальной среды. При не включенном наблюдении исследователь изучает ситуацию, сам в ней не участвуя. Например, находясь в исправительной колонии, исследователь наблюдает жизнь осужденных со стороны, не включаясь в их жизнедеятельность. Такое наблюдение хотя и применяется чаще включенного наблюдения, однако дает менее достоверные, более поверхностные знания. Опрос предполагает изучение тех сторон проблемы, которые с трудом поддаются наблюдению или не могут быть наблюдаемы вообще и представляет собой обращение к носителю информации об этой проблеме. В криминологии применяются такие виды опроса как анкетирование, беседа и интервью. Каждый из этих методов имеет определенные преимущества и недостатки. Анкетный опрос представляет собой получение ответов в письменной форме на сформулированные в анкете вопросы от носителя информации – респондента. Преимущество этого вида опроса состоит в том, что можно опросить большой круг респондентов. Однако этот опрос является неполным психологическим контактом с затрудненной или отстающей во времени обратной связью, поскольку общение исследователя и респондента опосредовано анкетой. Этот недостаток компенсируется в определенной мере другой формой опроса – беседой, предполагающее непосредственное межличностное общение, взаимный обмен мнениями. Недостаток этого метода состоит в том, что он не позволяет одновременно охватить большой круг респондентов. Более мобильным и пригодным для широкого опроса, предполагающим межличностное общение, является интервью. Однако и этот метод вызывает определенные затруднения психологического контакта исследователя с респондентом, т.к. опрос производится по очень ограниченному кругу вопросов, свободный обмен мнениями отсутствует, мотивы ответов респондентов остаются невыясненными. Таким образом, использование преимущественно того или иного вида опроса во многом зависит от целей и задач криминологического исследования. Метод анализа документов активно применяется криминологами при изучении уголовных дел, обобщений практики правоохранительных органов, материалов прокурорских проверок, других официальных документов. Изучение каждого вида документа требует специфической методики. Например, изучение уголовного дела осуществляется в основном с помощью бланка-анкеты, предусматривающей перечень вопросов по следующим разделам: сведения о преступлении; сведения о личности лица, совершившего преступление; сведения о причинах и условиях совершения преступления; сведения о наказании и других формах уголовной ответственности или об освобождении лица от уголовной ответственности и наказания; сведения о применении профилактических мер. Метод экспертной оценки является по существу разновидностью опроса, однако опросу при применении этого метода подвергаются специалисты в области предупреждения преступности - ученые-правоведы и работники правоохранительных органов, результаты этого опроса является экспертными оценками. Цель применения этого метода состоит в получении компетентного мнения о состоянии преступности и прогноза о состоянии преступности на будущее. Социометрический метод основан на сочетании опроса и математических методов обработки информации. Применение этого метода в криминологии связано с изучением микросреды осужденных, преступных и криминогенных групп. Результат этого метода состоит в получении социограммы, графически изображающей структуру группы и дающей характеристику ее основных свойств: лидерства, межличностных отношений, ядра, степени межличностного взаимодействия участников группы и т.д. Хотя социометрический метод активно используется в криминологических исследованиях, его эффективность является гораздо меньшей, чем при обычных социологических исследованиях. Это обусловлено прежде всего закрытым характером криминогенной и преступной среды, ограниченной возможностью изучать эту среду в естественном состоянии, отсутствием возможности создать лабораторные условия для изучения этой среды. Метод тестовых испытаний, основанный на сочетании метода опроса и эксперимента, является в большей степени психологическим методом, чем социологическим. Суть этого метода состоит в том, что исследуемому дается задача (тест), которую он должен решить, т.е. высказать письменно свое отношение к смоделированной в задаче ситуации. Тесты используются активно для изучения личности лица, совершившего преступление, в частности, для изучения его правосознания, умственных способностей, ценностных ориентации и т.д. Метод сравнительного правоведения является по существу единственным правовым методом, применяемым в криминологии. Этот метод используется для сравнения явлений, составляющих предмет криминологии, например, для сравнения общероссийского состояния преступности и состояния преступности в отдельном регионе. Логико-языковой метод, основанный на сочетании правил формальной логики и языка, применяется в криминологии для анализа содержания терминов, образующих понятийный аппарат этой науки. Развитие криминологии в последние десятилетия привело к проникновению в эту науку математических и кибернетических методов. Эти методы активно применяются для прогнозирования состояния преступности, установления зависимости между состоянием преступности и факторов преступности. Однако эти методы не могут быть основными в криминологии, поскольку социальные процессы более сложны и не предсказуемы, чем процессы, с которыми сталкиваются математика и кибернетика, общественная жизнь не может быть в полной мере формализована и выражена в цифровых показателях. Например, математические и кибернетические методы не пригодны для выявления глубинных социальных детерминант преступности, поскольку эти методы позволяют установить взаимосвязь лишь между преступностью и определенными криминогенными факторами, которые сами по себе не порождают преступность, не способствуют формированию или проявлению ее причин (миграцией населения, «неполными» семьями, алкоголизмом и т.д.). Связь между этими факторами является не причинно-следственной, а корреляционной, связью сопутствия. Эта связь не выражает устойчивой социальной закономерности, а лишь означает, что значению криминогенного фактора соответствует несколько значений преступности как фактора результативного. Данное обстоятельство обусловлено тем, что связь между криминогенными факторами является многократно опосредованной другими социальными процессами и явлениями. Например, исследователи на протяжении многих лет фиксировали среди несовершеннолетних – правонарушителей значительный удельный вес лиц, воспитывающихся в неполных семьях. Очевидно, что неполная семья непосредственно не связана с преступным поведением несовершеннолетних. Однако такая семья объективно обладает меньшими возможностями для позитивного воспитания ребенка: в такой семье, как правило, сложнее решать материальные проблемы, ребенок хуже усваивает разнополые социальные роли, реально ощущается дефицит общения родителя с ребенком и т.д. Будет ли ребенок из такой семьи правонарушителем или законопослушным гражданином в большей мере зависит не от численности семьи (ее взрослых членов), а от наличия или отсутствия отчужденности ребенка от семьи. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|