ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
РОССИЯ ИЛИ «ДОМ ТОЛЕРАНТНОСТИ»?Как ни прискорбно, но мы, нынешние, толерантные и политкорректные, боимся обидеть кого угодно: национальные и сексуальные меньшинства, правых и неправых (этих особенно), своих и чужих (этих не приведи Господь!). Не боимся обидеть только Христа. Что же касается пресловутой толерантности, то на этот счет запомнилась остроумная реплика на одном из Рождественских чтений профессора Медведевой Ирины Яковлевны, замечательного ученого-психолога и блестящего оратора. Она поведала о том, как на одной из конференций ее вконец одолели с этим требованием, а именно – большей толерантности, которой, как там утверждали, в России еще очень мало. Пришлось прикинуться простушкой и поинтересоваться, а что означает это слово, как это можно сказать по-русски. Ей пояснили: терпимость. На что она, не растерявшись, ответила, что-де до революции в России были, так называемые, дома терпимости. Выходит, их правильнее было называть домами толерантности? Мы же, в свою очередь, задумаемся, - а не желают ли наши многочисленные радетели и впрямь превратить святой Русский Дом в один большой «дом толерантности»?! И еще. Что более всего не по сердцу автору этих строк, так это именно перевод самого понятия толерантность на русский язык. Только прислушайтесь, нас, по сути, призывают относиться к окружающим терпимо, терпеть людей. Но разве ж в этом вера наша? И разве ж пречистыми устами Господа нашего не призывает нас к совершенно иному. Вспомним: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гоняющих вас» (Мф 5, 44-45).
Свято место, как известно, пусто не бывает, как не бывает вакуума в пространстве, именуемом идеологией. А потому в сердечки наших детей и подростков, мятущиеся в поисках героев для подражания, не без злого умысла и при нашем же попустительстве, бесцеремонно распихивая благородных сказочных персонажей, втиснулись легионы туповатых атлетов с накаченными мышцами и пустыми глазами, жутких монстров и нагловатых агрессивных черепашек. Вдумаемся: совсем неслучайно один из былинной богатырской троицы Алеша Попович – выходец из семьи священнослужителя, а ее центральная фигура, Илья Муромец – ныне святой небесный покровитель отечественных погранвойск. И разве ж не являются эти витязи воплощением гармонично – не только физически, но и духовно – развитых мужей. И достойным внимания примером, по словам поэта, «юноше, обдумывающему житье, думающего сделать жизнь с кого». К слову, поэт этот, все тот же Маяковский, так страшно распорядившийся своим недюжинным талантом (а ведь талант, по слову святых отцов, – поручение от Бога!) и жизнью, советовал своим юным современникам брать пример с Феликса Дзержинского, основателя и руководителя печально известной ЧК – главной цитадели, разрабатывающей и осуществляющей многолетние изуверские планы беспримерного геноцида русского народа. Может, неслучайно поэтому, что и в анкете своей, в графе национальность, поэт-самоубийца отказался называться русским, записав «грузин».
Что ж, надо признаться – усилия многих поколений западников, дали-таки свои ядовитые всходы. Многие наши молодые люди нет-нет, да и вздохнут ныне украдкой, глядя умильно в дальнюю заокеанскую сторону. Не оттого ли, что тамошние жители круглосуточно сияют «фирменными» улыбками, источая флюиды благоденствия и уверенности в завтрашнем дне? А зря! Все же не стоит потаенно вздыхать, наблюдая сцены демонстративной любви, щедро напомаженные жизнерадостным бриолином. Неизменно испытываешь за них чувство некоей неловкости, не покидает ощущение показушности: словно кто-то по театральному пылко изъясняется в нежных чувствах любимой в переполненном общественном транспорте. Возникают навязчивые ассоциации с дежурным общенациональным оскалом, именуемым почему-то улыбкой; по меткому же выражению профессора А.И. Осипова – гримасой улыбки. Вовсе не ратую за угрюмость, но даже она, являясь искренним проявлением отношения к конкретному событию или человеку, все же естественна. Чего не скажешь о вымученной долгими упражнениями со словом «сыр» мимической судороге. И не потому ли на глянцевитой незамутненной поверхности «лучшего из миров» нет-нет, да и разорвется очередной зловонный гнойничок. Это и изощренные убийцы усыновленных зачем-то малышей, малолетние расстрельщики собственных одноклассников или всенародное, без тени застенчивости и намека на деликатность сюжета, вовлечение нации в беспрецедентную по цинизму эпопею с домогательствами бывшего президента супердержавы к практикантке, с последующими разбирательствами на самом высоком государственном уровне неких пятен на некоем платье, позорная процедура сличения, подробный протокол которого был, без всякого зазрения совести, обнародован даже в нашей прессе… Задумаемся, а ведь речь-то идет о выборном руководителе огромной нации, кичащейся высокой цивилизованностью, претендующей, к тому же, на мировое лидерство. Дабы скрыть позорный конфуз, можно использовать древнейший безотказный рецепт: побряцать накаченными мышцами, насылая с неба огонь на головы мирных жителей Сербии или Ирака. Между тем, именно в Месопотамии, междуречье Тигра и Евфрата, по преданию, и находился в самом начале человеческой истории рай, населенный первыми людьми. Интересно, знают ли об этом звездно-полосатые убийцы и их союзники? Несколько лет назад в Штатах разразился скандал, увы, не нашедший, по понятным причинам, освещения в отечественных средствах массовой информации. А затронул он весьма важную и, как оказалось, щепетильную тему этногенеза заокеанской нации. Здесь был обнародован новый научный взгляд на историю заселения Северной Америки. Он заключался в том, что первыми переселенцами с европейского материка, заложившими основы этой цивилизации, были в большинстве своем не только беглые каторжники и люди, не находящиеся в ладах с законом вообще. Как выяснилось, ими были еще и в огромной количестве… гомосексуалисты, которых в бескрайних просторах материка привлекала, прежде всего, возможность надежно укрыться от пуританских устоев Старого Света того времени. Предприимчивые американцы тотчас наладили, по этому случаю, выпуск компьютерных игр с соответствующими сюжетами и полными пикантных намеков сценками. Что, собственно, и вызвало скандал, о котором автор этих строк вычитал в …специальном компьютерном журнале. А чего стоит недавний публичный восторг премьер-министра Великобритании по поводу легализации однополых браков. После же победоносного шествия по Альбиону богохульного и богомерзкого «Кода Да Винчи», как показали специальные опросы, 60 % нынешних британцев верят, что у Христа (прости нас, Господи!) и в самом деле была жена, дети. Словно речь идет не о древнейшей европейской стране, бывшей некогда оплотом христианства, которую и ныне возглавляет королева, помазанница Божия. Как это прикажете совместить?! А тут американское телевидение порадовало своих зрителей очередной сногсшибательной новостью. Оказалось, что по итогам традиционного предновогоднего опроса на тему «Человек года» победили двое: популярная ведущая одного из ток-шоу и… Иисус Христос. Часто, весьма часто создается впечатление, что речь идет все же не о трехсотмиллионной стране, претендующей на роль мирового лидера, а пациентах некоей гиперлечебницы для тяжелых душевно больных. Да, не все ладно в датском королевстве…
ОЩУТИТЬ НЕВИДИМОЕ Так стоит ли сокрушаться, подолгу косясь в закатную сторону, что не там-де угораздило народиться на свет Божий. Приноровимся же мерить собственную жизнь и судьбу своим, а не чужим аршином, не уподобляясь тем, кто, вопреки изобилию умных механизмов и еды, так и не может, как ни тужится, преодолеть комплекс культурной неполноценности. Соединенные Штаты – только вдумайтесь – моложе нашего Большого Театра! Но театр-то этот – далеко не первое и не главное достижение русской нации. И пусть историю России в течение семи десятилетий ушедшего века писали, да и поныне пишут, как водится, победители. Нынешнему же и всем последующим поколениям важно иное: не забывать, что за плечами народа незыблемые пласты высочайшей духовности и святости предков, величественной тысячелетней традиции. Достаточно вспомнить, что у того же Пушкина в роду 12 святых по прямой линии и 20 по боковым. Да и не у него одного, а у многих и многих миллионов русских людей. Покойный ныне протопресвитер Алексий Киселев, бывший настоятелем в храме преподобного Серафима в Нью-Йорке, произнес некогда слова, преисполненные пронзительной сыновней любовью к Родине. Вслушаемся же в них и мы: «Тем, кто не был еще в России, очень советую побывать – прочувствовать, ощутить невидимое и не отвернуться от многого видимого». Как созвучны они страстному призыву Достоевского: «Судите русский народ не по тем мерзостям, которые он так часто делает, а по тем великим и святым вещам, по которым он и в самой мерзости своей постоянно вздыхает. А ведь не все же и в народе – мерзавцы, есть прямо святые, да еще какие: сами светят и всем путь освящают!»
СТРАНА ИНЫХ Преподобный Сергий Радонежский – игумен Земли Русской. Как часто приходится слышать эту фразу, и не только слышать, но и самому повторять, любуясь ее звучной красотой. Но едва ли задумываясь над ее подлинным смыслом. Так, во всяком случае, было с автором этих строк. Но случилось, что услышанная в очередной раз, она поставила его в тупик. И в самом деле, это что же получается, Россия – монастырь?! И как прикажете это понимать? Ведь монастырь – обитель монахов. А слово это происходит от греческого μονος (монос), что значит один. И это понятно. Гораздо больше, как мне кажется, русской душе говорит другое слово, означающее этот вид подвижничества – инок. И в самом деле, встречаясь с этими людьми, русский человек не мог не заметить, что при всей своей схожести с ним, эти люди все же иные. И дело тут вовсе не в той приметной глазу разнице во внешнем виде, и даже не в отсутствии привычного уклада жизни и семьи. Разве не встречал он в своей жизни разного рода отшельников, бобылей, да холостяков. Нет, разительное отличие этих людей, наверняка, виделось в иных, непонятных обывателю ценностях, о которых он едва ли мог догадываться. Словно они обитают рядом, но и в то же время в параллельном, ином мире. Где царят иные законы, где дорожат иными ценностями. Где, кажется иным сам воздух за высокими стенами обители. Вот и Россия испокон века чает жить по-иному. И оттого-то мир ее часто не понимает и не принимает. Да и понять не может. А потому и не оставляет в покое. И в самом деле, все чаще страна наша напоминает ребенка, который в тихом одиночестве играет в своем уголке в свои игрушки. А чужие взрослые все лезут и лезут к нему, пристают, поучая своим правилам, докучают. Дитя же устало и беззлобно твердит им: да, не лезьте ко мне, оставьте в покое, я ведь вас не трогаю. Вам непонятны и неинтересны мои игры и мои забавы, так оставьте меня. Но нет, похоже, не оставят.
Долго размышлял, писать об этом или нет, и все же решился. Читая эти строки у Лермонтова, нельзя, как мне кажется, не расстраиваться, недоумевая: за что он так?! Вы догадались, о чем я? Да о стихах любимого поэта «Прощай, немытая Россия…». Известно, что у нас не Люксембург (и слава Богу!), и что никогда не мыли мы свои тротуары, да и вряд ли когда будем их драить, и что пути-дороги наши по-прежнему извилисты и ухабисты. Конечно, почему бы и не драить свои тротуары в то время, когда тебя и страну твою из века в век другая страна защищает от азиатского варварства. И все же, все же… как он, русский, да еще Лермонтов, посмел такое?! «Немытая»… Это о Святой-то Руси!? Но ведь и «Люблю Отчизну я, но странною любовью…» написано этой же гениальной рукой. Бог ему только и судия. А только пришло-таки примирение. Нежданно и с негаданной стороны. Моя добрая жена, в раннем детстве, в Ставрополье, пережившая ужасы немецкой оккупации, поведала как-то, что в ее селе красивые молодки, да и вообще привлекательные женщины, дабы отвязаться от наглых притязаний ненавистных фрицев, сознательно уродовали себя, нацепляя на стройные тела грязные рваные одежды и обстригая пышные косы, вымазывая сажей румяные лица. Вот и хочется сказать всем тем, кто и поныне без устали поносит нас за неказистость нашу: неужто мы не в оккупации живем, да еще такой невиданной доселе духовной оккупации, - которая как по масштабам своим, так и по подлой жестокости, ни немцу, ни Бонапарту, ни Батыю и не снилась. Для кого наряжаться-то?! А вот придет День, - только бы ей, родимой, дожить, дотянуть – и тогда предстанет Русь во всей своей ослепительной белизне, невиданной миру красе пред Тем, Кого так долго и терпеливо ожидала, Кому так усердно со слезами молилась, для кого хранила и умножала, и сберегла-таки самую большую драгоценность, самую свою заветную святыню – великую русскую душу. Да, у Святой Руси – воистину иное предназначение. Послушайте, как сказано об этом у Максима Яковлева в его своеобразном писательском дневнике «Строки из жизни»: «Разве не радость принадлежать к народу, которому отвёл Господь такое великое пространство - чуть ли не вполовину земной окружности. А ведь и не зря отвёл, как мне догадывается: должна же быть на Земле хоть одна страна, где бы начало дня на востоке начиналось с возгласа: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа"... и так, по мере движения солнца на запад - одна за другой - шла как бы единая нескончаемая Божественная Литургия! И едва затихает у нас на западном берегу, как тут же вспыхивает на восточном... В мире нет такой страны больше, только одна Россия».
7. «Стать русскими во-первых и прежде всего…» Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|