Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КОГДА РУССКИЕ СЛАБЕЮТ – ДРУГИЕ ЗВЕРЕЮТ




Изучая язык какого-нибудь народа, почти неизбежно знакомство с его психологией, нравами и обычаями, географией. Что же касается языка русского, то здесь случай особый. Вся его красота, вся бездонная чистая глубина, вся необъятная высь и ширь его становится понятной лишь в свете христианской веры. Русский язык попросту не может полноценно жить и развиваться в пространстве, лишенном света Православия, вне церковной ограды. И если волею истории, которую люди церковные привычно называют Промыслом Божиим, он (как и его носители) все же оказывается в этой неестественной для него оторванности от Церкви и веры, как же стремительно чахнет он, словно подсолнух, лишенный радости лицезреть дорогое ему солнце. А потому всегда – и это закономерно – когда бы ни зашла речь о русском языке, неизменно встает во весь свой исполинский рост Православная вера, без которой ничего толком не понять не в языке русском, ни в русском национальном характере. Как и рассуждения о русскости абсолютно беспочвенны и абстрактны, если игнорируется русское слово. В необычайно сложном и противоречивом процессе формирования нации русский язык и Православная вера, в конечном итоге, явились той созидающей силой, которая сотворила русского человека, его душу, феномен русскости как таковой. Как же хорошо сказал об этом Иван Бунин: «Россия и русское слово (как проявление ее души, ее нравственного строя) есть нечто нераздельное».

В свое время довелось познакомиться в Стамбуле, некогда именуемом Царьградом, с немцем, давным-давно переехавшим в Австралию, где он женился на турчанке, которая приходится автору дальней родственницей. По роду своей деятельности мне приходилось подолгу общаться с «настоящими» немцами, живущими на своей исторической родине. Свидетельствую, что Вольфганг, с которым мы провели замечательный вечер, остался стопроцентным немцем. И вовсе не потому только, что изъяснялся по-немецки. Повторяю, он был немцем во всем. С русским человеком в подобной ситуации произошли бы поистине весьма серьезные, часто необратимые, метаморфозы.

Весьма показательную историю, случившуюся с ним еще в раннем детстве, услышал я от человека, которому сегодня далеко за сорок. Когда в московском дворике детвора принялась выяснять, - кто какой национальности, он прибежал к отцу и спросил: «Папа, а я кто по национальности?» – «Ну, если не знаешь, значит русский», – ответил отец. История показательная в такой же мере, как и печальная.

Так что же это значит – быть русским? И что значит быть русским сегодня? Безусловно, всем миром преодолевать пагубную привычку прибегать по каждому мало-мальски значительному поводу, – как радостного, так и печального свойства, –- к спиртному, памятуя поучение Владимира Мономаха: «Лжи остерегайся и пьянства, от этого ведь душа погибает и тело».

Пугающая статистика о том, что население России ежегодно уменьшается на один миллион человек (!), лукавит, на самом деле, в одном: на это страшное число становится меньше именно русских. Поразмыслим, слово великий означает еще и большой числом. А значит, устойчивое словосочетание великий русский народ, помимо величия духовного, исторического, культурного, включает в себя еще и весьма немаловажную – демографическую – составляющую. А значит, создание крепкой семьи и достойное воспитание собственных детей – это, если хотите, первейший гражданский долг. Что делать тем, которые по тем или иным причинам не могут родить собственных детей? Наверное, вспомнить о том, что сегодня у нас в стране более семисот тысяч сирот: почему бы не поделиться с одним из этих детей частицей своей любви, своего тепла, уюта. Чужих детей, как и чужого горя, не бывает. Это не просто слова. Знаю не понаслышке и лично свидетельствую: чужой поначалу ребенок, проведя под вашей крышей всего лишь несколько дней, постепенно перестанет быть для вас чужим. Пройдет не так много времени – и вы сами будете с недоумением вспоминать то время, когда эта мысль вообще могла придти вам в голову. Только вот необходимо отдать малышу часть себя, притом, немалую, дети не признают полумер: полу любви, полу доброты, полу радости. А именно – своего покоя, благополучия, достатка, сна. Последнее, поверьте, испытание весьма серьезное; особенно, если квартира малогабаритная. Но ничего, ничего, - мы и так многое проспали в этой жизни.

И раз и навсегда запретить себе говорить о расшалившихся не на шутку детях, что они бесятся!

А еще – любить свою армию. Да-да, именно такую, какая она сегодня: униженную материально, опозоренную прессой и алчными офицерами, позорной дедовщиной, высмеянную в анекдотах. Какая есть! Какие мы, - такая и армия. Поверьте, глянцевых армий не существует вообще. А эта – наша. И случись что, - именно она будет защищать нас с вами, наших матерей, жен, отцов, дедов, наших детей. Нашу землю, наши храмы, наши святыни, наши дома и наши могилы. Кто, как не они, уже которое десятилетие, невзирая на все тяготы и лишения, потери и ранения, исполняют свой долг, заслоняя нас от оголтелой ненависти ублюдков всех мастей, оберегая от смерти и наркоты: от далекой Пянджской заставы до предгорий Кавказа. И значит, мальчикам надо идти и служить, становиться мужчинами. Просто мы обязаны быть сильными. Как-то услышал и запомнил: когда русские слабеют, – другие звереют.

От доктора филологических наук профессора Мироновой Т.Л. как-то довелось услышать, что слово Русь значит белый, светлый. Отсюда, по ее мнению, и слово русый. Иное мнение высказывает ее коллега из Свято-Тихоновского богословского университета Салтыков. И заключается оно в том, что тысячелетие назад слово Русь значило вооруженный человек. В любом случае, в обоих мнениях наличествуют великие, сокрытые от иноземного уха, потаенные смыслы. Русь – во все времена – есть светлый, лучезарный воин Христов против миродержца, князя тьмы.

И как важно, наверное, проторить дорожку, свою, личную, в Православный храм, дабы найти неложные ответы на вопросы, с которых началась эта глава. Конечно, и в храмах не все совершенно. Но поверьте в истинность этих слов: лучшие из русских священников знают то сокровенное, чего не знает больше никто на всем белом свете.

В этих святых стенах не принято мудрствовать о национальной идее. По той очевидной причине, что здесь она обретается вот уже второе тысячелетие. Неслучайно для каждого церковного человека так святы понятия: вера, Родина, семья. А о какой иной национальной идее может еще идти речь?! И разве не в этой святой лечебнице – пусть непросто, пусть не сразу – преодолеваются соборно болезни и скорби нашего времени. Поразмыслим, разве может вырасти в беспамятстве о своих корнях, о своих предках молодой человек, если сызмальства привычно пишет под диктовку родителей записки, а в них: и живые сродники, и почившие в Бозе. И не будет он поганить душу никакой рок какофонией, потому как с младых ногтей получил в церкви самое что ни есть правильное музыкальное образование, каковые суть: церковное, классическое и народное. В этих благословенных стенах нет и быть не может сиротства. Папы у тебя нет, мой хороший, бросил вас с мамой, - а как же батюшка? Редко кто из нынешних отцов превзойдет в истинности чувств к своему чаду заботливого священника, разрешающего пред Самим Христом наши бесчисленные прегрешения. Да и для многих женщин, приходящих в храм, священник, помимо многого, что он несет в себе, еще и образец, чего греха таить, – так необходимый – настоящего, состоявшегося мужчины. Сотворенная многими усилиями и молитвенным подвигом неустанного батюшки хорошая церковная община разве ж не земной прообраз небесного братства людей, истинной семьи. Какой замечательный повод задуматься об удивительных традициях русской святости, где все неслучайно, все – Промысл Божий. И не промыслительным ли было, что в самом начале века, принесшего России величайшие беды и скорби, был явлен пронзительной чистоты пример подлинно русской христианской семьи – святых царственных страстотерпцев и мучеников. А ведь именно с нападок на традиционную русскую семью, на ее разрушение направила свои усилия безбожная власть с первых дней своего бесславного правления. Да и нынешние многочисленные разрушители России привычно метят ядовитые стрелы в самое святое, самое сокровенное: в Православную Церковь и русскую семью.

А ведь сколько раз им казалось, что вот еще немного – и все. Помнится, как еще в моем далеком детстве тогдашний лидер государства грозился в скорости показать по телевизору последнего попа. Ан нет! Храмы позакрывали? Ну что ж, воля ваша. А разве – Христа нет?! И тогда Промыслом Божиим, в назидание многим, храмом становится человек. И кто же избирается Им для этой немыслимой миссии, да еще и в лихое время? Человек могучего здоровья, обладающий, к тому же, богословским образованием вкупе с энциклопедической начитанностью? Да нет, все происходит совсем не так: им оказывается небольшого росточка женщина, незрячая от рождения, лишенная, к тому же, в ранней юности способности самостоятельно передвигаться. Без аттестатов и дипломов. Но наделенная от Бога такой жертвенной любовью к людям, к ближним, ко всем нам. Да-да, Матронушка наша дорогая, святая молитвенница и скоропослушница, заступница пред Спасителем Нашим и Его Пречистой Матерью за всех, прибегающих к ее защите и предстательству, блаженная Московская старица! Как же дивно сбылись на ней, родимой, вещие слова Апостола, услышанные им от Самого Господа: «…ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор 12, 9).

 

Стать русскими… Это, наверное, еще и поменьше жаловаться: на власти, на погоду, на ближних, да мало ли на что! В том числе и на судьбу, памятуя о том, что судьба значит – Суд Божий, который мы сами себе по мере своей жизни готовим: словами, мыслями, поступками. И если не хватает еще сил полюбить ближнего своего за то, что он русский, то пусть хватит сил на то, чтобы пожалеть его за то, что он русский.

Куда ни приди – только и слышишь: нас, православных, зажимают. Можно подумать, что все мы только-только на свет Божий народились. А где и когда, в какие такие времена нас носили на руках, когда быть православным было легко?! Если не считать довольно непродолжительных – по вселенским меркам – периодов отечественной истории, да еще истории Византийской Империи.

К примеру, весьма распространенная жалоба – на запрет преподавания Закона Божия в общеобразовательной школе. На что хочется ответить: ну, и слава Богу! Неужто забыли, что целая плеяда отечественных революционеров вышла из священнический семей, из учащихся духовных семинарий, и, как правило, всенепременных отличников по означенному предмету. Как и вождь мирового пролетариата, у которого по Закону Божию в аттестате зрелости значится оценка отлично. Что не помешало ему спустя несколько десятилетий учинить в России такую кровавую Голгофу, которой свет не видывал. Это ему принадлежат и посей день леденящие душу строки: «Чем большее число представителей… реакционного духовенства удастся нам…расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели думать».

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных