ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие и значение криминологического прогнозирования. Виды криминологического прогнозирования.Криминологическое прогнозирование - оценка будущего состояния преступности, процессов ее детерминации, результатов различных управленческих решений, связанных с преступностью. Предмет - преступность, причины и условия преступности, личность преступника, преступное поведение, криминологическая политика. Объект: 1) преступность, ее отдельные виды и группы в определенной конкретно-исторической ситуации2) наиболее вероятные варианты развития криминологической ситуации в мире, стране, в регионе под влиянием комплекса детерминирующих факторов3) ожидаемый социальный образ наиболее опасного преступника с выделением типов по направлениям криминальной деятельности и степени влияния на криминогенные процессы; 4) социальный портрет жертвы преступления и установление групп риска; 5) наиболее вероятные варианты развития криминологической ситуации в мире, стране, регионе в контексте ожидаемого влияния комплекса детерминирующих факторов Цель - установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие преступности в перспективе, разработка способов изменения течения неблагоприятных тенденций и закономерностей. Субъекты - органы, ведущие борьбу с преступностью, научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем преступности, и коллективы ученых и практических работников. Этапы криминологического прогнозирования: 1) предпрогнозная ориентация -определение целей, задач, гипотез и т. д.; 2) сбор данных о процессах и явлениях, определяющих направления развития преступности, и способах борьбы с нею; 3) поисковый прогноз - отбор возможных вариантов развития, определение перспективных проблем; 4) нормативный прогноз - определение способов решения выявленных проблем; 5) оценка обоснованности прогнозов; 6) в итоге - выработка рекомендаций по оптимизации методов и условий борьбы с преступностью. Виды: 1. В зависимости от предмета прогнозирования: 1) состояние объекта - поисковый прогноз (например объем преступности); 2) тенденций и период развития объекта - нормативный прогноз. 2. От сроков прогнозирования: 1) краткосрочное - до 1 года; 2) среднесрочное - до 5 лет; 3) долгосрочное - от 5 до 10 лет; 4) сверхкраткосрочные и сверхдолгосрочные. 3. От роли прогноза в решении задач по борьбе с преступностью; 1) оперативное - используется в повседневной деятельности для решения текущих вопросов; 2) тактическое - для определения целей и задач криминологической политики в управленческих звеньях среднего уровня; 3) стратегическое, связанное со значительными по уровню, масштабу и характеру изменениями в криминологической политике. Исходя из назначения: 1) общее, адресованное всем субъектам прогнозирования; 2) специальное - ориентированно на прогноз отдельных аспектов борьбы с преступными посягательствами; 3) индивидуальное - прогнозирование конкретной ситуации и возможных путей ее нейтрализации или ускорения. В зависимости от объекта предвидения: 1. Сингулярное (однообъектное) - объект изолируется от структуры внешних взаимосвязей; 2. Мультипледное (многообразное) - анализу подвергается множество явлений; 3. Системное - учитываются уровни, направление взаимодействия прогнозируемых объектов, теснота взаимосвязи, пространственно-временные и социально-экологические параметры; 4. Метосистемное - выход за рамки данной системы и предложение другой системы. Метод криминологического прогнозирования – способ изучения объекта криминологического прогнозирования, направленный на составление конкретного прогноза. 1. Экстраполяция - продолжение в будущее тенденции, выявленной в анализе прошлого и настоящего. 2. Метод экспертных оценок - мнение компетентных специалистов. 3. Моделирование
Понятие планирования борьбы с преступностью и ее значение. Борьба с преступностью включает самые разнообразные средства и методы воздействия на преступность. Однако основным средством должно быть и является предупреждение преступности и преступлений. Успех предупреждения преступности во многом зависит от целенаправленности и планомерности предупредительной деятельности. Внедрение в практику предупредительной деятельности плановых начал есть реальный поворот к её эффективности. Планирование предупреждения преступности - это деятельность представительных органов власти по разработке и внедрению системы мероприятий, направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных условий, исключающих или нейтрализующих возможность отклоняющегося от норм уголовного законодательства поведения людей. Целью планирования предупреждения преступности является достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивное изменение её характера и структуры в планируемый период. Наибольшую результативность в сфере борьбы с преступностью могут приносить криминологические планы (или разделы), являющиеся органической частью социально-экономического планирования. Известно, что преступность представляет собой многофакторный социальный феномен, обусловленный комплексом негативных общественных явлений и процессов. Причём каждое из этих явлений и процессов действует не изолированно, а во взаимодействии. Составные части взаимодействующих негативных явлений могут относится к самым различным областям социальной действительности. Соответственно количественному и качественному разнообразию факторов, обусловливающих преступность, должность быть противопоставлен научно обоснованный комплекс мероприятий экономического, социального политического, организационного, социально-психологического и иного порядка, направленный на устранение или нейтрализацию указанных факторов. Отсюда и успех борьбы с преступностью зависит от решения комплекса социальных задач. Способом решения социальных проблем в жизни различных социальных общностей (трудовые коллективы, район, город, область и т.д.) и являются планы социального развития, в которых криминологические разделы составляют их органическую часть. Совершенствование процесса предупреждения преступности в рамках и на основе планирования экономического социального развития является одним из перспективных направлений существенного повышения эффективности, рациональности и гуманистичности предупредительной деятельности. Органически сочетая в себе общие и специальные мероприятия различного характера, планы экономического и социального развития комплексно решают задачу устранения и нейтрализации негативных явлений, обуславливающих преступность, что обеспечивает дальнейшее укрепление общественных отношений. Планирование позволяет осуществлять предупредительную деятельность не стихийно, от случая к случаю, а на базе глубоко продуманных, целенаправленных мер с учётом конкретных условий, возможностей и средств того или иного региона. На основе планов объединяются и координируются усилия всех организаций и органов, что является предпосылкой значительной активизации и избежания дублирования в их деятельности. В то же время, как показывает анализ практики, существует ряд общих недостатков, отрицательно сказывающихся на эффективности этой формы планирования предупреждения преступности. К ним, в частности, относятся: 1) недооценка криминологических проблем при разработке и осуществлении экономических, политических, идеологических и иных общих мероприятий планов; 2) неупорядоченность соотношения ведомственных, межведомственных планов и криминологических разделов планов социального развития, что приводит к дублированию и в ряде случаев к безответственности при выполнении мероприятий планов; 3) отсутствие систематического контроля за реализацией мероприятий криминологического раздела плана со стороны государственных и общественных организаций, права и обязанности которых в этой части нормативно не регламентированы; 4) разработка криминологических разделов планов без предварительных (предплановых) исследований преступности путем простого сведения в рамках одного документа малообоснованных мероприятий, касающихся некоторых сторон деятельности административных органов; 5) отсутствие нормативного акта, регламентирующего процедуру разработки, согласования и контроля за выполнением мероприятий криминологического раздела плана Не решен до настоящего времени и вопрос о субъекте социального планирования предупреждения преступности. Представляется, что этим субъектом могут и должны быть государственные органы власти (организации общества всех уровней). Последовательное сокращение преступности невозможно обеспечить только усилием органов прокуратуры, милиции и суда (специальных субъектов), ибо многие процессы и явления, оказывающие прямое либо косвенное влияние на преступность, находятся вне сферы деятельности этих органов (например, миграционные процессы, нарушения половозрастной структуры населения региона, создание благоприятных условий повышения культурного и образовательного уровня и т.д., влияющее на состоянии преступности). Органы государственной власти на местах и в центре обладают необходимыми материальными, финансовыми, организационными и правовыми возможностями позитивного воздействия на все сферы социальной жизни различных уровней организации общества. Правовой основой деятельности органов по экономическому и социальному планированию, в том числе и планированию предупреждения преступности, является Конституция, которая возлагает на органы государственной власти обеспечение соблюдения законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|