Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лицензирование, сертификация, аккредитация и выдача иных видов разрешений, а также уведомлений в сфере ПД




Глава 5. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

Лицензирование вводится в целях государственной безопасности, реализации государственной монополии, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан. Действующая в Республике Казахстан система лицензирования характерна для всех развивающихся государств, и связано это с рядом экономических и иных причин, а также имеет общие основы с процедурой и практикой лицензирования во многих странах СНГ. Согласно действующему законодательству Республики Казахстан под лицензией понимается выдаваемое компетентным государственным органом разрешение гражданину или юридическому лицу заниматься определенным видом деятельности или совершать определенные действия.

Подробный перечень уполномоченных государственных органов и их компетенция установлены законодательством. В указанный перечень время от времени вносятся поправки, поэтому необходимо сверяться и проверять государственные органы, ответственные за выдачу разрешений и лицензий. Кроме того, также меняется перечень деятельности, которая относится к лицензируемой.

За исключением некоторых видов деятельности, например, связанных с доступом к информации, составляющей государственный секрет, лицензирование деятельности казахстанских и иностранных лиц, отвечающих требованиям, установленным для данного вида лицензии, осуществляется на равных основаниях. При этом необходимо иметь в виду, что для государственных предприятий может быть предусмотрено преимущественное право выдачи лицензий, которые законодательными актами отнесены к государственной монополии.

Процедура получения лицензии делится по субъектам, в зависимости от субъекта установлены дополнительные требования к получению лицензии.

Лицензии делятся также по объему деятельности на:

1. Генеральные – выдаваемые без ограничения срока (обычно это лицензии на осуществление определенного вида деятельности или работ);

2. Разовые – на совершение определенной хозяйственной операции в пределах разрешенного объема, веса или количества, а также срока (например, экспортные или импортные лицензии);

3. Опеpационные – на совершение определенной операции в банковской деятельности и операций, связанных с использованием валютных ценностей, определенных валютным законодательством.

Действие лицензии распространяется на территорию одной или двух областей согласно заявке юридического лица. Лицензии являются неотчуждаемыми, то есть не передаваемыми обладателем другим физическим или юридическим лицам.

Законом прямо указан перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию. В зависимости от вида деятельности, на получение которой поступила заявка, законодательством предусмотрен перечень требований по получению лицензии.

Для получения лицензии необходимо представить следующие документы, включая, но не ограничиваясь:

• заявление установленного образца, форма которого утверждается Правительством Республики Казахстан;

• документы, подтверждающие соответствие лицензиата квалификационным требованиям;

• документ, подтверждающий уплату в бюджет лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности;

• для юридических лиц – копию свидетельства о государственной регистрации.

Однако на практике данный перечень, в зависимости от заявленного вида деятельности, может быть дополнен и/или расширен.

Необходимо учитывать, что при получении лицензии заявителю необходимо пройти согласование в государственных органах или органе, которые дают предварительную оценку представленных документов, а также сообщают о возможности осуществления заявителем указанного вида деятельности в соответствии с требованиями законодательства. Такое согласование должно быть выдано в форме положительного заключения.

Исходя из практики, заключения выдают:

- органы экологического надзора;

- органы санитарного надзора;

- органы горнотехнического надзора и др.

Уполномоченные государственные органы вправе затребовать дополнительные документы, в случае если заявителем представлен не полный пакет документов, или необходимо уточнение информации. Заключение выдается только при наличии всех необходимых документов.

Более того, предусмотрены случаи, когда к полученной лицензии необходимо получать еще дополнительно разрешения государственных органов на осуществление деятельности, например, в случае проведения некоторых видов импортных операций. Поэтому настоятельно рекомендуется проанализировать перечень необходимых разрешительных документов (лицензий, согласований, разрешений и иных разрешительных документов), а также сроки и условия их выдачи перед принятием решения о занятии тем или иным видом деятельности.

После оформления и получения необходимых лицензий также необходимо соблюдать условия их выдачи и предоставлять необходимые отчеты или информацию в уполномоченный государственный орган в установленные сроки с приложением необходимой документации.

Обращаем ваше внимание, что предусмотрена ответственность за занятие деятельностью без соответствующей лицензии либо с нарушением лицензионных норм и правил в виде изъятия в соответствующий бюджет дохода, полученного от осуществления лицензионной деятельности без лицензии.

Статья 28. Сферы лицензирования

1. Лицензированию подлежат отдельные виды деятельности или действий (операций) в следующих сферах:

1) телерадиовещания;

2) культуры;

3) образования;

4) архитектуры, градостроительства и строительства;

5) нефти и газа;

6) промышленности;

7) информатизации и связи;

8) оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров;

13) оборота вооружения, военной техники и отдельных видов оружия, взрывчатых веществ и изделий с их применением;

14) оборота ядовитых веществ;

15) изготовления государственных символов Республики Казахстан;

16) производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, производства табачных изделий;

17) товарных бирж;

18) экспорта и импорта;

19) финансовой сфере и деятельности, связанной с концентрацией финансовых ресурсов;

20) использования космического пространства;

21) игорного бизнеса;

22) ветеринарии;

2. Допускается без наличия лицензии осуществление деятельности следующими субъектами:

1) государственными органами и государственными служащими в пределах полномочий;

2) автономными организациями образования и их организациями, в том числе иностранными юридическими лицами, внедряющими и (или) реализующими образовательные программы в указанных организациях на осуществление деятельности в сфере образования;

3) Банком Развития Казахстана в пределах полномочий, установленных законами Республики Казахстан;

4) в финансовой сфере и деятельности, связанной с концентрацией финансовых ресурсов, осуществляемой кредитными товариществами, центральным депозитарием, регистратором, кредитным бюро с государственным участием, обществами взаимного страхования, оператором платежного шлюза «электронного правительства», Единым накопительным пенсионным фондом, Национальным оператором почты в пределах полномочий, установленных законами Республики Казахстан;

5) уполномоченной организацией Министерства обороны Республики Казахстан в пределах полномочий, установленных законами Республики Казахстан в сфере оборота вооружения, военной техники и отдельных видов оружия, взрывчатых веществ и изделий с их применением.

Статья 29. Условия выдачи лицензии и (или) приложения к лицензии

1. Лицензии выдаются по месту нахождения лицензиара.

2. Если лицензиарами являются местные исполнительные органы или территориальные органы центрального государственного органа, лицензия и (или) приложение к лицензии выдаются:

1) по месту регистрации физического или юридического лица либо филиала или представительства иностранного юридического лица, за исключением лицензий, выдаваемых по классу «разрешения, выдаваемые на объекты», которые выдаются по месту осуществления ими деятельности;

2) иностранному юридическому лицу, не имеющему филиала или представительства на территории Республики Казахстан, по месту осуществления им деятельности, за исключением случаев, когда законодательством Республики Казахстан установлено иное.

3. Для получения лицензии и (или) приложения к лицензии заявителем представляются следующие документы:

1) заявление;

2) для юридических лиц, осуществляющих деятельность в финансовой сфере и деятельность, связанную с концентрацией финансовых ресурсов, а также деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, деятельность, связанную с осуществлением охранной деятельности, - копия устава (нотариально засвидетельствованная в случае непредставления оригиналов для сверки);

3) справка о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица заявителя - для юридического лица;

4) копия документа, удостоверяющего личность, - для физического лица;

5) копия свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя (нотариально засвидетельствованная в случае непредставления оригинала для сверки) - для индивидуального предпринимателя;

6) копия документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности, за исключением случаев оплаты через платежный шлюз «электронного правительства»;

7) документы, подтверждающие соответствие заявителя квалификационным требованиям в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Казахстан.

4. Представление документов, предусмотренных подпунктами 2), 3), 4) и 5) пункта 3 настоящей статьи, не требуется при наличии у лицензиара возможности получения информации, содержащейся в этих документах, из соответствующих государственных информационных систем.

Заявитель, являющийся иностранным юридическим лицом, иностранцем или лицом без гражданства, при отсутствии у него документов, предусмотренных подпунктами 2), 3), 4) и 5) пункта 3 настоящей статьи, представляет другие документы, содержащие аналогичные сведения о заявителе.

Дополнительные требования к перечню документов при выдаче лицензии на право занятия деятельностью в финансовой сфере и деятельностью, связанной с концентрацией финансовых ресурсов, могут устанавливаться также Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законами Республики Казахстан.

5. Действие пункта 2 настоящей статьи не распространяется на случаи получения лицензии в порядке, предусмотренном статьей 73 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».

6. Для получения приложения к действительной лицензии в рамках вида деятельности или действия (операции), на которые имеется лицензия, необходимы следующие документы:

1) заявление;

2) документы, подтверждающие соответствие заявителя квалификационным требованиям;

3) иные документы, представление которых предусмотрено законами Республики Казахстан.

7. Если иное не предусмотрено приложением 1 к настоящему Закону, лицензии выдаются без ограничения срока их действия.

8. Лицензии являются неотчуждаемыми, за исключением лицензий, выданных по классу «разрешения, выдаваемые на объекты», которые могут являться отчуждаемыми в случаях, если отчуждаемость предусмотрена приложением 1 к настоящему Закону.

Сертификация предусматривает обеспечение безопасности продукции, процессов, работ, услуг для жизни, здоровья людей, охраны имущества граждан и окружающей среды, защиты интересов потребителей в вопросах качества продукции и услуг, устранения технических барьеров в торговле, обеспечение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, создание необходимых условий для деятельности физических и юридических лиц на едином товарном рынке Казахстана, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле. Согласно законодательству сертификация представляет собой письменное подтверждение органом, независимым от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя), соответствия продукции, процесса, работы, услуги требованиям, установленным в нормативных документах.

Виды сертификации

Законодательством Республики Казахстан предусмотрена обязательная и добровольная сертификация.

Законодательством Республики Казахстан запрещается рекламирование и использование оборудования, подлежащего обязательной сертификации, которое не прошло сертификацию в Республике Казахстан. Также запрещается реализация продукции, подлежащей обязательной сертификации, без предъявления потребителю сертификата.

Следующее оборудование подлежит обязательной сертификации:

1. Сельскохозяйственная техника и оборудование;

2. Электротехническое, радиотехническое электронное оборудование;

3. Отопительная аппаратура и оборудование, работающее на твердом, жидком и газообразном топливе;

4. Оборудование по деревообработке;

5. Строительные материалы и конструкции;

6. Оборудование легкой промышленности;

7. Медицинская и ветеринарная техника, медицинские и ветеринарные изделия и средства санитарно-гигиенического назначения;

8. Топливное сырье;

9. Оборудование для потенциально опасных производств.

Однако одним из обязательных условий получения разрешения Государственной инспекции по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на применение как импортируемого, так и отечественного оборудования в Республике Казахстан является предоставление сертификата соответствия, выданного аккредитованным органом по сертификации.

Процедура сертификации

Процедура сертификации представляет собой письменное подтверждение уполномоченным органом соответствия оборудования требованиям, установленным в нормативных документах (Госстандарт), и состоит из следующих действий:

1. Подача заявки заявителем в орган по сертификации. В случае если имеется несколько органов по сертификации данного оборудования, заявитель вправе подать заявку в любой из них, или же если на момент подачи заявки органа по сертификации данного оборудования нет, то заявка направляется в Госстандарт Республики Казахстан.

2. Направление заявителю решения по результатам рассмотрения заявки. Данное решение направляется заявителю в 2-недельный срок.

3. Оформление договора между заявителем и органом по сертификации на проведение работ по сертификации оборудования. Оформленный договор направляется заявителю в 2-недельный срок в 2-х экземплярах.

4. Проведение отбора, идентификация образцов заявленного оборудования и представление их в испытательную лабораторию (центр). Отбор проводится органом по сертификации на договорной основе. Отбор может проводиться и самим заявителем путем назначения компетентной комиссии в составе не менее 3-х человек из числа представителей незаинтересованных организаций.

5. В необходимых случаях орган по сертификации может поручить отбор образцов аккредитованной испытательной комиссии.

6. Проведение сертификационных испытаний образцов заявленного оборудования и других работ, предусмотренных реализуемой схемой сертификации.

7. Испытательная лаборатория (центр) проводит в согласованные с органом по сертификации сроки испытания образцов заявленного оборудования и направляет его результаты, оформленные в виде протокола, в орган по сертификации.

8. Анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия.

9. При отрицательных результатах испытания, хотя бы по одному из показателей, испытания с целью сертификации прекращаются.

10. Выдача сертификата соответствия и регистрация его в Государственном реестре ГСС Республики Казахстан. При положительных результатах выполненных работ предусмотренной схемой заявленного оборудования, орган по сертификации оформляет Сертификат соответствия. Данный сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретного оборудования, на которое распространяется его действие. Срок действия Сертификата устанавливается органом по сертификации с учетом специфики оборудования.

11. Маркирование сертифицированного оборудования знаком соответствия. Маркирование оборудования знаком соответствия осуществляет изготовитель способами, обеспечивающими четкое изображение, стойкость к внешним воздействиям, долговечность и т.д. Способ и место нанесения определяется органом по сертификации.

Аккредитация (лат. accredo, «доверять») — процедура официального подтверждения соответствия объекта установленным критериям и показателям (стандарту). Наиболее распространена в сфере оказания профессиональных услуг, для оценки качества которых потребитель, как правило, не обладает достаточными компетенциями.

Для получения аккредитации заявитель представляет в государственный орган следующие документы: 1) заявление согласно приложению 1 к настоящим Правилам; 2) нотариально заверенные копии учредительных документов, устава и свидетельства о государственной регистрации объединения в качестве юридического лица, в случае непредставления оригинала для сверки; 3) список членов объединения;9. Порядок проведения аккредитации включает следующие этапы: 1) рассмотрение комиссией материалов аккредитации; 2) принятие государственным органом решения об аккредитации или об отказе в аккредитации; 3) выдача свидетельства об аккредитации или письменного уведомления об отказе в аккредитации с обоснованием. 10. Рассмотрение документов осуществляется на заседаниях комиссии. Комиссия рекомендует: 1) аккредитовать объединение; 2) отказать в аккредитации объединению; 3) приостановить или прекратить действие свидетельства об аккредитации. 11. Государственным органом на основании рекомендации комиссии принимается решение о выдаче свидетельства об аккредитации или об отказе в аккредитации. Свидетельство об аккредитации или письменное уведомление об отказе в аккредитации с обоснованием причин выдается объединению в течение пяти рабочих дней со дня принятия государственным органом соответствующего решения. 12. Срок рассмотрения документов (с момента приема заявлений) и принятия решения о выдаче свидетельства об аккредитации или об отказе в аккредитации не должен превышать десяти рабочих дней. 13. В аккредитации может быть отказано в случае, если: 1) представленные документы не соответствуют требованиям пункта 8 настоящих Правил; 2) объединение не осуществляет деятельность по защите прав и законных интересов его членов; 3) в представленных документах содержатся недостоверные или неполные сведения. 14. Свидетельство об аккредитации выдается сроком на 3 года по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам. 15. Свидетельство об аккредитации является неотчуждаемым и не подлежит передаче другим юридическим лицам. 16. При утере свидетельства об аккредитации объединение может получить его дубликат в государственном органе, выдавшем свидетельство, в течение десяти рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.

17. Действие свидетельства об аккредитации приостанавливается государственным органом в случае обнаружения недостоверных или искаженных данных в документах, представленных на аккредитацию. 18. При устранении нарушений, повлекших приостановление действие свидетельства, его действие возобновляется государственным органом на основании положительной рекомендации комиссии. 19. Свидетельство об аккредитации прекращает свое действие в следующих случаях: 2) неустранения в течение одного месяца нарушений, повлекших приостановление действия свидетельства; 3) реорганизации или ликвидации аккредитованного объединения; 4) представления объединением заявления о добровольном прекращении действия свидетельства; 5) истечения срока его действия 20. Вопросы прекращения действия свидетельства об аккредитации рассматриваются комиссией в течение десяти рабочих дней. 21. О приостановлении или прекращении действия свидетельства об аккредитации объединение уведомляется государственным органом в течение пяти рабочих дней (с момента обнаружения нарушений государственным органом). СМ ВОПРОС 16

Глава 4. РАЗРЕШЕНИЯ

Статья 22. Действие разрешений

1. Выдача разрешений осуществляется на равных основаниях и равных условиях для всех лиц, отвечающих квалификационным или разрешительным требованиям.

2. В приложениях 1 и 2 к настоящему Закону в качестве примечания указываются сведения:

1) об отчуждаемости лицензии;

2) о применимости процедур конкурса при выдаче разрешения;

3) о сроке действия разрешения;

4) о нераспространении действия части первой пункта 3 статьи 25 и пунктов 1 и 2 статьи 26 настоящего Закона при выдаче разрешения;

5) другие необходимые сведения.

3. Действие разрешений распространяется на всю территорию Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Статья 23. Классы разрешений

В зависимости от объектов регулирования разрешения подразделяются на следующие классы:

1) класс 1 - разрешения, выдаваемые на деятельность;

2) класс 2 - разрешения, выдаваемые на объекты;

3) класс 3 - разовые разрешения;

4) класс 4 - разрешения, выдаваемые на деятельность с ограниченными ресурсами или с использованием квот;

5) класс 5 - разрешения, выдаваемые на профессиональную деятельность физическим лицам;

6) класс 6 - разрешения, выдаваемые на продукцию.

Статья 24. Формы разрешений и (или) приложений к ним

Формы разрешений и (или) приложений к ним утверждаются регулирующими государственными органами по согласованию с уполномоченным органом в сфере разрешений и уведомлений и уполномоченным органом в сфере информатизации, а также Национальным Банком Республики Казахстан для деятельности в финансовой сфере и деятельности, связанной с концентрацией финансовых ресурсов.

Приложение к разрешению является неотъемлемой частью разрешения.

Приложение к лицензии оформляется для указания подвидов лицензируемого вида деятельности или действий (операций) или объектов, на которые выдана или выдается лицензия, а также указания фактического адреса осуществления деятельности или действий (операций).

Статья 25. Общий порядок рассмотрения заявлений на получение разрешений

1. Разрешительный орган при лицензировании или при осуществлении разрешительных процедур в течение двух рабочих дней с момента получения документов заявителя на выдачу разрешения и (или) приложения к нему обязан проверить полноту представленных документов.

В случае представления заявителем неполного пакета документов разрешительный орган в указанные сроки дает мотивированный отказ в дальнейшем рассмотрении заявления.

2. Для получения в случаях, установленных законами Республики Казахстан, указами Президента Республики Казахстан или постановлениями Правительства Республики Казахстан, согласований (сопутствующих разрешений) государственных органов на предмет соответствия заявителя требованиям, установленным нормативными правовыми актами, разрешительный орган в течение двух рабочих дней со дня регистрации документов заявителя на получение разрешения и (или) приложения к нему направляет запрос в соответствующие государственные органы по месту осуществления заявителем предстоящей деятельности или действия (операции).

Государственные органы на основании запроса разрешительного органа в течение десяти рабочих дней направляют ответ соответствующему разрешительному органу о соответствии или несоответствии заявителя предъявляемым при лицензировании или при осуществлении разрешительных процедур требованиям.

Для разрешений второй категории нормативными правовыми актами могут устанавливаться иные сроки для случаев, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, частями первой и второй настоящего пункта.

3. В случае непредставления государственными органами ответа в установленные сроки выдача разрешения считается согласованной.

Положения настоящего пункта не распространяются на разрешения, по которым в приложениях 1 и 2 к настоящему Закону имеется соответствующее примечание.

4. Все документы, представленные соответствующему разрешительному органу или в центр обслуживания населения для выдачи разрешения и (или) приложения к нему, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов указанным органом. При этом опись составляется заявителем.

В случае подачи заявления в электронной форме посредством государственной информационной системы разрешений и уведомлений выдается документ о подтверждении приема соответствующего заявления, удостоверенный электронной цифровой подписью уполномоченного лица разрешительного органа.

Статья 26. Последствия просрочки выдачи разрешения

1. В случае если разрешительный орган в сроки, определяемые в соответствии с настоящим Законом, не выдал заявителю разрешение и (или) приложение к разрешению либо не предоставил мотивированный отказ в их выдаче, то с даты истечения сроков их выдачи разрешение и (или) приложение к разрешению считаются выданными и одновременно включаются разрешительным органом в государственный электронный реестр разрешений и уведомлений.

2. Разрешительный орган не позднее пяти рабочих дней с момента истечения срока выдачи разрешения и (или) приложения к разрешению обязан выдать заявителю соответствующее разрешение и (или) приложение к разрешению.

В случае невыдачи разрешительным органом разрешения и (или) приложения к разрешению по истечении пяти рабочих дней разрешение и (или) приложение к разрешению считаются полученными. В этом случае подтверждением законности осуществления деятельности или действия (операции), для которых настоящим Законом установлен разрешительный порядок, до получения разрешения является документ, подтверждающий прием соответствующего заявления на получение разрешения разрешительным органом или центром обслуживания населения, выданный в момент приема заявления.

В случае подачи заявления в электронной форме посредством государственной информационной системы разрешений и уведомлений подтверждением принятия заявления является документ, удостоверенный электронной цифровой подписью уполномоченного лица разрешительного органа.

3. Положения настоящей статьи не распространяются на разрешения, по которым в приложениях 1 и 2 к настоящему Закону имеется соответствующее примечание.

Статья 27. Особенности представления документов для выдачи разрешения и (или) приложения к нему иностранными юридическими лицами

Иностранные юридические лица осуществляют оплату сборов или плат, взимаемых при осуществлении лицензирования или разрешительных процедур, самостоятельно при условии получения собственного бизнес-идентификационного номера или посредством филиалов и (или) представительств этих юридических лиц, зарегистрированных на территории Республики Казахстан, при наличии полномочий руководителей филиалов и (или) представительств и с использованием реквизитов и бизнес-идентификационных номеров таких филиалов и (или) представительств.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных