Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственный контроль за предпринимательской деятельностью




Контроль – одно из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Поскольку государственный контроль осуществляется государственными органами, его следует рассматривать как одну из форм реализации государственной власти. Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности. Государственный контроль за частным предпринимательством в РК основывается на принципах: 1) законности; 2) презумпции добросовестности субъекта частного предпринимательства; 3) гласности; 4) равенства всех перед законом и судом; 5) недопустимости нарушения режима работы субъекта частного предпринимательства в период проведения проверки; 119 6) профессионализма и компетентности должностных лиц государственных органов; 7) ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами государственных органов должностных обязанностей и превышение ими своих полномочий.

Задачей государственного контроля и надзора является обеспечение безопасности производимой и реализуемой проверяемым субъектом продукции, технологических процессов для жизни и здоровья людей, защиты их имущества, безопасности для окружающей среды, национальной безопасности Республики Казахстан, включая экономическую безопасность, предупреждения обманной практики, экономии природных и энергетических ресурсов, повышения конкурентоспособности национальной продукции и защиты конституционных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. 2. Государственным органам запрещается принимать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам порядка проведения проверок субъектов частного предпринимательства, за исключением нормативных правовых актов, предусмотренных пунктом 4 статьи 243, пунктом 1 статьи 244, пунктом 1 статьи 245, пунктом 1 статьи 246 настоящего Кодекса. 3. Государственный контроль и надзор за частным предпринимательством осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сферах деятельности, указанных в статьях 240, 241 настоящего Кодекса.

Статья 233. Гарантии при осуществлении государственного контроля и надзора 1. Государственный контроль за деятельностью субъектов предпринимательства осуществляется государственными органами, которым такое право предоставлено настоящим Кодексом и законами Республики Казахстан. 2. Государственный контроль и надзор за предпринимательством осуществляется на основе независимости, объективности, беспристрастности, достоверности форм контроля и надзора. 3. Государством гарантируется подотчетность и прозрачность системы государственного контроля и надзора. 4. Проведение государственного контроля и надзора осуществляется на основе поощрения добросовестных проверяемых субъектов, концентрации контроля и надзора на нарушителях. Статья 234. Проверяемые субъекты и объекты. Требования, предъявляемые к деятельности проверяемых субъектов и объектов 1. Проверяемыми субъектами являются физические лица, юридические лица, в том числе государственные органы, филиалы и представительства юридических лиц, за деятельностью которых осуществляются государственный контроль и надзор. Проверяемые объекты – объекты, подлежащие государственному контролю и надзору на предмет соответствия требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи настоящего Кодекса. 116 2. Требования, предъявляемые к деятельности проверяемых субъектов, устанавливаются нормативными правовыми актами, а в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, только законами Республики Казахстан, указами Президента Республики Казахстан и постановлениями Правительства Республики Казахстан. Статья 235. Гарантии субъектов частного предпринимательства при осуществлении государственного контроля и надзора правоохранительными органами В отношении субъектов частного предпринимательства правоохранительные органы проводят контрольные и (или) надзорные мероприятия только в рамках оперативно-розыскной деятельности, уголовного преследования, административного производства и (или) реализации регулятивныхфункций, осуществляемых правоохранительными органами, а также в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан. Статья 236. Государственный контроль 1. Государственный контроль (далее - контроль) - деятельность органа контроля и надзора по наблюдению и проверке за проверяемыми субъектами на предмет соответствия их деятельности требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан в ходе осуществления и по результатам которой могут применяться меры правоограничительного характера без оперативного реагирования. 2. Контроль подразделяется на внутренний контроль и внешний контроль. 3. Порядок проведения внутреннего контроля определяется Законом Республики Казахстан «Об административных процедурах». 4. Внешний контроль - контроль, осуществляемый органом контроля и надзора по проверке инаблюдению за деятельностью проверяемых субъектов на соответствие требованиям, указанным в пункте 2 статьи 234 настоящего Кодекса. Порядок проведения внешнего контроля определяется статьей 239 и параграфом 2 настоящего Кодекса. По результатам внешнего контроля в случае выявления нарушений законодательства РеспубликиКазахстан государственные органы в пределах своей компетенции возбуждают административное, дисциплинарное производство либо инициируют соответствующие исковые заявления в пределах своейкомпетенции и (или) принимают иные меры, предусмотренные законами Республики Казахстан. Статья 237. Государственный надзор 1. Государственный надзор (далее - надзор) - деятельность органа контроля и надзора по проверке и наблюдению за соблюдением проверяемыми субъектами требований законодательства Республики Казахстан, в ходе осуществления и по результатам которой могут применяться меры оперативного реагирования. 2. Надзор заключается в применении уполномоченным государственным органом правоограничительных мер оперативного реагирования без возбуждения административного производства. 3. Надзор подразделяется на: 1) высший надзор, осуществляемый прокуратурой от имени государства в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О Прокуратуре» и иным законодательством Республики Казахстан; 2) надзор, осуществляемый уполномоченными государственными органами в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан. 117 Статья 238. Меры оперативного реагирования 1. Меры оперативного реагирования - предусмотренные законами Республики Казахстан способы воздействия на проверяемых субъектов в целях предотвращения наступления общественно опасных последствий, применяемые в ходе осуществления и по результатам проверки. 2. Правоограничительные меры оперативного реагирования предусматриваются законами Республики Казахстан и применяются государственными органами в случае, если деятельность, товар (работа, услуга) проверяемого субъекта представляют непосредственную угрозу конституционным правам, свободам и законным интересам физических и юридических лиц, жизни и здоровью людей, окружающейсреде, национальной безопасности Республики Казахстан. Статья 239. Формы контроля и надзора 1. Контроль и надзор за деятельностью проверяемых субъектов осуществляются в форме: 1) проверки, порядок организации и проведения которой определяется настоящим Кодексом; 2) иных форм контроля и надзора, носящих предупредительно- профилактический характер, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан», порядок организации и проведения которых определяется настоящей статьей и иными законами Республики Казахстан. 2. При проведении иных форм контроля и надзора: 1) за исключением случаев, предусмотренных в пункте 3 настоящей статьи, органам контроля и надзора запрещается посещать субъекты (объекты) контроля и надзора; 2) не требуются регистрация в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам и предварительное уведомление проверяемого субъекта; 3) по итогам иных форм контроля и надзора в зависимости от их вида составляются итоговые документы (справка, предписание, заключение и другое) без возбуждения дела об административном правонарушении в случае выявления нарушения, но с обязательным разъяснением проверяемому субъекту порядка его устранения. При этом, действие настоящего пункта не распространяется на иные формы государственного контроля, осуществляемые в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О национальном Банке Республики Казахстан». 3. Иные формы контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора проводятся в следующих случаях: установленных налоговым законодательством Республики Казахстан; установленных трудовым законодательством Республики Казахстан; если посещение связано с проверкой соответствия заявителя квалификационным или разрешительным требованиям до выдачи разрешения и (или) приложения к разрешению в случаях, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»; проведения инспектирования строительно-монтажных работ на соответствие требованиям, предъявляемым к возведению и изменению несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений; контроля соблюдения размеров предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары; 118 инициативного обращения проверяемого субъекта за получением заключения (информации) о соответствии его деятельности требованиям законодательства Республики Казахстан, не связанного с получением разрешительных документов; если посещение связано с отбором продукции для осуществления мониторинга безопасности продукции, проводимого в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»; осуществления контроля органами внутренних дел по вопросам соблюдения правил оборота оружия и патронов к нему в Республике Казахстан; осуществления контроля по соблюдению стандартов оказания специальных социальных услуг. 4. При проведении иных форм контроля и надзора с посещением, органы контроля и надзора уведомляют органы по правовой статистике и специальным учетам по месту нахождения проверяемого субъекта (объекта) до их проведения, за исключением случаев осуществления иных форм государственного контроля в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан. 5. Органы контроля и надзора ведут ведомственный учет иных форм контроля и надзора с посещением в порядке, установленном статьей 245 настоящего Кодекса. 6. Результаты анализа иных форм контроля и надзора являются основанием для отбора субъектов (объектов) контроля и надзора для проведения выборочных проверок. Статья 240. Сферы деятельности субъектов частного предпринимательства, в которых осуществляется контроль Контроль осуществляется: 1) в области электроэнергетики; 2) в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; 3) за соблюдением выполнения условий контрактов в области недропользования; 3) в области изучения и использования недр; 4) в сфере газа и газоснабжения; 5) в области радиационной безопасности населения; 6) в области проведения нефтяных операций; 7) за производством и оборотом отдельных видов нефтепродуктов; 8) в области атомной энергии; 9) в области автомобильного транспорта; 10) в области железнодорожного транспорта; 11) в области обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств и перевозчика перед пассажирами на пунктах пропуска через Государственную границу; 12) в сфере транспорта; 13) в области торгового мореплавания; 14) в области внутреннего водного транспорта; 15) в области экспортного контроля на предотгрузочном этапе и (или) конечного использования продукции; 16) в области технического регулирования; 17) за соблюдением законодательства Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия; 18) в области метрологии; 19) в сфере жилищных отношений; 20) в области племенного животноводства и пчеловодства; 21) в области охраны, воспроизводства и использования животного мира; 22) в области семеноводства; 23) в области регулирования рынка зерна; 119 24) в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения; 25) в области использования и охраны водного фонда Республики Казахстан; 26) в области обязательного страхования в растениеводстве; 27) в области особо охраняемых природных территорий; 28) в области безопасности и качества хлопка; 29) за использованием и охраной земель; 30) за геодезической и картографической деятельностью; 31) в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов; 32) за обращением с отходами; 33) за обязательным экологическим страхованием; 34) в области гражданской обороны; 35) в области пожарной безопасности; 36) в области обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев объектов, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам; 37) в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники; 38) за качеством оказываемых медицинских и специальных социальных услуг; 39) за организацией и проведением профилактических прививок населению против инфекционных заболеваний; 40) за организацией и проведением мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний; 41) за системой образования; 42) за соблюдением законодательства Республики Казахстан о Национальном архивном фонде и архивах; 43) контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о труде и безопасности и охране труда; 44) в области обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей; 45) в сфере занятости населения; 46) в области социальной защиты инвалидов; 47) в сфере предоставления специальных социальных услуг; 48) за соблюдением законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации; 49) в области телерадиовещания; 50) в области связи; 51) в области информатизации; 52) за соблюдением законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи; 53) за поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также полнотой и своевременным перечислением обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования; 54) за поступлением неналоговых платежей в пределах компетенции, установленной законами Республики Казахстан; 55) при применении трансфертных цен; 56) за соблюдением законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; 120 57) за осуществлением валютных операций и деятельностью, связанной с использованием валютных ценностей; 58) за деятельностью финансовых организаций в пределах компетенции; Статья 241. Сферы деятельности субъектов частного предпринимательства, в которых осуществляется надзор Надзор осуществляется: 1) в области использования воздушного пространства Республики Казахстан; 2) за деятельностью гражданской авиации; 3) за международными воздушными перевозками; 4) за обеспечением авиационной безопасности; 5) в области торгового мореплавания; 6) в области внутреннего водного транспорта; 7) в области архитектуры, градостроительства и строительства; 8) в области ветеринарии; 9) в области карантина растений; 10) в области санитарно-эпидемиологического благополучия.

1. Государственный контроль и надзор в отношении субъектов (объектов) частного предпринимательства проводится с учетом распределения по четырем группам. 2. К первой группе относятся проверяемые субъекты (объекты), в отношении которых применяется особый порядок проведения проверок на основе оценки степени риска, выборочные проверки, внеплановые проверки и иные формы контроля и надзора. В зависимости от степени риска органы контроля и надзора относят проверяемых субъектов (объектов) к группам высокого, среднего либо незначительного риска и определяют для них периодичность проведения проверок, но не чаще: 1) одного раза в год - при высокой степени риска; 2) одного раза в три года - при средней степени риска; 3) одного раза в пять лет - при незначительной степени риска. Для проверки соблюдения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии с пунктом 2 статьи 234 настоящего Кодекса в области санитарно-эпидемиологического надзора периодичность проведения проверок не должна быть чаще: на объекты высокой эпидемической значимости: одного раза в полгода - при высокой степени риска; одного раза в год - при средней степени риска. Распределение проверяемых субъектов (объектов) по степеням риска осуществляется с учетом значимости субъекта с точки зрения тяжести последствий, отраслевой статистики нарушений требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии с пунктом 2 статьи 234 настоящего Кодекса. Распределение объектов, подлежащих санитарно-эпидемическому контролю и надзору, по степеням риска осуществляется с учетом положений, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения». Критерии оценки степени риска утверждаются совместным приказом регулирующих органов и уполномоченного органа по предпринимательству и 127 публикуются на официальных интернет-ресурсах государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Казахстан. Основанием для назначения проверки на основе оценки степени риска является полугодовой график, утвержденный регулирующим или местным исполнительным органом. В срок до 15 ноября года, предшествующего году проведения проверок, и до 15 апреля текущего календарного года регулирующие и местные исполнительные органы направляют проекты полугодовых графиков проведения проверок в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам. За исключением пункта 2 статьи 242 настоящего Кодекса, при установлении в проектах полугодовых графиков проверок одних и тех же проверяемых субъектов, проекты графиков возвращаются уполномоченным органом по правовой статистике и специальным учетам регулирующим и местным исполнительным органам для исключения таких субъектов из графиков проведения проверок, либо корректировки сроков их проведения с учетом требований настоящей статьи. В срок до 10 декабря года, предшествующего году проведения проверок, и до 10 мая текущего календарного года регулирующие и местные исполнительные органы направляют утвержденные полугодовые графики проведения проверок в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам для формирования Генеральной прокуратурой Республики Казахстан полугодового сводного графика проведения проверок. Форма предоставления полугодовых графиков проведения проверок определяется Генеральной прокуратурой Республики Казахстан. Изменения в полугодовые графики проведения проверок не допускаются. Генеральная прокуратура Республики Казахстан размещает полугодовой сводный график проведения проверок на официальном интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в срок до 25 декабря текущего календарного года и до 25 мая текущего календарного года. 3. Ко второй группе относятся проверяемые субъекты (объекты), в отношении которых проводятся выборочные, внеплановые проверки и иные формы контроля и надзора. Для проведения выборочной проверки, органы контроля и надзора проводят: анализ отчетности, представляемой субъектами частного предпринимательства; анализ результатов внеплановых проверок и иных форм контроля и надзора; учет внеплановых проверок, по которым выявлены нарушения. Регулирующие органы разрабатывают и совместно с уполномоченным органом по предпринимательству утверждают акты, касающиеся критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов (объектов) при проведении выборочной проверки, которые публикуются на официальных интернет-ресурсах государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Казахстан. Методика формирования государственными органами (за исключением Национального Банка Республики Казахстан) критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов (объектов) при проведении выборочной проверки разрабатывается уполномоченным органом по предпринимательству и утверждается Правительством Республики Казахстан. 4. К третьей группе относятся проверяемые субъекты (объекты), в отношении которых проводятся внеплановые проверки и иные формы контроля и надзора. Основания внеплановой проверки проверяемых субъектов определены в пункте 5 статьи 247 настоящего Кодекса. 5. К четвертой группе относятся проверяемые субъекты (объекты), в отношении которых проводятся только иные формы контроля и надзора без проведения проверок. 128 6. Отнесение сфер деятельности субъектов частного предпринимательства, в которых осуществляется государственный контроль и надзор по группам, указанным в пунктах 2, 3, 4 и 5 настоящей статьи, осуществляется с учетом оценки рисков для каждой сферы контроля и надзора. 7. В случае, если проверяемый субъект застраховал гражданско-правовую ответственность перед третьими лицами, проверяемые субъекты, отнесенные к 2 и 3 группе в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи, переводятся в 4 группу. 1. Проверка проверяемого субъекта - одна из форм контроля и надзора, которую проводят органы контроля и надзора, путем совершения одного из следующих действий: 1) посещения проверяемого субъекта (объекта) должностным лицом государственного органа; 2) запроса необходимой информации, касающейся предмета проверки, за исключением истребования необходимой информации при проведении иных форм контроля и надзора; 3) вызова проверяемого субъекта с целью получения информации о соблюдении им требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии с пунктом 2 статьи 234 настоящего Кодекса. 2. Контроль и надзор в отношении проверяемого объекта осуществляется: 1) в области пожарной безопасности; 2) в области санитарно-эпидемиологического контроля и надзора; 3) за соблюдением выполнения условий контрактов в области недропользования; 4) в области электроэнергетики. 3. Предметом проверки является соблюдение проверяемыми субъектами требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии с пунктом 2 статьи 234 настоящего Кодекса






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных