![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Постановка проблемы. Проблема объективности права будет рассматриваться здесь из исходного пункта правового позитивизма*Проблема объективности права будет рассматриваться здесь из исходного пункта правового позитивизма*. Я полностью осознаю то, что выражение «правовой позитивизм» весьма многозначно. Позитивизм Бергбома либо Радбруха имеет только отдаленное отношение к позитивизму Кельзена или Харта. Сам Кельзен был охарактеризован другим известным позитивистом, Альфом Россом, как «квази-позитивист». В настоящее время много говорят (на мой взгляд, чересчур много) об «эксклюзивном и инклюзивном правовом позитивизме» как двух различных формах правового позитивизма. В последующем я буду понимать под правовым позитивизмом теорию либо теории, которые характеризуются посредством двух следующих тезисов: 1) Тезис социальных источников права, согласно которому право есть человеческое творение, имеющее свой исток в социальных фактах и 2) разделительный тезис: не существует необходимой (то есть понятийной или логической) связи между правом и моралью. Из этого следует, что содержание правопорядка может быть исследовано и установлено безотносительно к моральным и политическим ценностям**. При этом меня интересуют следующие вопросы: І. Возможно ли реализовать позитивистский идеал свободной от ценностей правовой науки (как это требовали Макс Вебер и Кельзен)? ІІ. Всегда ли существует правильный ответ на любой правовой вопрос? Мой ответ на вопрос (I) позитивен; вопрос (II) получает негативный ответ.
Объективность Вопрос об объективности права является сложной и часто обсуждаемой проблемой. Чтобы иметь возможность ответить на этот вопрос, необходимо провести некоторые различия, дабы установить, какое понятие либо понятия объективности задействованы здесь и относительно какой деятельности, связанной с правом, уместен этот вопрос. Прежде всего, следует различать эпистемологическую и метафизическую объективность [12]. Эпистемологическая объективность исходит из того, что наш процесс познания должен быть свободен от предрассудков и иных искажений. Метафизическая объективность взаимосвязана с истиной. Утверждение объективно в этом смысле тогда и только тогда, когда оно представляет положение дел так, как оно есть на самом деле, независимо от наших мнений и предрассудков. Мармор [16, p. 112-134] определяет метафизическую объективность как отношение между утверждением и существующим в мире объектом, который описывается данным утверждением. Предложение объективно тогда и только тогда, когда объект существует, и субъективно – когда подобного объекта не существует. Это определение объективности зиждется на двух предпосылках. Первая состоит в том, что объективными могут быть лишь дескриптивные предложения, и вторая – в принятии теории истины Аристотеля-Тарского (корреспондентной теории истины). В этой статье я отстаиваю мнение, что правовые предложения, или, скорее, правовые предложения определенного вида, являются дескриптивными и могут быть истинными.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|