Тема 5. Причины и условия преступности
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет экономики и права
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ И КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Управляемой самостоятельной работы студентов
Дневной формы получения образования
по учебной дисциплине «Криминология»
Для специальности 1-24 01 02 «Правоведение», 4 курс
Всего УСР — 10 часов, VIII семестр
Из них: лекции — 0 часов
Формы УСР — составление тестовых заданий, конспектирование учебной литературы, решение задач
|
Утверждены на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин,
протокол от 28.08.2013 № 1
|
Составители:
Старший преподаватель И.И.Семашко
Преподаватель А.А.Сушко
|
| Барановичи, 2013
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
№ п/п
| Наименование темы
| Всего часов
| Форма УСРС
| Виды контрольных мероприятий
| 1.
| Тема 5. Причины и условия преступности
|
| Конспектирование учебной литературы
Составление тестовых заданий
Решение задач
| Проверка выполненных заданий
| 2.
| Тема 10. Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступлений
|
| Конспектирование учебной литературы
Составление тестовых заданий
Решение тестовых заданий
| Проверка выполненных заданий
Экспресс-опрос на семинарских занятиях
|
| ИТОГО
|
|
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ
Тема 5. Причины и условия преступности
Значение изучения причин преступности. Понятие детерминации преступности. Криминогенные детерминанты – родовое понятие причин и условий преступности. Непричинная детерминация. Криминогенные факторы.
Понятие причин преступности. Причинность в социальной среде. Классификация причин. Различие между причинами и условиями преступности. Общие причины и условия преступности, причины и условия отдельных видов преступлений, причины и условия конкретного преступления. Причины первого порядка (непосредственные) и причины второго порядка (опосредованные). Классификация криминогенных детерминант по содержанию: социально-экономические и социально- психологические. Формирующие и способствующие условия преступности.
Причины и условия преступности в Беларуси на постсоветском этапе развития общества и государства. Связь причин и условий с системным кризисом социально-экономических отношений 90-х годов в СССР.
Антиобщественное сознание людей - непосредственная причина, обусловливающая преступность как социальное явление. Детерминанты, обусловливающие антиобщественное сознание определенной части членов общества.
Социально-экономические причины преступности. Доминирование корыстной мотивации совершения преступлений - следствие искажения системы потребностей у населения. Невозможность социально допустимыми способами сохранить прежний социальный статус, удовлетворить потребности в самоутверждении, самореализации, профессиональном росте как причины преступного агрессивного поведения.
Социально-нравственные причины преступности. Нравственное состояние общества: отсутствие необходимых моральных ценностей и установок, внедрение антикультуры, психологии вседозволенности, ожесточение нравов, деградация межличностных отношений.
Условия, способствующие существованию преступности.
Задания
При изучении темы необходимо усвоить классификацию причин и условий преступности, их различие и соотношение но механизму действия на преступность. Следует различать причины и условия по уровню: преступности в целом, причины и условия различных групп преступлений, причины и условия конкретных преступлений; по содержанию: социально-психологические, социально-экономические, организационно-управленческие и другие; по понятию: полная и специфическая причины преступности, условия преступности внутренние и внешние, ближайшие и отдаленные.
Необходимо уметь отличать причины и условия конкретного преступления от причин и условий преступности. Следует обратить внимание на роль свойств личности, конкретной жизненной ситуации и предвидения последствий выбора преступного варианта в совершении конкретного преступления. Необходимо провести различие между понятиями «преступление» и «преступное поведение». Важно изучить механизм индивидуального преступного поведения и прежде всего разобраться в трех его звеньях: мотивации, планировании и исполнении. Следует уяснить роль потерпевшего в таком механизме, в частности для преступлений, совершенных на почве неблагоприятных семейно-бытовых взаимоотношений.
1. ЗАДАНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ ДОСТАТОЧНЫЕ ЗНАНИЯ ПО ИЗУЧЕННОМУ УЧЕБНОМУ МАТЕРИАЛУ НА УРОВНЕ УЗНАВАНИЯ
Подготовить письменные ответы на вопросы (конспектирование учебной литературы).
1. Раскройте содержание причинных связей в обществе.
2. Что понимается под причинами и условиями преступности?
3. Что такое криминогенные детерминанты?
4. Дайте классификацию причин и условий преступности.
5. Охарактеризуйте криминогенные детерминанты в социально-экономической сфере белорусского общества.
6. В чем проявляются криминогенно значимые деформации в духовно-нравственной сфере нашего общества?
7. Из каких элементов состоит механизм преступного поведения?
8. Что понимается под мотивацией преступного поведения?
9. Дайте характеристику мотивов самоутверждения.
10. Раскройте содержание мотивов замещения и игровых.
11. В чем состоят мотивы самооправдания?
12. Из каких элементов состоит планирование преступления?
13. Какова роль конкретной ситуации в механизме преступного поведения?
14. Дайте характеристику проблемных и конфликтных ситуаций.
15. Что такое виктимность? Какие виды виктимного поведения вы можете назвать?
16. Перечислите основные мероприятия, осуществляемые в ходе виктимологической профилактики.
2. ЗАДАНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОВНЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|