ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ. Пример 1.Построить проекции точки, лежащей на плоскости общего положения (рисунок 1а).Пример 1. Построить проекции точки, лежащей на плоскости общего положения (рисунок 1а). Свойство: если точка лежит на плоскости, то проекции точки лежат на одноимённых проекциях прямой плоскости. Алгоритм решения: - построить прямую, принадлежащую заданной плоскости (рисунок 1б); а) б) в) Рисунок 1 Пример 2. Построить проекции прямой, параллельной заданной прямой общего положения (рисунок 2а). Свойство: если две прямые параллельны, то одноимённые проекции прямых параллельны. Алгоритм решения: - построить проекции прямой параллельно одноимённым проекциям заданной прямой (рисунок 2б).
а) б) Рисунок 2 Пример 3. Построить проекции прямой общего положения, перпендикулярной к заданной линии уровня (рисунок 3а). Свойство: если две прямые (одна линия уровня, а другая – общего положения) взаимно перпендикулярны, то проекция прямой общего положения перпендикулярна неискажённой проекции прямой линии уровня. Алгоритм решения: - построить проекцию прямой общего положения перпендикулярно неискажённой проекции линии уровня (рисунок 3б); - построить вторую проекции прямой общего положения произвольно (рисунок 3в). а) б) в) Рисунок 3 Пример 4. Построить проекции пирамиды по заданным координатам вершин (рисунок 4). Алгоритм решения: - построить проекции вершин (точек) пирамиды (рисунок 4а);
а) б) Рисунок 4
Пример 5. Построить проекции плоскости, проходящей через заданную точку и касающейся поверхности кругового конуса. (рисунок 5а). Алгоритм решения: - построить плоскость уровня, проходящую через заданную точку и пересекающую конус по окружности (рисунок б); - построить касательную к окружности и проходящую через заданную точку (рисунок в); - построить образующую конуса проходящую через его вершину и точку касания(касательная плоскость определена касательной и образующей) (рисунок 5г).
а) б) в) г) Рисунок 5 Пример 6. Построить проекции точки, принадлежащую поверхности сферы (рисунок 6а). Свойство: если точка лежит на поверхности, то она лежит на линии принадлежащей этой поверхности. Алгоритм решения: - построить линию (параллель), принадлежащую поверхности сферы (рисунок 6б);
а) б) в) Рисунок 6 Пример 7. Построить проекции линии пересечения проецирующей плоскости с плоскостью общего положения (рисунок 7а). а) б) в) Рисунок 7 Свойство: если проецирующая плоскость пересекает плоскость общего положения, то одна проекция линии пересечения совпадает с вырожденной проекцией плоскости. Алгоритм решения: - построить точки пересечения проецирующей плоскости с двумя прямыми плоскости (рисунок 7б); - соединить две полученные точки прямой линией (рисунок 7в). Пример 8. Построить точку пересечения прямой общего положения с плоскостью общего положения (рисунок 8а).
а) б) в) Рисунок 8 Алгоритм решения: - построить плоскость-посредник частного положения, проходящую через заданную прямую (проекции прямой и плоскости совпадают) и построить прямую пересечения плоскости-посредника с заданной плоскостью (рисунок 8б); - построить точку пересечения прямой с плоскостью, как результат пересечения конкурирующих прямых (заданной и прямой пересечения). Определить видимость проекций прямой и плоскости (с помощью конкурирующих точек) на каждой плоскости проекций (рисунок 8в). Пример 9. Определить кратчайшее расстояние между двумя точками (рисунок 9а). Расстояние между двумя точками равно длине отрезка прямой линии, соединяющей эти точки. Свойство: расстояние между двумя точками проецируется в истинную величину на ту плоскость проекций, по отношению к которой отрезок, соединяющий эти точки, является прямой уровня. Алгоритм решения: - построить проекции расстояния между точками (рисунок 9б); - преобразовать комплексный чертеж так, чтобы заданная прямая, соединяющая две точки, стала линией уровня (рисунок 9в).
а) б в Рисунок 9
Пример 10. Определить угол между пересекающимися прямыми (рисунок 10а). Свойство: угол между пересекающимися прямыми проецируется в истинную величину на ту плоскость проекций, по отношению к которой эти прямые являются линиями уровня. Алгоритм решения: - построить проекции горизонтали и проекции радиуса окружности, по которой перемещается вершина угла (методом прямоугольного треугольника) и определить величину радиуса окружности (рисунок 10б); - построить истинную величину угла, используя метод вращения вокруг линии уровня (рисунок 10в).
а) б) в) Рисунок 10 Пример 11. Построить развертку пирамидальной поверхности (рисунок 11а). Алгоритм решения (способ триангуляции): - определить размеры сторон каждой грани (способом прямоугольного треугольника или одним из способов преобразования комплексного чертежа) (рисунок 11б); - построить композицию смежных граней на плоскости (рисунок 11в);
Пример 12. Построить проекции прямой, находящейся от заданной прямой АВ на заданном расстоянии d, проходящей через заданную точку C и образующей с заданной прямой АВ угол a заданной величины (рисунок 12а). Задача имеет несколько алгоритмов решения. Ниже приведены три варианта алгоритмов, а решение выполнено по третьему алгоритму (рисунок 12). а) б) в) Рисунок 11 Алгоритм решения 1: - преобразовать чертёж так, чтобы заданная прямая стала проецирующей; - построить определитель гиперболоида вращения с радиусом горла и углом наклона образующей к оси равным заданному; - поcтроить проецирующую плоскость (перпендикулярную к плоскости П4), проходящую через точку С и касательную к горлу гиперболоида; - построить проекции двух образующих гиперболоида, полученных в результате пересечения проецирующей плоскости с гиперболоидом; - построить прямую, проходящую через точку и параллельную одной из образующих гиперболоида. Алгоритм решения 2: - преобразовать комплексный чертёж так, чтобы прямая стала проецирующей; - построить прямую, проходящую через точку и параллельную прямой; - построить проекции прямого кругового конуса, образующие которого наклонены к оси под углом. - определить образующие конуса, удалённые от прямой на заданном расстоянии. Алгоритм решения 3: - преобразовать чертёж так, чтобы заданная прямая стала проецирующей;
-
а) б) в) Рисунок 12 - построить прямую общего положения, лежащую в проецирующей плоскости. Преобразовать эту прямою в прямую уровня (методом вращения вокруг проецирующей оси) и составляющую с осью цилиндра заданный угол. Задача имеет решение в тех случаях, когда точка C удалена от прямой AB на расстояние большее расстояния d. Если угол равен 0, то задача имеет решение, когда расстояние от точки C до прямой AB равно заданному расстоянию от d. Если угол равен 90, то гиперболоид и конус превращаются в плоскость. В этом случае задача имеет только два решения. ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ Задачи для решения приведены в таблице 3. Таблица 3 – Условия задач
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Решая задачи начертательной геометрии, студенты учатся на основании проективных, аффинных и метрических свойств ортогональных проекций моделировать на чертеже проективные, аффинные и метрические свойства пространственного объекта, а также по известным свойствам проекций выявлять геометрические свойства изображенного объекта и выполнять на чертеже дополнительные геометрические построения. Проективные свойства объектов – это свойства сохраняющие однозначность, непрерывность, коллинеарность (принадлежность точек прямой), компланарность (принадлежность плоскости) и порядок элементов при проецировании. Аффинные свойства объектов – это свойства, сохраняющиеся при параллельном проецировании. Метрические свойства объектов – это свойства, не сохраняющиеся при параллельном проецировании, но сохраняющиеся при преобразовании подобия. Умение решать задачи является лучшим критерием оценки глубины изучения программного материала и его усвоения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|