Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Морфология ландшафта




 

Морфология ландшафта – раздел ландшафтоведения, изучающий закономерности внутреннего территориального расчленения ландшафта и локальных геосистем, которые представляют его морфологические составные части. В задачи этого раздела входит установление морфологических подразделений ландшафта, их таксономических уровней и иерархических отношений, характеристика и классификация единиц (по каждому уровню в отдельности), исследование пространственных соотношений и вещественно-энергетических связей (сопряженности) между локальными геосистемами.

Морфологическое строение ландшафта многочленно, однако число ступеней может быть различным, и соответственно ландшафты разнообразны по степени сложности внутреннего территориального устройства. Но универсальное значение имеют две основные ступени, установленные еще в 30-х гг. XX в. Л.Г. Раменским – фация и урочище. Во многих ландшафтах выделяются промежуточные единицы, называемые подурочищами, местностями, а иногда бывает необходимо устанавливать дополнительные подразделения.

Фация как элементарная геосистема. Фация – предельная категория геосистемной иерархии (см. рис. 88), характеризуемая однородными условиями местоположения и местообитания и одним биоценозом. Фация служит первичной функциональной ячейкой ландшафта, подобно клетке в живом организме.

Для фации как элементарной геосистемы характерны динамичность, относительная неустойчивость и недолговечность. Эти свойства определяются незамкнутостью фации, ее зависимостью от потоков вещества и энергии, поступающих из смежных фаций и уходящих в другие фации. Кроме того, подвижность фации как во времени, так и в пространстве связана с важной ролью наиболее активного компонента – биоты и с ее функционированием. В рамках фации воздействие биоты на абиотическую среду проявляется значительно ощутимее, чем в масштабах целого ландшафта. Конкурентные взаимоотношения сообществ (например, лесных и болотных), их сукцессионные и возрастные смены приводят к трансформации микроклимата, но не влияют сколько-нибудь ощутимо на климат ландшафта. Аналогичные соотношения наблюдаются и в других процессах. Локальный эффект, например, роста оврагов, аккумуляции наносов и т.п. очень велик в пределах фации и может вызвать трансформацию фаций, причем это происходит буквально на наших глазах. Однако подобные локальные трансформации не изменяют характера ландшафта. Точнее – они могут в конце концов привести к трансформации ландшафта путем постепенного количественного накопления новых элементов его морфологической структуры, но для этого потребуется время, измеряемое иными масштабами. Ландшафт и фация несоизмеримы по их долговечности.

В связи с огромным разнообразием фаций актуальным является их систематизация и классификация. Как указывает А. Г. Исаченко, при классификации фаций необходимо учитывать такие критерии, которые имеют определяющее значение в формировании фаций и чтобы эти критерии носили универсальный характер, т. е. могут быть применимы если не ко всем, то к преобладающему большинству ландшафтов. Кроме того, это должны быть некоторые устойчивые признаки фации. Указанным условиям отвечает местоположение как элемент орографического профиля. Фации закономерно сменяют друг друга по профилю рельефа на общем зонально-азональном фоне данного ландшафта. Поэтому важно установить основные типы местоположений, которым в условиях каждого конкретного ландшафта должны соответствовать определенные типы фаций.

При обобщении работ по данному вопросу (М. А. Глазовской, Б. Б. Полынова, К. Г. Рамана, Л. Г. Раменского) А. Г. Исаченко предложил различать следующие основные типы местоположений, которым в конкретных ландшафтных условиях отвечают соответствующие типы фаций (рис. 90).

 

Рис. 90. Схема основных типов местоположений (по А. Г. Исаченко). Обозначения букв в тексте

 

Группа верховых (элювиальных) местоположений характеризуется тем, что ихпитание которых осуществляется маломинерализованными водами атмосферных осадков, а также натечными водами поверхностного стока; грунтовые воды залегают здесь глубоко (как правило, глубже 3,0 м) и в большей мере недоступны растениям. В пределах этой группы выделяются следующие типы:

а) плакорные, или собственно элювиальные, – это водораздельные поверхности с небольшими уклонами (1–2°), преобладанием атмосферного увлажнения и отсутствием сколько-нибудь существенного смыва почвы;

б) трансэлювиальные (от лат. trans – за, через, сквозь; первая часть сложных слов, обозначающая следование за чем-либо) верхних, относительно крутых (более 2–3º) частей склонов, питаемые в основном атмосферными осадками, с интенсивным стоком, плоскостным смывом и значительными микроклиматическими различиями в зависимости от экспозиции склонов;

в) аккумулятивно-элювиальные, или верховые западины, – бессточные водораздельные понижения (впадины) с затрудненным стоком, дополнительным водным питанием за счет натечных вод, частым образованием верховодки, но грунтовые воды остаются еще на значительной глубине;

г) проточные водосборные понижения и лощины – аналогичные предыдущим, но со свободным стоком;

д) элювиально-аккумулятивные, или делювиальные, нижних частей склонов и подножий с обильным увлажнением за счет стекающих сверху натечных вод, нередко с отложением делювия.

Группа низинных местоположений характеризуется близостью грунтовых вод, доступных растениям (не глубже 2–3 м). Сюда входят следующие основные типы:

е) ключевые в местах выхода грунтовых вод, а также притока натечных вод, с проточным увлажнением, обычно с дополнительным минеральным питанием (за счет элементов, содержащихся в грунтовых водах);

ж) собственно супераквальные (от лат. super – сверху, над; часть сложных слов, указывающая на расположение сверху, над чем-либо) – слабосточные понижения с близким залеганием грунтовых вод, обусловливающим заболачивание или засоление.

Группа пойменных местоположений (з), промежуточная между супераквальными и субаквальными (от лат. sub – под; часть сложных слов, указывающая на нахождение под чем-либо, внизу), отличается регулярным и обычно проточным затоплением во время половодья или паводков и, следовательно, переменным водным режимом. Пойменные фации отличаются исключительной динамичностью и большим разнообразием в зависимости от микрорельефа, продолжительности поёмности и т.д.

Изложенная схема может конкретизироваться в зависимости от характера ландшафтов, с учетом высотной амплитуды между крайними членами ряда, разнообразия экспозиций и форм склонов, состава почвообразующих пород и других местных особенностей.

Урочища и другие морфологические единицы ландшафта. Урочищем называется сопряженная система фаций, объединяемых общей направленностью физико-географических процессов и приуроченных к одной мезоформе рельефа на однородном субстрате. Наиболее отчетливо они выражены при расчлененном рельефе с чередованием выпуклых (положительных) и вогнутых (отрицательных) форм мезорельефа – холмов и котловин, гряд и ложбин, межовражных плакоров и оврагов и т.п. Хотя процессы стока, местной циркуляции атмосферы, миграции химических элементов соединяют фации положительных и отрицательных форм рельефа в один сопряженный ряд, нетрудно заметить, что верхние и нижние части этого ряда принципиально различаются по проявлениям этих процессов. Склоны холмов интенсивно дренируются, вещество отсюда выносится, холодный воздух стекает вниз, господствуют фации элювиальных типов. Во впадинах, ложбинах наблюдается переувлажнение, аккумуляция вещества, застаивание холодного воздуха, преобладают гидроморфные (супераквальные) фации.

На обширных плоских междуречьях, где нет контрастных форм мезорельефа, формирование урочищ определяется различиями материнских пород (их составом, мощностью, а при малой мощности – и характером подстилающей толщи) и удаленностью от линий естественного дренажа. Последний фактор играет особенно большую роль в зоне избыточного увлажнения. По мере удаления от речных долин на междуречьях уменьшается глубина залегания грунтовых вод, сток затрудняется, усиливается застой влаги, что неизбежно сказывается на почвенно-растительном покрове. В результате происходит смена урочищ (и фаций) по мере удаления от приречных склонов к центральным частям междуречий.

По своему значению в морфологии ландшафта урочища могут быть фоновыми, или доминантными, субдоминантными и подчиненными (второстепенными). Деление это имеет смысл только в применении к конкретному ландшафту, так как роль одних и тех же (точнее – однотипных) урочищ в разных ландшафтах может оказаться неодинаковой: доминантные урочища одного ландшафта могут быть второстепенными в другом.

Урочища достаточно разнообразны по своему внутреннему (фациальному) строению, и поэтому необходимо различать несколько категорий урочищ по степени их сложности: простые урочища, подурочища и сложные урочища. Простые урочища отвечают приведенному выше определению и связаны с четко обособленной формой мезорельефа или участком водораздельной равнины на однородном субстрате с однородными условиями дренажа. Подурочище – промежуточная единица, группа фаций, выделяемая в пределах одного урочища на склонах разных экспозиций, если на них существуют разные варианты фациального ряда, например южные склоны заняты сосняками, а на северных склонах, кроме сосняков, встречаются фации с еловыми лесами. Подурочища могут выделяться на склонах гряд и холмов с различной крутизной, на склонах долин или оврагов с неодинаковой освещенностью и т.п. Сложные урочища выделяются при ясно выраженной мозаичности мезорельефа (балка с донным оврагом, заболоченная котловина с озером), или, например, сложным урочищем может выступать доминантное водораздельное урочище с мелкими фрагментами второстепенных урочищ или отдельными «чуждыми» фациями – болотными, западинными, карстовыми и т.п.

Классификация урочищ разрабатывается на конкретном региональном материале в процессе составления крупно- и среднемасштабных ландшафтных карт. При этом учитывается рельеф в тесной связи с естественным дренажем и увлажнением, а также почвообразующая порода.

Сочетание основных факторов формирования урочищ – форм рельефа, режима увлажнения и состава почвообразующих пород – обусловливает распределение почв и растительных сообществ. Почва и растительный покров не являются определяющими критериями при классификации урочищ, но служат важными индикационными признаками.

Самой крупной морфологической частью ландшафта считается местность, представляющая собой особый вариант характерного для данного ландшафта сочетания урочищ. По В. А. Дементьеву, местности – это участки ландшафта, ведущими признаками обособления которых служат рельеф или характер его расчленения. Так, в типичном для Беларуси моренно-зандровом ландшафте хорошо обособляются два типа рельефа – моренные и зандровые равнины. Различаясь генезисом рельефа, почвенно-растительным покровом и набором урочищ, эти участки выступают в качестве местностей моренно-зандрового ландшафта. Ландшафт речных долин включает две местности, одна из которых представлена поймой, а вторая – надпойменной террасой.

Морфология ландшафта предполагает не только познание структуры ландшафта, т. е. его морфологического строения. Важным вопросом является также изучение вещественно-энергетических связей как между структурными частями ландшафта, так и между смежными ландшафтами. Если представить структурную модель ландшафта в виде рисунка, то на нем вершины будут соответствовать структурным частям, а ребра – связям между ними (рис. 91).

 

Рис. 91. Схематическая структурная модель ландшафта: А, Б, В – элементарные геосистемы; а1–3, б1–3, в1–3, г1–3 – структурные части (компоненты) элементарных геосистем; 1 – межкомпонентные (вертикальные) связи, 2 – межсистемные (латеральные) связи, 3 – внешние связи ландшафта (входные и выходные потоки)

 

Структурная модель ландшафта существенно отличается от модели фации своей многоплановостью, или полисистемностью. Структурными элементами фации служат ее географические компоненты, а пространственная упорядоченность структуры выражается в закономерном расположении компонентов по вертикали и существовании между ними вертикальных же потоков вещества и энергии. На приведенной схеме фации изображены как моноструктурные системы с вертикальными, т. е. межкомпонентными, связями (в виде квадратов А, Б, В), которые, в свою очередь, рассматриваются как элементы структуры ландшафта.

В ландшафте различаются две системы внутренних связей – вертикальные и горизонтальные, причем межкомпонентные (вертикальные) связи как бы опосредованы через горизонтальную структуру ландшафта, через сопряжение входящих в него элементарных геосистем. На рис. 91 горизонтальные связи показаны линиями, соединяющими блоки А, Б и В. Следует иметь в виду, что рис. 91 дает лишь крайне упрощенное представление о структуре ландшафта, так как на нем показаны лишь морфологические части одного порядка (фации) и притом условно обозначены только три блока; кроме того, модель не отражает смены состояний и т.д.

Состав и взаимное расположение частей – важные элементы понятия о структуре ландшафта, но сами по себе они еще не объясняют способа соединения частей. Между геосистемами и между их блоками существуют крайне многообразные связи, которые можно классифицировать по их физической природе, направленности, значимости, тесноте, устойчивости и другим признакам. Геосистемы пронизаны вещественно-энергетическими потоками разного происхождения и разной мощности. Различают потоки внешние (входные и выходные) и внутренние. Внутренние потоки, т. е. потоки между блоками системы, по интенсивности намного превосходят внешние. Известны два типа внутренних связей (потоков) – вертикальные и горизонтальные, последние играют организующую роль в интеграции простых геосистем в более сложные.

Связи между частями системы могут быть односторонними и двухсторонними, прямыми и обратными. Обратные связи бывают положительными и отрицательными. При положительной обратной связи процесс, вызванный действием того или иного фактора, сам себя усиливает (например, образование снежных лавин). При отрицательной обратной связи начавшийся процесс сам себя гасит. Так, оледенение возникает в результате воздействия климата при определенных гидротермических условиях, но ледниковый покров создает антициклон, ведущий к уменьшению осадков, питания ледника и его дальнейшего развития.

Совокупность процессов перемещения, обмена и трансформации вещества и энергии в геосистеме называется ее функционированием. Функционирование ландшафта слагается из множества элементарных процессов, имеющих физико-механическую, химическую или биологическую природу (например, падение капель дождя, растворение газов в воде, поднятие почвенных растворов по капиллярам, испарение, фотосинтез, разложение органической массы микроорганизмами и т.п.).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2025 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных