Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Значение античной культуры




Античная культура дорога нам прежде всего тем, что она заложила основы для дальнейшего развития науки и искусства: в искусстве был указан путь к реализму, а в науке – к материалистическому мировоззрению.

Античная культура восхищала и вдохновляла художников эпохи Возрождения, ей поклонялись и брали её за образец основоположники всех академий, она помогала в научных исследованиях многим учёным.

Античная (древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов. Античность оказала большое влияние на последующее развитие европейских народов, стала их общим достоянием, основой всей европейской культуры. Достижения этой цивилизации прочно зафиксированы в сознании, языке, философии, художественных образах. Самые ранние образы самобытности этой культуры проявились на уровне древнейших форм народного творчества, в частности мифологии, сюжеты которой уже в течение многих веков служат богатейшим материалом живописцам, скульпторам, композиторам, поэтам. Многие образы античной мифологии стали привычными и понятными: нить Ариадны, ахиллесова пята, яблоко раздора и т. д. Также множество греческих и латинских слов содержится в обыденном и научном языке.

В античной классической архитектуре различаются ордера: дорический, ионический, коринфский, тосканский и композиционный (сложный). Ордер – один из видов архитектурной композиции, состоящий из вертикальных несущих частей – опор в виде колонн, столбов или пилястр и несомых горизонтальных частей – антаблемента, включающего архитрав, фриз и карниз.

«Греческое чудо» – так называют феномен культуры Древней Греции, которая за достаточно короткий для цивилизации период времени достигла значительных высот в материальной и духовной сферах. Корабли бороздят моря и позволяют выводить множество колоний от Крыма от Гибралтара, осуществлять регулярный торговый обмен.

Основная политическая, хозяйственная и гражданско-правовая единица – полис (город-государство). Полис представлял собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремёслами, которые, будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Полис – это город с прилегающей к нему сельской местностью, поэтому крестьяне, как и собственно горожане, входят в число граждан полиса.

Политический строй – демократия (народовластие), но к «демосу» (народу) относятся только полноправные граждане (без рабов, переселенцев из других полисов и некоторых других групп населения; они составляют менее половины жителей полиса). Социальное изменение задаётся шкалой «раб – гражданин», причем раб считался порочным человеком по своей природе, а добродетельным мог быть только полноправный гражданин полиса.

Древнегреческая культура дала миру демократию, зародившуюся в рамках полиса-государства, Олимпийские игры, первый полный буквенный алфавит (основу его греки взяли у финикийцев), причем в этой культуре письменность оказалась не профессиональным навыком, а достоянием каждого. Здесь также происходит зарождение театра и философии европейского типа. Развитие философии - систематических размышлений об устройстве и сущности мира, о человеке, о нравственности, о божественном.

Религия греков – политеизм (многобожие). Они верят в существование множества богов, большинство из которых живет на горе Олимп (отсюда – «олимпийская религия»). Олимпийская мифология определяет основные измерения духовной культуры, она пронизывает произведения искусства, литературы, обычаи и т.д. Вера в переселение душ. Вера в судьбу, изначально предопределенную каждому, отсюда - глубинный фатализм.

Время циклично. Существует великий год (около 30 000 лет), после которого все повторяется сначала. При этом современность, как правило, оценивается гораздо ниже прошлого (легенды о «золотом веке»).

Вселенная, космос ограничен, он делится на несколько сфер, вставленных одна в другую. Подлунный мир (все, что ниже сферы Луны) изменчив и непостоянен, надлунный – однообразен, правилен и нетленен.

Идеал грека – образцовый гражданин, тот, кто умер счастливым. В искусстве – совершенный, отвечающий определенным пропорциям, гармонично развитый человек. Появление, наряду с развитым эпосом, лирики и трагедии. Открытие индивидуальности, появление повествований о чувствах отдельного человека.

Культура устного общения. Книги как мнемонический прием, внешняя память, ценность же в общении, в беседе. греческой культуры («агон»), её проявление в спорте (Олимпийские игры, Немейские игры и т.д.), в любви к дискуссиям, в постоянной готовности отвечать на вызов, любовь к судебной процедуре.Отсюда Mens sana in corpore sano – Здоровый дух в здоровом теле.

«Эллинизм» – исторический период распространения греческой культуры на Египет и Восток, возникшей после походов Александра Македонского в III в. до н. э. Влияние греческой культуры продолжалось после распада огромного государства и образования на его основе «эллинистических» и восточных государств и на культуру этих государств до их покорения Римом или Парфией (280-30 гг. до н. э.). Понятие «эллинизм» ввел немецкий историк И. Дройзен.

В целом, в античной цивилизации можно выделить основные, наиболее яркие черты:

гуманизм – здесь человек – «мера всех вещей», боги – такие же люди, только обладающие рядом достоинств и качеств, превышающих человеческие возможности, поэтому храм в этой культуре – это не то место, где человек ощущает свою ничтожность, по сравнению с божеством, а наоборот: именно здесь можно ощутить своё величие и встретиться с богами один на один;

рационализм – разум, рассудок здесь регулирует поступки, эмоции затухают, и появляется представление о том, что разум – единственное, что помогает человеку в любой ситуации сделать выбор;

индивидуализм – значение эмоций не теряет смысла только в отношении человека к себе: именно в этой культуре, можно сказать, что происходит формирование личностного, индивидуального начала, здесь человек начинает себя осознавать не просто членом рода, а отдельным субъектом, личностью;

агональный (агонистический) характер культуры – индивидуализм как важнейшая черта влияет на особенность античной культуры: «агон» – состязательный, соревновательный, достижение победы любой ценой, только бы удовлетворить свои собственные амбиции и выделиться из «массы»;

пайдейя – воспитание, образование: в рамках полиса не должно быть человека, который бы не принимал участия в его делах, поэтому воспитание личности и гражданина становится жизненно важным; таким образом, пайдейя становится способом формирования личности, путём передачи ей рациональной системы знания, а также это приведение в состояние гармонии всего человеческого тела, которое является олицетворением внутреннего мира человека;

законодательная основа – эта культура пытается достичь гармонии между природным миром и законом; здесь закон – это установление, которому подчиняются все люди и боги; свободный человек должен подчиняться только закону и он не потерпит верховенства над собой другого человека, поэтому в античной культуре, в отличие от многих других, над человеком нет господина, кроме закона;

патриотизм – культ закона рождает превозношение человеческой свободы, как отдельного индивида, так и целого государства; таким образом, формируется культ гражданства и патриотизм: падение родного города угрожало опасностью для собственной жизни, могло привести к рабству, что в данной свободолюбивой и независимой культуре воспринималось как смерть; поэтому история античной культуры пестрит постоянными бунтами и войнами;

культура настоящего – античный человек редко задумывался о будущем, а тем более оборачивался к прошлому, поэтому данную культуру часто называют культурой детей, думающих только о сегодняшнем дне, желающих получить все здесь и сейчас;

циклический характер развития – эта культура не стремится к линейности, к прогрессу: античный человек считал, что люди всего уже добились, нового и лучшего не нужно. Таким образом, все эти черты рисуют нам определённый портрет, непохожий на другие культуры, однако в чем-то близкий нам и понятный.

Античная цивилизация – «колыбель» европейской культуры, которая вряд ли могла достигнуть таких высот, если бы не восприняла её важнейшие культурные ценности.

Вот некоторое, из художественного наследия античной цивилизации:

1) Древняя Греция:

- Ансамбль Акрополя, в т. ч., Парфенон (храм Афины). г. Афины. V в. до н. э.

- Общее руководство – Фидий. Архитекторы: Иктин, Калликрат, Мнесикл.

- Мирон из Элевтер. Cтатуя «Дискобол», V в. до н. э. Римская копия. Музей Терм; г. Рим.

- Поликлет. Cтатуя «Дорифор». V в. до н. э. Римская копия. Национальный музей, г.Неаполь.

- Скопас. Надгробие юноши с реки Илисса. IV в. до н. э. Национальный археологический музей, г. Афины.

- Лехар. Аполлон Бельведерский. Сер. IV в. до н. э. Римская копия. Музей Пио-Клементино, Ватикан (г. Рим).

- Агесандр из Антиохии. Венера Мелосская. II в. до н.э. Лувр, г. Париж.

- Эсхил (525 - 456 гг. до н. э.) Прикованный Прометей: Трагедия.

- Аристофан (ок. 446 - 388 до н. э.). Комедия «Облака». 423 г. до н. э.

- Софокл (496 - 406 гг. до н. э.) Трагедия «Царь Эдип». 429-425 гг. до н. э.

- Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея».

- Гесиод. «Теогония», «Труды и дни».

2) Древний Рим:

- Колизей. (Амфитеатр Флавиев). г. Рим. I в. н. э. (75-80 гг.).

- Арка ТИТА. г. Рим. I в. н.э. (81 г.).

- Апполодор из Дамаска. Колонна Траяна. г. Рим. II в. н. э.

- Пантеон («Храм всех богов»). г. Рим. I в. н. э.

- Термы Каракаллы. г. Рим. III в. н. э.

- Конная Статуя Марка Аврелия. г. Рим (Площадь Капитолия). II в. н.э.

- Портрет Каракаллы. III в. н. э. Национальный музей. г. Неаполь.

- Настенная живопись на вилле Мистерий. Помпеи. I в. до н. э. (раскопки).

- Марк Аврелий (121-180 гг.). Философский труд «К самому себе».

- Петроний (I в.; ум. в 66 г. н. э.) Сатирикон: Роман.

- Луций Анней Сенека (14 - 65 гг. н. э.) Трагедия «Медея».

- Публий Вергилий Марон (70 г до н. э. - 19 г. н. э.) Поэма «Энеида».

- Марциал (ок. 40-104 г.), Гораций, Овидий. Стихи.

 

Античная культура – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода – позволили грекам достичь небывалых высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными. На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. Античный мир дал примеры республиканского строя, демократии, явил образ настоящего гражданина, умеющего разумно сочетать права и обязанности.

Выводы

В целом для античной культуры характерны рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время соционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало в основном в форме комментирования древних учений, ставших канонискими, в форме увековечивания традиции.

Антропологическое противоречие духа и тела решено было античной культурой в пользу последнего, придав ей «телесный» стиль. Через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нём наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа. Современные исследователи усматривают корни этой «телесности» в античном рабстве. В рабовладельческом обществе ни полноценность человека, ни сам человек не могли быть поняты, а потому человек и его духовная жизнь осмысливались по типу физических тел или вещей. Так конструируется все античное мировоззрение: наука, религия, философия, искусство, общественно-политическая жизнь. Античный гуманизм прославляет лишь физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии было тело человека. Даже греческие боги – прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе воспитания. Однако в античном обществе признавалась биосоциальная природа человека, закрепленная в формуле Аристотеля: «Человек – животное общественное». Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса».

Возвеличивая тело, в целом античные искусство и культура, как и на Востоке, решали противоречие между личным и общественным в пользу последнего. Отсюда Salus populi suprema lex (также Salus publica) – Благо народа-высший закон. Личность считалась полезной обществу лишь благодаря своим гражданским добродетелям. Противоречия объекта и субъекта, как сторон человеческой личности, можно назвать главным нервом античной культуры. Если во взаимоотношениях с социумом личность находила какой-то выход, то по отношению к судьбе и личность, и общество были лишь объектами, слепыми орудиями Рока. Идея неумолимости Рока тесно связана с античным рабством, ибо в античном мире свободные люди мыслили себя рабами общего мироустройства.

В Список объектов Всемирного наследия внесено восемь таких памятников. Три из них (Афинский Акрополь, Дельфы и Вергина) расположены в северной, материковой, части Греции, три (Олимпия, Эпидавр и Бассай) – на п-ове Пелопоннес и два – на островах Эгейского моря.

В античной культуре сложились основные проблемы мироздания: бытие и становление, единое и многое, предел и беспредельное, число и величина, мера и сущность, атом, материя, Космос. Они не потеряли значимость и в настоящее время, что обеспечило культурный диалог разных цивилизаций в мировом масштабе. Античность создала недосягаемые культурные образцы, обладающие непреходящей ценностью и притягательной силой. Сегодня к античности обращаются историки, филологи, философы, культурологи. «… Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы», – писал Ф. Энгельс.

 

1. Религия. Идея всемогущества божества; отсутствие единой религии; связь богов с конкретными полисами; тотемизм, представление о всеобщей одушевлённости природы; герои как посредники между миром богов и миром людей. Обожествление непонятных явлений природы и общественной жизни; анимизм (вера в духов, обитающих во всех материальных предметах); позднее появление антропоморфного взгляда на богов; родовые и семейные культы; сильное влияние греческой религии; сходство богов с греческими; свободный приём в пантеон иноземных богов; важное значение жертвоприношений; формализм и практичность религии.

2. Отношение к человеку. Человек – всегда тайна не только для других, но и для себя. Поэтому бытие человека включает в себя стремление познать себя. Познавая внешний мир, других людей, человек познаёт себя. Отношение человека к другим, Космосу характеризует в первую очередь самого познающего человека, его интенции, потенции, ценностные установки и убеждения. В определённом смысле человек – цель бытия, что и подчеркнули греки, предложившие максиму «Человек есть мера всех вещей».

 

Словарь дефиниций к теме

Анимизм (от лат. душа, дух) –верование в душу и духов и их влияние на жизнь людей, животных, на предметы и явления окружающего мира, одна из примитивных форм религии.

Антропоморфная форма божеств – уподобление божеств людям, появляется на более поздних стадиях развития религиозного сознания, демонстрирует некоторую меру осознания человеком своего места в мире.

Антропоцентризм (от греч. аnthtropos – человек и лат. centrum – центр) – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Гармония (греч. соответствие, согласие, созвучие)- эстетическая катего­рия, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и эле­ментов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим чувст­вом и смыслом, называют красотой.

Гедонизм (греч. наслаждение)- этическое учение, первоначально разви­тое древнегреческой киренской философской школой и Эпикуром; целью жизни и высшим благом признает наслаждение; добро определяет как то, что приносит наслаждение, а зло как то, что влечет за собой страдания.

Диптер (античный храм, окружённый в отличие от периптера двумя рядами колонн.

Дорический ордер – отличается наиболее тяжёлыми пропорциями и имеющий сравнительно простую капитель, состоящую из круглой подушки эхина и вышележащей плиты – абаки.

Ионический ордер – более лёгкий по сравнению с дорическим. Ионическая колонна имеет характерную капитель, образуемую двумя повёрнутыми вниз спиральными волютами.

Калокагатия (греч. – великодушие) – термин, которым Платон обозначил идеал воспитания у греков, сочетание благородства, богатства, физических и духовных способностей.

Канон – в изобразительном искусстве совокупность твёрдо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций, либо иконографию данного типа изображения.

Коринфский ордер – самый лёгкий и изысканный по своим пропорциям. Коринфская колонна имеет высокую корзинообразную капитель.

Космологичность (от слова «kosmos» – Вселенная) – мир, мыслимый как упорядоченное единство (в противоположность хаосу); первоначально – то же самое, что порядок, устроение. Впервые мир был назван космосом Пифагором, который обратил внимание на царящие в нём порядок и гармонию.

Культ (лат. Почитание) - 1) один из обязательных элементов любой рели­гии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослу­жителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестест­венные силы; 2) преклонение перед кем-либо, чем-либо, почитание кого-либо, чего-либо, чрезмерное возвеличивание (культ святых, культ личности).

Ордер – порядок в расположении частей античных зданий. Главное в ордере – стоящие на ступенчатом основании колонны, выше колонн располагается перекрытие – антаблемент.

Тотемизм – древнейшая форма религии, основанная на вере в сверхъестественную кровную связь представителей той или иной общины с каким-либо видом животных или растений.

Фетишизм (амулет, волшебство) – одна из древних форм религии, характеризующаяся поклонением культу неодушевлённых предметов; вера в сверхъестественную силу вещей, амулетов, талисманов; обожествление предметов и явлений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных