ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
А) Музыка, информирующая о восприятии герояОдно из психологических явлений, которое мы приписываем героям фильма как нечто само собой подразумеваемое, состоит в том, что они, как и мы, воспринимают происходящее в кинематографическом мире. Если бы мы совершенно бессознательно не исходили из такой предпосылки, мы бы вообще не понимали их дей-ствий и их поведения. Порой момент восприятия героя играет важную драматургическую роль: солдат заметил врага, вор увидел вожделенный предмет, мать нашла потерявшегося ребенка, ревнивец заметил жену в обществе ее друга и т. д. В таких случаях восприятие героя фильма служит исходной точкой для его действий, оно влияет на развитие сюжета, имеет свои последствия. Здесь музыка часто информирует нас о факте восприятия. Например, в шведском фильме «SOS — Айсберг» именно музыка сообщает зрителю, что летчик после долгих поисков заметил пропавшую без вести полярную экспедицию. Режиссер не показывает выражения его лица. Только радостный мотив, пробивающийся сквозь грохот мотора и хаотические мелодические линии, которые (по принципу чистой иллюстративности) передают кружение самолета над ледяными полями, сообщает зрителю о том, что пилот наконец увидел пропавших. Кроме того, этот мотив информирует также о радости, охватившей летчика при виде этих людей. В польском фильме «Атлантическая повесть» только музыка сообщает нам резко диссонирующим аккордом, что маленький мальчик, играющий на пляже, увидел что-то его испугавшее; притом она информирует нас еще до того, как спрут, вызвавший у мальчика чувство страха, показан в кадре. В этом фильме имеется много эффектов подобного рода. Так, внезапное изменение характера музыки сообщает нам, что играющие дети заметили «похитителей рыбы»; в другом месте музыка, просто оборвав иллюстрацию на резком звуке, обращает внимание зрителей на то, что мальчики увидели нечто такое, чего зрители пока еще не видят. Характер мотива служит для определения этого восприятия и, разумеется, одновременно является сигналом эмоциональной реакции героя на это восприятие Кинокадр мог бы косвенно изобразить эту реакцию, показав внезапное изменение выражения лица у малышей или причину их страха. Музыка делает это прямо, хотя и не может передать содержания воспринятого. Она функционирует только как знак не определенного по содержанию (но определенного эмоционально) психологического акта. В советском- фильме «Ветер» музыка неожиданно вспыхнувшим зловещим мотивом информирует зрителя
о том, что одна из девушек, прячущихся в развалинах церкви, вдруг замечает перед собой гигантский глаз — все, что осталось от разрушенной фрески. Неожиданная вспышка тревожного тремоло оркестра в фильме «Пирогов» сообщает кинозрителю, что герой увидел перед собой труп, и только после этого в кадре показываются лежащее на дороге мертвое тело и кружащая возле него обезьянка. Такую же функцию выполняет в японском фильме «Расёмон» тишина, внезапно сменяющая настойчивое остинато, которое сопровождает кадры, показывающие идущего через лес дровосека. Упорством этого долгого остинато усиливается напряжение, а когда оно внезапно обрывается, это информирует зрителя о том, что дровосек увидел что-то необычное. Иногда музыкальная информация о восприятии превращается в исходную точку ряда дальнейших сцен, даже в главное обстоятельство, поясняющее зрителю образ действий и переживания персонажей. Например, во французском фильме «Пасторальная симфония» только музыка сообщает нам о том, что в сердце жены пастора пробуждается чувство ревности: она увидела в окно своего мужа, беседующего со слепой девушкой. Музыка, резко диссонирующими звуками прерывающая нежное тремоло скрипок, сообщает нам о восприятии (чувстве) жены пастора. Музыка даже позволяет нам правильно истолковать чувство пастора, который почти до конца фильма сам не отдает себе отчета в своих переживаниях. Таким образом, этот звуковой диссонанс представляет здесь важный драматургический узел. Использование шумовых эффектов в аналогичных функциях представляет собой менее художественный прием, так как шумы мы часто ассоциируем с каким-нибудь конкретным происшествием. Шумовые эффекты как бы определяют в грубом виде сущность своего коррелята и не обладают, подобно музыкальным эффектам, многозначностью, которая вносит в фильм некое ожидание продолжения, то есть напряжение. Все явления, происходящие в звуковой сфере — колокольный звон. грохот машин, жужжание пропеллера, человеческие голоса и другое, — в принципе слышат не только кинозрители, но и персонажи фильма. Поэтому звуковые явления составляют само содержание восприятий
героев фильма, а не информацию о восприятии. Режиссер исходит из этой предпосылки, ибо действия героев киномира в большинстве случаев находятся в причинной связи с\их восприятиями. Шумы естественно применяются часто только как фон сцены, но и тогда они доходят до сознания персонажей фильма и превращаются в содержание их восприятий. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|