Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ж) Музыка, информирующая о волевых актах




Реже музыка используется как средство выражения волевых актов киноперсонажей. В таких случаях большей частью передается процесс созревания какого-нибудь решения Так, в фильме «Темный ангел» музыкой сопровождается сцена, показывающая человека, в нере­шимости раздумывающего над своим дальнейшем обра­зом действий. Затем возникающий внезапно динамиче­ский акцент в музыке служит признаком принятого решения. Поэтому дальнейшее поведение героя, направ­ленное на определенное действие, кажется кинозрителю естественным, ибо ему уже известно из музыки о приня­тии решения. Правда, музыка не в состоянии раскрыть сути решения. В польском фильме «Голубой крест» три одиночных удара в литавры символизируют оконча­тельное решение партизан остаться на горном перевале для спасения товарищей

Музыкальными средствами сообщается нам о коллек­тивном решении в американском фильме «Происшествие на Окс-Боу». Когда участники

тайного суда Ку-клукс-клана раскололись на две группы в споре, линчевать ли трех негров, заподозренных в преступлении, только му­зыка резким, отрывистым аккордом информирует нас о вынесенном приговоре подвергнуть этих негров линче­ванию. Процесс созревания решения музыкально отоб­ражен в комической сцене из польского фильма «Чертово ущелье», где солдат-повар колеблется, выпустить ли ему на волю сидящего под замком друга, и характер музы­кальных мотивов (сначала отрывистый, а затем вдруг громкий и настойчивый) говорит о постепенном переходе от колебаний к решению. То же самое происходит и в итальянском фильме «Похитители велосипедов». На фо-


не криков, Сопровождающих футбольный матч на непо­казанном стадионе, ширятся звуки музыки, что превос­ходно передает созревающее у героя решение украсть велосипед, стоящий у входа на стадион. Эта музыка растет, заглушая крики толпы, и достигает своей дина­мической кульминации в тот момент, когда герой окон­чательно решается на воровство.

Лучший образец передачи музыкальными средствами процесса созревания решения мы находим в старом аме­риканском фильме «Анна Каренина». В последней сцене, перед тем как героиня бросается под поезд, в музыке слышится грохот постепенно набирающего скорость поезда; в то же время она передает решение героини покончить с собой. Выражение этой музыки трагическое, и когда вдруг в ней раздается резкий диссонирующий аккорд, одна лишь музыка заставляет нас пред­положить о совершенном поступке Анны. В предыдущих кадрах нам было только показано ее окаменевшее от боли лицо и неподвижная фигура; за нее «играет» музы­ка, которая завершает действие. Она выражает то, чего не может показать кадр, она говорит вместо актрисы, которая застывает в неподвижности. Музыка избавляет иногда актера от излишних жестов, делает более глубо­кой его игру.

Музыка как проявление несгибаемой воли юных ге­роев появляется в фильме «Молодая гвардия», когда Уля Громова и другие девушки, избитые немцами, запе­вают песню. Реакция гитлеровцев убедительно показы­вает, что они поняли эту песню именно как несломлен­ную волю к борьбе.

Приведем еще интересный пример музыкальной пе­редачи коллективного стремления. В советском фильме «Жажда» аэросъемка показывает нам бегущую по улице толпу, устремившуюся к воде.] Толпа уплот­няется, ее движение в глубине улицы ускоряется. Музы­ка при помощи долгого динамического нарастания од­ного звука отображает внутреннее напряжение этих людей, которыми владеет только одна мысль — нако­нец получить воду.,

В заключение~укажем еще на интересный пример, где музыка символизирует упрямство, но на сей раз не человека, а... башмака. В польском эксперименталь­ном фильме «Башмак» оживший и «очеловеченный» ста- 222


рый башмак, словно незваный гость, вдруг появляется в комнате и прилипает к потолку; он попросту «не хо­чет» спуститься вниз. Живущий в этой комнате человек пытается сорвать башмак с потолка, но тот «не поддает­ся». Этот момент подчеркивается в музыке долгим упор­но нарастающим отдельным звуком, который превос­ходно передает «упрямство» этого «очеловеченного» башмака. Аналогия с описанным ранее примером пока­зывает, что при помощи музыкальных средств можно очень верно передавать качество волевых актов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных