ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ж) Музыка, информирующая о волевых актахРеже музыка используется как средство выражения волевых актов киноперсонажей. В таких случаях большей частью передается процесс созревания какого-нибудь решения Так, в фильме «Темный ангел» музыкой сопровождается сцена, показывающая человека, в нерешимости раздумывающего над своим дальнейшем образом действий. Затем возникающий внезапно динамический акцент в музыке служит признаком принятого решения. Поэтому дальнейшее поведение героя, направленное на определенное действие, кажется кинозрителю естественным, ибо ему уже известно из музыки о принятии решения. Правда, музыка не в состоянии раскрыть сути решения. В польском фильме «Голубой крест» три одиночных удара в литавры символизируют окончательное решение партизан остаться на горном перевале для спасения товарищей Музыкальными средствами сообщается нам о коллективном решении в американском фильме «Происшествие на Окс-Боу». Когда участники тайного суда Ку-клукс-клана раскололись на две группы в споре, линчевать ли трех негров, заподозренных в преступлении, только музыка резким, отрывистым аккордом информирует нас о вынесенном приговоре подвергнуть этих негров линчеванию. Процесс созревания решения музыкально отображен в комической сцене из польского фильма «Чертово ущелье», где солдат-повар колеблется, выпустить ли ему на волю сидящего под замком друга, и характер музыкальных мотивов (сначала отрывистый, а затем вдруг громкий и настойчивый) говорит о постепенном переходе от колебаний к решению. То же самое происходит и в итальянском фильме «Похитители велосипедов». На фо- не криков, Сопровождающих футбольный матч на непоказанном стадионе, ширятся звуки музыки, что превосходно передает созревающее у героя решение украсть велосипед, стоящий у входа на стадион. Эта музыка растет, заглушая крики толпы, и достигает своей динамической кульминации в тот момент, когда герой окончательно решается на воровство. Лучший образец передачи музыкальными средствами процесса созревания решения мы находим в старом американском фильме «Анна Каренина». В последней сцене, перед тем как героиня бросается под поезд, в музыке слышится грохот постепенно набирающего скорость поезда; в то же время она передает решение героини покончить с собой. Выражение этой музыки трагическое, и когда вдруг в ней раздается резкий диссонирующий аккорд, одна лишь музыка заставляет нас предположить о совершенном поступке Анны. В предыдущих кадрах нам было только показано ее окаменевшее от боли лицо и неподвижная фигура; за нее «играет» музыка, которая завершает действие. Она выражает то, чего не может показать кадр, она говорит вместо актрисы, которая застывает в неподвижности. Музыка избавляет иногда актера от излишних жестов, делает более глубокой его игру. Музыка как проявление несгибаемой воли юных героев появляется в фильме «Молодая гвардия», когда Уля Громова и другие девушки, избитые немцами, запевают песню. Реакция гитлеровцев убедительно показывает, что они поняли эту песню именно как несломленную волю к борьбе. Приведем еще интересный пример музыкальной передачи коллективного стремления. В советском фильме «Жажда» аэросъемка показывает нам бегущую по улице толпу, устремившуюся к воде.] Толпа уплотняется, ее движение в глубине улицы ускоряется. Музыка при помощи долгого динамического нарастания одного звука отображает внутреннее напряжение этих людей, которыми владеет только одна мысль — наконец получить воду., В заключение~укажем еще на интересный пример, где музыка символизирует упрямство, но на сей раз не человека, а... башмака. В польском экспериментальном фильме «Башмак» оживший и «очеловеченный» ста- 222 рый башмак, словно незваный гость, вдруг появляется в комнате и прилипает к потолку; он попросту «не хочет» спуститься вниз. Живущий в этой комнате человек пытается сорвать башмак с потолка, но тот «не поддается». Этот момент подчеркивается в музыке долгим упорно нарастающим отдельным звуком, который превосходно передает «упрямство» этого «очеловеченного» башмака. Аналогия с описанным ранее примером показывает, что при помощи музыкальных средств можно очень верно передавать качество волевых актов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|