Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






IV. Формирование восприятия устной речи




Логопедическая работа по преодолению фонематиче­ских нарушений у дошкольников со стертой дизартрией осуществляется с учетом следующих положений:

I. Современные представления о многоуровневой, структуре процесса восприятия речи (Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, В. И. Галунов, Л. А. Чистович, Е. Н. Винарская и т. д.).

Процесс восприятия речи включает такие уровни, как сенсорный, перцептивный, языковой, смысловой. Функционирование каждого последующего уровня ос­новывается на результатах анализа речевого воздействия предыдущего уровня. При этом на более высоких уров­нях осуществляется сжатое описание сообщения, но по более существенным признакам. В процессе восприятия речи можно выделить ступени собственно слухового вос­приятия (долингвистические) и лингвистические ступе­ни. Конечным звеном лингвистических ступеней яв­ляется расшифровка смысла речевого сообщения.

2. Положение о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка.

Психологические данные о соотношении элементар­ных и высших психических функций в процессе онто­генеза свидетельствуют о том, что на первоначальных этапах развития сложная психическая деятельность опи­рается на более элементарные функции. На поздних этапах формирования высшие психические функции представляют собой сложную структуру и реализуются с участием более высоких уровней психической деятель­ности. Таким образом, можно говорить о том, что фонематические функции (дифференциация фонем, фонема­тический анализ и синтез) опираются в своем развитии на достаточно сформированные элементарные функции восприятия речи.

3. Научные данные об этапах развития фонематических функций в онтогенезе.

Основываясь на закономерностях формирования фонематических функций в онтогенезе, работа по развитию! фонематического восприятия, анализа и синтеза ведется в определенной последовательности: выделение звука на фоне слога и слова; выделение первого и последнего звуков, играющих существенную роль при восприятии семан­тически значимых единиц. Методом имитации слогов у детей формируется навык аудирования (направленного восприятия звуков речи), способствующий развитию умения слушать и слышать речевой материал.

В работе используются тестовые слоговые таблицы А. С. Штерн и Н. Б. Покровского.

1. Работа с таблицами, включающими слоги типа СГ (согласный — гласный):

по во ни фе е чо цэ ме ке бе ми су гы е ро че те бу ча рю тэ та зы жо ге цы ма фо фе бя пе вы зу хи хе ки мо ра се пя ди да жа лю ца хы то хи ню бе ме ры фу зю хю на тю зе га хе

2. Работа с таблицами, включающими слоги типа ГС (гласный — согласный):

ан ик ут ыц ор уф ин ам ол юс

ал уч оп уп ус эт ац эт ач ин

ит ом ак эл ац ап ок оф эх ис

ыл ат он эк от ал ас ип эт ум

ур ач ун эм ыр ыц оф ош ир оп

ух иш op an ык ин эт ом уч ыл

3. Работа с таблицами, включающими слоги типа СГС, ССГ, СГСС, ССГС, ГСС:

рек ниц зном рыс гек

зырь чтуй быс тет скес

фок щусь хул штай изм

дам пюм кац бек чинь

стар бань вюр нах бем

тапь зуф треп меф пась

мофь лям гоф сях рац^

цват трюль нуц рель ший

щурь луф фиш сузнь прень

сах десь жус цой лорь

При необходимости из этих таблиц молено созда­вать новые путем изменения порядка слогов по таб­лице случайных чисел или порядка чтения столбцов и строк.

Работа со слоговыми таблицами включается в струк­туру логопедических занятий и проводится в игровой форме.

Например, логопед рассказывает детям о волшебной стране, в которой живут маленькие волшебные человеч­ки. Он говорит, что эти человечки очень похожи на нас: они так же одеваются, живут в таких же домах, так же ходят, смеются, огорчаются. Только все у них очень маленькое и сами они очень маленькие. А вот разгова­ривают эти человечки совсем не так, как мы. У них свой волшебный язык. Логопед предлагает детям совершить путешествие в волшебную страну. Но для этого нужно научиться разговаривать на волшебном языке. На столе перед детьми конструируется волшебная страна и фи­гурки волшебных человечков. Дети вместе с логопедом «учат» волшебный язык. Логопед называет слоги, дети их воспроизводят. Если ребенок неправильно воспроиз­водит предъявленный слог, волшебный человечек убе­гает. Остальные дети исправляют допущенную ребенком ошибку. После этого он вновь воспроизводит слог. При правильном воспроизведении слога волшебный челове­чек возвращается. Игра продолжается.

© Формирование восприятия устной речи в процесc различения правильно и искаженно произнесенного Кука 1. Распознавание искаженного произношения, отличающегося от собственного, в чужой речи (взрослого или ребенка).

Развитие слухового контроля осуществляется одно­временно с формированием правильного артикуляторногo уклада звука, с использованием зрительного восприятия тактильных и кинестетических ощущений.

Логопед читает детям небольшой рассказ (например, «Свинья в гостях» из книги «Букваренок» Г. Юдина) и задает вопрос: «Какой звук вы чаще всего слышали? Послушайте, как он звучит» (четко и длительно произ­носит звук, сравнивая его с каким-либо неречевым зву­чанием. Например: «С—С—С—С — течет из крана струй­ка воды»). Затем, закрывая нижнюю часть лица и чере­дуя правильное и искаженное произношение, логопед произносит слоги различной структуры, с различными гласными; слова, в которых нужный звук встречается в разных по трудности фонетических условиях. Ребенок, услышав дефектное произношение звука, поднимает фла­жок, сигнализируя об этом.

Затем проводится игра «Капризный телефон». Одно­му ребенку поручается роль ведущего. Остальные дети, имеющие нормативное или искаженное произношение звука, отличное от произношения ведущего, получают картинки, названия которых содержат как правильно произносимые детьми звуки, так и заданный звук. Ло­гопед предлагает игру: «Сейчас мы будем звонить Кате по телефону и рассказывать, какие картинки у нас есть. Только вот телефон иногда капризничает. Катя должна внимательно слушать и определить, капризничал теле­фон или нет. Если телефон работает хорошо, то Катя услышит, что все звуки в слове произнесены верно. Если телефон капризничает, то Катя услышит, что не все звуки в слове произнесены правильно». Взяв телефон­ную трубку и закрыв нижнюю часть лица экраном, каж­дый ребенок называет громко и четко изображенное на своей картинке. Ведущий определяет, правильно или нет было произнесено слово. Если ведущий ошибается, то он уступает свое место другому ребенку, и игра про­должается.

2. Распознавание искаженного произношения, аналогичного собственному, в чужой речи.

Работа проводится в той же последовательности и теми же приемами, которые описаны в п. 1. Но при этом логопед имитирует произношение, аналогичное иска­женному произношению ребенка, или просит детей, име­ющих такой же, как у ведущего, дефект, назвать изоб­раженное на своих картинках.

II ЭТАП. Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне

В связи с тем что четкие фонематические представ­ления о звуковом составе языка способствуют совершен­ствованию правильного произношения (особенно в про­цессе автоматизации звуков речи), в задачу этого этапа входит развитие функций фонематической системы.

Формирование фонематических функций осуществ­ляется в двух направлениях: развитие фонематическо­го восприятия (дифференциации фонем) и развитие фо­нематического анализа и синтеза.

Работа на этом этапе начинается с последовательно­го уточнения произносительного и слухового образов отрабатываемого звука и ведется в трех направлениях.

© Уточнение артикуляции звука с опорой на зритель­ное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения

При уточнении правильной артикуляции звука, на­пример [С], обращается внимание на работу артикуляторных органов при его произнесении: губы растянуты и улыбке, кончик языка располагается за нижними резцами. Для закрепления зрительного образа звука детям предлагаются изображения символы: губы, растянутые в улыбку; язык с опущенным вниз кончиком. Формирование умения кинестетически ощущать положение кончика языка (приподнят или опущен) осуществляется в процессе сравнения звука [С] со звуком |Т|. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется центральная шнспя и холодная воздушная струя, голосовые складки ков слова; выделение звука в середине слова; определение последовательности и количества звуков; определение местоположения звука в слове по отношению к другим.

Основное внимание в методике формирования вос­приятия устной речи направлено на развитие дифферен­циации как смыслоразличительных (фонематических) признаков, так и признаков, не являющихся смысло-различительными (фонетических).

При разработке данной методики использованы в адап­тированном варианте некоторые приемы и методы, опи­санные в работах В. К. Орфинской, Д. Б. Эльконина, Е. Ф. Соботович, Р. И. Лалаевой.

Работа по преодолению фонематических нарушений проводится поэтапно.

I Э Т А П. Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне

Задачами этого этапа являются:

—развитие распознавания звуков речи, т. е. воспри­ятия устной речи на сенсомоторном уровне;

—развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование четкого слухового образа звука);

—формирование слухового контроля за качеством собственного произношения;

—создание благоприятных условий для последующе­го формирования фонематических функций.

Логопедическая работа на данном этапе проводится и двух направлениях.

® Формирование восприятия устной речи в процесс ее имитации слогов

Выбор метода имитации слогов является достаточно эффективным при развитии распознавания и различе­ния звуков на элементарном (сенсомоторном) уровне, так как дает возможность исключить избыточность инфор­мации, встречное моделирование, смысловую догадку, не вибрируют. Слуховой образ звука [CJ сравнивается с неречевым звучанием (с выходящим из шарика воздухом или вытекающей из крана струйкой воды). Поло­жение языка при произнесении звука [С] подкрепляется определенным положением руки и обозначается гра­фически так:

® Выделение звука на фоне слога

Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук (например, поднять флажок, если в слоге слышится звук [С]). После формирования правильного произношения этого звука проводится его выделение из слога (предлагаемые слоги: да, са, мы, ла, со, ну, ра, сы, ак, ум, ос, ыр, ас и т. д.). Слоги не должны содержать оппозиционных звуков.

® Выделение звука на фоне слова

Эта работа проводится на материале слов, содержа­щих данный звук и не имеющих его. Исключаются сло­ва со сходными акустически и смешиваемыми в произ­ношении звуками.

Предлагаются следующие упражнения.

^УПРАЖНЕНИЯ

Определение наличия заданного звука в слове

1. Поднять руку (или флажок и т. п.) на заданный звук.

Логопед называет слова, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор, автобус.

2. Отобрать (а позднее и назвать) картинки, в названии которых имеется соответствующий звук.

3. «Чудо-дерево».

Украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

4. Отобрать (а позднее и назвать) картинки с изобра­жением овощей, фруктов, цветов, игрушек, животных, в названии которых имеется соответствующий звук.

5. «Лото».

Детям раздаются цветные кружки и карточки с изоб­ражением 4—б предметов, в названии которых присут­ствует и отсутствует заданный звук. Дается задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым пра­вильно выполнит задание.

6. Подобрать слова с заданным звуком.

Выделение первого и последнего звука в слове, на­хождение местоположения заданного звука

1. Назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Игорь, Эля, Осип, Ада, Ася, Инга.

2. Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слова: осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо.

3. Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается их название: иглы, осы, уж, Щпки, окна, уши, арка, облако.

4. Подобрать слова, начинающиеся с заданного звука (ударного [А], [У]).

5. Отобрать картинки, названия которых начинается с заданного звука (ударного [О], [И]).

(i. Назвать в слове первый (последний) звук.

7. Отобрать картинки, названия которых начинают ш па заданный звук (заканчиваются заданным звуком).

К. Подобрать названия овощей, фруктов, цветов, ко njii.K' начинаются на заданный звук (заканчиваются Вдшшым звуком).

!). «Лото». ■ Детям предлагаются карточки с изображением 4 предметов и цветные кружки. Дается задание: закрыть цветным кружком ту картинку, название которой на­чинается на заданный звук.

10. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Сидит дед во сто шуб одет.

Кто его раздевает.

Тот слезы проливает.

(Лук)

Летом снег! Просто снег!

Снег по городу летает.

Почему же он не тает?

(Пух)

Я на ветке сижу

Букву Ж все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

(Жук)

Мягкие лапки,

А в лапкахцарапки.

(Кот)

Дом тенистый тесноват,

Узкий, длинный, гладкий,

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

(Горох)

Что копали из земли.

Жарили, варили,

Что в золе мы испекли.

Ели и хвалили?

(Картофель)

11. «Кто больше?»

Детям предлагается сюжетная картинка (напримере «Улица»), на которой изображены предметы с заданным звуком. Детям требуется сказать, в названии каких предметов имеется заданный звук (в начале, в конце слова).За каждое правильно названное слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

12. «Найди общий звук».

Логопед называет слова (например, со звуком [С] в конце слова: нос, фикус, автобус, ананас, квас, голос, волос, лес) и выясняет, какой один и тот же звук встре­чается во всех этих словах и где он слышится.

13. «Логопедическое домино».

Игра строится по принципу домино. Детям раздают­ся карточки, разделенные на две части, с изображением двух предметов. Ребенок, начинающий игру, кладет на стол одну из своих карточек, на которой изображены, например, нос и стол. Другой ребенок, имеющий среди своих карточек картинку, начинающуюся со звука [Н], присоединяет ее к картинке нос, а ребенок, имеющий

[картинку, название которой заканчивается звуком [Л], —

■К картинке стол, и т. д.

14. «Цепочка».

Ведущий называет слово (например, автобус). Сле­дующий участник игры определяет последний звук в словеи подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.

15. «Подумай, не торопись».
Детям предлагается:

I) подобрать слово, которое начинается на последний ■ пи слова стол;

I 2) вспомнить название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр;

I 'Л) подобрать слово, чтобы первый звук был [К], а ■передний [Т];

I 4) ответить, какое слово получится, если к слогу [НО] ^шжкить один звук.

I id. Определить местоположение звука в слове.

I Логопед называет слова (санки, нос, стол, коса, го-Щс, капуста, стакан, весы, мост, автобус, сухари, лес), ■дсляя голосом звук [С], и предлагает детям опреде-Н|'п. местоположение этого звука в слове.

17. Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой — в конце сло­ва, в третий — в середине.

Предметные картинки: сыр, сахар, снег, сапоги, ска­калка, скамейка, нос, троллейбус, ананас, абрикос, таз, арбуз, лиса, посуда, миска, редиска, пастух, носки.

18. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в начале слова.

19. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в середи­не слова.

20. Выбрать из предложенных картинок только те, J в названии которых заданный звук находится в конце] слова.

21. «Веселый поезд».

Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом — те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором — в середине слова, в третьем — в конце.

22. Работа с карточками.

Детям раздаются карточки, разделенные на три чаев ти (означающие местоположение звука в слове — в начале, середине и конце), и фишка. По заданию логойИ да, называющего слова, дети помещают фишку в гщ часть карточки, которая соответствует местоположение заданного звука в слове.

23. «Чудесный мешочек».

Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет и определяет местоположение заданного звука в слове.

24. «Рыболовы».

Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют местоположение заданного звука в слове.

25.Подобрать слова, в которых заданный звук на­ходится в начале слова.

26.Подобрать слова, в которых заданный звук на­ходится в середине слова.

27.Подобрать слова, в которых заданный звук на­ходится в конце слова.

Определение последовательности и количества зву­ков в слове

1. Работа со звуковой линейкой.

Логопед демонстрирует предметную картинку. Ребе­нок последовательно называет звуки в слове, обознача­ющем название этой картинки, показывая их на звуко­вой линейке, а затем определяет количество звуков.

2. «Живые звуки».

Логопед предлагает поиграть в игру «Живые звуки». Один ребенок — звук [С], другой — [О], третий — [К]. Ill грающие дети называют эти звуки. Затем они прячут-■н, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, Иикой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-Луки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

3. Рассмотреть картинку, назвать ее, проанализировать слово-название и составить его графическую Всему.

4. Из ряда предметных картинок выбрать те, назва-■ II н которых соответствуют предложенной схеме (сок, ■lie. стол, лиса, лес, мост, суп, коса).

5. Из ряда предметных картинок выбрать те, названия которых соответствуют предложенным схемам.

6. Сгруппировать картинки в соответствии со схемами.

7. «Угадай-ка». I а. Угадать, какое слово получится из первых звуков, Вторые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носоксон; ключ, обруч, то­поркот).

б. Угадать, какое слово получится из последних зву­ков, которые встречаются в названиях предметных кар­тинок (например: автобус, пальто, домсом; кенгу­ру, самолет, носок, иглаутка).

8. Подобрать слова к предложенным графическим схемам.

9. Назвать животных, игрушки, овощи, фрукты, слова-названия которых соответствуют предложенной схеме.

10. «Телевизор».

На экране телевизора появляется картинка. Ребенок называет ее, составляет схему слова, обозначая гласные звуки красными фишками, а согласные — синими.

11. Отгадать загадку. Назвать слово-отгадку, составить его схему.

Кто не лает, не кусает, А в дом не пускает?

(Замок) Рыжая с пушистым хвостом Живет в лесу под кустом.

(Лиса)

Мягкие лапки,

А в лапках — царапки.

(Кошка)

Бегут по дорожке Доски да ножки.

(Лыжи)

Хвостом виляет, Зубаста, а не лает.

(Щука)

Кто зимой холодной Ходит злой, голодный?

(Волк)

Кто меня тронет, Тот заплачет.

(Лук) Крылья есть, да не летает. Ног нет, да не догонишь.

(Рыба)

12. «Пирамида».

Каждому ребенку предлагается рисунок пирамиды. В основании пирамиды — пять квадратов, выше — четы­ре, потом — три. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Логопед раздает детям предметные картин­ки и предлагает их разложить в пирамиде соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти ■оиуков, выше — из четырех и, наконец, — из трех.

Предметные картинки: миска, носок, сумка, каска, щпива; лиса, весы, мост, стул; сыр, нос, суп.

13. «Новоселье».

Детям предлагаются предметные картинки с изобра­жениями животных и птиц. Логопед говорит, что у жи­вотных и птиц — новоселье, и просит детей расселить

Щи. Но чтобы звери не поссорились, каждый должен

Вить на своем этаже: в соответствии с количеством зву-В>н в их названии. Дети называют изображенных на картинках зверей, определяют количество звуков в словах и место картинки в доме. Предметные картинки: кот, рак, лось, гусь, волк,

Мои. лиса, коза, овца, зебра, цапля, белка, курица, кро В|/л. журавль.

I II. Отобрать картинки, в названии которых задан-^В количество звуков.

■ 15. Подобрать слово с заданным количеством звуков.

11<>. Распределить картинки по количеству звуков в Вне: в первый ряд те, в названии которых три звука, В Мторой — четыре, в третий — пять.

17. «Молчанка».

Логопед предлагает посмотреть на игрушки, предме­ты и поискать такие, в названии которых встречается три, четыре, пять звуков. Ведущий, найдя соответству­ющую игрушку или предмет, хлопает в ладоши, пока­зывает ее. Остальные дети по своим звуковым линей­кам проверяют правильность выполнения задания.

18. «Умные часы».

На циферблате часов вместо цифр расположены кар­тинки, названия которых состоят из разного количества звуков. Логопед, установив одну стрелку против кар­тинки, название которой состоит из трех (четырех, пяти) звуков, просит ребенка найти ей пару: установить стрел­ку против другой картинки, название которой состоит из такого же количества звуков.

19. Показать карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в названном слове.

20. Подобрать слова, начинающиеся и заканчива­ющиеся на одни и те же звуки, но состоящие из разного количества звуков (четырех-пяти).

Например, с...а:

из четырех звуков — сода, сова, сама;

из пяти звуков — сумка, сушка, сайка.

Определение места звука по отношению к другими звукам

При формировании указанного действия с детьми проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после задав ного звука. Детям предлагается самим подобрать слоев в которых перед заданным звуком или после него слышатся определенные звуки.

В процессе формирования элементарных форм фонематического анализа учитывается, что для выделения звука на фоне слова, вычленения его из слова важн<Я значение имеет позиция звука в слове, характер звуиЯ а также произносительные особенности звукового ряда.

При подборе дидактического и речевого материала учитывается, что согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или в сере­дине слова, в обратном слоге в конце слова; труднее — если они находятся в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками. Труд­ность выделения звука на фоне слова нарастает с увели­чением звукового ряда.

В процессе формирования более сложных форм фо­нематического анализа учитывается фонетическая труд­ность слова и осуществляется переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание. Во всех случаях речевой материал исключает фо­нетически сходные звуки.

При формировании фонематических функций в про­цессе выполнения предложенных заданий рекомендует­ся следующее содержание, и последовательность предъяв­ления речевого материала (на примере звука [С]).

1. Слоги структуры типа [СГ] (согласный — глас­ный): та, са, мы, лу, со, ру, сы, ка, су, ко, са, вы и т. д.

2. Односложные слова без стечения согласных зву­ков, состоящие из закрытого слога: сад, так, сок, суп, тыль, сыр, мак, дом, сон, рак, сын, лак, дым, нос, лес

In т. д.

3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых ьюгов: сало, мама, лапа, рана, сани, сода, -луна, рука,\ухо, сыро, весы. Соня, коса, вата, несу, оса, лиса, дыра
I т. д.

4. Двусложные слова, состоящие из открытого и in к-рытого слогов: сахар, кубок, сокол, гамак, сурок, по-

ир. сынок, сухой, топор, сырой, сытый и т. д.

5. Двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов: санки, марка, сумка, утка, сопка, Шпиш, карман, сундук, сырки, полка, сукно, сугроб, шепой, весна и т. д.

6. Односложные слова со стечением согласных зву­ков в начале слова: стол, стук, крот, сто, сталь, гром, сноп, свой, смог, враг, брат, слух, слон, спор, друг и т. д.

7. Односложные слова со стечением согласных зву­ков в конце слова: куст, мост, волк, пост, наст, пласт, лист, танк, полк, тигр и т. д.

8. Двусложные слова со стечением согласных зву­ков в начале слова: слава, столы, стулья, трава, ска­ла, свая, слоны, слово, дрова, стакан, скатерть, крыло, спутать и т. д.

9. Двусложные слова со стечением согласных зву­ков в начале и середине слова: ставни, спутник, слов­но, смуглый, столько, правда, ступка, славный, клум­ба, кружка и т. д.

10. Трехсложные слова: самолет, полоса, сарафан, посуда, кастрюля, капуста, старики, скамейка, настойка и т. д.

Работа по развитию более сложных форм фонемати­ческого анализа способствует совершенствованию слухопроизносительных дифференцировок. После отработки отдельного звука по указанному плану проводится его сопоставление с другими звуками: сначала с артикуляторно близкими, но акустически далекими, затем с артикуляторно и акустически близкими.

В качестве примера предлагается описание последовательности логопедической работы по дифференциации! звуков [С] и [3].

Дифференциация звуков [С] и [3] в слогах

1. «Скажи наоборот».

Логопед бросает детям по очереди мяч, произнося при этом слоги различной структуры со звуком [С] или [ЗЯ Ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно, измешЯ звук в слоге: са — за, зусу, аса — аза, озо — осо и т. Л

2. «Телефон».

Дети делятся на две команды. Логопед называет слаЯ говой ряд (са-за-са; са-са за; за-за-са; са-зу са; зы-со- е Шсо-зу-сы й т. д.), который дети должны воспроизвести, передавая друг другу от первого участника команды к последнему. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок воспроизведет слоговой ряд.

3. «Веселые картинки».

Ребенку демонстрируются картинки с изображени­ем лица с вытянутыми вперед губами (звук [У]), с изоб­ражением струи воды, вытекающей из крана (звук [С]), с изображением комара (звук [3]). Логопед раскладывает картинки в различной последовательности и просит ре­бенка назвать соответствующий расположению картинок слог. Затем по заданию логопеда ребенок сам составляет слоги, преобразуя их путем перестановки картинок.

4. Поднять соответствующую картинку (кран с во­дой, комар) после произнесения логопедом слогов со зву­ками [С] и [3].

5. Подобрать слоги со звуками [С] и [3] и заданным Гласным звуком.

Дифференциация звуков [С] и [3] в словах

1. «Кто внимательнее?»

' Логопед произносит ряд слов со звуками [С] и [3], сходящимися в разной фонетической позиции. Если в Ьюве есть звук [С], дети поднимают синий кружок, если ■ук [3] — зеленый: сумка, зайка, зуб, ваза, коса, нос-и, рис, забор, коза, автобус, насос, базар, звезда, ана ис и т. д.

2. Разложить картинки в два ряда: в первый — картинки со звуком [С], во второй — со звуком [3].

3. Назвать пары слов. Определить, какие звуки в каждой паре разные: супзуб, косакоза, соборзабор.
4. Добавить в предложение нужное по смыслу слово.
){сти ели вкусный...
У Зои разболелся...
(зуб, суп)

 

У Сони русая...

В сад забрела... (коса, коза)

Помидоры, надо... рассолом.

Надо... на зиму капусту. (солить, залить)

У больного красный...

Начался весенний... (сев, зев)

Дедушка поставил высокий...

Архитектор построил красивый... (забор, собор)

5. «Воздушные шары».

На картинке изображены девочки Зоя и Соня, дер­жащие в руках воздушные шары. Детям предлагается украсить воздушные шары, выбрав из раздаточного ма­териала соответствующие картинки: Зое — со звуком [3], Соне — со звуком [С].

6. Детям предлагаются карточки, разделенные по­середине горизонтальной чертой. Верхняя половина карточки заполняется картинками, в названии которых встречается звук [С], нижняя — картинками, в названии которых есть звук [3].

7. «Ромашки».

Детям предлагается составить из лепестков две ромашки. На лепестках изображены картинки, в названии которых встречается либо звук [С], либо звук [3].| Ребенок берет лепесток, называет картинку, определя-и ет, какой из заданных звуков есть в этом слове ([С] иляЯ [3]), его местоположение и кладет лепесток к сердцевине соответствующей ромашки.

8. Подобрать слова со звуком [С] или [3] в начале слова.

9. Подобрать слова со звуком [С] или [3] в середине слова.

10. Отгадать загадки. Определить, какой звук ([С] или 1 [3]) встречается в отгадке, назвать его местоположение

Зимой на земле лежал, Весной в реку побежал.

(Снег) Сложишьклин, Развернешьблин.

(Зонт) С хозяйкой дружит, А на чужих лает, В дом не пускает.

(Собака) Два братца Через дорожку живут, А никогда не видятся.

(Глаза) Сто одежек, И все без застежек.

(Капуста) По земле ползет, А к себе не подпускает.

(Змея)

11. «Кому письмо?»

На столе две игрушки: собака и зайка. Логопед говорит детям, что игрушкам пришли письма, но почтальон

не знает, кому какое письмо доставить, и просит детей помочь. На конвертах есть марки с картинками, в на-

рании которых встречается звук [С] или звук [3]. Ребе­нок должен назвать картинку на марке, определить, какой звук есть в ее названии и, соответственно, кому Адресовано это письмо. 12. «Закончи стихотворение». Логопед читает стихотворение. Ребенок добавляет ■('достающее слово, определяет, какой звук встречает- ■Си в этом слове и его местоположение.

 

Вещунья белобока,

А зовут ее... (сорока).

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался... (зайка).

Серый волк в густом лесу Встретил рыжую... (лису).

Ходит по лесу хорек, Хищный, маленький... (зверек).

Эй, не стойте слишком близко — Я тигренок, а не... (киска).

Зайка громко барабанит:

Он серьезным делом... (занят).

Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для... (нас). Каждый тут в лесу талантИ певец, и... (музыкант).

Кто один имеет рог? Отгадайте —... (носорог).

Телефон опять звонит, От него в ушах... (звенит).

13.Составить графические схемы слов с заданными звуками. Обозначить на схемах звук [С] синим кружком, звук [3] — зеленым.

14.Подобрать картинки со звуками [С] и [3] к аред-Я ложенным схемам,

15. «Четвертый — лишний».

Логопед говорит: «Мы в игру с тобой играем, слово Л слову подбираем: санки, сумка, миска, зонт. Кто тут лишний — выйди вон». Детям предлагается найти Щ назвать лишнее слово, обосновав свой выбор.

 

2.1. ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

В специальной литературе указывается на возмож­ность сочетания дизартрии с другой речевой патологи­ей (Р. И. Мартынова, 1979; Е. М. Мастюкова, М. В. Иполитова, 1985; Г. В. Гуровец, Л. Р. Давидович, С. И. Маевская, 1986). Наряду с ярко выраженными, тяжелыми формами сочетаний речевых расстройств возможны и их стертые формы.

По мнению ряда авторов, стертая дизартрия представляет собой сложный речевой дефект, в структуре которого, наряду с выраженными фонетическими нарушениями, отмечаются особенности в развитии лексико-грамматической стороны речи (Е. Ф. Соботович, 1971, 1974; Л. В. Лопатина, 1986; Н. В. Серебрякова 1987).

Для состояния лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи различного патогенеза, в частности при дизартрии, характерна несформированность большинства компонентов речевой функциональной системы, многих языковых процессов. Это выражается, например, в бедности словаря и трудности актуализации его в экспрессивной речи (Р. Е. Левина, 1968;Л. Ф. Спирова, 1980). В ряде случаев редко употребляющиеся в речевой практике слова дети заменяют другими, ошибочно используют слова обобщающего значения либо вообще их не знают. В речи детей часто встречаются разнообразные и стойкие семантические недостатки связанные с образованием антонимической парадигмы. Неадекватное использование антонимических средств языка, неточности их речевого употребления обусловлены недостаточностью осознания парадигматических связей и отношений, лежащих в основе антонимической модели и основанных на четком противопоставле­нии родовидовых понятий. Распространенные в языко­вой продукции дошкольников со стертой дизартрией мо­дели антонимических пар, в основе которых лежит эле­мент отрицания, не способствуют образованию логичес­кой основы антонимии, представляя собой неполную, ослабленную позицию из-за значительной неопределен­ности второго члена оппозиции (Л. В. Лопатина, 1986). С точки зрения языковой нормы данный способ мало­употребителен и малоэффективен, так как значение про­тивопоставления здесь не передается ни лексическими, ни грамматическими средствами. У детей со стертой дизартрией «процесс систематизации лексики и организации семантических полей осуществляется в более поздние сроки и имеет качественное своеобразие» (Н. В. Серебря­кова, Л. Г. Парамонова, 1986, с. 69).

Исследования, проведенные Н. В. Серебряковой (1996), свидетельствуют о наличии количественных и качественных особенностей лексики этих детей по сравнению с детьми без речевой патологии. Прежде всего обращает на себя внимание ограниченность объема словаря, осо­бенно предикативного, а также большое количество на мен слов по семантияеекому признаку, указывающих на несформированность семантияееких полей, на недостаточность выделения дифференциальных признаков значений слов. «Дети со стертой дизартрией не знают mi неточно употребляют многие общеупотребительные слова, обозначающие зрительно сходные предметы, части предметов, части тела; прилагательные, обознача­ющие признаки толщины, высоты, ширины; глаголы, обозначающие голосовые реакции животных, семантичеки Bi.ii близкие действия» (Н. В. Серебрякова, 1989, с. 101). I Многочисленные замены слов, допускаемые детьми А стертой дизартрией, автор объединяет в следующие ■руцпы: замены семантически близких слов, относя­щихся к одному семантическому полю; замены словообразовательными неологизмами; замены однокореннымисловами и словами, сходными по артикуляции.

Специфическими особенностями лексики дошколь­ников со стертой дизартрией также являются: большая степень немотивированности ассоциаций; недостаточная структурная организация семантических полей; иные, чем у детей с нормальным речевым развитием, соотношения между типами ассоциаций; малый объем семантиче­ского поля; ограниченное количество смысловых связей слова. Лексическая недостаточность у этих детей проявляется и в трудностях группировки слов (даже семантически далеких), свидетельствующих о неточном понимании значений многих слов, о невозможности в ряде случаев выделить существенные признаки в их значении, и в трудностях выполнения заданий на подбор антонимов и синонимов. Исследованием Н. В. Серебряковой выявлен комплекс факторов, обусловливающих недостаточную сформированность антонимических и синонимических отношений в языке: ограниченность объема словаря, несформированность семантических полей, неумение выделять в структуре значения слова основной дифференциальный семантический признак и сопоставлять слова по существенному семантическому признаку.

Исследование такого аспекта изучения лексики у дошкольников со стертой дизартрией, как структура значения слова, позволяет констатировать у детей с этой формой речевой патологии отклонения от нормы в соотношении денотативных и лексико-семантических (еигвнификативных) компонентов значения, выражающиеся в преобладании денотативных компонентов над си Лнификативными, синтагматических связей над парадигматическими, в более ограниченном использовании Т^Нпов синтагматических связей (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, 2001).

Грамматический строй речи детей со стертой дизартрией, в отличие от речи детей с нормальным языковым развитием, характеризуется неусвоенностью не которых сложных грамматических форм: творительного падежа, именного управления, атипичных форм, разграничения окончаний по типам склонений. Дети со стертой дизартрией овладевают грамматической системой языка в значительно более поздние сроки (Е. Ф. Соботович, 1981).

По данным Е. Ф. Соботович, аграмматизмы в устной речи данной категории детей связаны прежде всего с нарушением двигательной дифференциации фонем. Так, например, нарушение дифференциации [Ы] — [И], твер­дых и мягких согласных, сонорных звуков [ЛЬ] — [И] обусловливает соответствующие изменения во флекси­ях (у белкы, с собаколь). Другие ошибки связаны с по­терей звукового образа слова. Нечеткость слухового и кинестетического образа слова (и особенно окончаний) приводит к нарушениям морфологической системы язы­ка, формирование которой тесно связано с противопостав­лением окончаний по их звуковому составу. Показатель­ными симптомами морфологических нарушений являют­ся неверные согласования в роде и числе, достаточно стой­кие нарушения парадигмы склонения и спряжения. На­рушения морфологической системы языка у детей со стер­той дизартрией выражаются и в существенных трудностях словообразования, проявляющихся в наличии большого количества ненормативных словообразований, несформированности системы даже продуктивных словообразова­тельных моделей (наличии окказиональных словообразонаний производных слов даже с продуктивными суффик­сами), наличии вариативных замен аффиксов, различа­ющихся по значению. Такие нарушения обусловлены раз­личными факторами и их сочетаниями: несформированностью или нарушением систематизации словообразова­тельных моделей, неправильным выбором суффиксов, трушением процесса комбинирования морфем (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, 2001).

Таким образом, патология двигательного звена, при­водя к возникновению в структуре речевого дефекта при стёртой дизартрии ведущих фонетических расстройств, одерживает в целом формирование речевой функциональной системы и овладение всеми элементами языка (фонематическими, лексическими, грамматическими) обусловливает их качественное своеобразие.

 

2.2. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Эти направления коррекционной работы тесно связаны между собой и реализуются параллельно. Так, например, расширение объема словаря и уточнение значений слов проводится в ходе работы над предложением.

Основными задачами логопедической работы по кор­рекции нарушений лексико-грамматического строя речи являются обогащение словаря, уточнение значений слов, усвоение морфологических средств языка. Успешное решение этих задач обеспечивает не только расширение словарного запаса за счет введения новых слов, усвоение практическим путем правил употребления различных грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, но и точное употребление слов. Я умение свободно и правильно ими пользоваться, формирование чувства языка.

Логопедическая работа по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией проводится по следующим направлениям:

1)обогащение словаря;

2)уточнение значений слов;

3)формирование словоизменения;

4)формирование словообразования.

Работа по развитию лексики направлена па увеличение словарного запаса (за счет усвоения новых слов вЯзначений), качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значеш^Ислов, переносного значения слов и словосочетаний).

Работа над словарем осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, на­речий начиная со слов, наиболее часто употребляющих­ся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным. В работе по уточнению значений слов конкретизируются все компоненты значения слова с уче­том их формирования в онтогенезе. В процессе проведе­ния этой работы детей необходимо научить дифференци­ровать значения слов по различным признакам, выделять существенный признак в структуре значения слова.

В процессе формирования словоизменения отрабаты­ваются все грамматические формы слов — существи­тельных, прилагательных, глаголов на основе последо­вательности их формирования в онтогенезе; вырабаты­ваются представления о смысловом (семантическом) зна­чении предлогов, о предлоге как об отдельном слове; дифференцируются значения предлогов и развивается навык правильного употребления той падежной формы существительного, которую требует связанный с суще­ствительным предлог (т. е. уточняется грамматическое значение предлога).

В процессе формирования словообразования осуществляется работа по закреплению наиболее продуктивных словообразовательных моделей с постепенным пе­реходом к непродуктивным. Поскольку значение слова представляет собой единство лексического и граммати­ческого значений, работа по формированию словообразования способствует уточнению значения слова, овла­дению системой грамматических значений.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ по формированию лексики

Обогащение словаря и уточнение значения слова

1. «Соберем урожай». Детям раздаются разрезные картинки с изображени­ем частей овощей и фруктов и две корзинки. Сложив

разрезную картинку, ребенок называет ее, определяет, овощ это или фрукт, и кладет в соответствующую кор­зинку.

2. «Кому что?»

Логопед рассказывает детям о двух девочках: «Катя и Таня были в магазине и сделали покупки. Катя купи­ла новую одежду, а Таня купила посуду. Продавец сло­жил покупки в одну коробку. И теперь Катя и Таня не могут поделить их и просят вас помочь им». Дети по очереди достают из коробки предметы, показывают всем, называют их и передают хозяйке (Кате или Тане), объясняя свой выбор.

3. «Назови лишнее слово».

а. Логопед читает стихотворение и просит детей назвать лишнее слово.

Со словами мы играем, Слово к слову подбираем: Солет, машина, дом. Выходи из круга вон.

б. Логопед называет ряд слов и просит детей найти лишнее слово, объяснив свой выбор:

ромашка, василек, клубника, роза, мак; шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки; кастрюля, сковорода, бидон, чашка, миска; автобус, трамвай, самолет, машина, троллейбус; пенал, молоток, пила, клещи, отвертка.

4. «Найди лишний предмет».

Детям демонстрируется карточка с контурными изображениями предметов одной тематической группы, среди которых встречается изображение предмета другой тематической группы. Ребенок должен, назвав изображения, найти лишний предмет и обосновать свой выбор.

При правильном выполнении задания он получает картинку с цветным изображением этого предмета:


легковая машина, корабль, самолет, грузовик, дом;

груша, яблоко, виноград, лимон, морковь;

еж, белка, заяц, лиса, рыба;

стол, стул, кровать, шкаф, кастрюля.

5. «Четвертый лишний». Логопед задает детям загадки. Картинки-отгадки вы­ставляются на фланелеграфе. Отгадав загадку, дети дол­жны определить, какая картинка лишняя и почему.

Сижу верхомВсегда шагаем мы вдвоем,

не знаю на ком. похожие, как братья.

Знакомца встречуМы за обедомпод столом,

соскочу, привечу. а ночью под кроватью.

(Шапка) (Ботинки)

С ногами, а не ходит. Пять чуланов,

со спиной, а не лежит, одна дверь.

(Стул) (Перчатки)

6. «Будь внимательным».

а. Детям демонстрируется картинка с изображением овощей (например: лук, огурец, морковь). Логопед называет овощи, изображенные на картинке, и овощ, изображения которого нет (например, редис). Дети должны назвать овощ, изображение которого отсутствует на картинке. (Аналогичное задание можно проводить на материале слов различных тематических групп.)

б. Детям демонстрируются четыре картинки с изображением овощей (например: лук, чеснок, кабачок, огурец). Логопед называет изображение трех овощей (например: лук, кабачок, огурец). Дети должны назвать пропущен­ный овощ (чеснок). (Аналогичное задание можно прово­дить на материале слов различных тематических групп.)

в. Логопед называет детям ряд слов. Они должны внимательно слушать и хлопнуть в ладоши, когда услышать слово, обозначающее овощ (или фрукт, мебель,одежду, транспорт, игрушку):

трава, морковь, мак, лук, крыжовник, капуста; апельсин, редис, шиповник, персик, лимон, кабачок; диван, ваза, телевизор, буфет, холодильник, тумбочка; панама, майка, платье, туфли, рубашка, косынка; трамвай, молоток, корова, автобус, метро, вокзал; забор, кукла, кубики, графин, баклажан, юла.

7. «Найди пару». Детям раздаются картинки с изображением различ­ных предметов. Логопед поочередно показывает и на­зывает свои картинки, к которым дети должны подо­брать пару:

чашкастакан; масленкасахарница; чайниккофейник; кастрюлясковорода; платоккосын­ка; шапкакепка; платьесарафан; пальтокуртка; брюкишорты; носкигольфы; чулки —. носки; перчаткиварежки; туфлибосоножки; pанецпортфель; люстранастольная лампа.

8. «Что нужно?»

Логопед раздает детям предметные картинки и предлагает отобрать среди них те, на которых изображены предметы, необходимые для того, чтобы есть, играть, а рисовать, гулять, спать.

Картинки: тарелка, ложка, чашка, вилка, нож, кукла, кубики, мяч, скакалка, конструктор, краски, цветные! карандаши, альбом, фломастеры,ластик, кровать, подушка, одеяло, пижама, матрас.

9. «Найди картинку».

Детям демонстрируются картинки с изображением! различных видов транспорта. Логопед просит рассмот- реть их, найти и назвать картинку с изображением того! вида транспорта, о котором можно рассказать, используя слова:

аэропорт, стюардесса, крылья, небо, пилот;

вагон, вокзал, рельсы, купе, проводник;

причал, капитан, море, палуба, моряк.

10. «Продолжи».

Перед детьми изображением вниз раскладываются картинки, названия которых входят в различные тема­тические группы.

Ребенок, взяв картинку, называет ее и подбирает как можно больше слов, которые могут продолжить ряд:

яблоко, слива... трамвай, автобус... сапоги, туфли...

огурец, лук... юбка, рубашка... кукла, юла...

заяц, лиса... корова, собака... молоток, рубанок...

11. «Отгадай-ка».

Логопед читает детям загадки и просит отгадать их, объяснив свою отгадку.

Под соснами, под елками

Угадайте, что за шапка:

Лежит мешок с иголками.

Меха целая охапка.

(Ежик)

Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.
(Заяц)
Хозяин лесной Я, сознаюсь, виновата:

Просыпается весной, Я хитра и плутовата.

А зимой под вьюжный вой Я в курятник вечерком Спит в избушке снеговой. Часто бегаю тайком.

(Медведь) (Лиса)

Зверька узнаем мы с тобой Трав копытами касаясь, По двум таким приметам: Ходит по лесу красавец, Он в шубке серенькой зимой, Ходит смело и легко, А в рыжей шубке летом. Рога раскинув широко.

(Белка) (Олень)

Сидит дед, в шубу одет. Круглый бок, желтый бок
Кто его раздевает. Сидит на грядке колобок.

Тот слезы проливает. К земле прирос он крепко.

(Лук) Что это?

(Репка)
Я длинный и зеленый, Щеки красные, нос белый,

Нкусный и соленый, В темноте сижу день целый.

Вкусный и сырой. А рубашка зелена,

Кто же я такой? Вся на солнышке она.

(Огурец) (Редис)

 

Уродилась я на славу. Сидит девица в темнице,

Голова бела, кудрява. А коса на улице.

Кто любит щи — (Морковь)

Меня ищи.

(Капуста)

Среди двора стоит копнаПо горам, по долам
Спереди вилы, сзади метла. Ходит шуба да кафтан.
(Корова) (Овца)

Хвост крючком, Сер, да не волк,

Нос пятачком. Длинноух, да не заяц,

(Свинья) С копытами, да не лошадь.

(Осел)

Заворчал живой замок, Мордочка усатая.

Лег у двери на порог. Спинка полосатая,

(Собака) Лапой умывается,

А с водой не знается.

(Кошка)

Круглый, полосатый, Круглая, а не месяц,

С огорода взятый, Желтая, а не масло,

Сахарный и алый сталСладкая, а не сахар,

Кушайте, пожалуйста. Хвостатая, а не мышь.
(Арбуз) (Дыня)

Колобок висит все лето Схож он с бусами немножко:

Среди зеленых веток. Каждый листиккакладошка.

Ударит гулко оземь, Был зеленым, а поспел он —,

Когда наступит осень. Стал янтарным,синим,белым.
(Яблоко) (Виноград)

Родилась она зеленой В шкурке золотистой.

На цветущей белой кроне. Сладкий и душистый.
А потом росла, краснела.
(Апельсин)

Как созрелапосинела. (Слива)

Ростом разные подружки, Когда апрель берет свое Но похожи друг на дружку, И ручейки бегут, звеня, Все они сидят друг в дружке, Я прыгаю через нее, А всегоодна игрушка. А оначерез меня.

(Матрешка) (Скакалка)

Он пляшет и поет, Эти чудо-кирпичи

И гудит, как самолет. Я в подарок получил.

Он бежит бегом, Что сложу из нихсломаю,

Он жужжит жуком. Все сначала начинаю.

(Волчок) (Конструктор)

Сам пустой, голос густой, Не обижен, а надут,
Дробь отбивает, Его по полю ведут.

Шагать помогает. (Мяч)

(Барабан)
Дали братьям теплый дом, Я, как зонт, не промокаю,
Чтобы жили впятером. От дождя вас защищаю,

Брат большой не согласился И от ветра вас укрою.
И отдельно поселился. Ну, так что же я такое?

(Варежки) (Плащ)

Входишь в одну дверь, Что за друг, без которого

А выходишь из трех. Зимой из дома не выйдешь?

Думаешь, что вышел, (Шапка)

А на самом делевошел.

(Рубашка)'
Пять чуланов, Утром я встал,

Одна дверь. На две дороги попал.

(Перчатка) (Брюки)

Отгадай загадку: кто мы? В них упрячешь две ноги
В ясный день сидим мы. дома. И в мороз гулять беги.
Если дождь
у нас работа. Все в шерсти, а кожи нет,
(Резиновые сапоги) (Валенки)

Нас двое: мы с приятелем,

Как близнецы, похожи.

Когда уйдешь ты из дому,

Мы ждем тебя в прихожей. На улицу не ходим Ни летом, ни зимой. Зато без насни шагу, Когда придешь домой.

(Тапки) Если дождик, мы не тужимБойко шлепаем по лужам.

(Галоши)

Если я пуста бываю, Я пыхчу, пыхчу, пыхчу

Про тебя я забываю. Больше греться не. хочу.

Но когда несу еду, Крышка громко зазвенела

Мимо рта я не пройду. Пейте чай! Вода вскипела!

(Ложка) (Чайник)

Мой сердечный друг-приятель

В чайном трестепредседатель:

Все семейство вечерком

Угощает он чайком.

Парень дюжий он и крепкий,

Без вреда глотает щепки.

Хоть и ростом невелик,

А пыхтит, как паровик.

(Самовар)

Щукав море, Новая посуда, а вся в дырках.
А хвост
на заборе. (Дуршлаг)

(Ковш)

Не летает, не жужжит. Паровоз без колес,

Жук по улице бежит. Вот так чудо паровоз.

И горят в глазах жука Не с ума ли он сошел

Два блестящих огонька. Прямо по морю пошел?

(Автомобиль) (Пароход)

Братцы в гости снарядились, Он в безбрежном океане

Друг за друга уцепились Туч касается крылом.

И умчались в путь далек, Развернетсяпод лучами

Лишь оставили дымок. Отливает серебром.

(Поезд) (Самолет)

 

Этот конь не ест овса,

Вместо ногдва колеса.

Сядь верхоми мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(Велосипед)

Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю-

Отправляюсь я в полет.

Кто же это?

(Вертолет)

12. «Угадай профессию».

Логопед читает детям загадки об атрибутах разных профессий. Дети должны отгадать загадку, назвать про­фессию, объяснив свой выбор.

Куда нос, туда и хвост.

(Иголка)

Дом из жести,

А жильцы в немвести.

(Почтовый ящик) Конь бежитземля дрожит, Из ноздрей дым валит.

(Поезд) Наведи стеклянный глаз, Щелкнешь рази помнят вас.

(Фотоаппарат)
Корабль-великан Рученька-ручища,

Не по морю плывет. Что в земле ты ищешь?

Корабль-великан Ничего я не ищу,

По земле идет. Землю рою и тащу.

Поле пройдетГорстью землю рою

Урожай соберет. Путь подземный строю.

(Комбайн) (Экскаватор)

Скручена, связана, Чтоб дорога для тебя

На кол посажена, Стала безопасной,

А по улице пляшет. День и ночь горят огни

(Метла) Зеленый, желтый, красный.

(Светофор)

Профессии: портной, почтальон, машинист, фо­тограф, комбайнер, экскаваторщик, дворник, мили­ционер.

13. «Узнай, о чем я говорю».

а. Логопед предлагает детям прослушать стихотво­рение и догадаться, какие овощи были в корзине, обо­сновав свою отгадку.

Мы сами сажали весной огород.

Мы сами сажали, пололи. И вот...

Расселся, разлегся

В большущей корзине

И красный,

И желтый,

И черный,

И синий,

Здоровый такой

Разноцветный народ.

(Помидор, репа, редька, баклажан)

б. Логопед описывает предмет. Ребенок должен уга­дать предмет по описанию и назвать его, обосновав свой

ответ:

желтый, овальный, кислый... (лимон); пушистая, рыженькая, прыгучая... (белка); стройная, зеленая, колючая... (елка); маленький, круглый, колючий... (еж); красный, круглый, резиновый... (мяч); сочное, спелое, вкусное... (яблоко); холодный, морозный, зимний... (день); теплая, пушистая, меховая... (шуба, шапка); сильный, трескучий, лютый... (мороз);

прозрачная, дли

холодная... (сосулька);

синее, облачное, высокое... (небо).

14. «Чудо-дерево».

Логопед предлагает детям совершить путешествие в волшебную страну, в которой на чудо-деревьях вместо листьев растут одежда и обувь. Только вот чудо-деревья потеряли свои «листья». Дети должны быстро нарядить два чудо-дерева: чудо-дерево-одежда и чудо-дерево-обувь, выбрав нужные картинки. После того как каждое чудо-дерево наряжено, детьми называются части одежды (на­пример: рукав, воротник, карман, манжета) и обуви (например: каблук, шнурки, язычок, подошва).

15. «Объясни».

Логопед называет детям поочередно слова и словосо­четания и просит объяснить, что они означают:

топор, кукла, зеленый, яблоко, моросит дождь, гуляют тучи, земля, как красивый ковер.

Затем детям предлагается дополнить начатое логопе­дом предложение недостающими словами:

Осень... (наступила). Холодный дождь... (моросит). По небу... (гуляют) серые тучи. Желтые листья... (пада­ют) на землю. Земля похожа на... (красивый ковер).

16. «Кто или что это?»

Логопед в случайном порядке называет слова, обо­значающие одушевленные и неодушевленные предме­ты, и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, ставит к словам вопросы «кто это?» или «что это?» и возвра­щает мяч логопеду.

Примерный речевой материал:

стол, ребенок, книга, игрушка, собака, птица, цветок, пчела, рыба, дом, дядя, кровать, конь.

17. «Живое—неживое».

Логопед в случайном порядке произносит слова «жи­вое» или «неживое» и бросает ребенку мяч. Ребенок, воз­вращая мяч, должен назвать слово, обозначающее соот­ветственно одушевленный или неодушевленный предмет.

18. «Подбери слова».

Детям предлагается подобрать как можно больше слов к слову, названному логопедом: свежий... (хлеб, ветер, воздух, огурец); старый... (дом, пень, человек, волк); свежая... (новость, рыба, газета, булка); старая... (мебель, сказка, лошадь, книга).

19. «Огород».

Логопед напоминает детям, что каждый овощ убира­ют по-разному, затем предлагает рассмотреть картинки с изображением овощей. Выбрав картинку, ребенок на­зывает овощи, которые;

выкапывают... (картофель);

выдергивают... (морковь, редис, репа, редька, свекла);

срезают... (тыква, капуста, кабачок, зеленый лук);

снимают... (огурцы, помидоры, горох).

Затем логопед просит ответить на вопрос: как убира­ют разные овощи?

20. «Путаница».

Логопед читает детям стихотворение «Путаница»:

Замяукали котята: Свинки замяукали:

Надоело нам мяукать! Мяу! Мяу!

Мы хотим, как поросята, Кошечки захрюкали:

Хрюкать! Хрю! Хрю! Хрю!

А за ними и утята: Уточки заквакали:

Не желаем больше крякать! Ква! Ква! Ква!

Мы хотим, как лягушата. Курочки закрякали:

Квакать! Кря! Кря! Кря!

(К. Чуковский)

После прочтения стихотворения детям предлагается; распутать путаницу и назвать, кто как голос подает. Затем демонстрируется картинка с изображением ка­кого-либо животного или птицы, и ребенка просят от­ветить на вопрос: кто хрюкает (крякает, квакает, мяу­кает)?

21. «Вопрос — ответ».

а. Логопед просит детей рассказать, кто как передви­гается. Дети должны дать полный ответ.

Кто прыгает? (Лягушка. Лягушка прыгает.)

Кто плавает? (Рыба. Рыба плавает.)

Кто летает? (Птица. Птица летает.)

Кто ползает? (Змея. Змея ползает.)

б. Логопед просит детей рассказать о том, кто как ест. Дети должны дать полный ответ.

Кто лакает? (Кошка. Кошка лакает.)

Кто грызет? (Собака. Собака грызет.)

Кто клюет? (Курица. Курица клюет.)

Кто жует? (Корова. Корова жует.)

22. «Подбери картинку».

Детям демонстрируются картинки: ракета, лодка, самолет, стрекоза, автобус, рыба, машина, велосипед, пловец, мотоцикл, пчела, пароход, вертолет, ласточ­ка, бабочка. Логопед называет действие. Дети показы­вают соответствующие картинки.

Плывет... (лодка, рыба, пловец, пароход).

Летит... (стрекоза, пчела, ласточка, бабочка, ракета, самолет, вертолет).

Едет... (машина, велосипед, мотоцикл, автобус).

23. «Кто больше?»

Логопед называет слово, обозначающее действие. Дети должны назвать как можно больще слов, относящихся к этому действию и обозначающих предметы (при за­труднениях предъявляются предметные картинки).

Летит... (стрела, самолет, парашют, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).

Плывет... (пароход, лодка, рыба, пловец, плот, бревно, щепка, катер, утка).

Растет... (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста, зуб, Полосы, щенок).

Поет... (певец, соловей, жаворонок, хор, флейта). Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей,

разведчик).

Пищит... (мышка, игрушка, комар, котенок). Скрипит... (дверь, снег, дерево, телега, голос). Хрустит... (морковка, сухарь, сахар, снег, кость).

24. «Летает — ползает — прыгает». Каждому ребенку дается картинка с изображением какого-либо животного, птицы, насекомого, рыбы. Детям предлагается подобрать к этой картинке из множества других, расположенных на наборном полотне, картинки с изображением животных, передвигающихся так же. Выбирая картинку, ребенок называет способ передвижения: летает, ползает, прыгает, плавает. Картинки:

змея, кит, бабочка, кенгуру, улитка, окунь, лягушка.щ кузнечик, муравей, гусеница, жук, пчела, комар.щ стрекоза, гусь, белка, ворона, заяц, морж, жаба, щука, утка.

25. «Кто что может делать?»

Детям демонстрируются картинки с изображением Я лиц разных профессий. Они рассматривают картинки и рассказывают, кто что может делать:

портной... (кроить, шить, подшивать, пришивать);

повар... (варить, жарить, резать, солить);

уборщица... (подметать, вытирать, мыть, убирать);

продавец... (продавать, взвешивать, считать, заворачвИ

26. «Задай вопрос».

Логопед в случайном порядке называет слова, обозначающие предмет и действие, и предлагает детям п^В ставить к слову вопрос: «что?» («кто?») или «что делает?» (при затруднениях дается образец выполнения зЯ

Дождь... (что?). Говорит... (что делает?). Льет... (что делает?). Человек... (кто?). Гремит... (что делает?). Спит... (что делает?). Цветок... (что?). Гром... (что?). Ребенок... (кто?).

27. «Ответь на вопрос».

Логопед задает детям вопрос: «что?» («кто?») или «что делает?» Дети отвечают на вопрос, называя соот­ветствующее слово, обозначающее предмет или действие.

28. «Подбери слова».

Логопед предлагает детям подобрать:

а) к словам, обозначающим предмет, слова, обозна­чающие действие:

Весна Почки... Травка... Ручеек... Снег... Подснежник..






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных