Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 1 . Причины развития Сталиным советской киноиндустрии.




Введение

27 августа 1919 года В.И. Ленин подписал декрет СНК «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного Коммисариата по просвещению». С этого момента все кинопредприятия, находившиеся на территории Советской республики, перешли в собственность социалистического государства. Эту дату принято считать началом истории советской кинематографии.

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино…»[1] - провозгласил товарищ Ленин в марте 1922 года в беседе с наркомом народного просвещения А.В. Луначарским. Эти слова позже процитировал И.В. Сталин в своем «Приветствии к пятнадцатилетию советского кино» 11 марта 1935 г[2]. Именно он стал первым и главным последователем Ленина в развитии советской киноиндустрии. Этому делу Сталин он посвятил около двадцати пяти лет своего пребывания у власти (1928-1953гг.)

Первое из опубликованных высказываний И.В. Сталина о кино относится еще к 1924 году: «Плохо обстоит дело с кино. Задача – взять это дело в свои руки»[3]. В результате после доклада Сталина съезд принял развернутую резолюцию о кино, которая вошла особым разделом в общую резолюцию «Об агитпропработе», а советское государство взяло ориентир на ускоренное развитие киноиндустрии как важнейшей области культуры и искусства.

Именно при В.И. Сталине советское киноискусство достигает своего первоначального рассвета, создаются фильмы, к настоящему моменту признанные шедеврами не только отечественного, но и мирового кино, над которыми работают такие знаменитые режиссеры, как С. М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, В.И. Пудовкин, С.А. Герасимов, М.И. Ромм, Г.В. Александров, Л.Д. Луков, М.Е. Чиаурели и другие, возникает большое количество кинотехникумов, сети кинотеатров распространяются по всему Советскому союзу, ударными темпами растет производство художественных и документальных фильмов на киноконцертах «Мосфильм» и «Ленфильм», развивается техническая сторона киноиндустрии, появляется звуковое кино, осуществляется несколько совместных советско-американских кинопроектов, советские фильмы впервые показывают на международном кинофестивале в Каннах и Венеции.

Однако, несмотря на все вышеизложенное, эпоха сталинского кино считается тяжелым периодом для кинорежиссеров, вынужденных в своей работе постоянно считаться с личными вкусами «вождя» и членов госаппарата. Многие кинофильмы не только запрещаются к показу зрителям, а порой и вовсе уничтожаются, а киноиндустрия к концу пребывания товарища Сталина у власти переживает кризис, названный современными историками «периодом малокартинья» (1943 – 1953 гг.),

Цель данной исследовательской работы заключается в том, чтобы рассмотреть отношение И.В. Сталина к киноискусству не только с культурной, но и с социально-политической точки зрения, и выяснить, как «кремлевский цензор» повлиял на развитие советского кинематографа.

Задачи данного доклада заключаются в том, чтобы узнать:

- Почему Сталин уделял столь огромное внимание развитию киноиндустрии в Советском союзе и считал кино «важнейшим из искусств»?

- Какие основные требования предъявлял Сталин к советскому кино, какие задачи оно должно было решать?

- Какую роль Сталин играл в создании кинофильмов и их дальнейшей судьбе? Как проходил просмотр кинолент и их оценка высшим партийным руководством?

- Почему одним фильмам давали «зеленый свет» и номинировали их на Сталинскую премию, а другие кинокартины резко осуждались, и их авторы подвергались жесткому моральному прессингу со стороны партии? Каковы были личные пристрастия Сталина в области киноискусства?

- Как складывались взаимоотношения Сталина с выдающимися мастерами кино? Почему период сталинского кино называют «эпохой поломанных биографий», говоря о наиболее талантливых режиссерах того времени?

 

 

Источники

В ходе данной исследовательской работы в качестве источников были использованы сборники партийных документов, мемуары и воспоминания кинорежиссеров сталинской эпохи, статьи из журналов о кино и каталоги кинофильмов.

Наиболее ранним из использованных источников является сборник документов под редакцией Н.А. Лебедева «Партия о кино», опубликованный в 1939 году издательством «Госкиноиздат».

Основная цель данного сборника – систематизация материалов и документов, отражающих директивы партии о кино, обработка материалов о советском кино, долгое время пролежавших в кабинете киноведения ВГИК.

В основе книги лежат партийные документальные материалы по вопросам культуры и искусства - постановления съездов и ЦК партии, подлинные высказывания Ленина и Сталина о кино, директивные высказывания о кино виднейших членов ЦК ВКП(б), а также протокольные записи высказываний Ленина и Сталина по вопросам культуры и искусства, воспоминания о вождях и их суждениях лиц, близко соприкасавшихся с ними, и многие другие публикации.

Сборник документов сохранился полностью, был дважды переиздан, пересмотрен и дополнен новыми материалами – в частности, второе издание, в отличие от первого, содержит передовые статьи газеты «Правда» по вопросам кинематографии и постановления СНК СССР от 23 марта 1938 года о реорганизации кинодела. В данной исследовательской работе было использовано второе издание книги.

Для решения задач данного доклада этот источник полезен тем, что позволяет выявить причины, которые побудили Сталина уделить большое внимание развитию советского кинематографа, и проследить основные действия, предпринятые генеральным секретарем партии в области киноиндустрии за весь период его пребывания у власти.

Также в качестве источников для данной исследовательской работы был использован ряд статей из журнала «Искусство кино».

Наиболее ранняя из них – статья О. Нестеровича О. «Драматургия историко- революционного фильма».

Основная задача этой статьи – поведать читателю о наиболее значимых художественных и исторических кинокартинах эпохи сталинского кино и продемонстрировать отношение к этим фильмам как членов высшего партийного руководства, так и советской печати.

Статья сохранилась полностью и была единожды опубликована в седьмом номере журнала в 1939 г. Именно эта публикация и была использована при работе над докладом.

Для данной исследовательской работы источник полезен тем, что он позволяет подробно проанализировать роль тех или иных кинофильмов в истории советского кинематографа и выяснить, как относился к этим кинокартинам, особенно тем, что были сняты режиссером М. Роммом, генеральный секретарь партии.

Следующие две статьи – «Образ вождя на экране» М. Самойлова и «Образ великого вождя» Юренева В. - сходны по тематике, поэтому их можно рассмотреть совместно.

Основная задача этих произведений – поведать читателю о советских кинокартинах 1928 – 1939 гг. и 1939 – 1949 гг., в которых, так или иначе присутствует товарищ Сталин в качестве одного из героев фильма, рассказать о том, каким изображали генерального секретаря кинорежиссеры, какие актеры исполняли роль Сталина, и как к этому относился сам глава советского государства.

Первая статья была опубликована в двенадцатом номере журнале «История кино» в 1939 г., вторая - в шестом номере журнала в 1949 г. Именно это публикации были использованы в докладе.

При написании данной исследовательской работы эти источники оказалось полезны тем, что в них подробно рассказывается о кинокартинах М. Ромма – «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году» и М. Чиаурели «Великое зарево», «Клятва», демонстрируется отношение Сталина к этим фильмам и к советским кинорежиссерам, с которыми генеральный секретарь лично был знаком.

Еще одна статья – «Сталин и кино» Лебедева Н. И.

Ее цель – прославление генерального секретаря как талантливого руководителя советским кинематографом и повествование о его взаимоотношениях с главными кинорежиссерами того времени.

Статья была опубликована в 1939 году в двенадцатом номере журнала «История кино».

Для данной исследовательской работы этот источник полезен тем, что он позволяет узнать, какую роль сыграл Сталин в создании величайших шедевров советского кинематографа, какие фильмы снимались непосредственно под его прямым вмешательством в кинопроцесс, и как их после окончания съемок оценивал генеральный секретарь.

Последняя из использованных статей – «Победа большевистской правды» Р. Пудовкина и Е. Смирнова.

Основная задача статьи – на примере наиболее известных и выдающихся произведений советского искусства, в том числе и в области киноискусства, показать, какое влияние социалистический реализм оказывает на культурное воспитание советского народа.

Очерк был опубликован в шестом номере журнала «Искусство кино» в 1949 году.

Для данной исследовательской работы эта статья полезна тем, то в ней влияние партийного руководства на советскую культуру рассмотрено довольно подробно, а также проанализирована роль некоторых кинокартин, в частности «Суда чести» А. Роома, в истории советского кино.

Следующий по хронологии источник – мемуары выдающегося советского кинорежиссера, народного артиста СССР Григория Васильевича Александрова «Эпоха и кино», изданные впервые в 1976 году издательством «Политиздат».

Основная цель, которую автор преследовал при написании данной книги – рассказать об истории создания советского кино, его первых шагах, расцвете отечественного киноискусства, о работе прославленных кинорежиссеров, в частности, Сергей Михайловича Эйзенштейна, в эпоху тоталитарного кино и об отношениях партии и самого товарища Сталина с мастерами кино.

Мемуары сохранились полностью, были переизданы в 1983 году, еще при жизни автора, и дополнены новыми фактами из истории советского кино. При работе над данным докладом было использовано второе издание книги.

Для данной исследовательской работы этот источник полезен тем, что позволяет взглянуть на эпоху сталинского кино глазами ее непосредственного очевидца, узнать большое количество подробностей о взаимоотношениях Сталина и кинорежиссеров, об истории создания тех или иных фильмов и их судьбе после суда, проводимым над кинокартинами партией и самим генеральным секретарем.

Еще один очень важный источник – мемуары оргсекретаря Союза Кинематографистов Григория Борисовича Марьямова «Кремлевский цензор. Сталин смотрит кино».

Основная задача данной книги – осветить подробности отношения Сталина к кинематографии, рассказать о том, какое значение «вождь» предавал киноискусству, какую работу выполняло Министерство Кинематографии СССР в период пребывания Сталина у власти, как происходил так называемый «суд» над фильмами со стороны генерального секретаря и членов Политбюро, поведать о судьбах многих выдающихся кинорежиссеров эпохи сталинизма.

Мемуары сохранились полностью и были опубликованы в единственном издании Конфедерацией союза кинематографистов в 1992 году. Именно эта публикация была использована в данной исследовательской работе.

Для решения задач данного доклада этот источник полезен тем, что позволяет подробнейшим образом узнать о том, как проходили просмотры кинолент, выпускавшихся в эпоху правления И.В.Сталина, кто имел право присутствовать на этих киносеансах, как решались судьбы тех или иных фильмов, почему одни фильмы были удостоены похвал и самых высоких наград, а другие – запрещены к показу или вовсе уничтожены, как выстраивались отношения знаменитых кинорежиссеров с членами партии и самим «вождем».

Одним из источников для данной исследовательской работы является советских каталог кинофильмов «Из’ятое кино» историков кино Е. Морголита и В. Шмырова.

Основная задача авторов при создании данного произведения состояла в том, чтобы выявить все кинофильмы, запрещенные к показу в СССР с 1924 по 1953, и, прежде хронологически упорядочив, рассказать об их судьбе современному исследователю.

Каталог был составлен и опубликован в 1995 г., и больше не переиздавался.

Для решения задач данной исследовательской работы этот источник полезен тем, что в нем повествуется абсолютно обо всех кинокартинах, забракованных партией, что позволяет выяснить, по каким причинам тот или иной фильм партия и, в частности, товарищ Сталин, не выпустили в прокат, какие требования предъявлялись к кинокартинам и их режиссером, что происходило с картинами после расправы над ними верховным руководством кинематографа.

 

Следующий источник – сборник документов «Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) – ВКП(б), ВЧК – ОГПУ-НКВД о культурной политике 1917-1953» под редакцией академика А.Н. Яковлева.

Основная задача данного источника – выяснить, кто реально вырабатывал политическую линию по отношению к литературе и искусству при Ленине и Сталине, чья рука создавала и подписывала документы, от которых зависела жизнь и смерть многих произведений искусства и их авторов, как строились взаимоотношения между «художником и властью», осветить важную роль карательных органов в разработки и реализации культурной политики в советском обществе, позволить читателям выявить особенности взаимодействия Сталина с деятелями культурной элиты и «самостоятельно проследить за изгибами наградной политики партийного руководств по отношению к творческой интеллигенции»[4].

В основе книги лежат директивные постановления секретариата ЦК коммунистической партии, Политбюро и Оргбюро по вопросам культуры и искусства, опубликованные со времени гражданской войны до смерти И.В. Сталина. Все документы систематизированы и расположены в хронологической последовательности, более половина из них опубликована впервые.

Источник сохранился полностью и был опубликован в серии книг «Россия. XXв.» в 1999 году. Именно это издание было использовано в данной исследовательской работе.

Для решения задач данного доклада этот сборник полезен тем, что позволяет выяснить, какую роль не только Сталин, но и ЦК и Политбюро играли судьбе тех или иных произведений искусства, как складывались их взаимоотношения с творческой интеллигенцией, какую основную политическую линию пролоббировали те, кто находился у власти, какие культурные и политические задачи ставил перед ними И.В. Сталин.

Еще один источник – мемуары русского кинорежиссера и сценариста Л.Г. Марягина «Марягин Л. Изнанка экрана».

Основная задача книги – поведать о воспоминаниях автора о М. Ромме, А. Довженко, Ю. Олеше, Л. Лукове, Б. Андрееве, П. Алейникове, Л. Трауберге, Г. Александрове, Г. Рошале, И. Пырьеве, рассказать о судьбах эти кинорежиссеров и о том, как создавалось кино в эпоху сталинизма и уже после смерти Сталина.

Мемуары были опубликованы в 2003 году и больше не переиздавались. Это публикация и была использована в данной исследовательской работе.

Для решения задач данного доклада этот источник полезен тем, что он позволяет подробнее узнать о судьбах великих кинорежиссеров сталинской эпохи и о том, как они создавали свои кинофильмы, с какими проблемами им приходилось сталкиваться, и какая судьба была уготована их творениям.

Последний источник, использованный в данной исследовательской работе – сборник «Кремлевский кинотеатр. 1928-1953: Документы» под редакцией Г.Л. Бондарева.

Этот сборник является первой научной публикацией, всесторонне освещающей практику партийного руководства советским кинематографом. Основная задача этой книги – позволить читателям взглянуть на теорию и практику становления и развития советского кино изнутри Политбюро, Оргбюро и других органов власти, раскрыть тайные механизмы воздействия большевистской идеологии, советского строительства и государства на киноотрасль и ее выдающихся представителей[5].

Сборник состоит из 394 документов – выписок из протоколов, постановлений, докладных и служебных записок, телеграмм, резолюций собраний, писем, заявлений и много другого. Документы были взяты из фонда ЦК РКП(б) – ВКП(б) (Отдела пропаганды и агитации, Отдела художественной литературы и искусства, фондов Госкино и Союзкино, Государственноого комитета обороны СССР, фонда Политбюро ЦКВКП(б), большинство из них опубликовано впервые. Также в книге содержатся нигде ранее не публиковавшаяся статья Б.З.Шумяцкого «Сталин и кино» и записи кремлевских просмотров.

Сборник был опубликован в серии «Культура и власть от Сталина до Горбачева» в 2005 году. Именно это издание было использовано при работе над данным докладом.

Для решения задач данной исследовательской работы этот источник полезен тем, что позволяет подробнейшим образом проследить за всеми действиями, совершенные Сталиным для развития советского кинематографа, проанализировать взаимоотношения «вождя» с главными мастерами советского кино, узнать о судьбе тех и или иных кинофильмах и выявить задачи, которые, по мнению партийного руководства, должны было выполняться советским кинематографом.

Таким образом, следует заключить, что для проведения подробного исследования по вопросу об отношении Сталина к кинематографу и решения ряда задач, установленных в данной исследовательской работе, источниковедческая база является достаточной.

Историография

В качестве монографий при написании данного доклада были использованы работы авторства Е.Г. Громова, С.М. Чертока, Е. Добренко, Н. Чернова и Л. Максименко.

Наиболее ранним из всех изученных мною произведений является книга советского и израильского публициста, журналиста и кинокритика Семенова Марковича Чертока «Стоп-кадры. Очерки о советском кино», которая была создана и опубликована в 1988 году в Лондоне.

Основная цель данной работы – поведать западному читателю о советском кино, об его истории: становлении, расцвете и кризисе, об отношениях советской власти к киноискусству и кинорежиссерам. Эта первая книга о советском кино, изданная на Западе на русском языке.

Структура книги непоследовательная: монография состоит восьми глав, объединенных не хронологически, а скорее тематически. Общего вывода у данного исследования нет, однако промежуточные выводы помещены в конце каждой главы.

Для решения задач данной исследовательской работы эта монография полезна тем, что она позволяет взглянуть на действия, предпринимаемые Сталиным для развития советской киноиндустрии, под критическим углом, проанализировать, какие основные требования предъявлял генеральный секретарь к тем или иным фильмам, чем он руководствовался при оценке тех или иных кинокартин.

 

Одна из наиболее важных для данной исследовательской работы монографий – книга Е. Громова «Сталин: Искусство и власть», вышедшая в печать в 2003 году.

Основная задача этой работы – проанализировать, какую политику проводил Сталин в области советской культуры и искусства и как складывались его отношения с режиссерами, писателями, актерами, художниками и другими представителями творческом интеллигенции СССР, и узнать, почему те годы, которые генеральный секретарь партии пребывал у власти, в советской культуре были названы «эпохой сталинизма»

Источники, которые были использованы автором при создании это книги – документы, хранящиеся в РГАСПИ и из фонда Сталина, Жданова, Маленкова, Политбюро и Оргбюро.

Для данной исследовательской работы эта монография полезна тем, что в ней автор дает подробнейшее описание всех процессов развития советской кинематографии, происходивших при Сталине, со всех сторон анализирует отношение генерального секретаря партии к киноискусству, указывает на тенденции «вождя» в оценке советских кинофильмов, повествует о взаимоотношениях Сталина с ведущими мастерами кино того времени, среди которых С. Эйзенштейн, А. Довженко, В Пудовкин, М. Ромм, Г. Александров, М. Чиаурели и другие.

 

Еще одна монография – статья советского писателя и партийного работника Николая Михайловича Чернова «Фильм М. Чиаурели «Падение Берлина» - кульминация сталинской полководческой мифологемы», опубликованная в сборнике «Проблемы российской истории» в 2005 году.

Основная цель данной статьи – показать развитие так называемой киномифологемы о Сталине на примере фильмов о нем, в частности, картины Михаила Чиаурели «Падение Берлина» 1950 г., рассказать о судьбе режиссера и его фильмов, о его работе над кинокартиной и ее оценке партией и советским зрителем.

В конце статьи автор статьи приходит к выводу, что кинолента «Падение Берлина» стала кульминацией сталинской полководческой мифологемы в послевоенный период и свела на нет боевые заслуги маршала Жукова, изображая единственными героями Великой Отечественной войны Сталина и народ.

В качестве источников при написании данной работы автор использовал статьи из журналов «Искусство кино», «Советское искусство» и газет «Известия», «Литературная газета», публикации постановлений из РГАЛИ (Российского архива литературы и искусства», а также сочинения В.И. Пудовкина и монографии Б.Щербина и С.Бурова.

Для решения задач данной исследовательской работы эта монография полезна тем, что она позволяет выяснить, почему М. Чиаурели решил снять «Падение Берлина», как происходил процесс съемок этого кинофильма, какие основные задачи по замыслу режиссера должна была решать его картина и как она в итоге была воспринята партийным руководством, прессой и советским зрителем.

 

Следующее литературное произведение – статья Л. Максименко» Главный режиссер. Сталин смотрит Кино», опубликованная в 2003 опубликованная во втором номере «Российского исторического иллюстрированного журнала «Родина»».

Основная цель данной статьи – проанализировать, как осуществлялось руководство Сталиным над производством кинофильмов, какие кинокартины подверглись его правке еще на начальном этапе, какими критериями Сталины руководствовался при оценке фильмов.

В конце статьи автор приходит к выводу, что наиболее важной частью в фильме для генерального секретаря являлся финал, и это приоритетное отношение не мог изменить даже тот факт смерти главного героя киноленты, как это было в первоначальной концовке кинофильма А.Довженко «Щорс».

Для данной исследовательской работы эта статья полезна тем, что она позволяет на конкретных примерах историй кинокартин рассмотреть, какова была роль Сталина в их создании, и какие задачи ставил генеральных секретарь перед советскими кинофильмами.

Последняя монография - книга известного исследователя советской культуры Евгения Добренко «Музей революции: Советское кино и сталинский исторический нарратив», опубликованная в 2008 году.

Основная цель данной книге – на основе литературных, исторических, политических нарративов, и прежде всего кинематографа, показать, как сталинизм конструировал новую историю, историю советского государства строго в рамках идеологии, проанализировать роль кино в превращении опыта прошлого страны в «идеологический конструкт» - сталинскую историю, в формировании советского «политического воображаемого»[6].

Структура данной книги последовательна. Она состоит из введения, трех частей, в каждой из который по три главы, тематически связанные меду собой, и именного указателя.

В качестве источников автор использует большое количество отечественной и зарубежной публицистики и мемуаров, в частности книги Марьямова Г. «Кремлевский цензор», сочинения Пудовкина Вс., монографию Юренева Р. «Советская кинокомедия», «Искусство и власть» Е. Громова, статьи из журнала «Искусство кино» и многое другое.

Для данной исследовательской работы эта монография полезна ем, что в ней приводится развернутый анализ процессов становления и развития советского кинематографического искусства в контексте сталинской исторической эпохи.

Итак, подводя некоторые итоги по данному разделу доклада, следует отметить, что для достижения цели предложенной исследовательской работы и решения ее основных задач перечень разработанных монографий является достаточным.

Глава 1. Причины развития Сталиным советской киноиндустрии.

 

Становление советского кино – беспрецедентное явление в истории искусства. Декрет СНК о национализации частной кинопромышленности, принятый в августе 1919 год, тут же подвергся резкому осуждению со стороны буржуазной печати и некоторых представителей старой интеллигенции. По мнению известного советского режиссера Г. Александрова, произошло это по тому, что критики рассматривали «огосударствление» кино как «то, что художники становятся государственными служащими. Искусство при этом погибнет»[7]. Однако практика, главным образом в лице товарища Сталина, показала обратное.

Каковы же были причины, по которым Сталин на протяжении всего периода своего пребывания у власти столь внимательно относился к кино и не жалел государственных средств на его развитие?

Ответ на этот вопрос обнаруживается при подробном изучении партийной документации середины 20-х – 30-х годов, резолюций и докладов Сталина на съездах и партийных совещаниях.

В резолюции «Об агитпропработе», принятой на XIII съезде РКП (б) 1924 г., Сталин провозглашает: «Кино должно явиться в руках партии могущественным средством коммунистического просвещения и агитации. Необходимо привлечь к этому делу внимание широких пролетарских масс, партийных и профессиональных организаций»[8].

Похожее утверждение присутствует в «Приветствии И.В. Сталина работникам советской кинематографии» 11 января 1935 года, посвященное пятнадцатилетию советского кино: «Кино в руках Советской власти представляет огромную, неоценимую силу. Обладая исключительными возможностями духовного воздействия на массы, кино помогает рабочему классу и его партии воспитывать трудящихся в духе социализма, организовывать массы на борьбу за социализм, подымать их культуру и политическую боеспособность»[9].

Исходя из вышеизложенного, можно выявить первую причину особого отношения Сталина к киноискусству: он рассматривал кино как главное средство повышения культурного уровня и политической боеспособности народных масс, на тот момент мало просвещенных, а также как основное орудие идеологической пропаганды и воспитания советского рабочего народа в духе коммунистического просвещения. Кино изначально представлялось Сталину государственным искусством, самым мощным по силе воздействия на коллективы людей, в особенности на пролетариев. Именно поэтому Сталин в докладе на XIII съезде партии заявляет о том, что ««Необходимо привлечь к этому (кино) внимание широких пролетарских масс, партийных и профессиональных организаций»[10].

Вторая причина кроется скорее в экономическом, нежели в социально – политическом аспекте киноискусства. На Первом всесоюзном партийном совещании по кино (15 – 21 марта 1928 г.) Сталин в своем выступлении отмечает, что: «Кино – наиболее портативное, дешевое и необычайно наглядное искусство. У кино наиболее многочисленная аудитория, кино по своей природе наиболее массовое и демократическое искусство. Кино, действуя показом, способно охватить и воздействовать на сознание наиболее отсталого в культурном развитии зрителя» [11].

Из этого высказывания можно заключить, что для Сталина кино, в отличие от театра, живописи, скульптуры, музыки и архитектуры, являлось самым бюджетным, технологичным и промышленно ёмким видом искусства, способным наиболее эффективно выполнять государственные задачи при условии абсолютного подчинения киноиндустрии партийному аппарату власти и самому товарищу Сталину.

Таким образом, именно две вышеобозначенные причины обусловили основные действия, совершаемые Сталиным для развития советского кино, и те задачи, которые он возлагал как на представителей партии, так и на кинорежиссеров.

В подтверждение истинности данного высказывания следует привести выдержки из доклада Сталина «Об итогах Июльского пленума ЦК ВКП(б)» о первых и важнейших задачах партии в области советской киноиндустрии: «Необходимо всемирно усилить руководство работой киноорганизаций и, обеспечивая идеологическую выдержанность кинопродукции, решительно бороться с попытками приспособления советского кино к идеологии непролетарских слоев» [12],

Таким образом, опираясь на приведенную цитаты можно заключить, что, во-первых, первостепенным зрителем советского кино, с точки зрения Сталина, должен был стать именно пролетарий, во-вторых, для выполнения задач по коммунистическому просвещению народных масс советское кино должно было быть идеологически выдержанным, а темы, отражаемые в кинокартинах, понятными и доступны массовой аудитории. Именно поэтому Сталин при оценке формально-художественных качеств просматриваемых им фильмов главным образом руководствовался требованием того, «чтобы кино дало форму, понятную миллионам»[13].

Еще одна задача партии – привлечение пролетариев к самому процессу создания кинофильмов: «Важнейшими задачами в области подбора и улучшения кадров работников кинематографии являются привлечение пролетарских сил… подготовка новых кадров работников, удаление из кинематографии дельцов старого типа»[14], «Необходимо привлечь молодые силы к режиссерской работе путем расширения круга ассистентов и помрежиссеров, используя для этого учащихся кинотехнимуков» [15].

Несомненно, что, вовлекая в область киноиндустрии новые силы и умы из рабочего класса, Сталин тем самым искал людей, способных наиболее эффективно воплотить его идеи в киноискусстве в жизни. Кто, как не пролетариат, особенно рабочая молодежь, воспитанная в духе марксистко-ленинской идеологии, беспрекословно подчиняющийся приказам партии, смог стать наилучшей опорой для Сталина для реализации его идеологическо- просветительских планов по программированию советского кино.

Рассмотрим еще несколько действий товарища Сталина, направленных на сосредоточение власти над советской киноиндустрией в руках партии на улучшение качества советских кинофильмов.

В конце 1920-х годов генсек принимает меры по объединению всех кинопрокатных организаций на территории РСФСР в единое акционерное общество «Совкино», что в итоге, с его точки зрения, «упорядочивает, наконец, прокатное дело и кладет предел распылению государственных доходов»[16] и добивается усиления темпов развертывания сети кинотеатров и киноустановок по всей территории СССР, достигнувших к 1932 г. 700 тысяч единиц.

23 марта 1938 г. выходит постановления СНК «Об образовании Комитета по делам кинематографии при СНК СССР» и «Об улучшении организации производства кинокартин».

Помимо этого Сталин начинает переориентировать советскую кинематографию в сторону перехода к созданию «высокоидейных художественных фильмов, с занимательным сюжетом и волнующей игрой актеров» [17]. Одной из главных его мер по развитию качества советской кинематографии становится подробное теоретическое изучение, а затем и широкое применения на практике звукового кино, возникновение которого пришлось на начало тридцатых годов.

Судя по всему, к этому действию генерального секретаря партии побудили не только очевидные преимущества звукового кино перед немым, но и отношение советских режиссеров к появлению звука в кинофильмах. Вот о чем ведут речь Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Григория Александрова в своей «Заявке», опубликованной 7 августа 1928 года в газете Советский экран: ««Ах, если бы был звук! С какой силой можно было бы воздействовать на зрителя! Как можно было бы использовать опыт театра, музыку, все звуки и шумы природы»[18]. Таким образом, появление звука в советских кинофильмах способствовало наиболее эффективному решению тех задач достижению тех целей, которые ставил перед советским кинематографом генеральный секретарь партии

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод об основных причинах, по которым Сталин практически с первого дня своего пребывания на посту генерального секретаря партии уделял столь повышенное внимание кинематографу и предпринимал все возможные меры для скорейшего развития советской киноиндустрии и улучшения качества кинофильмов. Во-первых, глава советского государства рассматривал кинематограф как искусство, способное оказывать мощнейшее психологическое влияние на людей, а значит, как главное и наиболее эффективное орудие идеологической пропаганды в советской стране, с помощью которого возможно было не только поднимать боевой дух советского народа, и осуществлять его воспитание в духе коммунистического просвещения. Во-вторых, для Сталина кино являлось также самых бюджетным и технологичным видом искусства, стоящим на службе у партии и способным наиболее эффективно выполнять государственные задачи.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных