Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этническая политика в Республике Беларусь




Важнейшая роль в обеспечении стабильного развития в этнической сфере принадлежит государству и проводимой им политике. Национальная политика является составной частью общей политики государства. Это целенаправленная деятельность государственных структур по регулированию взаимоотношений между нациями и народностями, закрепленная в соответствующих политических документах и юридических актах государства.

В сферу национальной политики включаются:

- совершенствование национально-государственного устройства;

- расширение и углубление хозяйственных связей между субъектами многонационального государства;

- обеспечение равенства прав и свобод граждан вне зависимости от национальной принадлежности;

- создание условий для свободного развития национальных культур, языков, традиций;

- воспитание уважения к другим народам и культурам;

- инициирование цивилизованных форм межнационального общения, мирные способы разрешения конфликтных ситуаций;

- совершенствование механизма научного руководства и управления национальными процессами в стране;

- подготовка и представительство национальных кадров в структуре власти.

Политика в отношении национальных меньшинств может быть плюралистической, интеграционной, ассимиляционной, сегрегационной. Проведение плюралистической политики характерно для демократических государств. Основные принципы, на которых основывается проведение данного вида политики – равноправие, самостоятельность и активность меньшинств в общественной жизни. Наиболее полно обеспечение прав национальных меньшинств может быть осуществлено в форме территориальной или экстерриториальной национально-культурной автономии, в рамках которой национальное меньшинство может проживать дисперсно. Концепция плюрализма исходит из возможности мирного, в чем-то параллельного сосуществования этнических групп в «обществе-оркестре». Интеграционная политика позволяет сохранить и развивать самобытность национальных меньшинств, одновременно приобщая их к обладанию и пользованию достижениями современного общества. Политика ассимиляции направлена на гомогенизацию «общества -плавильного котла», непризнание существующих этнических общностей, политическое и правовое неравенство национальных меньшинств. Сегрегационная политика изолирует национальные меньшинства в границах искусственно созданных резерваций, ставит их в подчиненное положение к основному населению.

По целям и принципам осуществления этническая политика нашего государства может быть определена как плюралистическая.

В Беларуси действует более 20 законодательных актов, прямо или косвенно регулирующих этническую сферу жизни общества. Конституция и законодательство РБ, на основе которых осуществляется национальная политика, признают существование национальных общностей как составной части народа Беларуси. В соответствии со ст.14 Конституции «государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов». Статьей 15 предусмотрено, что «государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур, языков, традиций всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь». Ст. 50 гарантирует каждому «право сохранять свою национальную принадлежность», «право пользоваться родным языком, выбирать язык общения», «язык воспитания и обучения». «Оскорбление национального достоинства преследуется по закону». Ст. 5 запрещает создание и деятельность политических партий и общественных объединений, ведущих пропаганду национальной, религиозной и расовой вражды.

К числу основных законов, регулирующих межнациональные отношения в стране, относятся законы «О гражданстве», «О национальных меньшинствах». Последний, в частности, создает правовую основу для комплексного регулирования жизнедеятельности меньшинств в различных сферах, направлен на создание условий для свободного развития национальных меньшинств, а также на защиту их прав и законных интересов.

Законы «Об образовании», «О языках», «О культуре», «О печати и других средствах массовой информации» предоставляют национальным общностям право на изучение родного языка в специальных классах, группах, школах, а также возрождение культуры, традиций.

Законодательство РБ в сфере гарантий прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, по заключениям международных экспертов, полностью соответствует международным стандартам защиты прав национальных меньшинств. Беларусь присоединилась к основным международным договорам в области прав человека (36 документов) и последовательно проводит в жизнь принципы демократической национальной политики. Международные стандарты защиты прав национальных меньшинств, разработанные ООН, Советом Европы, ОБСЕ, включают признание индивидуальных и коллективных прав меньшинств. Содержание коллективных прав национальных меньшинств заключается в признании права на самоидентификацию; права на сохранение самобытности и на защиту от насильственной ассимиляции; особых языковых прав; права на получение информации на родном языке; особых прав в области образования. Совокупность данных прав представляет собой комплексный политико-правовой институт – «право на самобытность». Право на самобытность сочетается с предоставлением национальным меньшинствам особых политических прав: законодательного признания национальных меньшинств, права меньшинств существовать как группа, права на представительство в законодательных и правительственных органах, права на учет мнения меньшинств при решении вопросов, затрагивающих их интересы. Согласно действующим правовым нормам национальные меньшинства не обладают правом на самоопределение, которым обладают лишь народы. Статус национальных меньшинств и сущность коллективных прав определены в следующих международных правовых актах: Всеобщая Декларация прав человека (1948г.), Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (1948г.), Международная конвенция о борьбе против всех форм расовой дискриминации (1966г.), Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992г.), Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств (1994г.), Конвенция СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (1994г.), Европейская Хартия региональных языков и языков национальных меньшинств (1998г.).

Национальные меньшинства, проживающие в РБ, обладают достаточно высоким уровнем самосознания – наблюдается стремление к этнической консолидации, основным инструментом которой являются республиканские национальные общественные объединения и их региональные сетевые структуры, количество которых стабилизировалось и в ближайшем времени не произойдет их значительного роста. По состоянию на 2007г. в РБ действовало 124 общественных объединения, образованных представителями 25 национальностей, в том числе около 40 международных и республиканских. Среди них Союз поляков Беларуси, Союз белорусских еврейских общественных объединений, «Русское товарищество», «Конгресс азербайджанских общин», «Афганская община», «Ассоциация белорусских корейцев», «Немецкий дом», «Союз латышей Витебской области «Даугава», «Белорусская цыганская диаспора», организация армян «Урарту», украинцев – «Ватра», греков – «Пелопоннес», казахов – «Ата-Мекен», грузин – «Мамули», литовцев – «Гервечай».

Данные объединения выступают активными участниками общественных отношений, возрождают национальную самобытность, играют важную роль в культурной жизни Беларуси, придавая ей неповторимый колорит, осуществляют культурно-просветительные, благотворительные программы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных