Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля




 

а) основная литература:

Плавание: Учебник для вузов / Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: ФиС, 2001. – 400 с.

Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж.Булгакова, С.Н.Морозов, О.И.Попов и др.; под ред. Н.Ж.Булгаковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.

Викулов, А.Д. Плавание: Учеб. пособие для студентов высш. уч. завед. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 367 с.

 

б) дополнительная литература:

Булгакова, Н.Ж. Плавание / Н.Ж.Булгакова. – М.: ФиС, 1999. – 184 с.

Булгакова, Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. – М.: ФиС, 2000. – 82 с.

Викулов, А.Д. Плавание: Учебник для студентов фак-ов физич. культ. РФ. – Ярославль: ГУ ЦДЮ, Пионер, 1999. – 160 с.

Водные виды спорта: Учебник для студентов вузов / Н.Ж.Булгакова, М.Н.Максимова и др. Под. Ред. Н.Ж.Булгаковой. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

Ганчар, И.Л. Плавание: методика преподавания. Учеб. пособие. – Минск: Хатха, 1994. – 336 с.

Ганчар, И.Л. Плавание: теория и методика преподавания, программа для факультетов физической культуры и спорта педаг.вузов и университетов Беларусии, Украины и РФ. – Одесса: Друк, 1998. – 84 с.

Каунсилмен, Д.Е. Спортивное плавание / Д.Е.Каунсилмен. – М.: ФиС, 1983. – 208 с.: ил.

Макаренко, Л.П. Юный пловец: Учеб. пособие для тренеров ДЮСШ и студентов тренерского факультета институтов физической культуры. – М.: ФиС, 1983. – 132 с.

Макаренко, Л.П. Техника спортивного плавания /В кн.: Спортивное плавание: Учебник для вузов физической культуры. – М.: ФОН, 1996, С. 86-130.

Макаренко, Л.П., Никитина, С.М., Фомиченко, Т.Г. Кроль: Наглядное учебное пособие по предмету «Плавание и методика преподавания» (Базовые виды спорта). – М.: РИО РГАФК, 2000. – 121 с.

Макаренко, Л.П., Никитина, С.М., Фомиченко, Т.Г. Брасс: Наглядное учебное пособие по предмету «Плавание и методика преподавания» (Базовые виды спорта). – М.: РИО РГАФК, 2000. – 112 с.

Общие основы техники плавания: метод. указ. для заоч. отдел. пед. фак. физ. культ. /Удмуртск. Гос. Ун-т. – Ижевск: Изд-во Удмуртск. Ун-та, 1994. – 12 с.

Осокина, Т.И., Тимофеева, Е.А., Богина, Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – С. 35-38.

Плавание: Учебник для вузов физвоспитания и спорта / Под ред. В.Н.Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 396 с.

Протченко, Т.А., Семенов, Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 80 с.

Семенов, Ю.А. Обучение прикладному плаванию. - М.: Высшая школа, 1990. – 78 с.

Спортивное плавание: Учебник для вузов физической культуры / Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: ФОН, 1996. – 260 с.

 

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

 

8. Материально-техническое обеспечение модуля:

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению физическая культура и профилю подготовки плавание.

 

Авторы: к.б.н., доцент кафедры физического воспитания факультета гуманитарного образования Шмакова Алла Ивановна, к.б.н., доцент кафедры физического воспитания факультета гуманитарного образования Осколкова Елена Михайловна.

Требования к сдаче экзамена для студентов заочной формы обучения

Студент допускается к сдаче экзамена после, посещение всех практических занятий и выполнение нормативных требований.

 

Контрольные вопросы:

· возникновение плавания и характерные особенности спортивного плавания в Античном мире (Древняя Греция, Рим и др.);

· становление плавания в России;

· значение спортивного плавания;

· роль современных Олимпийских игр в развитии плавания;

· характеристика плавания в военном деле у славян и в наше время;

· современное состояние плавания в бывшем СССР и России;

· особенности проведения праздников на воде.

· Самостоятельная работа. Плавание в Древнем Египте и в Древнем Риме. Значение плавания в военных учебных заведениях многих европейских стран. Первые в России современные спортивные соревнования по плаванию. История развития техники спортивными способами плавания. Современное спортивное плавание.

Самостоятельная работа. Свойства воды. Гидростатика. Гидродинамика. Гидродинамическая подъемная сила.

Контрольные вопросы:

· понятие техники спортивного плавания;

· влияние гидродинамического равновесия тела на плавучесть человека;

· факторы, вызывающие увеличение гидродинамического сопротивления при передвижениях пловца в воде;

· общие требования к рациональному положению тела пловца в воде;

· общие требования к рациональной технике движений ногами и руками при плавании спортивными способами;

· фазы цикла движений руками при плавании способом кроль на груди.

 

Самостоятельная работа. Типичные ошибки и методические указания при обучении работы ног и рук в согласовании с дыханием при плавании способом кроль на груди. Типичные ошибки и методические указания при обучении общего согласования движений при плавании способом кроль на груди.

Типичные ошибки и методические указания при обучении работы ног и рук в согласовании с дыханием при плавании способом кроль на спине. Типичные ошибки и методические указания при обучении общего согласования движений при плавании способом кроль на спине.

Контрольные вопросы:

· характеристика модели техники плавания кролем на груди;

· прикладное и спортивное значении способов плавания кроль на груди и кроль на спине;

· наиболее распространенные ошибки при плавании способами кроль на кроль и кроль на спине;

· современная техника плавания кролем на груди и кролем на спине;

· анализ техники движений руками в согласовании с дыханием при плавании способами кроль на груди и кроль на спине;

· наиболее значимые факторы в технике плавания способами кроль на груди и кроль на спине;

 

Самостоятельная работа. Проблема отбора в спорте. Определение модельных характеристик юного пловца. Прогнозирование спортивных способностей у юных спортсменов. Многолетняя тренировка и ее основные этапы. Теоретическая и волевая подготовка пловца. Основные физические качества спортсмена и их воспитание. Методика оценки и учета тренировочных нагрузок.

Контрольные вопросы:

· основные средства и методы обучения;

· контроль физической нагрузки на занятиях плаванием с детьми разной возрастной группы;

· роль метода строго регламентированного упражнения при обучении спортивным способам плавания;

· задачи, решаемые при помощи игр в воде, и правила их проведения;

· основные методы спортивной тренировки в плавании;

· необходимость спортивного отбора в плавании;

· методы самоконтроля пловца во время тренировочного процесса;

· организация спортивной тренировки по плаванию у разных возрастных категорий занимающихся.

Самостоятельная работа. Развитие техники спортивных способов плавания брасс и дельфин.

Типичные ошибки и методические указания при обучении работы ног и рук в согласовании с дыханием при плавании способами брасс и дельфин. Особенности согласования работы рук и дыхания при плавании способами брасс и дельфин. Типичные ошибки и методические указания при обучении общего согласования движений при плавании способами брасс и дельфин.

Контрольные вопросы:

· прикладное и спортивное значение плавания способом брасс и дельфин;

· схема последовательности методики обучения способам брасс и дельфин;

· техника движений руками при плавании способами брасс и дельфин;

· характеристика общего согласования движений руками, ногами и дыхания при плавании способами брасс и дельфин;

· существенные ошибки в технике плавания способами брасс и дельфин.

 

Самостоятельная работа. Преодолениевплавь водных преград без подсобных средств. Переправы вплавь. Преодолениевплавь водных преград с помощью подсобных средств. Плавание в усложненных условиях. Применение игр с элементами прикладного плавания.

Контрольные вопросы:

  • техника плавания способами на боку и брасс на спине;
  • прикладное значение плавания способами на боку и брасс на спине;
  • последовательность методики обучения технике плавания способами на боку и брасс на спине;
  • способы транспортировки пострадавшего на воде;
  • приемы освобождения от захватов тонущего;
  • способы ныряния в длину и на глубину;
  • ныряния в глубину при плохой видимости под водой;
  • спасательные средства и способы их применения;
  • последовательность оказания первой помощи пострадавшему на воде.

·

Самостоятельная работа. Особенности бассейнов и их эксплуатация. Применение инвентаря для проведения занятий по плаванию. Оборудование для проведения соревнований. Организация и проведение водных праздников.

Контрольные вопросы:

· правила безопасности при плавании в естественных водоемах;

· технические средства, используемые при обучении и проведении занятий по плаванию;

· этапы обучения и длительность занятий плаванием в разных возрастных группах;

· характеристика основных частей конспекта урока по плаванию;

· прикладная направленность занятий по плаванию у взрослых;

· документы, необходимые для подготовки соревнований;

· правила соревнований по плаванию;

· обязанности судей на соревнованиях по плаванию;

· организация спортивно-оздоровительных и массовых мероприятий на открытых водоемах.

 

Самостоятельная работа. Возрастные особенности занимающихся плаванием. Применение игр для обучения техники спортивных способов плавания. Применение игр, направленных на совершенствование техники спортивных способов плавания на разных этапах физической подготовленности.

Контрольные вопросы:

· последовательность методики обучения способами плавания кроль на груди и кроль на спине;

· последовательность методики обучения способами плавания брасс и дельфин;

· особенности подбора специальных упражнений на суше и в воде при обучении технике спортивных способов плавания;

· применение имитационных упражнений при обучении технике спортивных способов плавания;

· характеристика общего согласования движений в спортивных способах плавания.

 

Самостоятельная работа. Применение подвижных игр в воде: для освоения с водой; с погружением под воду и открыванием глаз в воде; с всплыванием и лежанием на воде; с выдохами в воду; со скольжением; с прыжками в воду. Сокращенные программы обучения плаванию. Авторские программы.

Контрольные вопросы:

· группы упражнений для освоения с водной средой;

· средства, применяемые для начального обучения плаванию;

· группы игр, применяемые на занятиях с детьми в зависимости от возраста и уровня плавательной подготовленности;

· методика определения групп детей в зависимости от плавательной подготовленности.

Самостоятельная работа. Типичные ошибки и методические указания при обучении работы ног способом кроль на груди. Типичные ошибки и методические указания при обучении работы рук способом кроль на груди. Типичные ошибки и методические указания при обучении общего согласования движений при плавании способом кроль на груди.

Типичные ошибки и методические указания при обучении работы ног способом кроль на спине. Типичные ошибки и методические указания при обучении работы рук способом кроль на спине. Типичные ошибки и методические указания при обучении общего согласования движений при плавании способом кроль на спине.

Контрольные вопросы:

· особенности техники движений руками при плавании способами кроль на груди и кроль на спине;

· анализ техники движений ногами при плавании способами кроль на груди и кроль на спине;

· фазы движений ногами и руками при плавании способами кроль на груди и кроль на спине;

· схема последовательности обучения технике плавания способами кроль на груди и кроль на спине;

· подводящие упражнения, необходимые для обучения работы ног и рук при плавании способами кроль на груди и кроль на спине.

Самостоятельная работа. Типичные ошибки и методические указания при обучении открытого плоского поворота при плавании способом кроль на груди и при обучении плоского поворота при плавании способом кроль на спине. Техника выполнения закрытого плоского поворота, скоростного (вращением) поворота при плавании способом кроль на груди и скоростного (вращением) поворота при плавании способом кроль на спине.

Контрольные вопросы:

· биомеханические особенности техники поворотов;

· особенности движений ног после поворотов при плавании способами кроль на груди и кроль на спине;

· специальные подготовительные упражнения на суше для обучения технике поворотов;

· длительность фазы скольжения и первых движений пловца после выполнения поворота;

· применение подготовительных упражнений и их последовательность при обучении технике открытого плоского поворота при плавании способом кроль на груди;

· последовательность применения подготовительных упражнений при обучении технике плоского поворота при плавании способом кроль на спине.

Самостоятельная работа. Правила выполнения старта. Техника выполнения старта «пружиной».

Типичные ошибки и методические указания при обучении техники старта с тумбочки и при обучении техники старта из воды. Стартовые прыжки с тумбочки при плавании способами кроль на груди, дельфин и брасс и особенности движений ногами во время фазы скольжения под водой.

Выполнение старта из воды при плавании способом кроль на спине и особенность движений ногами во время фазы скольжения под водой.

Контрольные вопросы:

· исходные положения, рекомендуемые для принятия старта с тумбочки и старта из воды;

· классические модели стартового прыжка с тумбочки и старта из воды;

· фазовая структура выполнения старта с тумбочки и старта из воды;

· характерные особенности передвижения пловца под водой после выполнения стартов с тумбочки и из воды;

· правила выполнения старта с тумбочки и старта из воды;

· упражнения и последовательность их применения при обучении технике старта с тумбочки;

· последовательность применения специальных упражнений при обучении технике старта из воды.

Самостоятельная работа. Варианты исходных положений ног при плавании брассом и способы их оценки. Волнообразные движения ног при плавании способом дельфин. Особенности выполнения движений ногами при плавании способом брасс.

Типичные ошибки и методические указания при обучении движений ногами, руками и при общем согласовании движений при плавании способами брасс и дельфин.

Контрольные вопросы:

· упражнения и их последовательность применения на суше и на воде при обучении технике движений ногами при плавании способами брасс и дельфин;

· последовательность применения упражнений на суше и на воде при обучении технике движений руками при плавании способами брасс и дельфин;

· особенности подбора упражнений на суше и на воде при обучении технике согласования работы рук и дыхания при плавании способами брасс и дельфин;

· основные трудности, возникающие при плавании способами брасс и дельфин.

 

Самостоятельная работа. Типичные ошибки и методические указания при обучении технике: плавания способом брасс на спине, способом на боку, ныряния в длину и на глубину. Преодоление водных преград: переправы вплавь; переправы с помощью подсобных средств. Особенности методики обучения плаванию в ластах. Способы пассивного плавания. Удержание на плаву способом Фреда Лану.

Типичные ошибки и методические указания при выполнении приемов освобождения от захватов и при способах транспортировки пострадавшего.

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему на воде и при утоплении.

Спасательные средства и их применение. Спасение тонущего в зимнее время.

Контрольные вопросы:

· упражнения и их последовательность применения при обучении технике движений ног и рук при плавании способами на боку и брасс на спине;

· последовательность применения специальных упражнений при обучении технике ныряния в длину;

· способы ныряния в длину и на глубину, правила ныряний;

· игры в воде для совершенствования навыков прикладного плавания;

· способы транспортировки пострадавшего при плавании способом на боку.

Самостоятельная работа. Упражнения для совершенствования техники длинного силового гребка и увеличения длины шага при плавании способом кроль на груди. Упражнения для совершенствования плавания с высоким темпом и безнаплывным началом гребка при плавании способом кроль на спине. Упражнения для совершенствования равновесия при плавании способом брасс. Упражнения для эффективности гребковых движений руками при плавании способом дельфин. Применение игр на воде, направленных на совершенствование техники плавания спортивными способами плавания.

Контрольные вопросы:

· подбор специальных средств и методов для совершенствования техники плавания способом кроль на груди;

· применение специальных плавательных средств для совершенствования техники плавания способом кроль на спине;

· особенности подбора плавательного инвентаря для совершенствования техники плавания способом брасс;

· сочетание средств и методов для совершенствования техники плавания способом дельфин;

· совершенствование техники стартов и поворотов при плавании спортивными способами.

Самостоятельная работа. Типичные ошибки и методические указания при обучении отдельных элементов техники плавания спортивными способами плавания. Применение подвижных игр на воде для совершенствования отдельных элементов техники спортивных способов плавания.

Ошибки, возникающие при обучении отдельных элементов техники спортивных поворотов и стартов.

Контрольные вопросы:

· подбор специальных упражнений на суше и в воде при обучении спортивными способами плавания;

· подводящие упражнения к обучению отдельных элементов спортивных способов плавания;

· последовательность обучения спортивных поворотов в плавании;

· особенности в применении подводящих упражнений при обучении стартов в плавании спортивными способами.

 

 

 

 

Тищенков И.И., Парнюгина Е.Р., Серебряков А.В. Физическая культура: Учебная программа. – переизд., доп. – М.: Российский университет кооперации, 2010. - 36 с.

Учебная программа по дисциплине «Физическая культура» (цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, федеральный компонент) для всех направлений бакалавриата составлена коллективом авторов кафедры физического воспитания в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, утвержденных 17.03.2000 г., 14.03.2000г., 23.03.2000 г., и учебными планами от 14.04.2009 г., на основе учебной программы от 25 марта 2008 г.

Рецензент: Ткаченко М.А., доцент.

Учебная программа:

обсуждена и рекомендована к изданию решением кафедры физического воспитания от 31 августа 2010 г., протокол №1.

Зав. кафедрой И.И. Тищенков

 

одобрена Научно-методическим советом университета

10 сентября 2010 г. протокол №1

 

Председатель В.П. Леошко

 

© АНО ВПО ЦС РФ

«Российский университет кооперации», 2010

© Тищенков И.И., Парнюгина Е.Р., 2010

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студентов в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования.

Программа учебной дисциплины «Физическая культура» составлена с учетом основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе:

- примерная программа дисциплины «Физическая культура» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения от 2000 г.;

- инструкция по организации и содержанию работы кафедры физиче-ского воспитания высших учебных заведений, утвержденная приказом Го-сударственного комитета РФ по высшему образованию от 26.07.94. №777;

- федеральный закон «О физической культуре и спорте Российской Федерации» от 29.04.99 №80-ФЗ;

- приказ Министерства образования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.99 №1025;

- приказ Министерства образования России «Об утверждении государ-ственных образовательных стандартов высшего профессионального обра-зования» от 02.03.2000 №686;

- приказ №2715 / 227 / 166 / 19 от 16.07.2002 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Рос-сийской Федерации».

Результатом завершения обучения в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому образу жизни, физическому совершенствованию, использованию средств физической культуры в профессиональной деятельности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных