Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В строках классиков 2 страница




В 9-й главе Петров помещает четыре короткие партии, в которых обе стороны избирают фланговое развитие (в наше время это начало названо в честь автора руководства). Комментируя партии, Петров замечает: «Однако же по мнению моему, лучше ставить их посередине, потому что этим можно стеснить игру противника». Это ли не лучшее подтверждение того, что уже в это время начинали зарождаться две стартегии – борьба за центр и его окружение. Кстати, при разборе партий и позиций в книге применялась пока еще цифровая запись.
В последней партии, продемонстрированной Петровым, произошло запирание всех сил белых при игре без разменов.
1. gh4 hg5 2. fg3 gh6 3. ed4 de5 4. ab4 ba5 5. ba3 cb6 6. bc5 gf4 7. ab4 hg5 8. gf2 bc7 9. fe3 (ошибка, ведущая к проигрышу партии; следовало менять 9.de3)
9 … cd6! 10. ab2 hg7 11. ba3 gh6 12. cb2 fg7 13. ef2 dc7, и все 12 шашек оказались запертыми.

Наиболее подробно Петров останавливается на разделе окончаний партий.
Излагая приемы борьбы трех дамок против дамки и простой. Петров точно подмечает, что надо использовать шашку противника как средство к выигрышу. И тут же даны убедительные примеры с простыми на полях а3, а5, d8, f6, b4. А при положении простой на поле h2 слабейшая сторона добивается ничьей.
Любопытное окончание привел Петров в "Воспоминаниях": белые дамки - g1, h2, h4; черные - дамка а1, простая h8. Однако само решение он не привел сославшись на то, что показывал его Попову. Путь к победе здесь достигается так:
1. ge3 ac3 2. hf2! ca1 3. ef4 af6 4. fb6 (важный подготовительный ход) 4...fg7 5. fh6, и черная дамка вынуждена покинуть большую дорогу.
В 11-й главе, названной "Хитрости шашечной игры", Петров привел ряд интересных позиций, ставших прообразом будущих композиций - задач, этюдов концовок.
Вот лишь три таких примера.

Диаграмма Д 5.
Белые выигрывают после серии неожиданных жертв: 1. cb2!, 2. dc7, 3. ае7 4. gf4, 5. gh8x (см. Д5).

Диаграмма Д 6.
В, казалось бы, безысходном положении белым удается уравнять игру.
1. аb6 bа7 (если 1...de5, то 2.bа7 с ничьей)
2. bс7! d:b8 3. cd2 с неизбежной ловлей дамки, благодаря ходу 4. de3 (см. Д6).

Диаграмма Д7

А в этом положении перевес белых велик, поэтому здесь иное задание - запереть дамку и простую. Достигается оно после четырех жертв (см. Д 7).
1. cb2, 2. dc7, З. Ьс5, 4. de3 и 5. hc1.

Уделил внимание Петров и тактике игры в поддавки.
И хотя А. Д. Петров стал автором первого в России шашечного руководства, он весьма самокритично относился к своим способностям в ней. По его мнению, сильнейшим игроком в Петербурге тогда был Андрей Петрович Попов.
«Странно казалось, - вспоминал позднее Петров, - что, играя в шахматы лучше его, я проигрывал ему в простые шашки, когда расчет в сих последних проще и нет таких комбинаций, как в шахматах. Но простые шашки имеют свои тонкости, недоступные шахматным игрокам".
О заметной разнице в силе их игры свидетельствуют и последующие высказывания автора: "Бывало, сообразишь все последствия сделанного хода и думаешь, что хорошо пошел, а смотришь - Андрей Петрович поставит такую двойную ловушку, что поневоле попадешь в одну из них".
Иногда их поединки протекали на квартире Попова в Троицком переулке (ныне у. Рубинштейна). У "некоронованного чемпиона" Петербурга была особая привычка: во время игры щелкать кедровые орешки. Иногда поморщится - как будто не так пошел. Но ошибался крайне редко, а морщился, если попадался гнилой орешек.
Он признавался, что никто лучше Петрова не умеет воспользоваться в окончании малейшей возможностью и выпутаться из худшего положения.

Одним из сильных игроков Петербурга считался также М. Е. Яковлев.
Позднее Попов побывал в Москве и встретился со знаменитым И. П. Селезневым (известным также под прозвищем Хромой). Все их встречи прошли при полном перевесе москвича.
"Имена таких игроков, как Селезнев и Попов, должны быть сохранены в летописях шашечной истории, - утверждал Петров. - Андрея Петровича я научил, как можно поймать тремя дамками одну дамку, когда сия последняя не на большой дороге - и не более, как в 12 ходов. Также показал ему способ выиграть тремя дамками против одной, даже и тогда, когда она на большой дороге, но при ней есть еще простая шашка..."

Вторая шашечная книга под длинным названием: "Таблицы игор в простые шашки, служащие введением в общую правильную игру в шашки, сочиненные любителем цифр" вышла в Москве в 1836 году. Однако, видимо, следуя странной традиции, и она не содержала имени автора. На ее содержании весьма подробно остановился в нашей периодике московский историк В. Пименов.
В эпиграфе приведено высказывание Филидора: "Кто сердится, тот не прав".
А представляло оно собой несколько листов с диаграммами, где темные поля не закрашены (вероятно, для облегчения показа различных положений из партий). Безвестный автор вслед за Петровым применил цифровую нотацию. На первом листе приведены 32 позиции (из них 30 задач на запирание), а на втором - их решения.
Тим же, кстати, указана первая библиография из 5 наименований, откуда почитатели игры нашли подтверждение авторства А. Петрова. И хотя в целом работа написана суховатым языком, ее концовка выглядит ярко и броско:
"Окончим возгласом любителей шашечной игры: "Она изощряет рассудок, поддерживает присутствие духа, возбуждает деятельность ума, приучает к равнодушию к опасностям, умеряет страсти, служит отдохновением от мирских сует..."
И сразу же "Таблицы" стали раритетом. Ныне известен лишь один экземпляр, который хранится в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург).

Bcлeд за Петербургом шашечные новинки появляются и во второй столице. Но качество еще не всегда устраивало заинтересованную публику, да и они ориентировались в основном на зарубежные источники.
Вот и небольшая книжечка (28 страниц) под длинным названием "Описание вернейших правил к изучению шашечной игры, составленное по лучшим источникам" (1850), содержала еще много неясностей как в раскрытии правил игры, гак и в описании ее приемов. И все же приведем некоторые выдержки из "Описания", которые могут заинтересовать современных читателей.
"Сделать заключение противника - значит кончить игру со славой. Заключение, или башня, носит на русском языке собственно другое название, но так как оно довольно неприлично, то и заменяется в образованнейшем классе приличнейшим.
Воздушное заключение - есть то, в котором шашка заперта не в уголок и не на боковых линиях, а на середине, отчего окруженная с обеих сторон двумя задними квадратами, на которые не может ступить, она окажется как бы висячею на воздухе.»

Видный востоковед и литератор О. Сенковский в своей рецензии, появившейся в "Библиотеке для чтения", весьма едко отозвался о качестве брошюры и несостоятельности выдвинутых автором исторических гипотез: "По мнению сочинителя этого общеполезного творения, шашечная игра происходит от шахматной. Такую смешную гипотезу нелегко было бы ему доказать. Идея и начало двух игр, которые были известными еще во времена фараонов и встречаются в древнейших барельефах, совершенно различны. В шахматной игре два шаха со своими воеводами и ратниками воюют между собой, стараясь не истребить, но поработить друг друга разными хитростями.
Все восточные игры - аллегории: шахматная игра изображает вместе военные действия и придворные хитрости древних властелинов. В шашках двенадцать властелинов, шах- уменьшительно от шашек, отчего и происходит слово шашки. Двенадцать витязей светлых, восточных сражаются против двенадцати витязей черных, варварских, западных - о том, кто из них женится на прекрасной царевне, которая живет далеко и невидно, в тереме, в последнем ряду доски и обладает талисманом счастия: проворнейший из них, получив руку красавицы, пользуется немедленно необыкновенными преимуществами в движении для довершения победы над прочими.

В шашках, вероятно, осуществлено незапамятное и знаменитейшее предание древнего мира "Троянская война".
К тому же, редактор "Библиотеки для чтения", пользовавшейся неизменной популярностью среди различных слоев населения, вероятно, не случайно обратил взор на внешне неказистую книжечку "Описание...": выходец из Польши, он был старым приятелем Адама Мицкевича, автора поэмы "Шашки".
По иронии судьбы, шашечной литературе постоянно не хватало одаренных и профессиональных авторов. А наиболее опытные пропагандисты и журналисты: М. Гоняев, Д. Саргин, П. Бобров, П. Бодянский, братья Шошины (к великому сожалению, они обычно были заняты своей текущей работой, так и не оставлявшей им времени для создания современного руководства по игре.)
С середины прошлого века все чаще праздную публику привлекали сборники сразу по многим играм, включая шашки. И, конечно же, о высокой культуре таких сочинений говорить не приходится.

Едва в Москве в 1872 году появился "Полный самоучитель шахматной игры и игры в русские и польские шашки", как М. К. Гоняевобрушился на его автора А. М. Земского с резкой критикой в журнале "Шахматный листок" (1876, № 58):
"Это в сущности безобразный перевод плохой книжонки Бреда (1852-1864) о шахматах и трактата Грегуара (1847) о польских шашках; о русских шашках - почти ничего нет". И всё-таки некоторые советы из книги могли бы привлечь начинающих любителей и сегодня:

"Нужно стараться занять центр доски, направлять преимущественно на правое крыло противника, так как с этой стороны легче провести шашки в дамки!
Шашки 3 и 48 должны делать ходы весьма осмотрительно. (Идёт речь о "стоклетках"- В. Г.).
Следует двигаться вперед и задерживать движение противника.
Брать шашки назад надо избегать.
Вызвать coup de repos (остановка) - большое преимущество. Так называется положение, при котором противнику предстоит брать несколько раз кряду.
Любки - две неприкрытые шашки, отделенные одним полем."

А в объемистом пособии С. Галактионова, вышедшем в 1880 году в Петербурге, оказались охваченными сразу десять популярных в аристократических кругах игр. Привлекает и витиеватое название книги: "Практическое руководство, чтобы правильно, верно, со всеми тонкостями играть без проигрыша в шахматы, шашки бильярд, кегли, лото, триктрак, домино, лапту, крокет и бирюльки." Но, увы, - и здесь не обошлось без накладок. Упоминая об ударе простой на дамочное поле, автор приводит правило из игры на стоклеточной доске (польские шашки).
Весьма характерными для того времени были соображения о древности и полезности шашек: "Шашечная игра - забава не менее старинная, как триктрак и шахматы; ее даже многие приписывают иудейскому мудрецу Мардихло, прославившемуся своей страстью и необыкновенным искусством в этой игре. Движение ее фигур, хотя далеко не сложное, представляет тем не менее, обширное поле для умственных комбинаций."

По мнению автора, шашки имеют множество поклонников в Голландии, России, Германии и других государствах: "Они гораздо доступнее популярных шахмат и, вытесненные последними из гостиных и богатых кабинетов, шашки скромно удалились к купцам, лавочникам, мещанам, мелким чиновникам, где были встречены самым радушным образом и где по сию пору служат любимым препровождением времени." Там же Галактионовым перечислены различные игровые системы, а также Правила игры в поддавки.
Серьезной попыткой ориентации на творчество русских шашистов стала книга И. Фоглера "Руководство к изучению шашечной игры с 89 диаграммами" (М., 1881). При ее создании автор, вероятно, опирался на доступные ему издания, широко используя уже накопленный опыт. Но и он, вслед за другими авторами, не избежал ошибок в разъяснении правил игры: в частности, о сложном взятии (полагая, что каждую шашку при бое надо снимать сразу). Если же учесть, что книга Фоглера была одной из последних за дореволюционный период, то на ее содержании следует остановиться поподробней.

Уже в предисловии автор подчеркнул, что "шашечная литература у нас так бедна, что можно, пожалуй, сказать: "Её у нас почти нет".
Отмечая ценные качества книги Петрова, Фоглер сообщил, что она давно уже стала библиографической редкостью: "Руководство мое подробнее Петрова, в нем помещены главнейшие правила шашечной игры, партии с комментариями, некоторые концы игр, примеры и 50 задач". Есть тут и раздел игры в поддавки. Но, в отличие от цифровой нотации у Петрова, он применил буквенно-цифровую нотацию с использованием русского алфавита.
Во вступлении дан исторический очерк, подготовленный, вероятнее всего, по материалам изысканий Гоняева в "Шахматном листке" и "Радуге".

Оригинальностью суждений привлекают размышления Фоглера, являвшегося также автором шахматного учебника, о глубине и достоинствах шашечной игры:
"Шашечная игра у нас в большом предпочтении в народе перед другими умственными играми как игра, зависящая исключительно от одного расчета, - в которой счастия и случайности не существует...
Игра в шашки не так легка, как думают некоторые шахматные игроки: в ней кроется множество тонких и весьма замысловатых комбинаций.
Решить хорошую шашечную задачу - едва ли не труднее шахматной; но игра в шашки предоставляет возможность теоретического анализа настолько, что с самого начала играемой партии и до самого ее конца можно делать верные ходы с обеих сторон, чего в шахматах достичь положительно невозможно; это объясняется тем, что все комбинации шашечной игры могут быть вычислены." (Здесь автор всё-таки заблуждается).
Среди приемов, которые раскрывает И. Фоглер перед читателями, встречаются противостояние дамок на большаке, ловля двумя дамками одной неприятельской дамки на двойнике, любки (стать своей шашкой между двух шашек противника), мышеловка (конечное положение в партии, в которой дамка противника заперта). Вот лишь один пример мышеловки: белые - дамка с1, черные - дамка а1, простые b2,аЗ.
Здесь приведено несколько комбинаций (по названию еще не отличавшихся от этюдов и задач на запирание), оформление которых сегодня представляется тяжеловатым (с несколькими дамками) и неэкономичным.
Достоинство замысла неизвестного автора - в финальной расстановке: столбняке (см. Д 8):
1. fe5 f:d4 2. cb2 а:с1 3. ес3 d:b2 4. gf4 c:g5 5. h:a1 hg5 6. hg3x.
Вот лишь одна из коротких партий, содержащихся в руководстве (в сокращенном виде):
1. cd4 ba5 2. bc3 dc5 3. d:b6 a:c5 4. gh4 ed6 5. fg3 fe7 6. gf4 cb6? (см. Д 9).


Диаграмма Д 8.

Диаграмма Д 9.

7. hg5! f:h4 8. fe5 d:f4 9. e:g5 h:f6 10. cb4 a:c3 11. d:f8, и черные проиграли.
Заметное внимание удалено разбору дамочных окончаний (которые ныне считают нормальными). И даже подчеркивается, что в дамочном окончании три против одной (не на большой дороге) для победы достаточно 12 ходов.

Среди многочисленных заданий для решения выделяются позиции шашиста из Барнаула Д. В. Кларка.
Вопреки большинству других заданий здесь "белые начинают и выигрывают". И хотя решение, в общем-то, несложное, перед нами одна из первых шашечных комбинаций (автор книги называет ее этюдом см. Д 10):
1. fg7! h:f8 2. fg5 f:h4 3. ed4 c:e5 4. ed2 a:e1 5. gf2 e:g3 6. h:b8 с выигрышем.
В отличие от комбинации, приведенной еще в книге Петрова, здесь уже соблюдены принципы материального равновесия и естественной расстановки.
Особо привлекает естественным построением и изящным финалом следующая задача (см. Д 11).

Диаграмма Д 10.

Авторское задание: белые начинают и запирают дамку и две простые черных. Но его вполне можно было бы поставить и иначе, поскольку здесь единственный путь к победе: белые начинают и выигрывают.
1. fd8! h:f6 2. d:a5 a:g1 3. fe5 f:d4 4. de3 d:f2 5. ae1x.
Из общего потока (а может - ручейка) шашечной беллетристики заметно выделялась брошюра Д. И. Саргина "Отчет о первом конкурсе шашечных задач в "Газете А. Гатцука", появившаяся на книжных прилавках Москвы в 1883 году.

Наряду с публикацией всех задач, поступивших на конкурс, автор приводит их содержательный анализ, излагая при этом свои взгляды на теорию Составления задач.

Диаграмма Д 11.

Саргин, пожалуй, первым отходит от принятой тогда нотации Н. Н. Панкратова (буквенно-цифровой с использованием русского алфавита) и полностью распространяет принятую в шахматах нотацию.
Здесь же сделана попытка выделения периодов развития задачного искусства. Eсли первый этап начался с задач, появившихся еще в "Руководстве..." А.Петрова, то второй этап, связанный с выходом раздела в журнале "Всемирная иллюстрация (1870-1876), представлял "значительный шаг вперед: во многих задачах замечательная глубина замысла, есть даже зачатки тихих ходов, но в особенности разработана система финалов".
Третий же период, как отмечает Саргин, связан с выходом "Шахматного листка" Чигорина. Тут уже приводятся задачи с элементами "игры": ловля черных шашек - часто весьма трудная; изыскиваются замечательные финалы, прежде нигде не встречавшиеся; но самое главное, что в этом, современном нам периоде, разработаны задачи с вариантами, то есть такие, где черным предоставляется выбор ходов, возможность деятельной защиты. Начало этим задачам было положено еще в 1871 году во "Всемирной иллюстрации", но они не развились. Переходя к итогам конкурса в "Газете А. Гатцука", Саргин отметил, что это четвертый в стране конкурс.
После того, как все произведения (а они были поданы под девизами) были рассмотрены судьями конкурса (Д. Саргин, М. Гоняев, С. Зверев), первый приз присудили автору задачи под девизом "Дорогу тавлеистам" Н. Н. Панкратову (Ивангород). Второй и третий призы получили соответственно П. П. Бобров (Москва) и И. П. Багров (Рязань), часто печатавший в "Радуге" рассказы с шашечным сюжетом.

Н. Панкратов (Д 12):
Запереть дамку и простую. 1.ab2 fg5 (А,Б,В,Г) 2.cb4! g:a1 3.сb2 а:g1 (Д) 4.bc7 h:f2 5.be1 gf4! 6.c:g3 f:h4 7.eg3 h:f2 8.ae1x.
A) 1...gf8 2.cd6! f:a7 3.de5 f:d4 4.bc3 d:b2 5.de1 a:g1 6.cd2 h:f2 7.a:c1;
Б) 1...fe5 2.g:b8 g:a1 3.сb2 a:g1 4.bg3 h:f2 5.ae1;
B) 1...gh8 2.ce7 fd8 3.dc5 h:a1 4.bc7 d:d4 5.ac3 d:b2 6.ab4;
Г) 1...gh6 2.cd2 h:c1 3.ab4 c:a3 4.de5 f:d4 5.c:e3 a:a7 6.eh6 a:g1 7.hd2 h:f2 8.del;
Д) 3...a:a7 4.ad8 a:g1 5.be1 h:f2 6.d:h4.
Но Саргин, а позднее и другие аналитики, находили здесь побочные варианты, что несколько снижает впечатление о призовой задаче.

Диаграмма Д 12.

Позднее появилось издание под названием "Шашки. Полный сборник правил и задач" (1891). И его, в общем-то, широкое содержание позднее привлекло рядовых любителей:

"История и литература о шашечной игре.
Шашечница и шашки, основные правила игры.
Разновидности игры в шашки.
Элементарная тактика, некоторые технические приемы.
Крепкие, поддавки. Шашечные задачи.
Примерные розыгрыши" (то есть партии).

К концу XIX века сильнейшие игроки и любители все полнее проявляют интерес к истокам происхождения игры, поэтому немало строк в этом сборнике уделено истории шашек.
"Происхождение всех этих игр теряется во мраке мифического периода. Шахматы, бесспорно, создавались в Индии; в "мельнице" нашли сходство с лабиринтом, и потому считают ее египетским игрищем; изобретение триктрака Лукреций приписывает полумифическому мудрецу Паламеду, а по свидетельству Геродота игру эту знали еще лидийцы, которые во время сильного голода ели только через день, причем постный день, т.е. когда приходилось голодать, проводили а игре, стараясь заглушить вопиющий глас желудка увлечениями костями и дамками.." Далее идет упоминание о римской игре - латрункули (игра в камешки) и греческих играх "петтейя" и "диаграммизм". Приводя правила игры, автор замечает: "В русских шашках простая ходит только вперед. Простая назад не ходит - закон исключительно русской игры (бить назад, разумеется, можно)".
Фук непременно обговорен до начала игры.
Существует спорное условие: "дамка, выскочившая из чужого дома, - не дамка". Это условие также обговаривают перед началом, поскольку не все его признают (в наши дни это правило действует лишь в стоклеточных шашках).
Там же приводятся и синонимы термина запирание с оговоркой: "Казематом, мышеловкой, запрудой... называется такое положение игрока, когда его прижали до того плотно, что у него не осталось более ни шагу, конец казематом есть самый постыдный исход и притом всегда в пользу противника".

И ещё два характерных для той поры условия игры: "Если шашки расположить так, что партия не может кончиться, то она считается розыгрышем (т.е. ничьей). Если же товарищ на это не согласен, то ему предоставляется 15 (20) ходов для окончания партии, а если он и тогда ее не окончит, то проигрыш считается за ним.
В шашки дается на размышление не более трех минут для каждого хода, если по истечении трех минут противник не ходил, то право хода передается партнеру".
Рассказывая о разновидностях игр, автор упоминает наиболее распространенные за рубежом системы: французскую, английскую, немецкую и американскую.

Небезынтересны и размышления автора о сравнительной ценности двух игр на общей доске:
"Шахматы и шашки представляют из себя замечательный материал для умственной гимнастики. Эти игры, и особенно последняя, учат быстро и правильно соображаться с обстоятельствами, находить требуемый план и вникать в логический ход чужой мысли. Поэтому более чем жаль, что в иных кругах шашки в загоне, так как представляют из себя якобы нечто плебейское: шашки - прекраснейшее педагогическое орудие, рекомендовать которое можно всем и всюду".
Но справедливости ради надо отметить, что Д. И. Саргину с его богатейшим практическим и журналистским опытом эта брошюрка (всего 95 страниц при тираже 1200 экземпляров) не приглянулась. Помещая рецензию на нее в редактируемом им журнале "Шашечница" (1891, № 2), Саргин писал:
"Ни автор, ни издатель неизвестны. Автор - человек, вероятно, мало образованный, но под руками у него были выписки из иностранных книг по шашкам. Он знает, например, название шашечницы по-немецки и по-английски, но не знает русских терминов или создает свои собственные. Большую дорогу он называет "Владимиркой" (в Москве оно означает дорогу на Владимир, по которой отправляют ссыльные в Сибирь).

...Шащка, которая берет, - "битка"... Казематом, мышеловкой, запрудой... называется такое положение игрока, когда его прижали до того плотно, что у него не осталось более ни шагу". Помимо прямой атаки и обороны, нужно также изучать "финты и диверсии"... "Иногда новичок... способен озадачить матадоров гениальным или шальным ходом."...Так и видно ученика г.Фоглера, руководство которого признано "прекрасным".
Книжка кончается словами "дуракам закон не писан".

Появлялись, на книжных прилавках и другие издания на шашечную тему, за которые брались вовсе неосведомленные люди и где уровень изложения был рассчитан на таких же случайных читателей. К ним относится и "Игра в шашки. Общедоступное руководство с готовою таблицею и 24 шашечными кружками для игры" (составитель М. Н. Васильевский, 1915). Кроме сжатого очерка истории игры даны лишь общие правила "в крепки" и поддавки. Не меньшее место занимают игры: башни или туры, волк и овцы, собака и зайцы.
На большее внимание претендовала книжица "Игра в Шашки" (составитель М. Г. Качевская, редактор Н. Аменицкий, М., 1912), вошедшая в серию "Научно-забавная библиотека для семьи и школы." В нее вошли очерк и описание польского варианта игры в шашки. Однако цифровая нотация используется не в общепринятом, а в доморощенном виде: номер поля представляет собой число от 0 до 9 с показателями степени от 0 до 9. Это усложнение ведет к трудностям в записи ходов. Едва дав отличительные правила для игры на стоклеточной доске, автор сразу же сделал переход к поддавкам, и все содержание посвящено только им.

При беглом знакомстве с книгой С. Муравьева "Как научиться хорошо играть в шашки" (СПб, 1915), вышедшей тремя изданиями, может сложиться поначалу благоприятное впечатление. Здесь, кроме правил, даны и примеры, их иллюстрирующие, с постоянным сопоставлением с польской игрой. Но качество этих примеров и партий ниже всякой критики. Видимо, автор при создании этого руководства исходил исключительно из своего опыта начинающего любителя. Как будто не выходили ранее серьезные шашечные книги и журналы, где можно было бы хоть набраться знаний.
И, как бы подводя итоги выходящей в то время шашечной литературы, В.И.Шошин дал ей суровую, но справедливую оценку в приложениях к "Ниве": "На неоднократно выражаемые нашими читателями просьбы указать сколько-нибудь основательное руководство к шашечной игре, - заявляем, что такового в печати не имеется; существующие же не достигают той цели, для какой они предназначены и представляют чисто спекулятивный характер." В качестве пособий к изучению игры он рекомендовал ознакомиться со всеми выпусками журнала "Шашки" П.Бодянского и с "Шашечным листком", выходившем в Петербурге.

Посвятив несколько десятилетий изучению истории игр, Д. И. Саргин с большими трудностями издает книгу "Древность игр в шашки и шахматы" (М., 1916). Там он подчеркнул, что игра в шашки вообще, то есть игра однообразными фигурками на расчерченной доске, была известна во времена глубочайшей древности, пределов которой даже нельзя определить.
По всей вероятности, первоначальные доски были одноцветными с линиями в одну сторону, а позднее - с перекрестками линий, самые шашки в древнейших играх не двигались, а выставлялись на избранные места.
Поэтому из современных игр наиболее древними надо признать китайские и японские облавные игры, причем без пересечений линий.
Следующей ступенью были игры, где все шашки выставлялись на доску перед игрою сразу и передвигались по линиям с самого начала партии; древнейшим примером таких игр является нард.

Первоначальные игры, надо думать, разыгрывались при помощи жребия - метанием костей (ранняя форма без пометки очками, с указанием очков по наружным граням), а не по соображению.
Игры расчета явились позднее, когда были установлены способы вынуждения противником продолжить или оканчивать игру.
Вообще все игры, как можно догадаться, первоначально были способами жреческих гаданий и предсказаний, и лишь позднее перешли в форму забавы, но этот переход произошел во времена отдаленнейшие.

Из трех главнейших дошедших до нас игр: нарда, шашек и шахмат, древнейшей надо признать нард, который, как можно судить по греческим текстам, был известен еще в Древнем Египте. Там ли он зародился и лишь позднее перешел в Азию, или наоборот, остается пока невыясненном, но в Грецию он перешел, вернее всего, из Египта.
Второю по возрасту игрой должны быть признаны шашки с их обязательным взятием фигур противника. Всего вероятнее, что и эта форма игр была известна ранее в Египте и оттуда перешла в Грецию. Вид в это время мог быть линейным и лишь позднее перенесен на клетчатую доску (остаток древней формы - шашки туркестанские).

Из Греции шашки перешли к древним римлянам, которые знали их задолго до н.э. под именем ludus latronum, а затем под именем latrun culi. Позднее игра эта приняла имя dama. Корень этого названия встречается у разных народов Азии, Африки и Европы и принадлежит кочующим "терминам, смысл которых принимался сообразно с другими однозвучными местными словами."
Следует, пожалуй, согласиться с мнением Д. Саргина по вопросу образования термина "шашки", отмечавшего:
'"Отсутствие термина "шашки" в древнейших рукописях говорит все-таки за то, что название это в литературном языке сравнительно ново. Единственная допустима уступка по отношению к этому наименованию может быть только та, что термин "шашки" был простонародным, не употребительным в высших классах, считал вульгарным, и потому, будучи в действительности сравнительно старым, сохранился в былинах, но не попал в письменные памятники. И весьма возможно, что, по-видимому, бездоказательное предположение оказалось наиболее близким к истине''.

С введением реформы (дальнобойная дамка) современное название шашки все больше вытесняло прежние (тавлеи, дамы).
Поднимая вопрос об авторстве различных доработок правил шашечной игры, Саргин отмечал, что "не сохранилось никаких фамилий. Причиною такого явления служит то обстоятельство, что вопрос об имени изобретателя является уже после широкого распространения игры, а нечто иное. Дело в том, что изобрести новую игру (вернее, новый прием или принцип игры) также трудно, как, например, сочинить хорошую сказку... Нельзя сомневаться, а во многих случаях можно доказать, что ни одной сколько-нибудь распространенной игры не было изобретено сразу, и она должна пройти сквозь горнило различных поправок и улучшений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных