ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Жанры романтической литературыНовое содержание искусства требовало и обновленной формы. Романтики проповедовали разомкнутость и смешение жанров и литературных родов. Одним из излюбленных жанров в романтическом искусстве, помимо драмы, становится роман, занимающий в художественной программе романтиков едва ли не центральное место. В романтический роман вошел богатейший исторический опыт новых времен, проблемы эстетические, нравственные, социальные, жизнь души и сердца — все, чем располагало романтическое искусство. У романтиков роман сближается с лирикой, и сам «главный герой вступает в роман как некое лирическое событие» (Н.Берковский). Роман становится лирическим излиянием, исповедью, гигантским монологом («Лелия» Ж. Санд, «Исповедь сына века» А. Мюссе). С другой стороны, роман драматизируется, его действие становится более напряженным и концентрированным («Айвенго» В. Скотта, «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго, «Три мушкетера» А.Дюма). Живой интерес романтиков к историческому прошлому вызвал к жизни исторический роман, исключительно большое значение в создании и развитии которого принадлежит В.Скотту. Главной заслугой «шотландского барда» стало новое видение истории как последовательно развивающегося по своим законам процесса, в котором ведущая роль отводится не гениальным личностям, а народу — главной движущей силой истории. Важной особенностью романа В. Скотта было и то, что исторические события у него имели социальную мотивировку. У немецких романтиков большую популярность получил «роман воспитания», исследующий не быт, не семью и не жизнь общества, а то, как «строится человек, из чего и как возникает его личность». Через историю личности роман воспитания воссоздает историю рода, общества, нации (романы В.Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера», 1796 и «Годы странствий Вильгельма Мейстера», 1829). Получили дальнейшее развитие роман-путешествие («Путевые картины», 1831 Г, Гейне), утопический роман, в котором воплотилась страстная вера романтиков в возможность построения счастливого общества-коммуны путем нравственного самоусовершенствования человека. Подобные иллюзии возникали у них под влиянием идей утопического социализма Сен-Симона и Фурье (романы Ф. Купера «Колония на кратере», 1847; Ж. Санд «Мельник из Анжибо», 1845). Очень популярен у романтиков становится жанр новеллы, в первую очередь в Германии. Особенность романтической новеллы была ее связь со сказкой, фольклорной и литературной, что обусловило формирование жанра сказочной или фантастической новеллы. Субъективность, свойственная романтическому методу, способствовала необычайному расцвету лирических жанров, которые приобретают у романтиков характер поэтической исповеди или творческого дневника. Вместо традиционных поэтических жанров классицизма романтики разрабатывали новые, соответствующие духу и поэзии. Среди них — романс, стансы, лирические исповеди («Исповедь» Лермонтова), философская лирика. Романтики активно использовали народные жанры. Из них наибольшее распространение получили жанр баллады и песни. Возрождается полузабытый сонет (сонеты Г.Гейне, Д.Веневитинова, М.Лермонтова), у сентименталистов заимствуется жанр элегии («Вечер» Жуковского, «К морю» Пушкина, «Признание» Баратынского). Романтики ломали и старые метрические схемы стиха. Романтики любят само течение жизни уподоблять стиху. Новалис писал, что ритм, метр, такт, мелодия существуют повсюду в природе, во всех занятиях людей. Литературная речь у романтиков должна была передавать это непрестанное строение жизни. Они разрабатывают «белый стих», максимально осуществляющий, с их точки зрения, принцип свободного, не скованного классического метрами и рифмами стиха. С романтической концепцией обновления художественных форм была связана идея взаимопроникновения искусств и их синтеза. Огромное значение для романтиков имела музыка, с их точки зрения являющая собой наиболее яркое и полное осуществление эстетических концепций романтизма. Не случайно они ставили музыку выше всех других видов искусств. Для романтика музыка выражает ту эмоциональную сферу, в которой живет человек, жаждущий идеала и рвущийся к «мирам иным». Романтики постоянно подчеркивают «неземной», «божественный» характер музыки. П. Романтики чрезвычайно раздвинули сферу присутствия музыки в жизни человека и природы, утверждая мысли об абсолютной универсализации музыкального искусства. Они слышали музыку в шелесте листвы, в пении птиц, в грохоте грома, в росте трав — в любом явлении природы и человеческой жизни. Музыка влияет на романтическую литературу, насыщая ее музыкальностью ритмов и интонаций, что способствует возникновению «поющей прозы», «музыки стиха». Необыкновенно музыкальны стихи Жуковского, Г. Гейне. Созданию музыкального «эффекта» подчинена вся художественная система многих поэтов-романтиков — тема, композиционное построение, прерывисто-протяжная ритмика, принцип аллитерации, лежавший в основе мелодии стиха, прием рефрена, ставший частью композиционной структуры. Все здесь работает на эффект гипнотического воздействия поэзии, который достигается «...путем известного расположения ритма, путем созвучия», когда рифмы убаюкивают воображение читателя, приводят его в состояние погружения в музыку слова (А. Бергсон). Единство, целостность впечатления создается здесь за счет стремительно развивающейся всепроникающей мелодии. Музыкально-образные звукосочетания позволяют поэту преодолеть смысловую ограниченность конкретно-материального слова. Музыкальное звучание стиха расширяет и углубляет слово, обогащая его дополнительным эмоциональным элементом. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|