ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Романтические символыРомантизм разработал свою обширную образно-символическую систему. Море и ветер у романтиков символизируют свободу и вольность. Символ идеального мира для них находит свое выражение в образах звезды, утренней зари, пробуждающейся природы. Весьма сложна в романтизме символика цветов и растений, отражающих разные этапы жизни человека (прежде всего его юности), его различные душевные состояния. С представлением о земном мире как о царстве зла тесно связан в творчестве романтиков образ ночи. Ночь символизирует трагизм человеческого бытия. Она созвучна безысходным, пессимистическим настроениям человека. Однако ночь может и укрыть от безобразия дня, скрыть неприглядную сущность мира, избавить от страданий (стихотворение Жуковского «Ночь», 1823). Особый смысл в романтизме приобретает образ и тема смерти, которая также имеет для романтиков двоякий смысл. Смерть в их произведениях изображается как средоточие ужаса, черная зияющая дыра. Но смерть может выступать и как избавление от страданий, как бегство в некий идеальный потусторонний мир, где могут воссоединиться души разлученных влюбленных («Эолова арфа» Жуковского, 1814). Особенности стиля Своеобразие романтического метода нашло свое выражение и стилистической системе романтизма. Стремление передать сложные душевные переживания, богатый и противоречивый внутренний мир романтического героя обусловило поиски новых, более гибких по сравнению с классицистическим и сентименталистским стилями изобразительно-выразительных средств. Большое значение романтики придавали эмоционально-экспрессивному значению слова. Они нередко ослабляли его прямое значение, выдвигая на первый план скрытые в слове эмоциональные ассоциации, что позволило им запечатлевать самые тонкие, едва уловимые, постоянно изменяющиеся оттенки настроений психики героев. Слово начинает значить у романтиков гораздо больше, чем оно значит «терминологически». Оно окутывается туманом ассоциаций, наполняется таинственным, глубоким смыслом. Это объясняет, почему романтики предпочитали эмоциональные эпитеты предметным («высокомерной мысли тайный ход», «богоподобный, величавый вид», «работа страшных смутных сил», «гордое лицо» и т. п.). Широко использовали они экспрессивные интонационно-синтаксические средства — систему инверсий, повторов, вопросительно-восклицательных предложений. Экспрессией наполнены романтические сравнения: «волна кудрей — как ворона крыло», «дерзких он сжигает, как огнем», «и звезды яркие, как очи, как взор грузинки молодой». Возвышенно-эмоциональный тон придают речи романтиков устаревшие слова, например, «чело», «глад», «очи», «ланиты» и др. Повышенная метафоричность и эмоциональная экспрессивность речи характерна не только для романтической поэзии, но и прозы. Повести А. Бестужева-Марлинского витиеваты, полны затейливых острот и словесных украшений. Повесть, по мнению писателя, «должна вцепляться в память остротами», в ней не обойтись «без курбетов и прыжков». «Я с умыслом, а не по ошибке гну язык на разные лады... — провозглашал Бестужев-Марлинский. — Я убежден, что никто до меня не давал столько многоличности русским фразам...». Вот в какие словесные формы облек писатель, например, характеристику героини новеллы «Часы и зеркало» (1831): «Чад большого света не задушил в ней искренности, придворные блестки сверкали только на ее платье, но ее остроумие не имело в них надобности....Никто лучше ее не умел сливать светскую ветреность с сердечной мечтательностью и, храня строгий этикет модных приличий; повелевать меж тем модою — и отлично. Всегда окружена роем комаров-остроумцев, щеголей, — мотыльков и шпанских мух — богачей, она одна как будто не замечала ни приветов, ни воздыханий, ни взоров, которыми ее осыпали. Стрелы паркетных купидонов отражала она свои веером — и самые меткие высыпались вон из корсета при раздеванье, вместе с лишними булавками». Затейлива и пестра ранняя гоголевская проза, изобилующая разного рода словесными фигурами и метафорами («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»). Художественные новации романтиков в области поэтики и стиля, открытие ими для искусства принципа историзма, пристальное внимание к национальному и географическому колориту, глубокое исследование тайн человеческой души — все это в немалой степени способствовало формированию и развитию классического реализма XIX в. Традиции романтизма остались действенными на протяжении всего XIX в. и получили новый импульс к развитию в конце столетия в неоромантизме с его отрицанием всего обыденного и прозаического и установкой на обновление художественных форм. Позже традиции романтизма были усвоены и во многом полемически переосмысленны символистами (3. Гиппиус, К.Бальмонт, А.Блок, Р. Рильке) и экспрессионистами (Ф. Кафка).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|