Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Комментарий к статье 24




 

1. В соответствии с комментируемой статьей некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат изъятию из оборота.

Некачественной и опасной признается пищевая продукция, которая:

· не соответствует требованиям нормативных документов;

· имеет явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее именуются - органы государственного надзора и контроля), при проверке такой продукции;

· не имеет удостоверения качества и безопасности (в отношении пищевой продукции российского производства), документов изготовителя и поставщика пищевой продукции, подтверждающих ее происхождение, в отношении которой отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (для пищевой продукции, подлежащей государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);

· не соответствует представленной информации и в отношении которой имеются обоснованные подозрения о ее фальсификации;

· не имеет установленных сроков годности (для пищевой продукции, установление сроков годности которой является обязательным) или сроки годности которой истекли;

· не имеет маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которой не имеется такой информации.

Вместе с тем, на практике по рассматриваемому вопросу возникают и некоторые проблемы, например, как следует поступать, если реализуется вареная колбаса определенного наименования, содержание в которой жира, соли и других ингредиентов, влияющих на вкусовые или иные потребительские свойства, не соответствует рецептуре. Безусловно, она должна быть отнесена к недоброкачественной и изъята из оборота. Если владелец не выполнит эту свою обязанность, то продукция подлежит конфискации. В данном случае конфискация является мерой ответственности за допущенное неисполнение требования закона об изъятии из оборота. Допущение реализации такой продукции означало бы введение покупателя в заблуждение относительно ее качества, на что государство, естественно, пойти не может.

Но если упомянутая колбаса не имеет явных признаков недоброкачественности, не является фальсифицированной, почему ее нужно подвергать утилизации или уничтожению, если она изъята из оборота самим владельцем? Представляется, что в этом случае с разрешения органов, согласовавших рецептуру, и с приведением информации о продукции в соответствие с ее фактическим качеством она может быть реализована. Аналогичные вопросы возникают и по таким основаниям изъятия из оборота, как отсутствие удостоверений качества (изготовитель известен), документов о подтверждении соответствия, отсутствие срока годности, необходимой маркировки. Такая продукция, безусловно, должна быть изъята из оборота. Но почему ее необходимо признавать некачественной и опасной, утилизировать или уничтожать? Совершенно очевидно, что упомянутые формальные недостатки могут быть устранены и продукция во многих случаях возвращена в оборот[56].

Вышеизложенное позволяет говорить о необходимости уточнения норм комментируемого закона.

Владелец некачественной или опасной пищевой продукции обязан изъять ее из оборота самостоятельно или на основании предписаний органов государственного контроля и надзора. Изъятые из оборота некачественные и опасные продовольственные товары подлежат соответствующей экспертизе (санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, товароведческой) в целях определения возможности утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов. Исключение составляют продукты, имеющие признаки недоброкачественности и представляющие в связи с этим угрозу жизни и здоровью потребителя, а также продукты, происхождение которых владелец подтвердить не может.

На основании анализа и обобщения норм административного законодательства можно прийти к выводу, что повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности будет способствовать внесение в нормативные правовые акты, регламентирующие административно-правовой статус государственных органов, наделенных контрольными (надзорными) полномочиями в сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, дополнении, касающихся разрешения данным органам изымать из оборота недоброкачественные пищевые продукты в качестве меры пресечения дальнейшей их реализации с последующим вынесением постановления о проведении экспертизы, уничтожении (утилизации) изъятой продукции.

Вследствие этого в литературе предлагается изложить комментируемую статью в следующей редакции:

«1. Некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия, имеющие явные признаки недоброкачественности, не имеющие удостоверений качества и безопасности, документов изготовителя (поставщика), подтверждающих их происхождение, не имеющие установленных сроков годности или с истекшим сроком годности, в отношении которых имеются обоснованные подозрения в их фальсификации, не подлежат дальнейшей реализации, изымаются из оборота органами государственного надзора (контроля) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

2. Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, не соответствующих требованиям нормативных документов, а также представленной информации, не имеющих государственной регистрации и подтверждения соответствия требованиям нормативных документов, а также без маркировки, обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного контроля (надзора).

В случае если владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий не принял меры по их изъятию из оборота, такие пищевые продукты, материалы и изделия конфискуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации»[57].

Наряду с этим существуют определенные проблемы нормативного обеспечения административно-юрисдикционной деятельности по рассмотрению дел о нарушении требований законодательства к качеству и безопасности продовольственных товаров.

Обратимся к системе юрисдикционных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области защиты потребительского рынка, обеспечения качества и безопасности пищевой продукции. В соответствии с требованиями главы 23 КоАП РФ возбуждать и рассматривать дела по факту совершения данных правонарушений вправе органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13), уполномоченные в области государственного контроля над качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки (ст. 23.18), осуществляющие государственный ветеринарный надзор (ст. 23.14), органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49), судьи (в том случае, если дело передано на их рассмотрение) (ст. 23.1).

Следует отметить, что контрольно-надзорные функции, осуществляемые Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей МВЭС России, были переданы в соответствии с п. 13 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 N 227 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам организации деятельности по осуществлению контроля и надзора в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка» были признаны утратившими силу Постановления Правительства РФ от 27.05.1993 N 501 «О Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации», от 14.07.1997 N 866 «О Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации», регламентирующие правосубъектность Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей в системе органов государственного надзора на потребительском рынке.

Определенные изменения должны быть внесены в Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов, Постановление Правительства РФ от 21.12.2000 N 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов», устанавливающие круг государственных органов, уполномоченных на осуществление функций по государственному надзору и контролю в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов[58].

2. В случае, если владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий не принял меры по их изъятию из оборота, такие пищевые продукты, материалы и изделия конфискуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Следует сказать, что такая санкция как конфискация применяется при привлечении к административной ответственности.

В соответствии со ст. 3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

В отношении конфискации алкогольной продукции действует Постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2002 года N 883 «Об утверждении Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

В соответствии с ним государственные органы, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право изымать из незаконного оборота либо исполнять решение о конфискации продукции, являющейся вещественным доказательством либо предметом административного правонарушения передают такую продукцию на основании акта приема-передачи Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) для направления ее на переработку в этиловый спирт для технических нужд либо в спиртосодержащую непищевую продукцию, а при невозможности осуществить такую переработку - на уничтожение.

В акте приема-передачи отражаются: основания изъятия или конфискации продукции; полное и точное наименование каждого вида или группы однородных равноценных видов продукции; внешний вид продукции; состояние упаковки и (или) тары; подробное описание отличительных признаков (сырье, из которого изготовлена продукция, количество продукции, объемная доля этилового спирта, стоимость и другие характеристики).

Места хранения продукции до передачи ее Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) определяются уполномоченным органом в соответствии с перечнем организаций, имеющих лицензии на хранение такого вида продукции и являющихся поверенными Российского фонда федерального имущества.

Российский фонд федерального имущества (его отделения) с участием территориальных органов Федеральной налоговой службы и заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют на конкурсной основе организации, уполномоченные осуществлять промышленную переработку или уничтожение продукции.

Переработка или уничтожение алкогольной продукции осуществляется под контролем территориальных налоговых органов.

Оценка стоимости продукции, направляемой на переработку, осуществляется Российским фондом федерального имущества на основании заключения эксперта, аккредитованного при Российском фонде федерального имущества (его отделениях).

Уничтожение продукции осуществляется на основании решений комиссий, в состав которых входят представители уполномоченного органа, Российского фонда федерального имущества (его отделения), территориального органа Федеральной налоговой службы и руководитель организации, осуществляющей уничтожение. После уничтожения продукции составляется акт, в котором указываются место и способ уничтожения.

Расходы по оценке (переоценке), хранению, транспортировке, страхованию продукции, а также иные расходы, связанные с ее передачей Российскому фонду федерального имущества (его отделениям), возмещаются Российским фондом федерального имущества организациям, несущим эти затраты, за счет средств, полученных от переработки продукции, при представлении документов, подтверждающих затраты.

Следует сказать, что вопрос о конфискации алкогольной продукции не раз возникал в судебной практике. Так, Управление по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по г. Москве обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества «Торкас») к административной ответственности, предусмотренной 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 января 2010 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2010 года, Общество было привлечено к ответственности по ст.16.14 КоАП РФ, ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей с конфискацией и уничтожением алкогольной продукции. (см.подробнее Постановление ФАС Московского округа от 30.06.2010 г. №КА-А40/6410-10).

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных