ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Комментарий к статье 16
1. Комментируемая статья устанавливает основные требования к разработке новых пищевых продуктов. Под новыми пищевыми продуктами понимается продукция, произведенная по новым технологическим процессам, из новых видов сырья, или впервые ввезенная на таможенную территорию РФ. При разработке новых пищевых продуктов, материалов и изделий, новых технологических процессов их изготовления, упаковки, хранения, перевозок и реализации индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны: · обосновывать требования к качеству и безопасности таких пищевых продуктов, материалов и изделий, их упаковке, маркировке и информации о них; · разрабатывать программы производственного контроля за качеством и безопасностью таких пищевых продуктов, материалов и изделий, методики их испытаний, а также устанавливать сроки годности таких пищевых продуктов, материалов и изделий. Сроки годности пищевых продуктов, материалов и изделий устанавливаются в отношении таких пищевых продуктов, материалов и изделий, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается, которые приобретают свойства, представляющие опасность для здоровья человека, и в связи с этим утрачивают пригодность для использования по назначению. В Письме Роспотребнадзора от 23.01.2006 г. №0100/416-06-32 «О проведении работ по подтверждению сроков годности пищевой продукции» было подчеркнуто, что согласно п. 4 статьи 5 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» срок годности на продукты питания и некоторые другие товары также обязан устанавливать изготовитель. Учитывая изложенное, в случае, если изготовителю необходимо изменить срок годности пищевой продукции, выпускаемой по технической документации, ему следует разработать новую или внести в действующую техническую документацию соответствующие изменения в установленном порядке. При этом, учитывая требования статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» изготовитель обязан проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства; критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания. При обосновании сроков годности пищевой продукции следует руководствоваться МУК 4.2.1847-04 «Санитарно-эпидемиологическая оценка обоснования сроков годности и условий хранения пищевых продуктов». Необходимо также учитывать, что в соответствии с разъяснениями Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (письмо от 16.11.2005 N СП-101-27/5387) ранее установленные в национальных стандартах (ГОСТ, ГОСТ Р) сроки годности и сроки хранения являются рекомендуемыми. Внесение в упомянутые документы изменений в части установления сроков годности будет противоречить требованиям действующего законодательства, так как они не являются техническими документами. Таким образом, в случае, если изготовителю необходимо изменить срок годности продукции, установленный национальными стандартами, ему необходимо внести соответствующие требования в техническую документацию. Как известно, в основе изменений, внесенных в Закон РФ «О защите прав потребителей», среди прочего лежала необходимость приведения отдельных его положений в соответствие с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании». В настоящее время уже нет указания на то, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению. Поскольку согласно п. 4 ст.5 Закона РФ «О защите прав потребителей» на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению, вышеназванный перечень фактически определял ту номенклатуру продукции, в отношении которой изготовитель должен был следовать указанной императивной норме, предписанной законом. Положения по тому же вопросу, во многом аналогичные содержащимся в Законе РФ «О защите прав потребителей», предусмотрены и в комментируемом законе. В Письме Роспотребнадзора от 07.03.2006 г. №0100/2473-06-32 «О разъяснении отдельных положений действующего законодательства» было подчеркнуто, что учитывая, что вопрос определения сроков годности на товары, напрямую связанный с защитой жизни и здоровья граждан и их безопасностью, входит в сферу применения ФЗ «О техническом регулировании», т.е. касается правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции и процессам ее реализации, которые являются объектами технического регулирования, его практическое разрешение должно осуществляться в рамках принятия соответствующего технического регламента. Такой технический регламент в конечном итоге и должен содержать исчерпывающий перечень продукции, в отношении которой установление срока годности является обязательным требованием. 2. Все показатели качества и безопасности новых пищевых продуктов, материалов и изделий, сроки их годности, требования к их упаковке, маркировке, информации о таких пищевых продуктах, материалах и изделиях, условиям изготовления и оборота таких пищевых продуктов, материалов и изделий, программам производственного контроля за их качеством и безопасностью, методикам испытаний, способам утилизации или уничтожения некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий должны быть включены в технические документы. Технические документы – это документы, в соответствии с которыми осуществляются изготовление, хранение, перевозки и реализация пищевых продуктов, материалов и изделий (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и другие). Проекты технических документов и опытные образцы новых пищевых продуктов, материалов и изделий подлежат санитарно-эпидемиологической экспертизе. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза – это деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов, структурных подразделений и федеральных государственных учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности, федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; Проекты технических документов и опытные образцы изготовленных из продовольственного сырья животного происхождения новых пищевых продуктов, кроме того, подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе. Указанные проекты могут быть утверждены изготовителем только при получении заключений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации или государственной ветеринарной службы Российской Федерации, удостоверяющих соответствие таких пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям санитарных или ветеринарных правил и норм, а также безопасность для здоровья человека. Соответствие санитарным правилам пищевых продуктов и проектов технических документов подтверждается при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в установленном порядке. При отсутствии в санитарных правилах требований безопасности и пищевой ценности для конкретного нового или впервые ввозимого вида пищевого продукта при санитарно-эпидемиологической экспертизе устанавливаются требования для такой продукции с учетом показателей: - установленных разработчиком нового вида продукта в проекте нормативного и/или технического документа; - установленных действующими санитарными правилами к аналогичному по составу и свойствам продукту; - предъявляемых к продукту в стране его происхождения; - рекомендуемых международными организациями. Требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов вносятся в санитарно-эпидемиологическое заключение установленного образца, которое выдается органами и учреждениями Госсанэпидслужбы России на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы. Требования утвержденных технических документов являются обязательными для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту конкретных видов пищевых продуктов, материалов и изделий. Переход от обязательной сертификации продукции «третьей стороной» к подтверждению соответствия самим производителем на основе собственных доказательств обязывает производителя по-новому взглянуть на технический документ на продукцию и подойти к его разработке и оформлению гораздо более серьезно. Декларируя соответствие изготовленной продукции, предприятие берет на себя ответственность, которая во многом предопределена и обеспечена качеством подготовки технического документа на производство продукции. Этот документ служит основой для подтверждения соответствия продукции: декларация о соответствии удостоверяет, что продукция изготовлена в полном соответствии с теми обязательствами по безопасности, которые предприятие взяло на себя в Технических Условиях. Отсюда риски, которые возникают, если эти обязательства прописаны в ТУ недостаточно четко и верно. Технические условия - это документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция или услуга, а также процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования. Разрабатываются Технические условия в случае отсутствия национального стандарта на производство данного вида продукта или с целью конкретизации и расширения существующего национального стандарта вида общих технических условий в части технических требований к производству конкретного вида продукта, его идентификации и подтверждения соответствия. В технических условиях производитель обязан точно и однозначно указать: наименование продукции, ассортимент, потребительские свойства продукции, ее безопасность, а также конкретные требования к используемому сырью, маркировке, правилам приемки, упаковке, транспортированию и хранению. Так, ФГУ «Ростест-Москва» с 2002 года проводит в Московском регионе экспертную проверку точности и полноты выполнения требований, установленных к построению, оформлению и содержанию Технических условий. За это время экспертами рассмотрено свыше 10 тысяч технических документов. Лишь менее половины из них были согласованы без каких-либо замечаний. Можно утверждать: каково качество ТУ – таковым будет и качество изготовленной по ним продукции. Но есть и другая сторона. ТУ – документ на продукцию, который лежит в основе договора на ее поставку. Это арбитражный документ, который помогает производителю в конфликтных ситуациях отстоять свою правоту. И наоборот, небрежности и недоговоренности технического документа могут быть использованы склонными к сутяжничеству партнерами и обернуться серьезными, хотя, по сути, и необоснованными проблемами для добросовестного производителя. Апеллируя к ТУ, изготовитель может доказать, что снижение качества продукции по отношению к нормам, заложенным в ТУ, обусловлено не нарушением им производственных технологий, а несоблюдением перевозчиком требований, установленных ТУ к транспортировке продукции. В последнее время некоторые изготовители вместо ТУ заявляют о своем желании перейти на стандарты организации (СТО), кажущиеся им более простыми. В законе нет положений, предписывающих разработку Стандарта организации на конкретные виды, марки, модели продукции. Отсутствуют и требование по согласованию Стандартов с контрольно-надзорными органами (даже по безопасности продукции), которое, безусловно, присутствовало бы в законе, будь Стандарты организаций документом на продукцию. Все это свидетельствует о том, что Стандарты организации и Технические Условия отнюдь не взаимоисключающие документы: каждый работает на свои цели. Стандарты могут разрабатываться, но не как документ на конкретную продукцию, а в качестве внутреннего документа организации, направленного на совершенствование производства и обеспечение качества продукции. Именно через ТУ, разработанные изготовителем, согласованные и утвержденные в установленном порядке, реализуются требования технических регламентов и стандартов, являющиеся нормативной базой при подтверждении соответствия. На сегодняшний день Технические условия - основной легитимный документ на конкретный вид продукции, который обеспечивает права потребителя на безопасную и качественную продукцию и помогает производителям доказать несостоятельность необоснованно предъявляемых им претензий в конфликтных ситуациях[52]. 3. Новые пищевые продукты, материалы и изделия допускаются к изготовлению после государственной регистрации (см.подробнее комментарий к статье 10).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|