ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Часть 1. История зарубежной литературы XIX века (раздел 1) Тема 1. Введение. Своеобразие литературного процесса в Западной Европе в конце XVII – начале XIX веков. Значение французской буржуазной революции для литературы XIX века и кризис идеалов Просвещения. Периодизация литературного процесса. Взаимодействие двух основных литературных направлений эпохи – романтизма и реализма. Формирование мировой литературы. Тема 2. Романтизм как культурная эпоха. Исторические и философские корни романтизма. Романтизм и Великая французская революция. Романтизм в музыке, живописи, политике и других жизненных сферах. Периодизация романтизма. Национально-исторические типы романтизма. -5- Тема 3. Романтизм в Германии. Романтизм и немецкая классическая философия. Теория немецкого романтизма в философии Шеллинга и деятелей иенской романтической школы. Творчество Шлегелей, Новалиса, Людвига Тика. Трансформация романтической концепции в истории гейдельбергского романтизма. Тема 4. Поздний немецкий романтизм. Творчество Клейста, Шамиссо, Гофмана. Тема 5. Э.Т.А. Гофман (1776–1822). Романтическое двоемирие в художественном мире романов и новелл Гофмана. Проблема романтического героя в новелле «Золотой горшок». Ирония и сатира в новелле «Крошка Цахес по прозванию Циннобер». Художественное своеобразие романа «Житейские воззрения кота Мурра». Гофман и русская литература. Тема 6. Генрих Гейне (1797–1856). Традиции немецкой романтической поэзии и творчество Генриха Гейне. «Книга песен» Г. Гейне как вершина немецкой романтической культуры. Поэмы Г. Гейне и его эстетические воззрения. Русские переводчики Гейне. Тема 7. Специфика английского романтизма. Формирование романтической культуры в деятельности поэтов «озерной» школы (Вордсворд, Кольридж, Саути). Предисловие к «Лирическим балладам» Вордсворда как литературный манифест английского романтизма. Тема 8. Поэзия английского романтизма: Томас Мур, Шелли и Китс. Тема 9. Творчество Д.Г. Байрона (1788–1824). Личность и судьба поэта. Байронизм как вариант романтизма. Творческая эволюция Байрона: от «Паломничества Чайльд-Гарольда» и восточных поэм к «Дон-Жуану» (от романтизма к реализму). Байрон и русская литература Тема 10. Вальтер Скотт (1771–1832) как романтический поэт и создатель исторического романа. Проблема романтического историзма. История Шотландии и Англии в романах Скотта «Уэверли», «Роб Рой», «Пуритане», «Айвенго». Пушкин о романах В. Скотта. Значение Вальтера Скотта в формировании классического реалистического романа XIX века. Тема 11. Специфика американского романтизма. Американская революция и американская литература. Романтизм и формирование национальной культуры: «нативизм» в американской литературе. Периодизация американского романтизма. Тема 12. Ранний американский романтизм и творчество Вашингтона Ирвинга (1783–1859). Тема 13. Д.Ф.Купер (1789–1851) как создатель американского романа. Жанровая специфика романов Купера. Пенталогия Д. Ф. Купера о Кожаном Чулке, формирование национального героя, национальная и общечеловеческая проблематика. -6- Тема 14. Своеобразие позднего американского романтизма. Эдгар По (1809–1849). Лирика Э. По. Новеллистика Э. По: психологические и детективные новеллы. Тема 15. Герман Мелвилл (1819–1891).Художественное своеобразие романа «Моби Дик». Тема 16. Французский романтизм, его национальная специфика, связь с событиями Великой французской революции и политической историей первой половины XIX века. Формирование романтизма в творчестве Р. де Шатобриана и Ж. де Сталь. Тема 17. Виктор Гюго (1802–1885) как глава романтического движения во Франции. Творческая эволюция В. Гюго. Поэзия В. Гюго. Романтические драмы В. Гюго. Предисловие к драме «Кромвель» как романтический манифест. Романтический историзм в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери». Тема народа как основная тема творчества Гюго. Влияние реалистического искусства в романе «Отверженные». Тема 18. Романы Ж. Санд (1804–1876). Формирование социального романа («Орас»). Героини Ж. Санд и проблема женской эмансипации. Тема 19. Поэзия французского романтизма: А. де Ламартин, А. де Виньи, А. де Мюссе. П.Ж. Беранже (1780–1857). Поэзия Беранже и национальные традиции. Жанровые формы песен Беранже. Демократический пафос поэзии Беранже. Русские переводчики Беранже. Тема 20. Польский романтизм и творчество А. Мицкевича (1798–1855). Лирика Мицкевича: основные темы, мотивы, жанры. Мицкевич в России. Мицкевич и Пушкин. Поэмы Мицкевича. Тема 21. Датский романтизм и Г.Х. Андерсен. Творческий путь Андерсена. Своеобразие художественного мира сказок Андерсена.
Часть 2. История зарубежной литературы XIX века (раздел 2)
Тема 22. Введение. Социально-исторические и эстетические предпосылки реализма. История термина и понятия «реализм». Соотношение реализма и романтической традиции в литературе 1830-1840-х и 1850–1870-х годах. Реализм и историзм. Поворот литературы к настоящей действительности и изображение ее во временной и исторической перспективе. Социальный аналитизм. Понятие о реалистическом характере и реалистическом типе. Утверждение классических форм социального романа в творчестве Бальзака, Диккенса, Теккерея. Тема 23. Стендаль (1789–1842). Особенности литературной ситуации во Франции. Становление реализма и его сосуществование с -7- романтизмом. Эстетика и судьба Стендаля. Трактат Стендаля «Расин и Шекспир». Роман Стендаля «Красное и черное»: особенности жанра, композиции, стиля. Социальный аналитизм и художественный психологизм в романе. Образ героя. Смысл названия романа. Роман «Пармская обитель»: проблема героя и жанра. Открытия Стендаля в художественном решении военной темы. Традиции Стендаля в литературе XIX–XX веков (Л. Толстой, Э. Хемингуэй). Тема 24. Проспер Мериме (1803–1870). Литературная борьба во Франции в 1820-е годы: романтизм, классицизм, реализм. Раннее творчество Мериме, стилистические и жанровые эксперименты в сборниках «Театр Клары Гасуль» и «Гюзла». «1572. Хроника времен Карла IX» как «современный взгляд на прошедшее». История и политика в романе. Национальная специфика романа. Новеллистика Мериме 1830–1840-х годов. «Экзотические» новеллы: «Таманго», «Маттео Фальконе», «Кармен». Тип героя, сюжет, авторское повествование, особенности композиции. Психолого-драматический анализ характера в новеллах «Арсена Гийо», «Двойная ошибка», «Этрусская ваза». Возврат к романтической эстетике в поздних новеллах («Локис», «Джуман»). Мериме и русская литература. Тема 25. Оноре де Бальзак (1799–1850). Бальзак как явление мировой культуры. Системность и историзм в эстетике и поэтике писателя. Предисловие к «Человеческой комедии» как реалистический манифест. Структура «Человеческой комедии» и художественные принципы романного цикла. Концепция общества как целостного организма, драматизм, многоцентренность, переходящие персонажи, незавершенность героя. Философский смысл романа «Шагреневая кожа». Тема «утраченных иллюзий» в «Человеческой комедии» («Эжени Гранде», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии») и проблема молодого героя. Особенности реалистической типизации у Бальзака, «бальзаковский герой». Поэзия «отрицательных величин» в повести «Гобсек». Люди и вещи в художественном мире Бальзака. Позднее творчество. «Озорные рассказы» Бальзака и национальные традиции французской литературы. Бальзак и русская литература. Тема 26. Гюстав Флобер (1821–1880). Особенности творческого развития и эстетика. Проблема познания в произведениях Флобера («Искушение святого Антония», «Бувар и Пекюше»). Борьба с романтизмом и требование «объективизма». Проблема стиля у Флобера. Художественное своеобразие романа Флобера «Госпожа Бовари». «Центростремительность» романа и образ Эммы Бовари. Особенности психологического анализа. Конкретно-историческое и символическое в романе. Тема «простой души» в романе и образ Шарля Бовари. «История молодого человека» и трансформация традиций Стендаля и Бальзака в романе Флобера «Воспитание чувств». -8- Историко-политический и социально-психологический скептицизм писателя. Роман Флобера «Саламбо» как попытка эстетической реконструкции древнего мира. Особенности психологизма в романе. Реализм Флобера как «завершение» этапа «классического критического реализма» XIX века и начало нового этапа в развитии реалистической системы. Тема 27. Шарль Бодлер (1821–1867). Литературная судьба Бодлера. Сборник Бодлера «Цветы зла» как поворотное явление в истории французской поэзии. Смысл названия и структура сборника: диалектика красоты и зла. Поэтические мотивы и образы. Трагическое мироощущение поэта и «магическая поэтика». Тема 28. Английская литература эпохи реализма. Особенности социально-политического развития Англии и литературный процесс 1830–1840-х годов. Значение традиций романтизма и просветительского реализма в английской литературе, непрерывность линии реалистического развития. Выдвижение романа как ведущей жанровой формы и его социально-критический пафос. Английский реализм и чартистское движение. Тема 29. Чарльз Диккенс (1812–1870). Основные тенденции и этапы творческого пути. Гуманизм и художественные открытия Диккенса как традиция мировой культуры. Раннее творчество Диккенса. «Очерки Боза» и становление реалистической типизации. «Посмертные записки Пиквикского клуба» и литературная традиция. История создания, композиция. Герои записок и «вечные образы». Сатира и юмор в романе как «комическом эпосе». Роман «Домби и сын»: конфликт, герой, жанр. Герои из народа и авторский пафос. Детская тема в творчестве Диккенса. Зрелое творчество Диккенса. Тема добра и зла в «Рождественских рассказах» и романе «Девид Копперфилд». «Тяжелые времена» – роман о рабочем классе и традиция рабочей темы в английской литературе. Социальный анализ и сатира. «Холодный дом» и «Крошка Доррит» как «грандиозные социальные эпопеи» (Т. Сильман). Позднее творчество Диккенса и роман «Большие надежды». Трансформация воспитательного романа, своеобразие художественного психологизма и роль детективного сюжета. Диккенс и русская литература. Тема 30. Уильям Мейкпис Теккерей (1811–1863).Эстетические взгляды писателя. Теккерей и литературная традиция XVIII века. Творчество 1840-х годов («Книга снобов»).Роман Теккерея «Ярмарка тщеславия»: жанровое своеобразие, сюжетно-композиционная структура и система образов. Проблема героя. Сатира и ирония в романе. Теккерей в 1850–1860-х годах. Роман «История Генри Эсмонда». Традиции и новаторство Теккерея в историческом жанре. Образ Генри Эсмонда и авторская концепция исторического процесса. Мемуарность стиля и художественный психологизм. Тема 31. Шарлотта Бронте (1816–1855) и «блестящая плеяда» английских реалистов. Роман «Джейн Эйр» и английская традиция социально-бытового и психологического романа. Проблема характера героини и жанрово-стилевая природа романа. Тема 32. Джордж Элиот (1819–1880). Особенности мировоззрения, философско-этические и эстетические позиции писательницы. Периодизация творчества. Социально-психологический конфликт в романе «Мельница на Флоссе». Роман «Миддлмарч» как вершина творчества Элиота. Образ английской провинции. Эпическое, драматическое и лирическое начала в романе. Проблема идеала и ирония. Тема 33. Литературное развитие США после 1848 года и творчество Уолта Уитмена. Особенности литературной ситуации. Вклад позднего романтизма в развитие эстетики реализма. Аболиционизм и художественные открытия Г. Бичер-Стоу. У. Уитмен (1819–1892). Лирика Уитмена: сборник «Листья травы» и поэма «Песня о себе». Человек природы и космос в поэтическом мире Уитмена. Синтез традиций реализма и романтизма. Тема 34. Немецкая литература 1850–1880-х годов. Особенности социально-политического развития Германии во второй половине XIX века. Развитие немецкой реалистической литературы в творчестве Вильгельма Раабе, Теодора Шторма, Теодора Фонтане.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|