ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Материалы для самостоятельной работы обучающегосяТема № 1. Рельеф: натюрморт из простых геометрических форм Задачи: • Композиционное размещение предметов в плоскости, • Выражение объема и пространства на плоскости. • Объемно - пластическое построение формы в ортогональной и перспективной проекциях. • Изучение изменений глубинной величины при создании рельефа. Методические рекомендации. На расстоянии нами легко определяются размеры предметов по вертикали и горизонтали, а третье измерение - в глубину - воспринимается в сильном ракурсном искажении. Необходимо учитывать эту особенность зрения, искажая при построении рельефных изображений размеры форм, уходящие в глубину. Эти элементы изображения сокращаются до воспроизведения лишь иллюзии их действительных величин. В начале работы следует определить формат работы - горизонтальный или вертикальный. Затем определяется общий контур постановки и каждого предмета в ней, далее следует уточнение пропорций форм и их взаимное расположение. При анализе постановки из простых геометрических форм следует учитывать, что в рельефе вертикальные и горизонтальные размеры пропорционально сохраняются, сокращению подлежат глубины форм. При детальной моделировке формы необходимо следить за правильным выявлением пропорций и расположения предметов, соблюдая искажения в сторону уплощения форм для передачи их положения в пространстве. Для сохранения ощущения реальности восприятия, сокращение размеров объемных форм необходимо производить по определенным правилам ортогональной или перспективной проекции. Особенности декоративного рельефа наиболее полно воплощаются в ортогональной системе построения изображений. В нем изображаемые предметы выполняются переносом параллельными лучами перпендикулярно плоскости фона, изображение предмета лишено перспективных сокращений. Такой вид изображения в рельефе называется ортогональным. Если рельеф заключить между двумя воображаемыми параллельными плоскостями, замкнув изображение снаружи, его выступающие элементы будут соприкасаться с воображаемой наружной плоскостью. Весь рельеф оказывается в пространственном слое, равном его глубине. При профессиональном построении рельефа число наиболее выступающих точек рельефа, соприкасающихся с воображаемой плоскостью, будет не менее трех. Старайтесь так построить объем, чтобы некоторые точки рельефа были на равной высоте. Материал: пластилин, формат плакеты 15х15 см.
Тема 2. Рельеф: изображение в круге (медаль) на тему: архитектура, знак-символ, праздничная дата. Задачи: • Композиционное решение, соблюдение пропорций изображения и текста • Объемно - пластическая лепка формы, • Образность выражения темы • Приведение к цельности и единству. Методические рекомендации. При анализе темы обращается внимание на эмоциональное состояние, которое фиксируется в наброске, его затем необходимо передать при работе пластическим материалом. Тема задания предполагает плакатное решение композиции. Плоскость фона в рельефе играет большую роль в построении изображения. В одном случае она выступает только как основа, в другом - как фон, перед которым развертывается действие и, в таком случае, он ограничивает развитие изображения в глубину. В третьем случае, - как слагаемый элемент изображения, когда наличие плоскости дает возможность перспективного построения пространственных планов, архитектурных и пейзажных мотивов, а также многофигурных и многоплановых композиций. В данном случае она выступает как фон, перед которым развертывается действие и он ограничивает развитие изображения в глубину. В начальной стадии уточняется формат и композиционный строй работы, пропорции изображения и текстовой части. Кроме того, изображение необходимо вписать в круг, что также определяет свои композиционные особенности. Поскольку главная задача этой постановки - передача специфической объемно-пластической лепки формы, необходимо обратить внимание на выразительность, группировку основных складок и объемов, ритмический строй и фактурную проработку форм. Материал: пластилин, форма - круг, диаметром до 20см.
Тема 3. плакета на тему: архитектура, сказка, праздничная дата Задачи: • Композиционное решение, соблюдение пропорций изображения и текста • объемно - пластическая лепка формы, • Образность выражения темы • приведение к цельности и единству. Методические рекомендации. В начальной стадии уточняется формат и композиционный строй работы. В соответствии с выбранной темой работы выбирается и вид проекции рельефа - ортогональный или перспективный. Если изображения предметов преподносятся так, как мы их видим, и имеют место пространственные сокращения, то такое изображение объемных форм называется перспективным. Построениие такого изображения в рельефе выполняется в соответствии с законами пространственной перспективы. Работу следует начинать с распределения главных форм и их ритмических отношений в наброске. Дальнейшая проработка деталей в материале должна дополнять и уточнять главные отношения и выявлять замысел. Сюжетные взаимоотношения форм продумываются заранее и должны минимальными средствами раскрывать смысл, не перегружая плоскость изображения. Если вместе с пластическими формами необходимо разместить текст, то заранее определите его масштабность, читаемость, ритмический строй, согласуйте его с основным изображением. Фон может играть роль глубинного пространства с некоторыми перспективными элементами изображения. Материал: пластилин, плакета размером 20 х 25см.
Рельеф декоративно-монументального назначения для общественного интерьера (театр, поликлиника, вокзал и т.д.). Задачи: • Образное композиционное решение, выбор пластики, масштабных размеров • Выбор материала: бумага, пластилин, пластик • Композиционное построение, распределение групп, ритмическая разработка форм. • Выявление архитектоники, пластического характера форм, проработка фактур Методические рекомендации. Задание начинает изучение приемов декоративной разработки архитектурного пространства. В работе преследуется цель заинтересовать студентов в реальном проектировании. Начальный этап состоит в создании эскизов пластических композиций в соответствии с характером помещения, выбранного студентом или на основе предложений руководителя. Уточняется формат и композиционный строй работы. Выступая в синтезе с архитектурой, рельеф должен отвечать требованиям, предъявляемым к нему архитектурой. Эти требования сводятся к следующему: 1. Выразить художественно-образными средствами основное идейное содержание и назначение сооружения. Войти в гармоничное соподчинение с архитектурой. 2. Заполнить определенную плоскость стены рельефным изображением и при этом не нарушить ее архитектоники, а, наоборот, подчеркнуть ее природу. Архитектонические требования архитектуры определяют пластические особенности и характер построения изображения рельефа. Они находят отражение при построении этого вида рельефа: плоскость фона должна быть сохранена, изображение располагается перед плоскостью фона, самые высокие точки изображения должны лежать на одной высоте по отношению к фону. Особенности монументально-декоративного рельефа наиболее полно воплощаются в ортогональной системе построения изображений. Прорабатываются эскизные варианты композиции в соответствии с назначением помещения. При этом необходимо исходить из правил создания художественно-орнаментальной пластической композиции с нахождением композиционного центра, доминанты, ритмических акцентов в организации форм и всей композиции в целом. Важно выдержать требование создания художественного образа объекта, усиления, акцентирования его выразительности. При этом необходимо следить за тем, чтобы изображение не было перегружено изобразительными формами. Материал: Студенту предоставляется свобода выбора средств создания композиции и использования для этого экспериментальных техник: гипс, пластик, картон, бумага, пластилин, дерево - на выбор студента. Размеры - в соответствии с масштабом конкретного архитектурного объекта. 2. Круглая декоративная скульптура для экстерьера (сквер, парк, бульвар и др.) Задачи: • Ознакомление с архитектурными особенностями объекта • Композиционно - пластическое решение, • Решение пространственной ситуации, связь с архитектурным объектом, ландшафтом. Методические рекомендации. При анализе архитектурных особенностей объекта выяснить закономерности и нестандартные ландшафтные особенности генерального плана. В начальной стадии изучаются наиболее выгодные просмотровые точки, определяются направления людских потоков, для выяснения доминанты скульптурно-декоративной композиции. Основная задача пластической формы заключается в органичном слиянии с архитектурной средой, от этого зависит общая конфигурация и размеры будущей скульптуры. Уточняется будущий композиционный строй работы. Для большей наглядности выполняется фрэскиз макета для уточнения выбранного решения. После уточнения формы выполняется эскиз в мягком материале (пластилин) в масштабе 1:10 - 1:20 и переводится в гипсовую отливку, пластиковый (или др.) макет. Материал: бумага, картон, пластик, пластилин, гипс. Форэскиз выполняется в М: 1:50, 1:100. Гипсовая отливка в масштабе 1:10 - 1:20.
1. Ермолаев А.П. и др. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера: учеб. пособие /А.П. Ермолаев, Т.О.Шулика, М.А.Соколова - Москва: Архитектура-С, 2005 - 464 с., ил. ISBN 5-9647-0069-1 ББК 85.118 Е 74 2. Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы: учеб. пособие. - 2-е изд. - Москва: Изобразительное искусство, 1982 - 224с. ББК 85.13 043 3. Голубева О.Л. Основы композиции: учеб. пособие. - 2-е изд. - Москва: Изд. дом «Искусство», 2004. - 120 с.: илл. ISBN 5-85200-417-0 4. Кадина И.Г. Оформление городских ансамблей и зон отдыха. Монументальная скульптура: уч.пособие. - Москва: МАРХИ, 1983. - 110 с.: илл. УДК 725.94 5. Мельник А.А. Основные закономерности построения скульптурного рельефа: уч. Пособие. - Москва: Высшая школа, 1985. - 100с.: илл. ББК 85.134 М 48 Дополнительная учебная и справочная литература
Кимберли Элам. Геометрия дизайна. Пропорции и композиция (Geometry of Design). –СПб.: Питер, 2012 Паранюшкин Р.В. Композиция. Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2001. – 80 с. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Учебное пособие. - М.; Учебная литература, 1998. - 208 с. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: Учебное пособие. – М.: Астрель, 2003. – 202 с. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие: сокр. пер. с англ. – М.: Прогресс, 1974. - 394 с. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.; Молодая гвардия, 1994. - 315 с. Хасенов М. М., Нартя В.И., Суиндиков Е.Т. Дизайн и конструирование. Краткий русско-казахский терминологический словарь-справочник. – Караганда, 2003. Григорян Е.А. Основы композиции в прикладной графике. Ереван, 1986 Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 144 с. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий: Учеб. для студентов художественно-промышленных вузов/ Быков З.Н., Крюков Г.В., Минервин Г.Б. и др.; под ред. З.Н. Быкова, Г.Б. Минервина. – М.: Высш. шк., 1986. – 239с.: ил. КаримоваГ.Н. Приемы стилизации в графическом дизайне Методическое пособие. Ас., 2010. -28с. - 49экз.
Глоссарий
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|