Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МОДУЛЬ I Немецкий романтизм




При изучении данного модуля перед студентами ставится цель - освоение принципов периодизации романтизма и ключевых понятий романтической эстетики на материале творчества немецких романтиков. Базовые профессиональные компетенции, получаемые при этом, связаны со знанием и пониманием философско-эстетических концепций романтизма и умением анализировать аспекты их реализации в художественном тексте. Студент должен представлять себе механизмы и закономерности перехода от Просвещения к романтизму, ориентироваться в философских системах, появившихся в этот период. Внимание уделяется символике романтизма и стилистическому инструментарию романтического текста.

1.1. Условия формирования романтизма в Европе. Основы романтической эстетики.

Великая французская буржуазная революция 1789 г. как рубеж между подготовившим ее Просвещением и романтизмом, ставшим, в определенном смысле, реакцией на просветительское мировоззрение. Задачи революции и их реализация на практике: крушение идеи «просвещенной монархии» и веры в возможность переустройства мира сообразно законам разума. Радикальный антропоцентризм романтиков становится воплощением максимальной личной свободы вместо свободы политической.

Значение фигуры Наполеона для романтизма. Наполеон предстает как идеал «гениальной личности» и самосоздания благодаря силе воли и личной инициативе, однако это отношение меняется в связи с изменением его государственного положения во Франции. Неоднозначность оценки наполеоновских войн в истории стран Европы, освободительные движения 1805-1815 гг. Интерес к национальному прошлому и культурным традициям своей страны становится важной составляющей романтического мироощущения, ведется изучение фольклора как с научной точки зрения, так и путем авторского переосмысления фольклорных поэтических приемов в художественном творчестве.

Философская база романтизма опирается, преимущественно, на немецкую классическую философию. Романтики развивают теорию И. Канта о субъективности чувственного восприятия в процессе познания; особое место отводится кантианской концепции неутилитарности искусства, которому приписывается игровая природа. Философия Фихте находит свой отклик в романтизме в виде положения о конструктивной силе «Я», которая определяет внешний мир. Теория Шеллинга об искусстве как инструменте познания и области, в которой преодолеваются основные теоретические и практические антиномии, также становится частью романтической философской системы.

Говоря о становлении романтизма, следует отметить не только те вопросы, в которых романтики противопоставляют себя классицизму и Просвещению, но и области преемственности. Так, влияние на романтическую эстетику оказывают взгляды Ж.-Ж. Руссо (теория о естественном человеке, теория общественного договора), Гердера, Вико. Предромантизм, сентиментализм, готический роман и некоторые другие направления, зародившиеся еще в период Просвещения, определяют специфику перехода от классицизма к романтизму.

Основными чертами романтического мировоззрения являются установка на синтез различных видов искусства и, более конкретно, литературных жанров, понимание текста как открытой системы, отрицание универсальных законов классицизма, на смену которым приходит вера в иррациональное, спонтанное, бессознательное, интуитивное. Требование личной творческой свободы опирается на тезис о самоценности искусства, которое подчиняется требованиям эстетики, а не этики.

1.2. Романтизм в Германии.

Германия – хронологически первая европейская страна, в которой романтизм получает теоретическое оформление. Дифференциация немецкого романтизма:

I. Ранний романтизм. Йенский кружок: 1794-1806 гг.

II. Зрелый романтизм. Гейдельбергский кружок романтиков: 1806 – 1815 гг.

III. Поздний романтизм. Берлинские романтики: от 1815 по 1830-е гг.

Характерной чертой немецкого романтизма является то, что авторы нового направления в литературе создают свою концепцию искусства одновременно с сохраняющим свою актуальность творчеством авторов эпохи Просвещения (например, Гете).

Йенский кружок романтиков определяет главные теоретические постулаты романтизма: постоянное развитие романтической литературы («романтический» как синоним «современный»), эстетический принцип синестезии, фрагментарность произведения как символ открытой системы, понятие романтической иронии и др. Художественное творчество участников кружка – Ф. Шлегеля, Новалиса, Л. Тика – в первую очередь призвано иллюстрировать идеи авторов и носит экспериментальный характер. Подчеркивается особая роль творческого гения (поэт-маг Новалиса), субъективное видение мира которого не должно ограничиваться какими-либо общими законами.

Гейдельбергские романтики отражают в своем творчестве политические события, определившие жизнь Германии вплоть до возникновения Священного союза. Наполеоновские войны и вызванное ими освободительное движение определяют интерес к истории и традициям страны, сохранение которых становится задачей первостепенной важности. Деятельность гейдельбергских романтиков в этом отношении имеет более практический, прикладной характер: собирание и литературная обработка немецкого фольклора (А. Арним, К. Брентано), систематизация фольклорных текстов и изучение немецкого языка (братья Гримм, заложившие основу мифологической школы в фольклористике и литературоведении). Послевоенный климат общественной жизни определяет мироощущение таких авторов, как Клейст и Шамиссо, которые уже не столь однозначно решают романтическую дилемму выбора между личной свободой и условностями общества.

Поздний период развития романтизма в Германии отличается разнообразием эстетических воззрений и более децентрализирован. Усиливаются реалистические элементы в художественном тексте, романтической иронии сопутствуют пародия и сатира. Двоемирие, базовая категория романтической эстетики, трактуется как неизлечимый раскол в душе героя, как дихотомия созидательных и деструктивных сил. Наиболее иллюстративными примерами позднего немецкого романтизма являются Г. Гейне и Э.Т.А. Гофман.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных