№
п/п
| Тема ПЗ
| Содержание ПЗ
| Кол-во
часов
| Кол-во баллов
| Методы
|
| Практическое занятие № 1. Тема: Фольклор как вид искусства. Фольклор как вид искусства. Раннетрадиционный фольклор. Жанры раннетрадиционного фольклора.
| 1.Национальное и общечеловеческое в фольклоре. «Бродячие сюжеты». Вариативная природа фольклора. Система жанров русского фольклора
2.Заговоры как средство достижения цели. Влияние христианства на заговоры. Заговоры и апокрифы. Классификация заговоров. «Белые» и «черные» заговоры.
3.Трудовые песни, их роль в коллективном (артельном) труде.
4.Обряды и мифы, их взаимосвязь. Древние ритуальные песни и восклицания.
|
|
| метод самостоятельной работы учащихся
|
| Практическое занятие № 2. Тема: Классический фольклор. Обряды и обрядовый фольклор.
| Зимние обряды. 1.Зим 1. Зимние обряды. 2. Весенние обряды. 3. Летние обряды. 4. Осенние обряды.
ние обряды. Весенние об
ряды.2.
|
|
| исследовательский
|
| Практическое занятие № 3. Тема: Семейные обряды.
| Зимние о1.Обряды детства. 2.Свадебный обряд. 3. Свадебная поэзия как выражение народного идеала. Свадьба как поэтический спектакль; основные действующие лица и сцены свадебных песен. Жанровый состав свадебного фольклора. 4. Рекрутские обряды. Похоронный обряд.
|
|
| исследовательский
|
| Практическое занятие № 4. Тема: Фольклорный театр. Несказочная проза.
| 1. Дотеатральные формы народного драматического творчества. Специфические признаки фольклорного театра. 2. Народный кукольный театр, его виды. Мистериальная драма. «Царь Ирод». Народные драмы. Их анонимность, устойчивая основа, импровизация в процессе исполнения. 3.Видовые признаки произведений народной несказочной прозы. 4. Предания как жанр народной прозы с установкой на историческую достоверность. Легенды как прозаические произведения, фантастически осмысляющие события. 5. Былички и бывальщины. Сказы как устные народные рассказы.
|
|
| свободная беседа
|
| Практическое занятие № 5. Тема: Народные сказки. Сказки о животных. Волшебные сказки. Новеллистические сказки.
| 1.Сказки как вид устного народного творчества. Разделение сказок на основные жанровые группы.2. Причины мирового сходства сказок. Заимствования. 3. Сказки о животных как исторически ранний жанр. 4. Волшебные сказки – одна из самых крупных повествовательных форм русского классического фольклора. 5. Анекдотические сказки. Новеллистические сказки как поздний жанр.
|
|
| метод самостоятельной работы учащихся
|
| Практическое занятие № 6. Тема: Былины. Исторические песни. Духовные стихи.
| 1. Проблемы происхождения былин. Историческая периодизация былин. Классификация былин. 2. Поэтические особенности былин. Манера исполнения былин.3. Определение исторических песен. Происхождение исторических песен, время и условия их формирования. Основные циклы исторических песен и этапы их развития. 4. Содержание духовные стихов и их жанровые разновидности. Художественный мир духовных стихов. Главные идеи духовных стихов.
|
|
| исследовательский
|
| Практическое занятие № 7. Тема: Народная баллада. Лирические внеобрядовые песни.
| 1. Происхождение термина «баллада». Баллады литературные и народные. 2. Сюжетика баллад, ее близость как к среде крестьян, так и к быту городов. 3. Художественная форма народных баллад. Литературно-фольклорные связи народной баллады.4. Развитие народного песенного репертуара. Художественные особенности традиционной внеобрядовой лирики.
|
|
| метод самостоятельной работы учащихся
|
| Практическое занятие № 8. Тема: Малые жанры фольклора. Детский фольклор.
| 1. Происхождение пословиц и поговорок. Тематика пословиц и поговорок. Художественная форма пословиц и поговорок. Использование пословиц и поговорок в произведениях художественной литературы. 2. Жанровые признаки загадок. Взаимодействие загадок с другими фольклорными жанрами. 3. Особенности детского фольклора как части народной культуры. Детский фольклор и народная педагогика. Художественная форма детского фольклора. Фольклор взрослых, используемый в детской среде. 4. Материнский фольклор. Фольклор, созданный в детской среде. Страшилки как популярный вид современного повествовательного жанра детей.
|
|
| метод художественной интерпретации
|
| Практическое занятие № 9. Тема: Позднетрадиционный фольклор. Фольклор и массовое поэтическое творчество советского времени.
| 1. Жанры рабочего фольклора и его истоки. Зарождение, бытование и проблема исчезновения (предпосылки) легенд, былей, быличек в рабочем фольклоре.
2. Песни рабочих в дореволюционной России, их эволюция. Истоки русской рабочей частушки, ее виды и формы. Отличие от частушки деревенской и общее в них. Поэтические особенности русской частушки, средства, выражения. 3. Структура фольклора советского времени. Антисоветский фольклор, его социально-историческая почва. Советский фольклор. 1917-1940 гг. 4. Фольклор фронтовой - произведения народного поэтического творчества, созданные на фронтах Великой Отечественной войны воинами всех национальностей бывшего СССР. Фольклор партизанский. Фольклор тыла. 5. Фольклор и массовое поэтическое творчество поколения разочарованных и равнодушных (1965-1991 гг.).
|
|
| аналитический метод
|
Итого
|
|
| |