Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 5. Становление и развитие культуры: культурогенез




Антропогенез ( генезис – происхождение ) – процесс происхождения человека, выделение человека из мира животных (двуногое хождение, освобождение передних конечностей). Большинство исследователей выделяет 3 основные стадии:

· антропоидные предки человека, рамапитек 9-14 млн. лет назад,

· древнейшие люди (архантропы), Homo erectus: питекантроп, синантроп, гейдельберский человек (1600-650 тыс. лет назад) австралопитек 2,5-3 млн. лет назад; Homo habilis – изготовление орудий труда,

· современные люди (неоантропы): неандерталец (250-40 тыс. лет назад) и Homo sapiens sapiens (40-35 тыс. лет назад, верхний палеолит) кроманьонец с членораздельной речью, изобразительное искусство, технология обработки камня, рогов, костей.

С синергетической точки зрения антропогенез есть продукт социогенеза и культурогенеза. В процессе становления человека как био-социо-культурного существа важнейшее значение имело такое изменение его физиологии, как формирование асимметрии человеческого мозга (левое полушарие – абстрактное мышление; правое – воображение), двуногое хождение, освобождение передних конечностей, формирование различий между левой и правой рукой.

Археологическая периодизация первобытной истории – выделяются основные периоды:

· каменный век (2млн-3 тыс. до н.э.): палеолит – древнекаменный век, 2 млн.-8300 до н.э., матриархат, наскальная живопись; м езолит – переходный период около 8-6 тыс. до н.э. в культуре распространение получили лук; неолит 6-4 тыс.до н.э. переход от присваивающего к производящему хозяйству, оседлость людей, появление скотоводства и земледелия, объединение племен, патриархат,

· энеолит медный век – переходный период от каменного к бронзовому веку в 4-3 тыс.до н.э. В этот период: преобладают орудия из камня, но уже появляются медные орудия; основными занятиями населения являются: мотыжное земледелие, скотоводство и охота; бронзовый век 3-1 тыс. до н.э.

Глиптика – вид декоративно-прикладного искусства зародившийся в Месопотамии; искусство резьбы печатей на драгоценных и полудрагоценных камнях c помощью стальных резцов и быстро вращающихся острых инструментов.

Иероглиф ( греч. речи бога ) – фигурный знак, обозначающий целое понятие, слово, отдельный слог или звук речи.

Инициация – совокупность социальных предписаний и церемоний, посредством которых отмечается вступление индивида в члены группы, изменение его статуса, начало новой формы жизнедеятельности.

Клинопись – система письма, зародившаяся в Месопотамии и получившая широкое распространение в 3-1 тысячелетиях до н.э. по всему Ближнему Востоку. Клинопись выглядит вытянутыми треугольными значкам, выдавленными на глиняных дощечках расщепленной тростинкой. Впервые клинопись была расшифрована в 1802 г.

Креационизм – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Культ предков – религиозное почитание душ или духов предков рода, племени и семьи. Считается, что души умерших предков, продолжают свое существование и оказывают влияние на ныне живущих. Культ предков проявляется в жертвоприношениях и заклинаниях.

Культурогенез (генезис – происхождение) – процессзарождения культуры. На ранних стадиях культурогенез определяла необходимость приспособления к изменяющимся условиям существования. Выделяется четыре основные теории:

· деятельностный подход – орудийно-трудовая концепция марксизма. Человек – общественное существо, его поведение не закодировано генетически,

· психоаналитический подход – З.Фрейд в работе «Тотем и табу» объясняет культурогенез бессознательными психическими комплексами (эдипов комплекс обусловил появление совести),

· игровая концепция культура появляется и развивается как игра, т.к. она появляется раньше у животных (Й.Хейзинга «Homo ludens»),

· символическая концепция человек создает искусственную среду с целью защиты и приспособления (Э.Кассирера «Философия символических форм»).

Матриархат – по И.Бахофену – предполагаемая форма общественного устройства на ранних этапах развития первобытно-общинного строя, характеризующаяся доминирующей ролью женщины в семье, хозяйстве, общественной жизни. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщины.

Мифология – способ познания и отражения действительности, основанный на метафорическом сопоставлении природных и социальных объектов, слитности, нерасчлененности форм сознания; наука о мифах и мифологическом сознании, раскрывающая их сущность. Основные виды мифов:

· космогонические – мифы о происхождении мира,

· этнологические – мифы о происхождении народов,

· антропологические – мифы о происхождении человека,

· биографические – мифы о деяниях богов или героев,

· эсхатологические – мифы о конце света.

Моногамия – форма брака, заключаемого между одним мужчиной и одной женщиной.

Обряд – традиционные символические действия, сопровождающие важные моменты жизни и деятельности индивида, группы, общества, которые являются для них социально значимыми и требуют определенного вида поведения.

Открытия – получение новых знаний о мире.

Патриархат – форма социальной организации, при которой мужчина играет доминирующую роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни.

Письменности происхождение – основные ступени развития письма:

· пиктография – рисунчатое письмо, в котором предметы, события, действия, понятия их связи передаются с помощью зрительных образов, фигур, схем, упрощенных и обобщенных изображений (пиктограмм),

· идеограмма – условный знак; нефонетический символ, передающий не только смысл слова, но и все ассоциации, характеристику объекта, идею,

· логограмма – символ или знак, заменяющий слово,

· фонограмма – знак, заменяющий звук.

Политеизм – вера и поклонение многим богам, имеющим относительно одинаковую власть.

Происхождение искусства – один из самых спорных вопросов эстетики. Основные теории происхождения И. выдвигают в качестве решающих факторов:

· эстетические потребности человека,

· подражание природе,

· половой инстинкт,

· мифологическое мышление,

· религиозная практика,

· познавательная деятельность,

· потребность в развлечении.

Произведения первобытного искусства, дошедшие до нашего времени – геометрические знаки, живописные изображения, скульптурные (палеолитические Венеры), сооружения:

· Менгир – простейший вид мегалитов в виде отдельных, вертикально закопанных в землю камней; образующих длинные аллеи или расположенных по кольцу,

· Дольмен – мегалитическое сооружение из двух каменных столбов с перекрытием эпохи бронзы и раннего железного века, пещерные росписи конца палеолита.

Ранние формы религиозностиа нимизм – вера в существование душ и духов, в потусторонние существа; магия – обряды и ритуальные практики, в основе которых лежит вера в сверхъестественную возможность человека особым образом воздействовать на действительность; тотемизм вера в сверхъестественную родственную связь человека с животными или растениями; фетишизм – вера в сверхъестественные свойства предметов.

Ритуал – форма символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей, проявляющаяся в регламентированной последовательности действий.

Синкретизм – слитность, нерасчлененность, разновидность эклектизма; неорганичное слияние разнородных элементов в единое целое.

Социогенез – происхождение человеческого общества. Этапы развития от первобытного человеческого стада Homo erectus:

· праобщина – небольшая группа, имеющая кормовую территорию, делится на гаремные группы из одного мужчины и нескольких женщин,

· эгалитарное общество с присваивающим хозяйством и уравнительным распределением, социально однородно, дифференциация только половозрастная,

· родовая община Homo sapiens. Основой объединения является кровное родство по материнской линии, особенностью является появление небиологических регуляторов отношений в виде экзогамии (запрет на браки внутри общины). Экзогамия, совместная охота, укрепляли связи с соседями, появляется дуально-родовой групповой брак (с рождения мужчины одного племени являются мужьями женщин другого рода), а затем парный брак.

· племя – группа родов, появившаяся в конце мезолита. Власть внутри рода принадлежит собранию всех взрослых сородичей племени, особый авторитет у старейшин. Переход от присваивающей к производящей форме хозяйства в эпоху неолита породил появление излишков продукта, дарообмен, рабство, усиление роли родовой верхушки. Эгалитарное общество превращается в стратифицированное, матриархат сменяется патриархатом, парный брак – патриархальной семьей. Последовательности существовавшие в истории формы этнических общностей: род, племя, народность, нация.

Экзогамия – правила, требующие заключения брака вне пределов собственной родственной группы. Согласно этим правилам люди не должны вступать в брак с индивидами, связанными с ними кровным родством.

Динамика культуры

Волновая теория – развитие культуры происходит волнообразно через спады и подъемы, проходя этапыроста и затухания, уменьшения, спада и нового подъема какого-либо параметра культуры. Например, экономические волны Н.Д.Кондратьева; волны смены художественных стилей С.Ю.Маслова; 50-летние циклы развития музыки В.М.Петрова…

Динамика культуры – этоизменение во времени состояния культурных систем и объектов.

Длинные волны Н.Д.Кондратьева – циклы 48-55-лет в развитии экономической деятельности, в течение которых наблюдаются экономические подъемы (1810-1817; 1870-1875; 1914-1920; 1945-1955; 2000-2010) и спады (1844-1851; 1890-1895; 1933-1938; 1975-1985) при тенденциях роста экономики.

В циклической динамике хозяйственно-экономической системы выделяется: повышение, перелом, понижение и переход. Первому периоду предшествует накопление и концентрация капитала в мощных предпринимательских центрах, обновление и расширение основных капитальных средств, изменений и перегруппировка производительных сил. Это приводит к рентабельности крупных инвестиций в производство, внедрению новых технологий, созданию новых производительных сил, росту социальной напряженности, жесткой рыночной конкуренции. В переломной фазе инерция экономических процессов достигает предела, за которым система становится не эффективной (дефицит капитала, замедление капитального инвестирования, понижение рыночных цен приводит к угасанию экономической жизни). Третья фаза (понижение – депрессия) характеризуется спадом экономической активности. В нижней точке экономической волны наступает структурный кризис, подготавливается переход движения от депрессии к подъему. На четвертой (переходной) фазе экономическая структура становится неэффективной, а новые зарождающиеся хозяйственные формы в рамках старой структуры еще не могут переломить ситуацию (7-10 лет).

Консерватизм – идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящее социальным изменениям, отстаивающее сохранение традиционных ценностей и порядков.

Контркультура – 1. социально-культурные установки, противостоящие фундаментальным принципам доминирующей культуры; 2. направление развития современной культуры, противоречащее атмосфере современного индустриального общества, которое получило развитие среди молодежи западных стран с конца 1960-х.

Культурная диффузия – взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении; стихийное распространение, независимые открытия, как следствие одних и тех же потребностей. Каналы диффузии – миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, войны…

Культурная трансмиссия – процесс передачи культуры от предшествующего к последующему поколению через обучение.

Культурная экспансия – расширение сферы влияния доминирующей культуры за первоначальные пределы.

Культурное наследие – совокупность всех материальных и духовных культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти.

Культурно-исторических типов теория – представление окультуре каксамобытнойорганической целостности, возникающей и исчезающей. Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер. А.Тойнби, П.Сорокин отрицают идею единой культуры, подчеркивается множественность культур.

Н.Я. Данилевский – русский ученый, естествоиспытатель, историк, славянофил. В работе «Россия и Европа» впервые вводит понятие культурно-исторического типа как системы общего религиозного, социально-бытового, промышленного, политического и научного развития. Критикует однолинейное, однофакторное развитие. Выделяет 11 культурно-исторических типов (египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, романо-германский, славянский), отношения между которыми подобны борьбе видов.

Законы развития культурно-исторического типа:

· языковая общность этносов, входящих в тип,

· политическая независимость народов, составляющих тип,

· полноценная цивилизация возможна только при этническом разнообразии,

· общий ход развития 1000-1500 лет. Зарождение, этнографический период – закладываются особенности мышления, эмоциональной сферы, происходит смешение племен в единый народ. Возмужание – появление государства, создаются условия для творчества. Цивилизационный период расцвета, творческой деятельности народа. Дряхление и гибель,

· основы одного типа не передаются другим.

Жизнь культурно-исторического типа зависит от 4-х видов деятельности:

· Религиозной,

· Политической,

· Общественно-экономической,

· Собственно-культурной – теоретической, художественной.

Большинство названных типов были подготовительным, т.к. достигли успехов в одном или двух видах деятельности. В 19 в. доминируют 2 культурно-исторических типа германо-романский и славянский.

Шпенглер О. – немецкий философ, культуролог, представитель философии жизни. В работе «Закат Европы» проводит аналогию культуры с живыми организмами, выделяет 8 типов культур (египетскую, античную, индийскую, вавилонскую, китайскую, арабскую, западную, мексиканскую). В основе культуры душа, выраженная в прасимволах, культурной деятельности. Культура – мир внешних проявлений прасимволов.

Все культуры проходят в развитии (1200-1500 лет) 3 стадии:

1. Детство. Неопределенный по времени этап, период накопления сил.

2. Стадия культуры. Период расцвета, интенсивное творчество, период открытий. Многообразие, неповторимость личностей, энергия которых обращена внутрь. Элитарность, аристократичность. Связана с ландшафтом, землей.

3. Стадия цивилизации. Душа исчерпала свои возможности, окостеневает, духовная жизнь мертвеет. Интеллектуальная внутренняя деятельность заменяется внешней, покорение окружающей среды. Демократичность, унификация, утилитарность. Городской образ жизни, комфортность, рабская зависимость от бездушной техники. Искусство заменено массовыми зрелищами, сенсациями и скандалами.

А.Д.Тойнби – английский историк, культуролог, теолог. В работе «Постижение истории» полагает, что история культуры – это диалог человека с Богом. Этот диалог проходит в виде Вызова (задача, которую необходимо решить), посланного Богом и Ответа. Ответ осуществляет творческое меньшинство культуры, а не инертная масса. Вызов чаще всего приобретает формы природных катаклизмов (например, изменение климата) и реже в виде социальных потрясений (удар – внезапное нападение, непрерывное, внешнее давление, социальное ущемление – рабство, неравенство). Если Ответ дан неправильно, Вызов повторяется до тех пор, пока Бог не получит правильный Ответ или не убедится, что творческий потенциал культуры исчерпан, и она обречена на гибель.

Описывает все исторически существующие цивилизации 21-37. Сейчас осталось 7 (западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная, иранская, арабская).

Цивилизации развиваются циклично, проходя 4 основные стадии: генезис, рост, надлом, разложение. Из существующих ныне семи, шесть цивилизаций с признаками надлома и разложения находятся перед одним и тем же Вызовом, который вызвал надлом.

Рассматривает 4 основные способы решения проблемы:

· архаизм – стремление вернуться в прошлое,

· футуризм – попытка насильственно провести социально-политические и культурные преобразования,

· отрешение – уход из общественной жизни,

· преображение – коренное преображение духовного климата.

Л.Н.Гумилев – российский историк, географ, в работе«Этногенез и биосфера Земли»разработал идею зависимости всемирной истории от космических сил. При исследовании этносов включает результаты формообразующей деятельности природного ландшафта, как главного источника их развития. Новые этносы возникают в результате космического энергетического толчка, порождающего ряд особей – «пассионариев». Пассионарность – высокая целеустремленность отдельных индивидов, способность ради реальной или иллюзорной цели пожертвовать своей жизнью для ее реализации (А.Македонский, Чингисхан, Цезарь, Александр Невский, Наполеон, Рафаэль, Ван Гог). Этнос существует 1200-1500 лет, развивая свою культуру, но затем появляются новые пассионарии, знаменующие появление нового этноса.

Культурные изменения – сложный, конфликтный и неравномерный во времени процесс включения новых элементов культуры в сложившуюся традицию.

Культурный кризис – это переломный процесс, ситуация переоценки, перестройки духовного ядра культуры, разрыв культуры с ее институтами, структурами, изменяющимися условиями жизни, приводящий к зарождению новой культуры. Критерии кризиса:

· Распад постоянного образа, утраты самотождественности – тяга к прочному архетипу, разрушение идеала единой культуры. Проявляется как тяга к «державе», сильной власти,

· Внутреннее самоощущение человека – чувство одиночества, неустроенности, хрупкости человеческого существования (М.Бубер),

· Разочарование в прежних идеалах, временное отсутствие новых, которые объединяют людей. При отсутствии общественных ориентаций в сознании каждого формируются противоречащие другим представления,

· Нравственный кризис – размывание, смещение понятий добра и зла, долга, чести, совести, достоинства. Притупляется чувство сострадания, любви, дружбы,

· Массовое нарушение социальных норм, которые в стабильное время служат барьером. Чувство вседозволенности приводит к росту преступности, хулиганству, наркомании,

· Разрушение целостности и взаимосвязи функционирования различных государственных и общественных систем, крайняя социальная дифференциация.

Культурный цикл – в циклических теориях – спираль, повторение схожих фаз в поступательном движении развития культуры. Каждый народ, культура имеет свой жизненный цикл, историческое время, но среди них выделяют общие эпицентры (лидеры), по которым ведется исторический отсчет времени. Лидеры могут изменяться. Например, в 1-м тысячелетии до н.э. эпицентром было Средиземноморье, затем Восток, в 1-2-м тысячелетии нашей эры – Европа, сейчас Азиатско-Тихоокеанский регион (США, Япония). Цикл от зарождения до гибели проходит несколько фаз:

· зарождение в старой культуре скрытых противоречий,

· рождение нового, утверждение в борьбе со старой системой,

· распространение, превращение в господствующую систему,

· нарастание противоречий.

О. Шпенглер «Закат Европы»: «детство» – весна, период хаоса, накопления сил; «юность» – «лето», «зрелость» – «осень», «старость» – «зима».

А.Д. Тойнби в концепции круговорота «локальных цивилизаций»: возникновение, рост, надлом, разложение, гибель.

Л.Н. Гумилев в процессе этногенеза: возникновение, подъем, упадок, умирание этноса.

Н.Д. Кондратьев вциклической динамике хозяйственно-экономической системы: повышение, перелом, понижение и переход.

П.А. Сорокин в работе «Социальная и культурная динамика»рассматривает исторический процесс как циклическую флуктуацию, разнообразие типов культур:

· чувственный тип (преобладают чувственные образы жизни),

· идеациональный (преобладает рациональное мышление),

· идеалистический (интуитивный вид познания).

Каждая система мышления воплощается во всех культурных явлениях.

Социодинамическая модель – смена типов культур, выделяемых на основе ведущих представлений о мире и методах его описания выражается в трех фазах: идеациональная стадия (преобладания процессов познания, освоение мира, создаются формы организационной структуры – предметные, лингвистические, познавательные, технократические, нормативные); идеалистическая стадия (ведущую роль играет идеология, фиксация форм в культурных нормах); чувственная стадия (доминирование сенсорного переживания). Каждой стадии соответствует свой тип личности.

Модернизм – направление в искусстве и литературе 20 века, характеризующееся: разрывом с историческим опытом художественного творчества; стремлением утвердить новые начала искусства; условностью стиля; непрерывным обновлением художественных форм.

Нигилизм – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной и государственной жизни.

Общественно-экономическая формация – в марксизме исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией.

Поколение – совокупность сверстников, объединенная общим мироощущением, идеалами. Временные рамки – ок. 25 лет.

Преемственность – свойство культуры передаваться во времени, приобретая новые качества, процесс критического анализа и творческого преобразования ценностей, унаследованных от предков.

Революция – комплексное изменение всех или большинства сторон жизни.

Реформа – частичное усовершенствование, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ.

Синергетика – теория диссипативных (открытых) систем, взаимодействующих с окружающей средой и сохраняющих свое существование благодаря постоянному обмену с ней веществом и энергией. При определенных условиях в открытых системах происходит самоорганизация, которая ведет к эволюции. (Г.Хакен, И.Пригожин, М.Фейгенбаум). Рассматривает развитие как последовательную смену стабильных состояний системы и коротких периодов хаотического поведения – достижение точки «бифуркации» ( ветвление, от англ. вилка ), флуктуация (отклонение от среднего значения) вынуждает систему выбрать ветвь развития (как правило, случайно), после чего возникает новая открытая система.

Синтез культур — взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающееся от составляющих его компонентов и имеющее собственное качественно определенное содержание и (или) форму.

Социальный прогресс – направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, повышением степени системной организации общества, при котором оно развивается более высокими темпами. Критерии прогресса:

· технологический – технико-экономические показатели,

· социальный – усложнение социальных структур,

· моральный – совершенствование нравов,

· антропологический – степень свободы человека, возможность реализации творческих способностей.

Стиль-эталон-канон – разные варианты внешнего оформления человеческой практики. Стиль предполагает свободный выбор из нескольких вариантов. Эталон задает правильные, принятые в данном обществе образцы поведения, Канон отрицает разнообразие, требуя от членов общества соблюдения одинаковых действий.

Субкультура – система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Формы распространения культуры – культурные заимствования (целенаправленное подражание), культурная диффузия (стихийное распространение), независимые открытия.

Эволюционизм – направление в этнографии, социальной антропологии, культурологии, социологии, объяснявшее развитие культуры и общества исключительно внутреннимисвойствами и законами роста по обязательным стадиям органической эволюции. Рассматривает динамику культуры как последовательную цепь непрерывных изменений, учитывая скачки в развитии, также использует метод сравнительного анализа для сопоставления современной культуры с предшествующей, получил распространение в ХIХв. Представители:

· Тэйлор Э.Б. – английский этнограф, автор анимистической теории возникновения религии, автор работы «Первобытная культура». Считает, что эволюция культуры происходит постепенно, один слой культуры накладывается на другой, новшества вплетаются в существующую ткань культурной жизни,все народы и культуры соединены в единый прогрессивный ряд эволюции. Анализирует эволюцию элементов культуры вне связи друг с другом, использует для реконструкции древних этапов развития культуры метод пережитков,

· Маркс К. немецкий философ,автор материалистической диалектики – история духовной жизни есть отражение истории материального порядка, которой свойственно поступательное развитие, анализирует категорию отчуждения – над человеком господствуют способ производства и производные от него формы общения людей,

· Спенсер Г. английский философ и социолог-позитивист, положил в основу социологии идею эволюции прогресс общества и культуры определяется как внешними факторами (географическая среда, соседние культуры), так и внутренними (физическая природа человека, расовые различия и т.п.),

· Фрэзер Д. Д. английский антрополог, фольклорист и историк религии, представитель эволюционного направления, предложивший сравнительный метод для исследования мифов, обрядов и пр., который он применил при изучении текстов Ветхого завета,

· Леви-Брюль Л. французский этнограф и психолог, создатель теории господства «дологического мышления» в общественном сознании первобытной эпохи.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных