ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формат плоской композицииОгромное значение для плоской композиции имеет формат – граница поля изображения. Незаполненное белое поле листа может быть очень активным, эту активность придают ему элементы композиции, размещенной на белом поле. Композиция из абстрактных черных пятен на белом поле выглядит рельефной, в ней есть некая трехмерность, т.к. черный цвет придает плоскому изображению вес, глубину, а белый фон трактуется как воздух. Если изображение сделано на плоском листе без четко очерченных границ, оно кажется не очень глубоким, приближенным к зрителю, но стоит ввести рамку, как появляется дополнительное третье измерение. Вся картина отодвигается вглубь, в центре появляется пространство. Но даже если рамки нет, сама композиция имеет очерковую границу, контур, который определяет форму и ритм. В ксилографиях Фаворского сочетание черных линий и пятен на белом фоне определяет глубину и границы пространства. Поля и свободные места на листе также активны, как и объекты, составляющие композицию. Элементы композиции, расположенные ближе к центру, воспринимаются лежащими в глубине, в этом случае ровное плоское поле становится пространством. Элементы, расположенные на однородном поле близко к краю, как бы лежат на поверхности, в плоскости рамы. Наиболее распространенные форматы изображения – прямоугольные, круглые, овальные. Прямоугольный, вытянутый вертикально, формат передает ощущение устремленности вверх. Горизонтальный формат выглядит “распахнутым”: ослабляется чувство замкнутости, уменьшается значение композиционного центра. Он часто используется для сложных многоплановых композиций. Чаще всего используется прямоугольный формат “золотого сечения”. Он наиболее уравновешен и замкнут. Компоновка в квадратном и круглом формате имеет определенные особенности. Квадратный формат статичен. В нем часто размещают композиции с осевой или зеркальной симметрией. Осей зеркальной симметрии в круге может быть много, поэтому симметричная композиция в круге выглядит зрительно подвижной. Несимметричная композиция в круглой раме, с явно выраженным верхом и низом “останавливает вращение” и получается очень выразительной. Очень декоративно выглядит овальная “рама”, но она требует тщательно продуманной компоновки. Овал – зрительно законченная замкнутая форма. Традиционно в овальном формате размещают декоративные орнаментальные композиции. Очень интересно выглядит сочетание прямоугольного горизонтального композиционного поля и овального формата. Положение композиционного центра определяется ритмическими отношениями всех элементов и общей формы. Иногда удобно пользоваться геометрическими схемами, когда формат расчленяется линиями на взаимосвязные области. Формат листа определяет компоновку форм по вертикали или горизонтали. Пропорциональность Любой объект имеет определенные габариты, определяемые размерами по двум осям, если этот объект плоский и по трем осям, если он объемный. Эти размеры находятся в определенной пропорции. Пропорции объекта несут элемент выразительности. Куб имеет одинаковые размеры по высоте, длине и ширине, он выглядит устойчивым, статичным. Тонкий брусок, вытянутый в длину, имеет более выразительную динамическую форму. Сочетание слов “массивный шкаф” и “тонкая рябина” вызывает определенные образы. Кроме того, каждый сложный объект имеет свои внутренние пропорции. Отдельные части сопоставляются по отношению друг к другу и по отношению к целому. Пропорциональность – соразмерность целого и частей, они должны прослеживаться при переходе от одной части формы к другой и ко всей форме в целом. Это основное средство композиции. Математическую основу для наилучших пропорций искали Витрувий, Дюррер, да Винчи, Корбюзье. Наиболее часто встречаемая пропорция – пропорция “золотого сечения”. Золотое сечение – это гармоническое деление отрезка на две части таким образом, что меньшая часть относится к большей, как большая к целому отрезку: a/b=b/c, где a – меньший отрезок; b – больший отрезок; c = a + b. Тогда b = 1,618 a; a = 0,618 b. Число 1,618 называют золотым числом. Соотношение 21:34, а точнее 0,618034…, считается идеальным выражением пропорциональности и часто встречается в природе (пропорции тел животных, птиц, человека, глаза и т.д.). Прямоугольник с соотношением сторон, равным 21:34 называют золотым прямоугольником, а его диагональ – “ активной ” диагональю. Золотое сечение – признак структурного единства объектов природы, но в то же время оно неотделимо от объектов искусства. По пропорциям золотого сечения строились египетские пирамиды, древнегреческие храмы, создавались предметы быта. Другие виды пропорциональных отношений: - арифметическая прогрессия: 1 3 5 7 9 - геометрическая прогрессия: 1 3 9 27 81 - квадратичные соотношения: 2 4 16 256 - ряд Фибоначчи (каждое число равно сумме двух предыдущих): 1 2 3 5 8 - гармоническая прогрессия (по затухающей синусоиде): 1/2 1/3 1/7 Подчиненность произведений искусства строгим правилам математики – довольно распространенное заблуждение. Все должно подвергаться зрительной корректировке. Дизайнер должен обладать обостренным чувством пропорции, точно улавливать и определять соотношение длины, ширины и высоты предмета, его характерных особенностей. У человека есть природное чувство ритма, которому нужно доверять, тренировать его, развивать. Масштабность С понятием пропорции связана масштабность. Масштабность – соразмерность принятому эталону. В предметном мире людей эталоном является человек. “Человек есть мера всех вещей”. Объекты разной масштабности существенно различаются по форме. Восприятие абсолютного размера объекта зависит от количества деталей, непосредственных их размеров и формы, пропорций составных частей. Это объективный закон восприятия. Анализ форм объектов растительного и животного мира свидетельствует о существовании в природе закономерных различий форм большого и малого организма. Сравните недавно вылупившегося птенца и взрослого лебедя, бутон и раскрывшийся цветок, куст и дерево, фигуру ребенка и взрослого человека. Молодые организмы, как правило, меньше; форма их проще, более обтекаема. Формы взрослого организма обычно сложнее и четче очерчены, имеют другие пропорции и более развитый общий силуэт, большее количество деталей. От сложности формы в большей степени зависит, считать ли объект большим или маленьким. Закономерности формообразования в природе применимы и в дизайне, скульптуре, архитектуре. Очевидно, что силуэт малолитражного автомобиля существенно отличается от формы представительского лимузина. Сравнение форм землянки и дворца дает однозначное представление о масштабе этих строений. Это можно проиллюстрировать с помощью контурных изображений архитектурных строений. Пропорции многоэтажного городского дома могут точно соответствовать пропорциям спичечного коробка, но поместив рядом изображения двух одинаковых по размерам параллелепипедов – коробка и многооконного дома, невозможно ошибиться в масштабе этих объектов. Кроме того, восприятие масштаба объекта в большей степени зависит от его окружения. Самовар среди чайных чашек выглядит монументально и мощно, но попробуйте его поставить рядом с нагревательными установками, каким утонченным и хрупким он может показаться! Эйфелева башня в конце позапрошлого века поражала своими размерами, вызывая у многих резкое неприятие. В современном многоэтажном Париже она выглядит легкой и изящной. Масштабность – средство художественной выразительности. Гигантские монументальные статуи подчеркивают значимость, героичность изображенных людей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|