ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Роль материалов в композиции.Выразительность композиции зависит не только от геометрии – формы размеров и взаимного расположения её составных частей, но и от качественных характеристик элементов композиции, например, от материала. Выбор материала зависит, в первую очередь, от функциональных требований, но каждый материал имеет свои художественные особенности, и это необходимо учитывать. Составляющие элементы могут быть гладкими и шероховатыми, блестящими и матовыми, мягкими и твердыми и т.д. Выразительность создаётся за счет грамотно подобранных текстур и фактур материалов. При этом поверхность не только декоративна сама по себе, она подчеркивает красоту формы, усиливает звучание всей композиции. Текстура – проявление свойства материала, его внутреннее строение. Она проявляется в рисунке поверхности. Материалы с яркой, выразительной текстурой (камень, дерево, песок, грубая ткань) изначально декоративны. Если материал не имеет характерного рисунка поверхности (стекло, металл, обработанный камень, гладкая керамика), он больше подходит для предметов с выраженной пластикой. При этом блестящие и гладкие материалы (стекло, металлы) выявляют пластические свойства, подчеркивают форму, а мягкие пористые материалы (глина, известняк, пенопласт) наоборот, гасят выразительность формы, иногда даже разрушают впечатление пластики. Фактура – рельеф поверхности: вафельный, плетенный, чешуйчатый и т.д. Она передает своеобразие материала элементов композиции, от нее зависит восприятие цвета, особенно желтого, зеленого, коричневого, серого (сравните серую стену и серый мех). Фактура воспринимается не только зрительно, но и осязательно. В значительной степени фактура определяется степенью обработки материала. Пластическое восприятие фактурной поверхности зависит от расстояния, с которого воспринимается форма. Четкое выявление фактуры предполагает близкое расстояние до зрителя рис.(). Наряду с текстурой и фактурой при создании композиции необходимо учитывать природный цвет материалов, из которых созданы отдельные элементы. Как правило, при объединении в композицию элементов из различных материалов используется принцип контраста. Яркие “живые” бабочки на фоне рулонов белой бумаги, “теплая” керамическая посуда на поверхности из гладкого прозрачного стекла, медные предметы в сочетании с темным деревом – в композициях, созданных из этих предметов, подчеркнуты особенности материалов. Контрастные формы дополняются контрастными фактурами, текстурами, цветов, это создаёт дополнительное напряжение, усиливает выразительность композиции. Форма, текстура, цвет, фактура отдельных объектов, взаимодействуя, дополняют и в тоже время подчеркивают индивидуальность друг друга. Объекты из простых “недекоративных” материалов могут быть очень выразительными. Яркий пример – продукция немецкой фирмы Браун. В конце 50-х годов в Европе наступил период пресыщения сложным оформлением. Дизайнеры фирмы предложили “экономный” стиль. Выпускаемая продукция – бытовые приёмники, кухонное оборудование, электроприборы – была очень проста и лаконична по форме, полностью отсутствовали декоративные текстуры, яркие пятна. Цветовое оформление строилось на оттенках серого, сочетаниях черного и белого цветов. Единый образ, фирменный стиль создавался минимальными средствами. Геометрическая простота и лаконичность формы, сдержанность цветовой гаммы, чистота гладких поверхностей всегда выглядит очень привлекательно.
Виды композиции. В предыдущей главе мы рассмотрели роль линии и цветового тона в техническом рисунке. При создании художественной композиции приходится искать более выразительные решения в трактовке формы. Используя самые простые графические средства (точку, линию, цветовое пятно), можно получить сложное декоративное представление формы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|