Исторический
период (вв.)
| Философское
направление;
мыслители
| Особенности философии;
основные философские проблемы, идеи
|
I.
АНТИЧНОСТЬ
7 до н.э.-4
|
Космология:
Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и другие.
| Особенности античной философии:
1) основа возникновения философии и влияющий фактор - мифология; 2) влияние на философию оказывает зарождающаяся наука.
|
Основное стремление – понять сущность природы, Космоса, мира в целом; найти первоначало, из которого все произошло. У Фалеса такое первоначало всего сущего – вода («Все из воды»). У Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь. Анаксимандр выдвинул идею о бесконечности миров и дал первую формулировку закона сохранения материи (вещи, разрушаясь, превращаются в те же элементы, из которых возникли).
Философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего.
|
Онтологизм:
Пифагор, Парменид, Зенон, Демокрит, Платон, Аристотель и другие.
| Древнегреческая онтология – учение о бытии самом по себе.
Основное стремление – найти фундаментальные принципы бытия. У Парменида бытие вечно, неделимо, неизменно, доступно только мышлению; он представлял бытие в форме шара. Для Демокрита бытие – это множество неделимых атомов, разделенных пустотой и находящихся в вечном движении. Платон представлял бытие как идеальное (бестелесное) образование – вечный и абсолютно совершенный мир идей, познаваемых лишь разумом.
|
Этико - антропологическая
направленность античной философии: Протагор, Сократ, Эпикур, Сенека и другие.
| В центре внимания – проблема человека, смысла его жизни, нравственных основ человеческого существования.
Основной тезис Протагора: «Человек есть мера всех вещей», что означает относительность истины и человеческих ценностей, относительность понятий добра и зла. Сократ призывал к самопознанию: «Познай самого себя!». Эпикур целью жизни считал счастье, понимаемое как удовольствие. Истинное удовольствие, по Эпикуру, проявляется не в чувственных безмерных наслаждениях, а в безмятежности души, в душевном покое. Сенека, как представитель стоицизма, учил мужественно переносить тяготы и невзгоды жизни.
|
II.
СРЕДНИЕ
ВЕКА
5 -14
|
Августин Аврелий, Дж. Ф. Бонавентура, Фома Аквинский, И. Д. Скотт и другие.
| Особенности средневековой философии:
влияние монотеистических религий (иудаизма, христианства), из чего следует тесная связь философии с религией.
• Теоцентризм, согласно которому единственной реальностью, определяющей все сущее, является Бог (а не природа). Бог - абсолютное начало, бытие и благо.
• Креационизм, или идея творения – Бог сотворил мир актом своей воли, благодаря своему могуществу.
• Идея откровения, согласно которой Бог открывает себя человеку в священных текстах библии. Следовательно, основной путь богопознания – толкование священного писания.
|
III.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
14-16
|
Н.Коперник, Дж. Бруно, Г.Галилей, Т. Парацельс.
Н. Кузанский, М. Монтень, Л. да Винчи, Н. Макиавелли.
| Особенности философии Возрождения:
1) влияние на философию искусства (через новое прочтение античной культуры); 2) секуляризация философии – постепенное освобождение от церковного и религиозного авторитета и поворот к естественнонаучному познанию мира и человека.
|
• Пантеизм натурфилософии (философии природы) – идея божественности, бесконечности, одушевленности природы и вселенной. Бог – во всем существующем природном многообразии.
• Гуманизм и антропоцентризм – учение о величии и огромных возможностях человека; человек рассматривается как высшая ценность, утверждаются его права на свободу и счастье, утверждается принцип человеколюбия.
• Эстетизм – восхищение красотой природы и человека.
|
IV.
НОВОЕ
ВРЕМЯ
17-19
|
| Особенности философии Нового времени:
1) ориентация на естественнонаучное знание юридически-правовую сферу, 2) ориентация на нравственно - практический аспект человеческой жизни.
|
Мышление становится ведущим принципом философии и жизни людей. Происходит разлом мира на субъект и объект. Субъект – это человек, носитель активности и действия. Объект – это мир. Человек, как центр мира, способен выявить своим мышлением общие законы развития мира. На первый план выходят вопросы: «Что я могу знать?» и «Что я могу сделать?».
|
Эмпиризм:
Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и другие.
Рационализм
Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц и др.
| Основные проблемы философии – проблема разума, проблема обоснования науки и научного знания, проблема метода научного познания.
«Знание – сила!» - главный лозунг.
В решении проблемы достижения истины выделяются два направления:
• эмпиризм, признающий чувственный опыт источником знания;
• рационализм, признающий разум основой познания и источником истины.
|
Философия
Просвещения:
Ф. Вольтер, Д. Дидро, Дж. Локк, И. Гердер и другие.
| Пафос эпохи Просвещения – уверенность в могуществе человеческого разума, в мощи науки, прогресс которой создает условия для экономического и социального благоденствия. Человек как разумное существо есть цель сама по себе, а все остальное – лишь средство. Рационализм мышления Нового времени – такое отношение человека к миру, при котором признается ведущая роль в человеке и устройстве мира.
|
Немецкая
классическая
философия:
И. Фихте, В.Ф. Гегель, И. Кант, Ф. В. Шеллинг.
| Общие особенности: высокий уровень рационализма и абстракций. Основная проблематика – вопросы о возможности научного знания, о видах, способах и объеме знания.
Переосмысление отношения Субъекта и Объекта. Субъект (человек, его сознание) рассматривается как активное начало, Объект (мир) – как пассивное. («Мир определен по отношению к S.»)
|
Марксизм:
К.Маркс, Ф. Энгельс и другие.
| • Основа развития общества – это материальное производство и экономические отношения. Политика, философия, религия выступают в качестве «надстройки» над первыми.
• История – это смена общественно-экономических формаций: рабовладельческой, феодальной, капиталистической. Сущность истории – в борьбе между классами эксплуататоров и эксплуатируемых.
• Государство возникает в результате разделения труда и деления общества на классы. Оно защищает интересы экономически господствующего класса, является основанием неравенства и несправедливости.
• Необходимо уничтожить государство и построить коммунистическое общество, где не будет частной собственности, разделения труда, разделения на классы, а значит, не будет неравенства, противоречий и борьбы.
• Коммунизм – это процесс. Его необходимые условия – складывание мировой экономической системы, объединение рабочих всех стран, рост самосознания пролетариата.
|
V.
СОВРЕМЕН-
НАЯ
ФИЛОСОФИЯ
|
Сциентизм:
У.У. Ростоу, Д. Белл, А. Тоффлер.
| Особенности философии 20-го века:
1) ориентация философии на НТП; 2) отказ от рационализма и отход от классической философии (философии Нового времени).
|
Культ научно-технического прогресса и научного знания. Прогресс общества зависит от развития науки и техники.
|
Иррационализм: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, З. Фрейд и др.
| Направление, отрицающее главную роль разума в человеке, прогресс в истории, разумность мироустройства. В основе поведения человека лежат инстинкты, воля, бессознательное.
|
Экзистенциализм: М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю и другие.
| Философия существования. Направление, согласно которому существование человека предшествует его сущности. Человек не имеет никакой заранее данной сущности, он - «чистый лист». В процессе своего существования человек сам строит свою сущность, свое Я, опираясь на изначально данную ему абсолютную свободу. Из этого следует ответственность человека за самого себя.
|
Аналитическая философия:
Г. Фреге, Б. Рассел, Дж.Э. Мур, Л. Витгенштейн, О. Нейрат, Р. Карнап и другие.
| Направление, которое сводит философию к анализу употребления языковых средств и выражений. Данный анализ рассматривается как единственно правомерный метод философского исследования. Его цель состоит в том, чтобы показать, что не существует реальных философских проблем, а соответствующая проблема является либо псевдопроблемой, либо носит логико-лингвистический характер, либо предполагает конкретное содержательное исследование.
|