Научн., научно-технич. и инновацион. потенциал
Научный потенц. – совокупность ресурсов и условий осуществления научн. исследований (фундаменталь-ных и ориентированных фундаментальных).
Научно-технич потенциал – совокупность рес-сов и условий осуществления прикладных научных иссле-дований и разработок, включая опытно-конструктор-ские и опытно-технологические работы.
Инновация – конечный результат инновацион. деяте-льности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рын-ке, нового или усовершенствован. технологич. процес-са, используемого в практич. деятельности либо в новом подходе к соц услугам. Инновация должна обладать новизной, удовлетворять рыночн. спросу, приносить прибыль производителю.
Инновацион.потенц. –совок-сть всех видов рес-сов и условий обеспечения практическ. освоения резуль-татов научн. исследований и разработок, повышаю-щий эффективность способов и средств осуществле-ния организационно-технологич. процессов, в том чис-ле освоения в производстве новой продукции и техно-логии. Инновацион. процесс прошел трансформацию от линейной модели (основа – научные исследования), до интегральной (цепной) модели, в которой институциональная среда приобретает решающее значение для успеха трансформации нового знания в новые продукты и услуги.
Система органов гос. управления, обеспечивающая реализацию научно-технич. и инновацион. политики: Гос. комитет по науке и технологиям (ГКНТ), Национальная академия наук (НАН) и Высшая аттестационн. комиссия (ВАК).
Ключевые макропараметры научного потенциала:
- показатели наукоемкости ВВП
- среднегодовая численность работников отрасли «Наука и научное обслуживание» и их доля в общей численности занятых в народном хозяйстве
- количество научных организаций.
Научные орг-ии распеределяются по трем основным сферам: академическую, вузовскую, отраслевую науку.
Другие показатели:
- функциональная структура научн. орг-ий
- объемы и сруктура исследований и разработок
- научные кадры (численность персонала) по категориям и уровню квалификации
- фин. обеспеч-е (источн. финансир-я, объем затрат)
- метериально-технич. база (научн. оборудов-е)
- научно-иноформационн. ресурсы
- система управления научной сферой.
Показ-ли эффективности использованияя потенциала:
- доля новой продукции (за три года) в общем обеме производства промышлен. продукции
- развитие и обновление технологий (соотношение традиционн. и прогрессивн. технологий)
- доля в экспорте наукоемкой продукции
- участие предприятий в технологич. обмене и их доля на рынке инновационн. продукции
Приоритеты научно-технич. и иннов. деят. до 2020г.:
- ресурсосберег. и энергоэффективн. технологии производства конкурентоспособной продукции
- новые материалы и источники энергии
- информационные и телекоммуникационн. технол.
- технол. произв-ва, перераб-ки и хран-я сх.продукции
- промышленные биотехнологии
- экология и рациональное природопользование
- медицина и фармация
. В 2005 г. в РБ численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составляла свыше 30,2 тыс. человек. Из них 72,7% имело высшее образование, ученую степень кандидата наук – свыше 3,2 тыс. человек (10%), доктора наук – 780 человек (3%). В общей численности научного персонала исследователи составляют 60,4%. В предприни-мательском секторе занято 48,3% работников, выполнявших научные исследования и разработки, в государственном секторе – 42,1%, в секторе высшего образования – 9,6%. Хотя до настоящего времени не удалось преодолеть сложившуюся в 1990-х годах тенденцию уменьшения численности работающих в науке, темпы его значительно замедлились.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|