Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности ТОН в районах Крайнего Севера и приравненных к ним.




Понятия «Север» и «Крайний Север» часто отождествляются. Термин «Крайний Север» стал употребляться в СССР в 1930-е годы, под ним понималась территория, заселенная малочисленными коренными народами. В 1945 г. при распределении северных льгот к заработной плате Указом Президиума Верховного Совета СССР было введено понятие «районы, приравненные к Крайнему Северу». Это не случайно. Чтобы быстрее ликвидировать послевоенную разруху, страна приступила к широкомасштабному освоению северных территорий, но в суровых природных условиях требовались экономические стимулы для поощрения притока специалистов из других районов страны. В настоящее время, употребляя термин «Север», чаще всего имеют в виду именно Крайний Север и приравненные к нему территории. Российский Север занимает полностью или частично территорию 27 субъектов Федерации, т.е. около 60% территории страны. Здесь расположены 70 городов, более 360 поселков городского типа, много мелких поселений. Общая численность населения российского Севера — 12 млн. человек. Значение Севера для экономики России исключительно велико. Разведанные здесь месторождения сосредоточивают 1/3 мировых запасов никеля, 1/10 меди, 15% кобальта и 30% платиноидов. Кроме того, на Севере сконцентрировано 100% российских алмазов, 80% нефти и газа, 90% олова и т.д. На Севере добывается 50% деловой древесины, основная часть пушнины, речной и морской рыбы. Север дает 3/5 всех валютных поступлений страны. Северный морской путь является глобальной транспортной системой, способной обеспечивать кратчайшие перевозки: транзит в США и Японию из Европы по нему дешевле, чем через Суэцкий канал. Север — не затратная, а эффективная территория, позволяющая укреплять позиции страны в мировой экономике. Он приносит в федераль-ный бюджет в 1,7 раза больше, чем получает из него в виде дотаций. Россия живет за счет Севера, хотя это многими не осознается. Бывший СССР планомерно осваивал Север, добился в этом грандиозных успехов, создав базу для существования нынешних поколений. Этой базой современная Россия пользуется без существенных новых вложений. Если в бюджете СССР был раздел «Северный завоз» и Госплан жестко контролировал доставку всех грузов, то политика России в отношении Севера с начала 1990-х годов претерпела существенные изменения.

Она базируется на следующих положениях: • Север в рыночные отношения не вписывается, так как требует дотаций на продукцию, которая становится нерентабельной. Дотации Северу препятствуют макроэкономической стабилизации, проведению реформ; • Север требует чрезмерных расходов на завоз топлива, продовольствия, содержание инфраструктуры. Из конкретных мероприятий новой северной политики отметим сокращение федеральных расходов на нужды Севера и частичное переложение их на другие регионы, замораживание льгот для прибывающих на Север по приглашению частных компаний, применение районных коэффициентов к заработной плате только для бюджетного сектора. Свободные цены, тарифы выталкивают Север из экономического пространства России. Проводка судов по Северному морскому пути сократилась в 4 раза. Ледокольный флот простаивает из-за отсутствия грузов. Очевидно, нужно вносить существенные изменения в государственную политику и управление по отношению к Северу. Основные механизмы реализации государственной поддержки на Севере должны включать следующие меры: • предоставление гарантий и компенсаций населению по возмещению дополнительных затрат на проживание и осуществление трудовой деятельности в экстремальных природно-климатических условиях; • финансовую поддержку завоза товаров, особенно в районы с ограниченными сроками транспортного обслуживания; • внедрение прогрессивных технологий и современной высоко-производительной техники с целью трудосбережения, исключения дорогостоящего содержания избыточных трудовых ресурсов; • отказ от создания крупных городов, особенно в Заполярье, где условия жизни для населения из средней полосы неблагоприятны и человек через 5—7 лет часто приобретает хронические заболевания. Показателен в этом отношении Норильск, где находится крупнейшая горно-металлургическая компания «Норильский никель». Запасы платино-никелево-медных руд в районе Норильска столь велики, что обеспечивают возможность развития компании и после 2050 г. Однако в Норильском промышленном узле целесообразно ограничиться лишь добычей руды, а выплавку металла осуществлять в более благопри-ятных районах.

Это тем более очевидно, поскольку в условиях преобладания антициклонального режима погоды неизбежные и вредные выбросы остаются у поверхности, отравляя атмосферу, а ведь по их количеству (2024 тыс. т в 2002 г.) Норильск в 4 раза превосходит Новокузнецк (занимающий второе места по уровню загрязнения атмосферы) и в 6 раз — Череповец и Липецк (соответственно третье и четвертое места); • необходимость перевода на договорные формы найма всех новых работников бюджетного сектора. Использование договорных форм найма, а также вахтового и экспедиционного методов организации работ позволит привлекать работников оптимального половозрастного и профессионально-квалификационного уровня с учетом реальных потребностей производства; • обеспечение бережного использования природных ресурсов, щадящего режима природопользования, сохранения окружающей среды, защиты традиционных основ хозяйствования и образа жизни коренных малочисленных народов Севера; • обеспечение опережающего развития инфраструктуры (особенно транспорта и связи); выделение субсидий, кредитов на льготных условиях для покупки и строительства жилья для выезжающих с Севера (с начала 1990-х годов с Севера уехало более 1 млн человек); • необходимо четко определить южную границу районов Крайнего Севера на основе природно-климатического районирования, что позволит сконцентрировать ресурсы для поддержки наиболее проблемных территорий; • приоритетным объектом государственной поддержки должен стать Северный морской путь. Наличие самого мощного в мире ледокольного флота создает реальные предпосылки использования этого пути для транзитного судоходства. По расчетам, стоимость перевозок из Европы в Японию по Северному морскому пути ниже на 40% по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал, а срок плавания на 15 суток меньше. По экспертной оценке, Россия может зарабатывать в среднем по 100 тыс. долл. на проходе каждого иностранного судна по этому пути. 9. На Севере России в настоящее время проживает 30 Коренных народов (якуты, ненцы, эвенки, ханты, манси, чукчи, эскимосы, коряки и др.). Общая их численность в 2000 г. составила 155 тыс. человек и сократилась по сравнению с 1989 г. на 60%. Она составляет менее 1,5% от общей численности населения Севера. Коренные народы традиционно являлись кочевыми, полукочевыми и сельскими жителями. В советское время государственная поддержка сводилась главным образом к повышению культурного уровня народа. Вместе с тем в эти годы были допущены серьезные ошибки, связанные с переводом кочевого населения на оседлый образ жизни, коренной ломкой хозяйственного и бытового уклада, преобразованием индивидуальных хозяйств в совхозы и переселением коренных народов в более крупные населенные пункты. Негативные процессы усилились в период перехода страны к рыночным отношениям и привели к разрушению хозяйственных основ их жизнедеятельности и катастрофическому снижению уровня жизни. В настоящее время самая высокая смертность и безработица в России — в северных национальных республиках и автономных округах (на 10—25% выше, чем в других субъектах Федерации). Поэтому к важнейшим хозяйственным проблемам, требующим безотлагательного решения, относится, прежде всего, развитие традиционных отраслей хозяйствования — оленеводства, охотничьего и морского зверобойного промысла, звероводства и др., которые не выдерживают рыночной конкуренции и переживают глубокий кризис. Из-за отсутствия предприятий по комп-лексной переработке сырья и продукции традиционных отраслей хозяйства, роста тарифов на транспортные услуги значительная часть продукции отраслей и промыслов не доставляется в места потребления и не может быть реализована.

Убыточной стала даже некогда рентабельная отрасль — оленеводство, рассматривавшаяся ранее как одна из самых доходных. Поголовье оленей по сравнению с 1990 г. сократилось почти вдвое. Перспективы развития оленеводства связаны с восстановлением поголовья, организацией повсеместной переработки и увеличением объема мясной продукции, а также с использованием пантового и ферментно-эндокринного сырья в производстве биостимуляторов и новых лекарственных препаратов. В кризисной ситуации находится морской зверобойный промысел. Основной резерв повышения товарности морского зверобойного промысла составляет переработка первичного сырья для обеспечения коренных народов продовольствием, получение ценного жирового сырья для использования в медицинской и парфюмерной промышленности. Звероводство также находится в состоянии кризиса, связанного в основном с нехваткой и резким подорожанием кормов, а также падением цен на продукцию этой отрасли. В результате промышленного освоения Севера нарушился эко-логический баланс территорий проживания коренных народов. Непоправимый урон окружающей среде наносит загрязнение ее отходами нефтяных и газовых промыслов. Из-за эксплуатации тяжелых транспортных средств разрушается растительный покров тундры, и сокращаются площади выпаса оленей. В связи с ухудшением экологической ситуации уменьшаются запасы рыбы и морепродуктов, пушного и морского зверя. Кризисное состояние традиционных отраслей хозяйства приводит к обострению социальных проблем. Абсолютное большинство коренных народов живет за чертой бедности.

Особую актуальность для коренных народов Севера представляет создание нормальных условий жизни на маршрутах кочевок и строительство передвижного жилья. Одной из главных нерешенных проблем этих народов является проблема предоставления земельных участков (территорий) для ведения традиционного природопользования, что подразумевает исторически сложившиеся способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов. В целях правового регулирования отношений в области охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных народов Севера был принят Федеральный закон «О территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 7 мая 2001 г. Однако, по информации Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, закон не выполняется. Повсе-местно идут процессы изъятия земельных участков у коренного населения и передача их в долгосрочную аренду крупным землепользователям, выдача лицензий на добычу полезных ископаемых на участках, где в настоящее время ведется традиционное Природопользование коренным населением. Решение всех этих проблем в Кратчайшие сроки потребует немалых усилий федеральных и местных органов власти.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных