Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И эстетические основания художественных стилей




Основные понятия:

семиотика, язык, искусство, знак, символ,

аллегория, метафора

Семиотика

в системе гуманитарного знания

(Семиотика - наука о знаках, знаковых системах и смыслообра-зовании.

Семиотика как наука оформилась в начале XX века, хотя ее проблематика существовала уже в древних философских трактатах. Например, Аристотель в своей «Поэтике» подразделяет символы на «имена» и «зна-


ки». Понятие «знак» он рассматривает в рамках риторики. И хотя речь в данном случае идет о словах, центральное место в его анализе отводится душевному состоянию говорящего, а значит эстетическому воздействию слова. У стоиков впервые появляются термины «означающее» и «означаемое». Именно стоики вводят понятия языковых и неязыковых знаков. Они считают, что означающее телесно, а означаемое - бестелесно.

Особое развитие проблема знаков получает в средние века в трудах Августина Блаженного. В своих трактатах «О диалектике», «О христианской науке», «О троице» он формулирует определение знака как проявление Бога. Августину принадлежит и специфическая систематизация знаков по способу передачи сообщения; он выделяет знаки для глаз, знаки для слуха и для чувств. Он поднимает в своих трудах и такую немаловажную семиотическую проблему, как красота поэтической речи, выделенную им в область риторики. Риторика будет привлекать к себе внимание различных философов вплоть до XIX века, после чего проблемы, развиваемые ею, плавно перейдут в область семантики.

В эпоху Просвещения семиотические проблемы интересовали Д. Дидро, который в своих «Салонах» говорил о том, что в одном и том же произведении искусства содержится несколько смыслов: авторский и зрительский.

Предметом семиотики является информационная система, ядро которой - система знаков. Объектом ее исследования выступает способ означивания: содержание, не обличенное в форму, не входит в круг изучаемых ею проблем. Поэтому ключевым понятием семиотики и ее метакате-горией является понятие знака.

Основные принципы семиотики как фундаментальной научной области впервые были сформулированы Ч. Пирсом (1839-1914), давшем логическую основу зарождающейся науки. В частности, им был сформулирован постулат о структуре семиотического функционирования (репрезентант - интерпретант - референт), осуществлена классификация знаков (иконический, индекс, символ), введено понятие семиозиса (процесса и сферы функционирования знаковой системы).

Прикладная семиотика начинает оформляться в трудах Ф. Соссюра, изучавшего семиотические основания в области лингвистики. Предметом его внимания становится знак, представляющий собой особое отношение означающего и означаемого. Семиология Соссюра дала развитие целому направлению современной семиотики, изучающей проблему специфики знака и его функции.

Наибольшее распространение в XX веке семиотика получила во Франции, образовав там несколько относительно самостоятельных направлений и школ: Парижская школа, которую возглавлял А. Греймас, семиотика значения, представленная Р. Бартом, семиотика коммуникации

Ж. Мунена и А. Мартине. Итальянская семиотика представлена работами У. Эко. Американская семиотика связана с такими именами, как Р. Якобсон, 3. Харрис, Н. Хомский. В России семиотика носит скорее прикладной характер и связана с именем М. Ю. Лотмана.

Первая половина XX века семиотика более активно развивается в лоне лингвистики на основе структурно-семиотических подходов. Вторая половина века делает семиотику частью социально-гуманитарного знания, выводя ее за пределы литературы. Начинают развиваться такие направления, как социосемиотика, семиофизика (Р. Том - теория катастроф), пансемиотика (в которой вся существующая материя рассматривается как глобальное означающее, скрывающее в себе бесконечное означаемое, познаваемое человеком в процессе своего существования), семиотика моды, кулинарии, медицины.

Примерно в 50-60 годы семиотика получила два направления в области своих исследований. Одно из них было представлено работами Р. Барта, в которых семиотика рассматривалась как наука о любых объектах, способных нести в себе некоторый смысл. Другое направление связано с именами Э. Бюйсенса и Л. Примете, определяющих семиотику как науку о таких объектах, которые обеспечивают динамичность коммуникации. В данном случае предметом изучения становятся не знаки, а способы их организации в тексты.

С 1968 года возникает Международная ассоциация семиотики, а в Италии сегодня организован Международный центр семиотики.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных