Морфология искусства. Основные понятия: морфология, вид искусства, выразительное, изобразительное, музыка, архитектура, литература
Основные понятия: морфология, вид искусства, выразительное, изобразительное, музыка, архитектура, литература, живопись, графика, скульптура, взаимодействие, синтез искусств
Морфология искусства в эстетике
Понятие «морфология» пришло из лингвистики и употребляется иногда как синоним понятия «структура». Хотя это не совсем правомерно. I Морфология — раздел наук о характере соотношения частей к целому, их функциональной зависимости, иерархичности, включенности в целое.
Искусство является целостным феноменом культуры, обладающим рядом специфических черт и признаков, которые, в свою очередь, динамичны и разнообразны в каждой культуре. Целостность искусства определяется теми критериями, которыми определяется функциональность и понимание сущности искусства как феномена в конкретной культуре.
Многообразие проявлений искусства в видах обусловлено динамикой культурного развития. Каждая культура создает свои виды искусства и «отбирает» для себя некоторые из тех, которые создали другие культуры. Поэтому можно говорить о системности искусства и его морфологии только в рамках конкретного культурного контекста.
В эстетике возникло несколько моделей морфологии искусства, а также представлений о его структуре.
Первая модель основана на акцентировании преобладания в произведении искусства объективного или субъективного начал: изобразительные виды искусства (преобладание объекта), выразительные виды искусства (преобладание субъекта) и изобразительно-выразительные (в которых эти начала равнозначны).
Вторая модель выделяет пространственно-временное существование художественного образа в произведении искусства: временное, пространственное, пространственно-временное.
Третьей моделью видообразования можно считать способ восприятия художественного произведения определенными органами чувств: визуальные и аудиторные виды искусства.
Четвертая модель классификации подразделяет виды искусства на изящные (свободные, фундаментальные) и прикладные (практические, сервисные).
Общепризнанным является тот факт, что древнее искусство было синкретично и строилось на нерасчлененности художественного мышления. Рождение различных видов искусства явилось результатом развития человеческой культуры. Однако разные виды искусства не существуют раздельно друг от друга, а постоянно взаимодействуют. Сам процесс взаимодействия входит как обязательный в сферу реального бытия искусств. Первым это доказал Лессинг в «Лаокооне».
В эстетике и искусствоведении наших дней существует деление на традиционные виды искусства (музыка; живопись; скульптура; архитектура; литература; декоративно-прикладное искусство).
В классической эстетике есть также синтетические виды искусства, объединяющие в себе несколько традиционных видов (хореография; цирк; театр; кино и др.). Однако все перечисленные виды морфологии искусства представляются однобокими и неполными.
Искусство - это сложное явление, которое существует как целостность и в то же время разнообразно по своим проявлениям* Цело-
стный взгляд на искусство как единую систему предполагает представление его как стереофоническую, многоплоскостную систему относительно самостоятельных, но взаимосвязанных друг с другом элементов. Такой взгляд возможен только при рассмотрения каждого вида искусства как сложной подсистемы искусства.
Вопросы и творческие задания
1. Что такое морфология искусства?
2. Какие существуют принципы в разных моделях морфологии искусства? В чем их недостатки и в чем достоинства?
3. Сделайте таблицу сравнения систематизации видов искусства Г. Гегеля и А. Шопенгауэра.
4. Подготовьте сообщения на темы:
- Музыка как выразительное искусство.
- Скульптура как пространственное искусство.
- Изобразительность в живописи.
- Интерпретация и исполнение как эстетическая проблема.
- Выразительное и изобразительное в разных видах искусства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|