Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И эстетическая деятельность




Основные понятия:

эстетическое сознание, деятельность, эстетическая установка, эстетическое восприятие и мышление, эстетическое отношение, дизайн, зкоэстетика, эстетические чувства, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетические взгляды, эстетическая концепция, эстетическая ценность

Понятие и специфика эстетического сознания

Эстетическое сознание - та часть сознания, которая связана с процессами эстетического восприятия и художественного мышления, дающая человеку возможность получать, интерпретировать и накапливать эстетические впечатления, самостоятельно производить и потреблять художественные ценности. В основе эстетического сознания лежит психическая деятельность Мозга и духовная активность человека. Психическая деятельность мозга проявляется в возникновении эмоций, которые становятся эстетическими


переживаниями только на уровне сознания, представленного духовной деятельностью.

Одной из ключевых проблем в современной науке является выделение соотношения логического и чувственного, рационального и иррационального начал в эстетически-художественном осознании человеком мира. Художник для выявления своего понимания жизни отбирает и показывает отобранные явления с таких сторон, которые помогают понять причинно-следственные отношения изображаемых явлений. Образ и есть модель таких отношений. Человек может создавать для себя не одну, а несколько таких моделей-образов мира: религиозную, художественную, научную, каждая из которых будет дополнять другую.

Эстетическое сознание может рассматриваться на двух уровнях; индивидуальном и общественном, В первом случае говорят о проявлении общественного сознания в сознании индивидуальном, во втором - об обобщенности единичного во всеобщем на уровне сознания. Основным отличием эстетического сознания от других форм сознания является его образная основа.

Художественно-эстетический образ - это эстетическое и искусствоведческое понятие, которое раскрывает связь между действительностью и искусством и проявляет собой специфику искусства.

Художественный образ есть конкретно-чувственное, целостное видение явления или процесса с позиций эстетической установки субъекта. Это особая конкретно-чувственная модель, рожденная человеческим воображением, но обусловленная восприятием реальных вещей или событий, требующая воплощения в конкретной форме.

Как рождается художественный образ? Рационально сталкивая два разных явления, можно проследить некоторую взаимосвязь, называемую метафорической (например, мама и Родина, девушка и ива). Возникновение и осуществление этой связи происходит посредством художественного образа. Но это только один из возможных случаев возникновения художественного образа, построенный на сравнении. Метафоричность ярко проявилась на ранних стадиях человеческого существования - в искусстве и мифологии древних культур. Уже на заре своей истории древний человек понял нетождественность воспринимаемого объекта и возникающего при этом идеального образа.

Художественный образ - единство мысли и чувства, рационального и иррационального. Художественное воплощение есть единство эмоционального, эстетического и разумного. Художественный образ отличается условностью и правдивостью одновременно, так как он воплощает в себе то, что видит художник (часть реальной действительности), то, что он при этом чувствует (часть его субъективного мира) и то, о чем мечтает (ин-

туитивно предчувствует). В разных художественных произведениях все перечисленные составляющие художественного образа могут раскрываться совершенно по-разному. Например, в таких жанрах, как сказка, фантастика в большей степени будет присутствовать желаемое, воображаемое человеком, основанное на его интуиции. Реалистическая живопись основана на образах, в которых преобладает реально видимое. Картины же художников-импрессионистов скорее наполнены чувственными образами. Но нельзя забывать, что в художественном образе присутствуют все перечисленные выше составляющие, определяющие его художественно-эстетическую ценность.

Другая характерная черта художественной образности связана с ее ассоциативностью. Ассоциативность проявилась ярко уже в раннем фольклоре древних народностей (в основе сказок, например, лежит принцип ассоциативности).

Важнейшей отличительной особенностью эстетического сознания является его незаинтересованный характер. Человек, осознающий эстетически, поднимается над повседневностью, перестает быть зависимым от окружающего мира, обретает духовную свободу. Ф. Шиллер называл красоту «образом свободы».

Структура эстетического сознания

Структуру эстетического сознания составляют:

эстетическое чувство — непосредственное эмоциональное переживание индивидом своего эстетического отношения к действительности, фундамент эстетического восприятия, представленное способностью воспринимать непосредственно окружающий мир, переживать прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Эстетическое чувство обусловлено такими психофизиологическими явлениями, как зрение и слух, но является исключительно человеческим. Эстетическое чувство может быть развитым, глубоким, многогранным или неразвитым, а, следовательно, ограниченным. Эстетические чувства могут быть также извращенными;

эстетическое впечатление - память об эстетических контактах, способность представлять и оценивать их вне самого контакта;

эстетический идеал — представление о совершенном, соединенное с действительностью, представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится критерием и вектором деятельности человека. Идеал формируется путем отбора лучших эстетических ориентации, продиктованных эстетическими вкусами. Идеал - это то, что видит человек в своем воображе-


нии, тот прообраз желаемого. Идеал служит критерием оценки уже существующего;

эстетическая потребность - заинтересованность человека (общества) в освоении эстетических свойств мира;

эстетический вкус — сложившаяся в сознании индивида система критериев и способов отбора, оценки и осмысления эстетически значимых явлений действительности, способность непосредственно, по впечатлению, без специального анализа судить о прекрасном или безобразном в искусстве и жизни. Эстетический вкус определяет уровень эстетического развития личности, степень ее способности адекватно оценивать эстетические и художественные ценности. Эстетический вкус может быть развитым или неразвитым, а также быть истинным или извращенным. Эстетический вкус носит как индивидуальный, так и культурно-исторический характер;

эстетическая оценка — процесс и результат соотнесения действительного и желаемого, реально существующего и идеала;

эстетическое суждение - это способность аргументировано, на основе анализа судить о прекрасном и безобразном в жизни и в искусстве. Оно основывается на глубоком понимании сущности эстетического вообще и эстетической ценности воспринимаемого объекта, на его изучении, доказательности, обоснованности своей позиции, точки зрения;

эстетическая концепция - относительно устойчивая система эстетических подходов к освоению и преобразованию действительности, эстетических установок к деятельности, обусловленная культурно-историческим своеобразием среды;

эстетические взгляды - это высказывания теоретического характера.

Эстетическое сознание осуществляется через взаимодействие процессов восприятия человеком окружающего мира и мышления. Восприятие больше связано с психическими процессами, мышление — с духовными, хотя резкой 1раницы между ними провести нельзя. Восприятие как сознательный процесс обусловлено мышлением человека, а мышление как теоретическая обработка не может существовать без предоставляемого органами чувств эмпирического материала.

Эстетическое восприятие предполагает взаимодействие с объектом, в качестве которого может выступать не только произведение художественной деятельности человека, но и предметы, явления окружающего мира, не являющиеся искусством. Художественное восприятие предполагает взаимодействие с художественным объектом - произведением искусства. Оно обязательно предполагает и эстетическое реагирование. Но иногда

бывает, что человек (например, профессиональный искусствовед) сосредотачивается только на художественной стороне воспринимаемого произведения искусства (рационально определяет стиль, жанр, авторство, специфику произведения), приглушая в себе эмоциональный восторг перед тем, что видит.

Эстетическое восприятие отличается от художественного не только предметом, но и характером протекания, осуществлением самого восприятия. Основным отличием эстетического восприятия от других его форм является преобладание эмоций. Эмоциональные переживания, как правило, носят сугубо личностный характер.

Своеобразие эстетического восприятия состоит и в том, что эстетическое переживание определяется соотнесением воспринимаемого объекта с эстетическим идеалом.

Эстетическое восприятие есть восприятие и оценивание мира через призму идеала. Эстетическое восприятие ассоциативно и коррекционно. Воспринимая объект эстетически, мы склонны к рождению ассоциаций и идеализации этого объекта в равной мере. Поэтому эстетическим восприятием будет являться такое восприятие, которое предполагает наличие эстетических характеристик этого процесса.

На духовном уровне, связанном с рациональностью человека, эстетическое сознание проявляется в процессах мышления. Мышление необходимо человеку для того, чтобы осознать, оценить свои чувства. Кроме того, мышление помогает человеку и в некотором смысле управлять своими чувствами, делая их «разумными». Мышление играет огромную роль в художественном творчестве, художественном образовании, эстетическом воспитании и самовоспитании.

Данный процесс можно представить в виде определенных этапов:

- формирования вторичного эстетического образа, выраженного в виде гиперболы, шаржа и т. д.;

- формирования образных комбинаций из первичных и вторичных образов по принципу подобия или контраста;

- образного моделирования.

Бессознательные процессы чувственного восприятия человека

Проблемы бессознательного в восприятии человека, несмотря на то, что интересовали образованных людей практически всех эпох, на научную основу были поставлены только в конце XIX - начале XX веков. Новый подход к изучению психических оснований человеческой деятельности, названный психоанализом, был найден Зигмундом Фрейдом - авст-


рийским врачем-психиатром. Бессознательное и сознательное в теории Фрейда являются уровнями психической проявленности личности. Согласно его теории в основе всех бессознательных процессов человеческой психики лежит единый стимул — стремление к удовольствию. Все эмоциональные переживания контролируются энергией пола - либидо. Неудовлетворенность либидо приводит к вытеснению сознательных актов в бессознательные. Став бессознательным, энергия либидо переживает процесс сублимации, т. е. перерождения в творческую энергию. Бессознательное по Фрейду - это нереализованная половая энергия.

Дальнейшее развитие теория бессознательного находит в трудах ученика Фрейда - Карла Густава Юнга. Юнг ввел понятие коллективного бессознательного, способного проявляться в творчестве отдельного индивида. Коллективное бессознательное в отличие от фрейдовского бессознательного не образуется в человеке в процессе его жизни, а является врожденным, вырабатываясь всем человечеством. Юнг активно использует понятие архетипа (греч. - начало + образ) - особого первообраза, первичной формы, образца. Данное понятие уже существовало в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.). Юнг расширяет это понятие. Согласно Юнгу, архетипы являются врожденными изначальными психическими структурами, образами, составляющими основу коллективного бессознательного и лежащими в основании общечеловеческой символики, но одновременно они — и результат исторического развития человечества. Архетипы, согласно представлениям Юнга, играют значимую роль в процессе художественного творчества, связаны с воображением и фантазией, проявляются в снах и галлюцинациях. Но наиболее ярко эти прообразы проявляются в символах искусства.

Константин Станиславский ввел термин «сверхсознания», отнеся к нему те процессы, которые предшествуют художественному творчеству: предчувствия, гипотезы, озарения, догадки, интуиции. Сверхсознание помогает принять человеку решение до вмешательства того опыта, который у него есть.

Эстетическая деятельность

Эстетическое сознание является направляющим и контролирующим, а также обеспечивающим фактором любой деятельности. Чтобы человек ни делал (пек хлеб или шил одежду, изготавливал мебель или создавал произведение искусства), в его деятельности присутствует эстетический компонент. Он удовлетворен результатом своего труда тогда, когда ему нравится то, что у него получилось. Поэтому говорят, что эстетическое - это универсальное свойство человеческой деятельности вообще. В свою оче-

редь, всякая деятельность способна оказывать влияние на эстетическое сознание, которое подвержено динамическим изменениям.

С другой стороны, мы говорим о многообразии человеческой деятельности, выделяя научную, художественную, религиозную деятельность и т. д. Кроме того, можно говорить об особой направленности деятельности, например, теоретическая деятельность, практическая деятельность. Можно ли говорить об эстетической деятельности как самостоятельной разновидности деятельности и каковы, в таком случае, ее характерные черты? В философии сложилось несколько мнений по поводу этой проблемы. Например, эстетическое как свойство любой деятельности вообще и эстетическая деятельность как «деятельность в ее общечеловеческой значимости» (Ю. Борев). Борев утверждает, что эстетическую деятельность нельзя отождествлять с художественной деятельностью, так как эстетическая деятельность - более широкое понятие. Но в то же время художественная деятельность - высшая форма эстетической деятельности.

Особенностью эстетической деятельности, на наш взгляд, можно считать то, что она осуществляется «внутри» человека, обусловлена его переживаниями и мыслями, впечатлениями и потребностями, и ее результат сложно определим в силу своей чувственно-духовной направленности. Что является ее результатом? Человеческое чувство или его изменение, желание видеть что-то, доставляющее наслаждение?

Эстетическая деятельность может «переходить» в художественную, т. е. заканчиваться созданием произведения искусства, а может и не заканчиваться. Например, человек может любоваться зарей и при этом, даже не думать о возможности создания картины. В таком случае можно говорить об эстетической деятельности как самостоятельной разновидности деятельности человека.

Дизайн

С середины XX века начала быстро развиваться особая художественно-эстетическая деятельность, связанная со сферой материального производства, получившая название дизайна. Дизайн можно рассматривать как один из наиболее ярких проявлений эстетической деятельности человека в XX веке.

Дизайн — художественное проектирование и процесс промышленного производства полезной и красивой вещи. Сегодня дизайн является одной их наиболее развитых сфер эстетической деятельности человека вне искусства.

Дизайн возникает на основе «Практической эстетики» Г. Зимпера, Рассматривающей ремесла как виды искусства, в которых объединены


техническое и художественное начала. В XX века рождается новое понятие «технической эстетики», которая направлена на теоретическое обоснование эстетических законов в быстро развивающемся техническом мире. Базой нового направления становится объединение архитекторов и промышленников «Веркбунд», ставшее официальным в Мюнхене в 1907 году. Следующий этап - «Баухауз» - Высшая школа строительства и художественного конструирования. Таким образом, дизайн (дословно «проект») возникает на основе проектирования и конструирования в архитектуре и строительстве, прикладных видах искусства, но распространяется на всю предметную среду человека. Техническая эстетика становится теоретическим фундаментом прикладного дизайна. Это направление нацелено на совершенствование предметной среды, создаваемой техническими средствами. Современная техническая эстетика изучает общественную природу дизайна и закономерности его развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника-конструктора.

Важнейшей составной частью дизайна является художественное конструирование, представляющее собой сплав искусства и техники. Основа подлинной красоты в технике - целесообразность в форме, размерах, сочетании цветов и др. Дизайн также рассматривает вопросы рациональной организации рабочего места, оборудования интерьера, освящения, рабочей одежды и др.

Дизайн нацелен на то, чтобы вещь, которая попадает к нам в руки, была не только полезна, но и красива, вызывала желание «общаться» с ней. При этом красота вещи должна находиться в соответствии с ее предназначением. Например, упаковка продукта должна не только радовать глаз, привлекать внимание покупателя, но и объяснять, что находится внутри, убеждать, что это для нас необходимая вещь. Поэтому можно найти связь дизайна с рекламой. Реклама строится на принципах дизайна, но в отличие от него нацелена, прежде всего, на привлечение внимание и убеждение покупателя в необходимости совершения покупки. Реклама «кричит» о достоинствах продукта, но «умалчивает» о его недостатках. Дизайн же стремится примерить понятия пользы и эстетичности, желания и необходимости, потребности и вкуса.

Сегодня дизайн уже перешагнул границы производства и уверенно вошел в повседневную жизнь человека.

I Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий, сочетание полезности и практичности с красотой.

Эти качества включают и внешние черты изделий, но главным образом - структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают

— _ _———

изделия в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Основной закон дизайна - соответствие функции современным вкусам потребителя и общим задачам преобразования мира по законам человеческой красоты.

Дизайновская форма - проявление материала, технологии, качества, назначения и характера использования. Поэтому в дизайн входит заведомо больше информации о продукте, чем в рекламу. Рекламирование товара может осуществляться в нескольких направлениях: привлечение внимания к товару (например, специальной яркостью или необычностью оформления, специально выделенной эмблемой «новинка» и др.), создание иллюзии уже давно знакомого и привычного (например, «Домик в деревне», кефир «Домашний») и др. Эстетика дизайна, в данном случае, направлена на формирование определенного отношения к предлагаемой для потребления продукции.

Современный дизайн имеет особое направление, получившее название бионики. Эстетическая задача данного направления заключается в том, чтобы максимально сблизить продукцию с биологическими характеристиками человека. Продукт в данном случае должен иметь наиболее естественный, природный вид. Такое направление получает большое развитие в условиях повышенного интереса к экологическим проблемам и необходимости решения глобальных проблем человечества.

Дизайн условно осуществляется в нескольких последовательно сменяющих друг друга этапах:

- создание проекта (на этом этапе выдвигается и формулируется цель дизайна данного продукта);

- разработка функциональной структуры (производится анализ структурно-функциональной характеристики производимого товара, вычленяются наиболее необходимые для вынесения в качестве рекламы свойства, подбираются соответствующие элементы дизайна);

- стайлинг (стилистическое оформление, придание эстетической целостности продукции).

В XXI век дизайн вошел как национальное явление. Сегодня говорят о национальных школах дизайна, каждая из которых имеет яркую специфику. В Западной Европе законодателем дизайна стала английская школа. Само словосочетание «английский дизайн» практически равноправно с устойчивостью употребления фраз о «швейцарском банке», «французском отношении к женщине», «немецкой пунктуальности» и т. д.

Главным принципом современной английской школы дизайна является стремление к незнанию того, что было в дизайне до тебя, призыв создавать то, что покоряет новизной идеи, необычностью подхода. Но при этом новое должно непременно сочетаться со старым. Здесь важно восхи-


тить тем, что, казалось бы, лежит на поверхности, но перестало привле- '. кать к себе внимание. В качестве примера можно привести работы Ж. Стенли, прославившейся своими сервизами, создающими иллюзию одноразовых пластиковых стаканов и тарелок, но выполненных из высококачественного фарфора. Не менее популярны работы Яна Карнби, создавшего мягкие, сгибающиеся под телом уличные скамейки, сделанные из полиэтилена.

Именно английским дизайнерам принадлежит идея создания совершенно нового дома будущего, центром которого станут компьютерные технологии. В основе их идеи лежит принцип «слышащего» и «понимающего», который будет реагировать на голос хозяина и отвечать ему в форме человеческой речи. Представьте себе, что вы входите в дом и просто сообщаете, что очень устали, голодны и хотите спать. Компьютер, приняв это сообщение, готовит вашу кровать, наполняет ванну теплой водой и подает вам уже готовый ужин. Стивен Дуга - автор и создатель такого проекта.

Американская школа современного дизайна отличается интересом к возможностям света в осознании человеком окружающего пространства. На прошедших в феврале 2002 года в США Олимпийских играх Америка демонстрировала свои достижения и в области этого направления дизайна. Американские мастера предлагают не просто новое поколение осветительных приборов, которые стали частью интерьера, а светящиеся потолки, стены, пол, позволяющие по-новому воспринимать пространство. Главным оказывается то, как подается свет. Свет может подниматься вверх и рассыпаться нисходящим потоком. Он может быть узко направленным или расползаться по поверхности стен ажурным узором. Свет способен создавать и цветовые комплексы, окрашивая помещение в разные цветовые зоны.

Немецкая школа дизайна предлагает идею прозрачной, легко разбираемой и способной к многократному, вариативному использованию составляющих элементов в комплексе мебели. Главным критерием удобства становится возможность использования предмета по-разному в разных ситуациях. Например, диван может стать несколькими креслами, кроватью, выполняя еще и функцию шкафа или комода. При этом все должно быть простым в использовании и привлекательным на вид. Эстетичность мебели чаще связывается с критерием вписываемости в интерьер, ненавязчивости, согласованности с другими предметами.

Однако прогнозы дизайнерского мастерства говорят о том, что нас уже ожидают перемены, связанные с нарастанием интереса к восточному искусству и культурам.

Экоэстетика

Особой разновидностью взаимодействия дизайна с эстетикой стала экоэстетика. Экоэстетика развивается как синтез красоты и бережного отношения к природному и естественному. Ее главным принципом становится гармония красоты и безвредности для природы. Впервые человек делает попытку преобразования мира без вмешательства в его законы.

Экоэстетика исследует проблему взаимодействия человека и природы в контексте культуры. Она изучает окружающую среду как эстетический объект, рассматривает возможности эстетического воспитания с позиций экологии, ищет новые пути взаимодействия техники, науки, природы, человека и искусства.

Особенностью экоэстетики является то, что она разделяет эстетическое и художественное как совершенно самостоятельные области человеческого сознания: к эстетическому сознанию относится природа, эстетически-художественному - искусство, к художественному - художественно-познавательные произведения искусства.

Экоэстетика предлагает осваивать природу согласно накопленному искусством опыту. Любой природный объект в этом направлении приобретает статус объекта эстетического восприятия, в то время как в классической эстетике природа рассматривается как эстетический опыт, реализуемый в художественной форме.

Безобразным в природе становится то, в чем нарушено природное, естественное начало. Прекрасным же является все природное в своем первозданном виде. Экология рассматривается как способ сохранения и приумножения прекрасного в мире окружения человека. Концепция гармонии в экоэстетике наполняется моральным содержанием: человек должен быть гуманным по отношению к той среде, которая позволяет ему существовать.

Данное направление занимается разработкой проблем, связанных с «экологическим комфортом». Например, существует проект М. Шейфера, названный «звукоэкологией», направленный на создание максимально комфортных условий звуковой среды для человека. Человек в состоянии сегодня так организовать свое звуковое окружение, что оно будет само по себе «моделировать» успешность его существования. Идеи движения за гармоничное звуковое пространство продолжаются в возникшем (в 1970 году) на этой основе «экологическом искусстве». Приблизительно в это же время возникает направление «sound art», связанное с такими понятиями, как «звуковое созерцание», «звуковое пространство», «звуковое моделирование среды», «звуковая скульптура». В этом направлении работают Судзуки Тэроу Билл Фонтан, Хосе Маседа.


Эстетическое принадлежит всем видам человеческой деятельности, охватывает все жизненные пространства человека. Художественная деятельность имеет приоритет высшего статуса проявления эстетического отношения к объекту. В художественной деятельности закрепляются высшие достижения эстетического сознания. Художественная деятельность совершенствует эстетическое сознание.

Эстетическое в современности стремится выйти за рамки художественного, став повседневностью. Наиболее ярко это проявляется в дизайне и экоэстетике.

Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала.

Федор Достоевский

Вкус - это эстетическая совесть. Жан Поль

Красота поступка состоит прежде всего в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения.

Иммануил Кант

Искусство смягчает нравы. Античный афоризм

Все прекрасно, что нравственно,

Флобер

Вопросы и творческие задания

1. В чем заключается специфика эстетического сознания?

2. Какие уровни эстетического сознания можно выделить? Как они связаны между собой?

3. Что сближает эстетическое сознание с религиозным?

4. Что вы знаете о бессознательном, коллективном бессознательном и сверхсознательном?

5. Как понимал роль бессознательных процессов в творчестве 3. Фрейд?

6. Как, по мнению К. Юнга коллективное бессознательное проявляется в искусстве?

7. Кто ввел в научный обиход понятие сверхсознания и в чем психологическая природа данного понятия?

8. Как эстетическое сознание связано с деятельностью человека?

9. В какой деятельности человека эстетическое сознание проявляется наиболее ярко?

10. Составьте краткий конспект основных работ 3. Фрейда, К. Юнга о роли бессознательных процессов в чувственном восприятии человека.

11. Что такое дизайн и как он связан с эстетическим сознанием?

12. Какие школы дизайна существуют сегодня?

13. Что такое экоэстетика?

14. Проведите дискуссию на тему «Экоэстетика и красота моего города».

Темы для рефератов

1. Эстетический вкус как «способность суждения» в философской системе И. Канта.

2. Роль эстетического идеала в становлении мировоззренческих установок личности.

3. Сознательное и бессознательное в искусстве XX века.

4. Значение теории психоанализа 3. Фрейда в эстетике.

5. Значение основных идей о сверхсознании К. Станиславского для эстетических теорий современности.

6. Символическое и коллективное бессознательное в искусстве (по Юнгу).

Советуем прочитать

1. Столович Л. Н. Эстетическая и художественная деятельность: Сущность, специфика, соотношение. - М., 1983.

2. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. // Эстетическая мысль XX века. Часть I.-М., 1997.

3. Юнг К. Зигмунд Фрейд. // Эстетическая мысль XX века. Часть I. - М., 1997.

4. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. (Любое издание).

5. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда. - М., 1997.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных