Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Человек как объект и субъект эстетического восприятия




Основные понятия:

человек, физическая красота, духовная красота,

эстетика внешности, эстетика поведения

Человек как предмет эстетики

Эстетика рассматривает человека как объект эстетического восприятия или как субъекта эстетического переживания. В первом случае мы говорим о другом по отношению к нам человеке, о том, которого мы видим, слышим, с которым общаемся или общались когда-то. Во втором случае речь идет о человеке, который сам воспринимает предметы окружающего его мира. Человека, оценивающего все исключительно с эстетической точки зрения, или особого поклонника искусства, которое является высшим воплощением эстетического, обычно называют эстетом. Однако, как правило, не все люди и не всегда воспринимают эстетически. Когда же человек воспринимает что-либо эстетически, он становится субъектом эстетического восприятия.

Кроме того, и человек может быть представлен как единство двух сущностей: материальной и духовной. Материальная сущность человека предстает перед нами как его тело. В таком случае мы говорим о физической красоте. Материальную сущность другого человека мы воспринимаем при помощи наших органов чувств, информацию которых осмысливаем и анализируем. Но есть еще и другая сторона человека, называемая философами духовной составляющей человека. Сюда можно отнести то, о чем думает человек, его желания, мотивы поступков, характер отношения к тем или иным событиям и другим людям и т. д. При этом мы воспринимаем действия человека, результаты его поступков, оцениваем их с позиций нравственности и морали. В таком случае мы говорим о духовной красоте человека.

Физическая красота представлена сложным комплексом соответствия всеобщего и единичного, всечеловеческого (антропологического) и индивидуального. Если тело человека идеально соответствует антропологическим нормам, но при этом лишено индивидуальности, оно вряд ли будет запоминаться и вызывать ощущения прекрасного. Индивидуальное должно соответствовать, дополнять, украшать общечеловеческое. Гармоничное сочетание общепринятых (антропологических) норм и неповторимости облика соответствует эстетической категории прекрасного. В противном случае возникает ситуация безобразного проявления внешности человека. — ——

Когда в. человеке проявление индивидуального начала сильно преобладает над общими нормами (например, слишком высокий или слишком низкий), и этот разрыв оказывается значительным, то такая внешность соотносится с понятием комичного. Приглушенность индивидуальных физических черт приводит к тому, что человек не привлекает нашего внимания и может сразу не вызвать к себе интереса. В таком случае восприятие человека (при условии длительного контакта) волей или неволей акцентируется на его духовной сущности, оставляя восприятие внешности пассивным и не запоминающимся.

Но представлять человека только как простое соотношение духовного и физического начал неверно. Человек — существо стереофоническое, представленное комплексом взаимосвязанных величин, соотношение которых может быть самым непредсказуемым. К сожалению, такой «стереофонический», все учитывающий подход к человеку в эстетике еще не найден. Возможно, что эта проблема будет решена эстетикой будущего.

Физическая красота человека

Физическая красота человека чаще всего определяется такими понятиями, как пропорциональность, размер (величина), соответствие и др. К ней мы можем отнести густоту и цвет волос, форму головы, оттенок и качество кожи, форму ногтей, изгиб бровей, стройность осанки и т. д. Кроме того, физическая красота обладает способностью проявляться в динамике, движении человека. Тогда говорят о его походке (летящей, тяжеловесной, неуклюжей или подпрыгивающей), особенностях движений (грациозности или резкости, угловатости или плавности и др.), манерах, речи и т. д.

Физическая красота человека связана с его одеждой, косметикой (причем не только для женщин, но и для мужчин), аксессуарами и т. д. и во многом обусловлена поведением. Все эти факторы влияют на отношения людей. Все формы человеческого поведения в той или иной мере имеют эстетический характер. Например, манеры человека могут оцениваться как прекрасные или низменные и т. д. На это оказывает влияние еще и нравственные представления, господствующие в обществе.

Эстетика поведения невозможна без культуры речи, в которой можно выделить три основных аспекта:

• фонетический - выражается в звучности, мелодичности, выразительности, тембровости, темпе и интонации речи;

• семантический - выражается в точности и полноте выраженной мысли, точности и легкости для восприятия, образности и «живописности»;

___ —


• прагматический - выражается в способности речи вызывать эмоциональный отклик.

I Культура речи - соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, умение использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Большое место в эстетике общения сегодня отводится моде и искусству внешнего вида, обусловленному стилем личности. Человеку свойственно стремление подвергать эстетико-художественному преобразованию не только окружающую предметную среду, но и самого себя. Поэтому одежда сегодня имеет не только утилитарное, но и эстетико-художественное значение. Именно с этим аспектом связан феномен моды.

IModa (лат. Modus — мера, способ, правило)непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры.

Мода - явление культурно-историческое, подверженное динамике и обусловленное изменениями, происходящими в духовной и в социальной жизни человека, которое можно рассматривать как проявление эстетического общения. Одеваясь модно, человек проявляет свое желание выглядеть эстетично для других людей.

Существует также понятие стиля одежды, связанного с некоторой временной устойчивостью в рамках определенного времени некоторых черт одежды. Стиль одежды определяется конкретными культурными предпосылками. В отличие от стиля, мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов, одежды и художественных произведений.

Моде свойственно принимать элитарный или массовый характер. Она имеет и возрастные уровни предназначения.

Эстетическое воздействие внешности связано не только с одеждой, но и с комплексом дополнительных средств (косметикой, украшениями и др.), выполняющими, как правило, только эстетическую функцию. Одежда, косметика и украшение должны составлять строгий ансамбль с позиций законов эстетики.

Каждая культура создает свои идеалы и критерии физической красоты. Например, европейская красавица сегодня должна быть молодой девушкой стройного телосложения, особой пропорциональности, высокого роста. Африканская красавица по многим показателям имеет прямо противоположные характеристики: она женщина (часто не только жена, но мать нескольких детей), довольно пышных форм и невысокого роста. Африканские племена часто имеют трудно воспринимаемые с позиций европейского менталитета критерии физической красоты: иногда это

вытянутые черепа в форме бутылки, иногда — удлиненная шея при по-

— _.. _

,ощи нанизывания на нее особых колец, перетянутые узкими кольцами редплечья и т. д.

Со времен Древней Индии идеал женственности практически не из-:енился: женщина должна быть небольшого роста, но и не маленькой, меть пышные формы, но тонкую талию, узкую кисть руки и небольшую гопу, волосы на голове предпочтительнее густые, но волосы на лице или еле скорее соответствуют безобразному в ее облике.

Белорусский идеал красоты женщины во многом греческого проис-ождения: большинство европейцев сходится на том, что к прекрасным ертам женской внешности следует отнести небольшой нос, большие гла-а, утонченные и нежные очертания лица, пышные волосы, маленькие ши, яркий румянец, сочные пухлые губы, но маленький рот, некрупные елые зубы. Все эти признаки принадлежат к роду особенностей детского ица. Красивая женщина с пдзиций мужчины отличается сочетанием пол-оценных половых признаков зрелой самки с детоподобным лицом.

Однако существует и славянский тип идеала красавицы, характерный о сегодняшнего дня для белорусской ментальности. Среди наиболее ха-актерных черт славянского идеала красоты можно назвать, такие, как круглость и мягкость форм, невысокий рост, нежно розовый оттенок и [атовость кожи, яркость и изогнутость бровей, пышность ресниц, густота длина косы и т. д.

На физическую красоту человека можно также посмотреть с пози-,ий статики и динамики. Красота человека может быть статичной: анример, лицо поражает только тогда, когда мы видим его без вижения, в спокойной позиции. Тогда говорят, что это фотогеничное ицо. Но это же лицо может не привлекать нас, когда мы общаемся с еловеком, т. е. наблюдаем его в движении, динамике.

С другой стороны, человек может быть некрасивым в статике, но ка-аться красивым в динамике. Тогда говорят о «светящемся лице», «поко-1яющем взгляде» и т. д. Поэтому можно сделать вывод о том, что физиче-кая красота человека может измеряться или оцениваться с разных пози-1,ий: с учетом или без учета ее статичности или динамичности.

Духовная красота человека

Духовная красота человека определяется совсем иными критериями, [ем красота физическая. Мы говорим, что данный человек обладает обая-1ием, обворожителен, привлекателен. Духовная красота в отличие от кра-;оты физической проявляется не сразу, она не «бросается» в глаза, а рас-:рывается постепенно в общении с человеком. Она всегда динамична,. е. развернута во времени, потому что обусловлена деятельностью чело-!ека и его поступками.

——— 75


Духовная красота более устойчива, она меньше подвержена «воздействию» времени. Красивым духовно человек может оставаться всю жизнь, и такая красота будет привлекать к нему других людей всегда. Возможно, именно с этим связаны представления людей о вечной, не умирающей душе и стареющем теле. Если у человека красивая душа, он согревает своим обаянием окружающих одинаково как в детском возрасте, так и став глубоким стариком.

Духовная красота человека труднее описывается словами, сложнее передается вербальными способами, а скорее стремится к языку чувств. Она переживаема в большей степени, чем описательна и измерительна. Однако одно можно сказать с уверенностью: духовная красота имеет гораздо большее значение для людей, чем физическая. Достаточно вспомнить народную мудрость «с лица воды не пить», «не родись красивым, а родись счастливым» и т. д. Хотя важность физической красоты человека ни в коей мере принижать нельзя.

Проблема гармоничности духовного и физического начал в человеке

По законам классической эстетики прекрасным должен быть признан тот человек, у которого прекрасны и душа, и тело. Гармония двух начал соответствует представлениям человечества о совершенстве. Но кто сможет привести такой пример? Такого человека просто не существует. Один и тот же человек порою кажется смешным или вызывает восхищение; иногда мы можем остановить свой взгляд на ком-то, сказав себе: «Как он красив!» и тут же усомниться в этом, начав слушать его речь. Почему в народе говорят, что с лица воды не пить? Ведь часто бывает так, что человек прекрасен для нас, хотя другие не находят его красивым в физическом плане? Так что же такое «прекрасный человек»?

Вообще, когда говорят о проявленности человека с духовной стороны, то подразумевают такое понятие, как «личность». Личность - это скорее понятие духовное, чем физическое. Поэтому, когда мы имеем в виду красоту духовную, правильнее будет говорить о красоте человеческой личности. Красота личности - уже проявленная красота души, красота, ставшая возможной для восприятия другими людьми на более высоком, духовном уровне.

Человек может представляться как совершенство с позиций эстетической оценки. Его совершенство обеспечивается гармоничностью и целостностью проявлений его личности. Гармония духовного и физического - это только одна из возможных форм проявления совершенства человека. Но главный критерий в определении этого совершенства по-прежнему остается в эстетике проблемной темой. Эстетические основания восприятия одним человеком другого - это

очень сложная проблема, решить которую можно только в случае комплексности, созвучности, гармонии всего того, что так или иначе помогает нам строить свои отношения с другими людьми, продлевать контакты с ними или отказываться в дальнейшем от них.

Если мужчины ценят в женщинах красоту выше, чем ум, то это потому, что на свете больше дураков, чем слепых.

Луиза де Вильморен

Молодая красивая женщина - это чудо природы. Немолодая красивая женщина - это чудо искусства.

Янина Ипохорская.

Красота без очарования - все равно что крючок без наживки.

Нинон де Ланкло

Нет некрасивых женщин - есть только женщины, не знающие, что

они красивы.

Вивьен Ли

Очарование - это невидимая часть красоты, без которой никто не может выглядеть по-настоящему красивым. Красота - это самоощущение, и оно отражается в твоих глазах. Это не физическое явление.

Софи Лорен

Мода никогда не бывает красивой, зато она делает уродливым все, что ей предшествовало.

Настоящая элегантность состоит в том, чтобы одеваться как все, но на неповторимый манер.

Франсуаза Жиро

Недостаток теперешнего обтянутого дамского костюма в том, что он не столько прикрывает то, что есть, сколько обнаруживает то, чего нет.

Василий Ключевский

Вопросы и творческие задания

1. Какие подходы к изучению человека существуют в эстетике?

2. Что такое физическая красота?

3. Что определяет специфику духовной красоты?


4. В чем заключается проблема единства физической и духовной красоты?

5. Почему каждая культура создает свои критерии красоты человека?

6. Подготовьте сообщения на темы:

- Красота женщины в разные периоды развития западноевропейской культуры.

- Красота мужчины в истории западноевропейской традиции.

- Красота внешности человека в древних культурах Востока.

- Духовная красота как проявление божественного в христианском учении.

- Идеал красоты человека в Древней Греции и Древнем Риме.

- Красота речи человека.

- Красота человека и любовь.

- Понимание красоты человека как проявление его высшей нравственности в литературных образах русских писателей.

- Красивые поступки людей в истории человечества.

- Красота поведения.

- Эстетика костюма и макияжа.

Темы для рефератов

1. Эстетическое и этическое в трудах философов античности.

2. Красота мужественности и женственности в художественных образах Л. Толстого.

3. Духовная красота в творчестве Ф. Достоевского.

4. Женские образы в творчестве А. Пушкина.

5. Образ «вечной женственности» в философском учении В. Соловьева.

6. Женственность и современность.

7. Женственность и феминизм.

8. Мужественность как критерий эстетичности.

Советуем прочитать

1. Крюковский М. И. Homo pulcher = Человек прекрасный: Очерк теорет. эстетики человека. - Мн., 1983.

2. Крюковский М. И. Логика красоты. - М., 1965.

3. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. - СПб., 1999.

4. Маргеттс Бет. Боди-арт: Более 25 сенсационных рисунков. - М, 2000.

5. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. Адам в раю. Эстетика в трамвае и др. // Эстетика. Философия.

6. На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве XX века. - М., 1994.

3. Искусство

как эстетический феномен

Природа искусства

Основные понятия:

искусство, социальный институт, функция, энтелехия,

психология искусства, философия искусства, функция

Подходы к определению искусства

Поскольку искусство является предметом изучения разных научных направлений, то существует несколько подходов к определению искусства, каждый из которых обусловлен спецификой той или иной науки. В данном случае рассмотрим некоторые из них:

эстетический подход рассматривает искусство как специфический вид духовного отражения и освоения действительности или как проявление чувственной реакции человека на воздействие окружающей реальности;

культурологический подход предполагает изучение искусства как один из элементов культуры, в котором проявляются наиболее существенные художественно-эстетические ценности человечества;

гносеологический подход считает искусство одной из форм познания мира, в основе которой лежит чувственное восприятие и способность человека отражать окружающий мир в художественных образах;

психологический подход связан с изучением психологических оснований искусства и художественной деятельности, что позволяет рассматривать искусство как один из возможных видов реализации творческой потенции человека;

религиоведческий подход предусматривает возможность видеть в искусстве один из возможных источников освоения духовного наследия и сакральных смыслов, доставляющего при этом удовольствие и наслаждение;

семиотический подход относит искусство к системе коммуникации, считая его языком, построенным на символических и знаковых формах передачи художественно-эстетической информации и т. д.

Все точки зрения сходятся в одном: искусство свойственно только человеку и является результатом его взаимодействия с миром. Вопрос о на-


линии цели у существования и возникновения искусства является спорным, а красота, как выражение его сущности, - понятием относительным и трудно определяемым.

Эстетика рассматривает искусство как результат эстетического восприятия мира и как особую часть окружающей человека действительности, воспринимаемой и переживаемой им по законам эстетического восприятия. Поэтому в поле зрения эстетики оказываются как процессы восприятия, творчества, интерпретации или исполнения, так и произведения искусства в качестве эстетических объектов.

В истории под искусством понимали разные явления в жизни человека:

• древний мир - как связь с потусторонним миром;

• античность - как подражание природе;

• средние века - как проявление божественной духовности;

• Возрождение - как проявление высшего предназначения человека, ею божественной способности творить;

• Просвещение - как средство воспитания;

• XIX век - как средство познания и преобразования мира и человеческого ощества;

• XX век - как средство установления гармоничных отношений с миром, проявление идеалов человечества.

Сегодня понятие «искусство» употребляется в основном в трех аспектах: как совокупность всех видов художественной деятельности и ее результатов, в значении «живопись» (изобразительное искусство) и как степень высшего мастерства в каком-либо деле. Среди слов, однокоренных со словом «искусство», можно найти такие, как «искушение» (соблазн запретного), «искус» (испытание, проверка), «искусственный» (не природный, сделанный человеком). Все эти слова помогают выделить первоосновы значения данного слова.

(Искусство — это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности.

Сущностью искусства является эстетический компонент, в котором реализуется устремленность человека к духовному совершенствованию. Искусство должно возвышать человека над обыденностью, делать его лучше, совершеннее, а главным средством в этом деле могут выступать эстетические переживания.

Философия искусства

Философия искусства рассматривает искусство как:

сложный и разнообразный мир, в котором человек не только отражается, но и утверждается, наслаждается, раскрывает себя, проникаясь действительностью;

часть человеческой сущности, отражающей и влияющей на его духовный мир;

способ преломления реальности, ее субъективации, в результате которой она становится воспринимаемой, соизмеримой с жизненными идеалами как отдельно взятого человека, так и общества в целом;

необходимую условно-знаковую среду, связывающую человека с объективно существующим миром и обеспечивающую его человеческое бытие.

Философский аспект проблемы происхождения искусства заключается в том, что искусство есть форма сознания. Следовательно, этот вопрос тесно связан с изучением возникновения и развития сознания вообще. Если человечество откроет тайну происхождения искусства и возникновения эстетического сознания и генезиса художественной деятельности, то, возможно, проблема возникновения сознания человека станет более доступной.

В искусстве всегда присутствует элемент взаимодействия видимого и невидимого, слышимого и неслышимого, воспринимаемого и понимаемого. Эстетический характер искусства, возможно, возникает позднее и является вторичным по отношению к его магически-символическому значению. Иррациональный компонент искусства в истории человеческого существования начинает превалировать, отодвигая его рациональные основания на второй план.

Позволим себе предположить, что искусство есть явление и процесс, обладающий специфическим свойством, которое заключается в том, что оно содержит в каждом своем произведении нечто, предназначающееся только для одного человека. Поэтому каждый человек может найти в произведении искусства только свое, предназначенное только для него, очень интимное, личное, скрытое от других. Даже то, что принадлежит самому автору, может быть предназначено только для него, а не для всех остальных людей. Однако нельзя забывать и об общественной значимости искусства. Ведь истинное произведение искусства представляет собой в первую очередь общечеловеческую ценность.

Психологические аспекты художественной деятельности и психология искусства

Особое значение для формирования психологии искусства имели идеи, связанные в основном со следующими направлениями в психологии:

- теория бессознательного;

- гештальтпсихология;

- ассоциативная психология.


Большой вклад в понимание психологии творчества и восприятия внес 3. Фрейд, основатель теории бессознательного. В основу его теории психоанализа применительно к искусству легли три положения:

- сознательно подавляемые желания вытесняются в область бессознательного и накапливаются там;

- они способны сублимироваться в творческую энергию;

- накопленная и сублимированная энергия способна воплощаться в произведения искусства.

К. Г. Юнг разграничивает понятия творческой личности и творца. Творец проявляет не личностное, а коллективное бессознательное, облекая его в символическую форму.

Проблему формирования художественного образа как простого отражения физиологических процессов, происходящих внутри нервной системы, изучала гиштальтпсихология, разработанная М. Вертхеймером и Р. Арнхеймом, среди главных утверждений которой была и мысль о том, что главная ценность искусства заключается в его отражающей функции, потому что дети в своих произведениях, в частности в рисунках, отображают то, что видят, а не то, что знают.

Вопросы психологии искусства поднимаются и в русской науке. Родоначальником данного направления считается А. Веселовский, занимавшийся в основном проблемами формообразования в искусстве.

А. Потебня исследовал механизмы переработки чувственного опыта человеческим сознанием и воплощение его в литературных произведениях. Он утверждал, что степень поэтичности тем выше, чем больше способность образа расположить читателя к сотворчеству. Им же исследуются вопросы образования слов с позиции психологии восприятия.

Попытку преодоления существующей расщепленности в терминологии, описывающей продукты художественной деятельности человека и его духовной активности, предпринял Л. Выготский, выделивший в качестве основной единицы психологии искусства эстетическую реакцию, которая «...заключает в себе аффект, развивающийся в двух противоположных направлениях, которые в завершительной точке, как бы в коротком замыкании, находят свое уничтожение».

Выготский изучает психологию художественного текста. Любой художественный текст (литературный, музыкальный, изобразительный) есть воплощение творческого процесса. Анализируя законченное произведение, он исследует процесс творчества. По мнению Выготского, искусство, имея своим основным источником жизненные явления, несет в себе еще нечто, привносимое самим творцом.

Сегодня психологией искусства разрабатывается ряд проблем, среди которых психологические основы креативности, роль межполуишрной асимметрии в художественной деятельности, психология восприятия отдельных видов искусства, способности и одаренность.

Позитивными сторонами возникновения и существования такой области, как психология искусства, можно считать то, что она обратила внимание не только на значимость психологических процессов в творчестве, но и способствовала поднятию проблемы психологии эстетического восприятия человеком реального мира и мира искусства.

Социокультурные аспекты бытия искусства

Долгое время искусство не являлось самостоятельным феноменом в социокультурном плане. Особый институт искусства начинает складываться в эпоху Возрождения, когда оно начинает секуляризоваться и приобретать заметную автономию от других социальных явлений, начинает развиваться профессиональная подготовка специалистов в области художественной деятельности. Наиболее ярко эти процессы в европейской культуре осуществляются в сфере изобразительного искусства приблизительно с XVI века.

Художественные академии, возникающие в XVI—XVIII веках и сосредотачивающие в своих руках дело образования молодых художников, способствуют внедрению государственной идеологии в искусство. Канонизируются принципы и нормы оценки художественного творчества, упорядочивается распределение государственных заказов, расширяется выставочная деятельность и др.

К XIX веку развивается возможность торговли художественной продукцией. С периода импрессионизма развивается сеть салонов-магазинов, растут цены на произведения искусства. Такая система нацелена на утверждение принципа разнообразия и универсальности искусства. Принцип новизны становится определяющим в творчестве. Искусство все больше сливается с системой обеспечения его социального функционирования и средствами собственного распространения и обслуживания.

Наше время отличается особым динамизмом, который замещает выдвинутый Возрождением антропоцентризм. Человек сегодня - это частица общего изменяющегося мира. Для старой модели мировосприятия, выработанной Возрождением, были характерными единая точка зрения, систематически выстроенная перспектива, ясность формы, конкретность изображения и др. Целевая направленность искусства в XXI веке во многом обусловлена его устремленностью на микромир.

В качестве субъектов художественной деятельности могут выступать профессионально подготовленные люди (создатели искусства), хранители и исследователи искусства (искусствоведы и музейные работники), рас-


пространители художественных ценностей (менеджеры и продюсеры в социокультурной сфере и т. д.) и просто любители искусства.

Существование искусства как социокультурного института в современном обществе осуществляется посредством специальных структурных организаций, среди которых можно назвать образовательные заведения художественного направления, исследовательские институты, музеи, галереи, библиотеки, концертные залы, СМИ и т. д.

Сфера проявления искусства в социокультурном организме осуществляется в области художественного образования, эстетического воспитания, государственной политики, художественной сфере и т. д.

В эстетике рассмотрение искусства как социального явления сопряжено с такими проблемами, как индивидуальное и общественное в художественном творчестве, эстетическая культура общества и эстетическая культура личности, автор и социум. Иногда это направление в эстетике называют социологией искусства или социальной эстетикой.

Полифункциональность искусства в культуре

Функция (лат. — исполнение, осуществление) — назначение или роль, которую выполняет определенный структурный элемент или процесс по отношению к целому.

Функции искусства можно рассматривать в трех направлениях:

- значение искусства для культуры;

- значение искусства для отдельного человека;

- значение искусства для общества.

В каждом направлении функции искусства будут несколько отличаться.

В современной эстетике выделяют следующие функции искусства: компенсаторную; эстетическую; гедонистическую; внушающую; рекреационную; катарсическую; релаксационную; мировоззренческую; коммуникативную; информативную; креативную или преобразующую (преобразование и освоение мира); аксиологическую; социализирующую (приобщение личности к нормам и ценностям культуры); гуманизирующую (становление и развитие человека); познавательную (создание картины мира и познание его) и др.

Искусство является ядром и высшим воплощением художественной культуры.,.,

Таким образом, искусство многогранно, что связано с его многофункциональностью. Поэтому изучение искусства должно представ-

лять собой, с одной стороны, многонаправленное рассмотрение, а с другой - стремиться к целостному, философскому анализу.

Взаимодействие искусства с культурными феноменами

Отношение искусства и политики можно рассматривать как стратегию особого направления деятельности государства по регулированию форм организации и развития искусства, как идеологические возможности искусства для поддержания того или иного политического строя или как отношение творцов искусства, выражаемое через конкретное произведение, к существующим политическим факторам.

С другой стороны, искусство является мощным генератором и распространителем идей, ценностей, предпочтений, потребностей среди граждан государства. Но этот процесс должен иметь две стороны: информационную (образовательную) и воспитательную. Истинным гражданином человек становится только тогда, когда он начинает уважать государство, любить свой народ, гордиться своей Родиной. Все эти способности человек не приобретает, а вырабатывает в процессе особого рода переживаний и чувств. Искусство не только вырабатывает определенные этические и эстетические ценности, но способно распространять, «прививать» их людям.

Взаимодействие искусства и религии способствовало рождению таких понятий, как «религиозное искусство», «сакральность символизма в искусстве» и др.

Во-первых, искусство и религия имеют много общего как культурные явления, но в то же время каждое из них обладает спецификой. Общим является то, что они связаны с духовностью человека, его мироощущением, ментальностью и т. д., а значит во многом обусловлены индивидуальностью личности. И в религии, и в искусстве происходит столкновение субъективного и объективного, внутреннего и внешнего по отношению к человеку. С другой стороны, они объективны по отношению к человеку, г. е. существуют как бы вне его, принадлежа Вечности и всему человечеству.

Вторым объединяющим началом является то, что и религия, и искусство помогают человеку обрести гармонию в жизни. Они умиротворяют, успокаивают, дают критерии значимости происходящего, помогают ощутить твердую опору в основании своего существования.

Третьим общим качеством религии и искусства является возможность систематизировать, сохранять и передавать последующим поколениям ценностный опыт. Религию и искусство объединяет символизм, знако-


вость. Поэтому истинное понимание и религии, и искусства возможно только тогда, когда есть подготовленность человека к их восприятию.

XX век породил такое направление исследований, как взаимодействие искусства и техники. Техника привнесла в искусство новые возможности, что послужило не только качественным, но и количественным изменениям в системе искусства. Если до XX века техника создавала скорее новые возможности в сфере средств выразительности в отдельных видах искусства, то в XX веке начался процесс возникновения совершенно новых видов искусства: кино, фотографии. Сегодня мы уже говорим о том, что компьютерные технологии охватывают собой все сферы художественной деятельности человечества, создавая новое направление в искусстве, называемое net-art. Влияние искусства на технику проявляется в дизайне.

Взаимодействие науки и искусства происходит на уровне совершенствования средств выразителдьности, художественных методов, содержательности искусства, его морфологии и т. д. Результатами подобного взаимодействия можно считать рождение такого литературного жанра, как научная фантастика, появление искусства фотографии и др. Искусство также влияет на науку. Например, многие теории, высказанные впервые писателями-фантастами, позднее стали научными гипотезами и были доказаны учеными. Активное взаимодействие науки и искусства способствовало рождению совершенно нового понимания роли, значения и сущности искусства в жизненном бытии человечества. В основе данного направления лежит учение В. Вернадского о ноосфере. Вернадский был родоначальником нового синтезирующего мышления, включающего как рациональное, так и иррациональное, логическое и чувственное в равной степени. Впервые человек рассматривался в качестве особой стадии общей эволюции космического мира.

Появление данной теории основывалось на идеях Ф. Бергсона, который утверждал, что разумная деятельность человечества выходит в авангард зоны накопления творческой энергии, стремящейся к усилению порядка, организации и одухотворенному преображению мира.

Идеи антропокосмизма, широко развиваемые в трудах Н. Холодного, А. Чижевского, К. Циолковского, способствовали тем процессам, которые являются выразителями грандиозного синтеза наук, основанного на интеграции всех творческих сил и способностей человека для осуществления его высшей эволюционно-космической цели.

Культура - целостная система, элементы которой не существуют изолированно друг от друга, а активно взаимодействуют. Это взаимодействие способствует развитию каждого культурного феномена и всей культуры в целом.

Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в

обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.

Дени Дидро.

Мы все знаем, что искусство есть ложь, но эта ложь учит нас постигать истину, по крайней мере ту истину, какую мы, люди, в состоянии постичь.

Пабло Пикассо

Подлинное искусство - это выражение человеком наслаждения

от труда.

Уильям Моррис

Произведения искусства помогают жить и бороться, лучше и глубже понимать природу и жизнь. Они возбуждают прекрасную гордость за великих предков и за тех, кто с нами сегодня в строю,

Сергей Коненков

Искусство - это впечатление от Истины, на которую Господь

позволил взглянуть нам своими слепыми глазами.

Андрей Тарковский

В искусстве ценно то, что не может быть объяснено. И в моем

искусстве есть мистерии.

Пабло Пикассо

Искусство - это мост, ведущий в мир духов.

Франц Марк

Таблица

Искусство как социокультурное явление

 

 

 

Субъекты художественной деятельности Общественные структурные организации Сфера общественного и индивидуального сознания
Профессионально подготовленные люди, производители искусства Образовательные заведения художественного направления Художественное образование, эстетическое воспитание, государственная политика в художественной сфере
Хранители и исследователи искусства Исследовательские институты, музеи, галереи, выставочные центры, библиотеки и т. д.
Распространители художественных ценностей Концертные залы, технические средства (аудио и видео)
Любители искусства Частные коллекции

Вопросы и творческие задания

1. Какие подходы к изучению искусства сегодня существуют в разных науках?

2. Перечислите науки, изучающие искусство.

3. Какие проблемы искусства рассматривает философия искусства?

4. Что такое религиозное искусство?

5. Почему художественной деятельностью с удовольствием занимаются практически все дети, но, став взрослыми, большинство людей не испытывает особой потребности в активном (профессиональном) художественном творчестве?

6. Что, на ваш взгляд, дает человеку искусство?

7. Почему искусство привлекает человека, заставляя его волноваться и переживать?

8. Почему человек не перестает искать все новые и новые виды художественной деятельности, каждый раз не удовлетворяясь уже найденными средствами выразительности?

9. Какие функции в культуре выполняет искусство? Самостоятельно раскройте их значение.

10. Почему искусство сегодня называют социально-культурным явлением?

11. Подготовьте сообщения на следующие темы:

- Искусство и наука.

- Искусство и мораль.

- Искусство и образование.

- Искусство и религия.

- Искусство и спорт.

- Искусство и политика.

- Искусство и экономика.

- Искусство и техника.

Темы для рефератов

1. Основные идеи и их значение для эстетики гиштальтпсихологии.

2. Значение и сущность научного наследия Л. Выготского в области психологии искусства.

3. Эстетические теории о художественном творчестве и идеи о космическом предназначении человека в учении русских космистов.

4. Сакральные образы в искусстве древнего Востока.

5. Эстетика религиозных ритуалов в африканской культуре.

6. Эстетические основания иконы в христианстве.

7. Влияние компьютерных технологий на современное искусство.

8. Художественность в некоторых видах спорта (фигурное катание, спортивная гимнастика и др.).

Советуем прочитать

1. Кривцун О. А. Историческая психология и история искусств. - М., 1997.

2. Ладыгина А. Б., Гранин В. В. Искусство в системе духовных ценностей. -М., 1986.

3 Бодрийар Ж. Фрагмент из книги «О соблазне» // Иностр. Литер. 1994. №1.

4. Блок Вл. Потребность в искусстве. - М., 1997.

5. Вейдле В. В. Умирание искусств: Размышления о судьбе литературного и художественного творчества. -М.-СП6..1996.

6. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. - М., 1991.

7. Корольков Н. А. Диалектика взаимодействия мировоззрения и искусства в духовной культуре. - Мн., 1997.

8. Лисаковский И. Искусство в терминах и понятиях. — М., 1995. 9 Юнг К. Г., Нойман Э. Психоанализ и искусство. - М., 1996.

10. Банфи А. Философия искусства. - М., 1989.

11. Вельфлин. В. Истолкование искусства. — М., 1992.

12. Махлина С. Г. Реализм и условность в искусстве. - СПб., 1992.

13 Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. - М., 1994.

14. Хайдвггвр М. Исток искусства и предназначение мысли. (Любое издание.)

15. Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. (Любое издание.)

16. Шеллинг Ф. Система трансцедентного идеализма. Философия искусства. (Любое издание.)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных