Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Зарождение идей экзистенциализма




Значительное место в эстетике XIX века принадлежит теории датского мыслителя Серена Кьеркегора (1813-1855), повлиявшей на такое направление XX века, как экзистенциализм. Это направление развивается в основном в философии Франции и Германии XX века. Для него характерен иррационализм. Экзистенция (существование духовной части человека) делает новый акцент в философии жизни: существование важно лишь с позиций человеческого существования, его души и мало определяется позициями физического проживания в окружающей среде.

Основная работа Серена Кьеркегора «Наслаждение долг» поставила проблему вечного изменения и неустойчивости человеческой личности. Для экзистенциализма характерно отождествление процессов создания произведения искусства и его восприятия. И то, и другое является процессами наслаждения. Наслаждение, которое дарит человеку искусство, всегда иллюзорно. Кьеркегор создает учение о трех типах экзисценции: эстетической, этической и религиозной. Он пишет об определенной последовательности форм человеческого существования. Первая из них - эстетическая - характеризуется как устремленность человека в идеальный мир. Для эстетического типа существования характерны свобода от действительности, стремление к наслаждению и отсутствие целостности. Осознание человеком несовершенства эстетического существования способствует переходу его на вторую ступень - этическую. Она более устойчива как отношение к миру, но не совершенная, так как неспособна освободить человека от страха и тревоги. Этическая ступень основана на свободном выборе человека. Третья ступень - религиозная - помогает освободиться человечу от отчаяния, осознать страх и освободиться от него.

Эстетические идеи XIX века во многом подготовили становление новых направлений развития эстетической мысли XX века.

Вопросы и творческие задания

1. На какие два направления условно можно разбить мироощущение, характерное для человека XIX века?.

2. Что характерно для романтического мироощущения?

3. Что определяет мироощущение декаданса?

4. Какие основные течения развиваются в искусстве XIX века?

5. Подготовьте сообщения о наиболее знаменитых представителях натурализма в литературе.

6. В чем проявился импрессионизм в музыке и живописи? Обоснуйте возникновение данного течения с мироощущением эпохи.

7. Что такое «романтический герой»? Приведиде примеры из литературы.

8. Что характерно для романтического направления в музыке?

9. Проведите дискуссию на тему «Романтизм и художественная культура XIX века»

10. Назовите основные идеи романтиков по осмыслению значимости искусства в человеческой жизни.

11. Что характерно для английского романтизма в эстетике?

12. Каковы основные эстетические идеи позитивизма? Как они связаны с наукой этого периода?

13. В чем суть идей эстетики натурализма?

14. Чем реалистический метод отображения действительности в искусстве отличается от натуралистического метода?

15. Назовите основные эстетические идеи символизма. Кто является наиболее ярким представителем этого направления в эстетике?

16. Назовите основные идеи представителей «философии жизни» в эстетике.

17. Сравните классификацию искусства Шопенгауэра с классификацией Гегеля.

Темы для рефератов

1. Эстетические новации романтизма.

2. Ницше как предвестник неклассической эстетики.

3. Кьеркегор как представитель эстетики экзистенциализма.

4. Идеи синтеза искусств в творчестве Р. Вагнера.

5. Система морфологии искусства А. Шопенгауэра.

6. Новое понимание литературы и литературности в идеях натурализма.

7. Символизм как направление эстетики.

8. Роль искусства в обществе в теории О. Конта.

9. Аполлоническое и дионисийское в искусстве по Ницше.

10. Проблема правдивости искусства и научное познание в идеях натуралистов.

11. Мир реальный и мир художественный в теории философов-романтиков.


Советуем прочитать

1 Европейский романтизм. - М., 1973.

2. Кухаркин А. В. Модернизм. - М., 1980.

3. Кулькова И. С. Философия и искусство модернизма. - М., 1984.

4. Турчин В. В. Эпоха романтизма. - М., 1978.

5. Романтизм: Энциклопедия. - М., 2001. (Энциклопедия живописи).

6. Вагнер Рихард. Статьи и материалы. / Пер. с нем. - М., 1974.

7. Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX в. - М., 1976.

8. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. - М., 1981.

9. Романтизм: вопросы эстетики и художественной практики. - Тверь, 1992.

10. Эстетика немецких романтиков. - М., 1987.

11. Делез Ж. Ницше. - М., 1970.

12. Ингарден Р. Исследования по эстетике. - М., 1962.

13. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. - Киев, 1994.

14. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1993.

15. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 2. - М., 1995.

Россия XIX века

Прежде чем рассмотреть специфику русской эстетической мысли и искусства XIX века, необходимо оговориться, что эстетическая мысль, а именно проблемы красоты, совершенства, художественности и т. д. были неотъемлемой частью философских учений в России со времен далекой древности. Вклад русских мыслителей в эстетику достаточно велик. Русская эстетическая мысль - это особый предмет разговора, требующий особого места в курсе изучения истории эстетики. Но именно XIX век отличается необычайным всплеском интереса к данным проблемам. Поэтому из-за невозможности охватить столь огромный материал на страницах данного пособия ограничимся лишь рассмотрением XIX века.

XIX век в России условно делится на два периода: век золотой и век серебряный. К золотому веку относят первую половину и середину столетия, к серебряному - его конец и начало XX столетия. Мироощущение этого времени во многом подчиняется общей характеристики, уже данной в теме о западноевропейской культуре XDC века. Его тоже условно можно представить как два разных состояния человеческого восприятия мира и себя в нем. Первый период - романтическое мироощущение, второй -состояние декаданса. Специфическим моментом русского мироощущения данного периода было прежде всего становление национального самосоз-

нания. Кроме того, на мироощущение этого периода повлияли особенности религионой культуры России, обусловленные православной традицией (идея жертвенности, особого предназначения - миссии русского народа в деле спасения всего человечества, духовного самосовершенствования и др.).

Первый период характеризуется интересом к проблемам человека, его места в мире, обществе. Это время взлета веры в человеческое могущество, его разумность, благородство. Поэтому не случайно оно отмечено таким количеством открытий и творческих достижений в совершенно разных областях культуры. Человек хочет и стремится познавать и преобразовывать мир.

Второй период - духовный кризис человека и поиск выхода из него, конфликтность с миром. Мир многозвучен и разнообразен, а человек в нем — потерянное существо, противостоящее всему миру. Возникает потребность в поиске утрачейного единства, целостности не только самого мира, но и человека, находящегося в нем. Человек видит себя маленьким и беззащитным. Прогресс, угрожающий духовной культуре, - вот проблема, перед которой оказывается человек XIX века. Время серебряного века связано с появлением тенденции трагического понимания мира. Оно связано с необычайным всплеском философско-интеллектуальной мысли. Поэтому не случаен наблюдающийся интерес к поэзии, которая из всех искусств наиболее способна выражать трагедийность восприятия мира.

Искусство

Век золотой отличается тем, что хотя практически все виды искусства переживают невиданный расцвет, королевой среди них выступает литература. Она становится в этот период универсальной формой самосознания нации, проявляя в себе специфическое своеобразие мироощущения русского человека данного времени. О русской художественной культуре узнает весь мир, восторгаясь ее возвышенностью и наполненностью, тягой к гармоничному и прекрасному. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.

А. Пушкин был основателем русского реализма. Его творчество наполнено гармонией и совершенством и является вершиной проявления прекрасного в русской литературе.

Основным эстетическим ориентиром М. Лермонтова является творчество Байрона и Пушкина периода «южных поэм» (пушкинского романтизма). Для русского «байронизма» характерны культ страстей и экстремальных ситуаций, лирическая экспрессия, сочетавшаяся с философским самоуглублением. Поэтому понятно тяготение Лермонтова к балладе, романсу, лиро-эпической поэме, в которых особое место принадлежит люб-


ви. Лермонтов воплотил в своем творчестве возвышенно-трагические идеалы романтизма.

Н. Гоголь стал признанным мастером комичного в мировой литературе. Его творчество можно рассматривать как своеобразную энциклопедию проявления комичного: от мягкого юмора до едкой сатиры и гротеска.

Особенностью музыкальной культуры России становится активное взаимодействие с литературой. Но это не простой перенос сюжета из одной формы в другую; как правило, музыкальное воплощение наполняет литературный сюжет новой эстетикой восприятия.

Очень любима русскими композиторами тема сказки. Н. Римский-Корсаков создал целый «сказочный» мир опер, для которых характерен идеальный в своей гармоничности мир. В основе его музыкального твор-чества лежат категории прекрасного и возвышенного. Образы высокопоэтического мира его опер весьма наглядно показывают, что искусство представляет собой действенную силу, что оно покоряет и преображает человека, несет в себе жизнь и радость. Подобная функция искусства соединялась у Римского-Корсакова с пониманием его как эффективного средства нравственного совершенствования человека. Этот культ искусства в чем-то восходит к романтическому утверждению Римского-Корсакова о том, что музыка возвышает человеческое в человеке, отыгрывает великую гражданскую роль в обществе.

К образцам возвышенно-прекрасного в музыке следует отнести и творчество П. Чайковского. Так, экспериментальный характер носила его опера «Евгений Онегин», названная им «лирическими сценами». Чайковский использует в опере традиционные формы, наполняющие музыкальный спектакль необходимой мерой зрелищности. Ему удалось создать новую, музыкальную реалистическую драму, конфликт которой определился в столкновении идеалов с действительностью, поэтической мечты с мещанским бытом, красоты и поэзии с грубой будничной прозой жизни.

А. Даргомыжский наполняет музыку элементами трагедии «маленького» человека (опера «Русалка»). В то же время многие его образы явно тяготеют к комичному (вокальные миниатюры «Блоха», «Козел», «Титулярный советник»).

В творчестве композиторов этого периода происходит пересмотр музыкальных традиций, отход от социальной проблематики и возрастание интереса к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам.

Начало века серебряного связано с уже другой эстетической насыщенностью: это время тяготеет к трагическому. Серебряный век связан с такими именами, как И. Бунин, Л. Андреев, А. Блок, И. Стравинский, А. Куприн, С. Есенин, Н. Гумилев, А. Белый, С. Рахманинов, А. Павлова.

Серебряный век в России наполнен поисками обновления как содержания искусства, так и его формообразования. Эти процессы наиболее ярко проявят себя в стремлении к синтезу искусств. Воплощением желаемого признается театр. Театрализация вносит в искусство струю жизненных проблем, наполняя его новыми темами. Приходит интерес к старине, Востоку, человеческим фантазиям и сказкам. Наиболее ярко эти явления представлены в модерне.

Творчество Л. Толстого знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа XIX века и литературой XX века. Новизна и мощь толстовского реализма связаны с нравственными поисками. Это яркий пример перехода категорий возвышенно-личностного в степень трагедии народного масштаба.

Ф. Достоевский в отличие от Толстого не дает анализа эпических масштабов, а помогает читателю самому увидеть, что же происходит в действительности. Достоевский приходит к мысли, которая становится символом эпохи: мир можно спасти только красотой. Но красотой высшего уровня - духовно-нравственного.

Новые черты русской музыки серебряного века нашли наибольшее выражение в творчестве С. Рахманинова и А. Скрябина. В их музыке находили выражение романтический пафос, зовущий к борьбе, стремление подняться над «обыденностью жизни». Однако нельзя не сказать и о таких музыкантах, как А. Аренский, А. Глазунов, А. Лядов, С. Прокофьев, И. Стравинский, С. Танеев. Музыка серебряного века глубоко лирична, психологична и возвышенна. Возможно поэтому наравне с инструментальной музыкой особенно активно развивается музыка вокальная, с которой связаны такие имена, как Ф. Шаляпин, А. Нежданов, Л. Собинов, И. Ершов и др.

Конец XIX - начало XX века в области изобразительного искусства связан с такими явлениями, как «Мир искусства» и символизм. «Мир искусства» - это организация, возникшая в 1898 г. и объединившая художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали почти все известные художники - А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, М. Ларионов и др.

Огромное значение для формирования «Мира искусств» имела личность С. Дягилева, организатора «Русских сезонов». С «Русскими сезонами» связан расцвет творчества одного из крупнейших новаторов русского балета начала XX века М. Фокина, который утверждал драматургию как идейную основу балетного спектакля и стремился к созданию психологически содержательного и правдивого образа.

Рядом с «мирискусниками» виднейшим направлением поэзии рубежа века был символизм. Русские символисты - А. Блок, А. Белый, В. Ива-


нов, Ф. Соллогуб, И. Анненский, К. Бальмонт и др. красоту рассматривали как ключ к тайнам природы, идее добра и всего мироздания, дающий возможность проникновения в область запредельного, как знак инобытия, поддающийся расшифровке в искусстве. Отсюда представление о художнике как о демиурге, творце и повелителе. Поэзии отводилась роль религии, приобщение к которой позволяет увидеть «незримыми очами» иррациональный мир, метафизически выступающий как «очевидная красота».

Эстетические идеи

К началу XIX века русские мыслители уже познакомились с новоевропейским термином «эстетика». Николай Карамзин (1766-1826) в «Письмах русского путешественника» пишет об эстетике как «науке вкуса» и «чувственного познания». Карамзин считает, что новая наука призвана заниматься исключительно прикладными задачами «исправления вкуса». Он разграничивает такие понятия, как «красота» и «изящное», считая, что первое характеризует окружающий человека мир, а второе - самого человека и результаты его деятельности. Изящное соответственно выступает красотой более высокого порядка. Поэтому и акцент в определении задач эстетики для Карамзина лежит в области изящного, а не красоты.

Русская эстетика XIX - начала XX века представлена множеством направлений: славянофильство (А. Хомяков, братья Киреевские, К. Аксаков), почвенничество (А. Григорьев, Н. Страхов), народничество (Н. Михайловский, П. Лавров), эстетика революционных демократов (В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарев, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов), филологическая эстетика (А. Веселовский, А. Потебня), религиозная эстетика В. Соловьева, эстетика К. Леонтьева, эстетические взгляды русских писателей (Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин, Л. Толстой, А. Чехов), символисты (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок), эстетика «формального метода», эстетика театра и кино, социологическая эстетика, марксизм, эстетический опыт русского религиозного ренессанса (Н. Федоров, П. Флоренский, Л. Шестов, В. Розанов, И. Ильин, С. Булгаков, Д. Мережковский, Е. Трубецкой, С. Франк).

Славянофилы критиковали индивидуализм западного искусства и призывали к возвращению к религиозным истокам и духовности. Им принадлежит начало разработки такого понимания искусства, как единое и целостное понятие, включающее в себя чувственность восприятия человека. Посредством созерцания искусства происходит облагораживание человека, расширение его нравственного потенциала. Славянофилы активно подчеркивали роль религии для возникновения и развития искусства.

Идеи почвенничества были связаны с проблемой разногласия славянофилов и западников, спорящих по вопросу пути, по которому должна развиваться Россия. Искусство способно смягчать «прививаемое» новше-

ство для России. Особую значимость приобретает литература как искусство воплощенного идеала. Она помогает воплощать идеал в жизнь, способствует усвоению его массами. Задача художника - быть правдивым. В качестве примера и образца литературного творчества почвенники выдвигают Л. Толстого, в котором воплощено единство простого и сложного, доброго и полезного.

Народничество рассматривало проблемы отношений искусства и действительности, назначении искусства в жизни общества, критерии эстетической ценности. Народники считали искусство средством борьбы народа за независимость. Главное в искусстве - его идейность. Искусство должно воспитывать человека, влиять на его душу.

Филологическая эстетика выдвигала на первое место проблемы языка и литературы с позиций эстетического восприятия. Главными исследовательскими методами у них становится психология и филология. Представители этого направления анализируют структуру художественного текста и психологические закономерности процессов его создания. Центральными понятиями у них становятся «внутренняя форма», «содержание», «образ». Внимание исследователей акцентируется на их восприятии.

Значительно обогатили русскую эстетику революционеры-демократы. Виссарион Белинский (1811-1848) считал, что эстетика связана с общественными изменениями, жизненными процессами. Он писал о том, что «все прекрасное заключается только в живой действительности». Отсюда мысль о том, что все, что называется прекрасным в искусстве, есть действительность. Действительность всегда для него выше искусства, потому что искусство вторично по отношению к действительности.

Александр Герцен (1812-1870) стал одним из первых, кто вводит понятие «эстетическая реальность», которое означает соотношение, связь объективного и субъективного начал под общим знаком гармонии. Гармония - это признак соответствия человека миру. Поэтому ключевым понятием для Герцена становится гармоничный человек. Гармония человека- в соответствии души и тела, долга и влечения, индивидуального и общественного начал. Гармоничность лучше всего проявляется в творческой деятельности. На гармоничность человека, по его мнению, большое влияние оказывает общество. Искусство есть средство воздействия общества на человека, и человека на общество.

Николай Чернышевский (1828-1889) также рассматривал эстетические проблемы сквозь соотношение искусства и действительности. Искусство должно правдиво и верно отображать действительность, наполняя ее возвышенными идеалами народа. Искусство способно дарить человеку наслаждение, обращать внимание на то, что в действительности не всегда заметно. Чернышевский в работе «Эстетические отношения искусства к действительности» стремится утвердить объективные основания прекрасного. Эти основания заложены в действительности, в самой природе.


«Прекрасное есть жизнь». Прекрасное существует объективно, целостно, но имеет много форм проявлений: прекрасное в действительности, прекрасное в фантазии и прекрасное в искусстве.

Особое место в русской эстетике принадлежит мыслителям так называемого религиозного направления (В. С. Соловьева, Н. Федорова, П. Флоренского, Л. Шестова, В. Розанова, И. Ильина, С. Булгакова, Д. Мережковского, Е. Трубецкого, С. Франка). Представителями этого направления искусство рассматривается как средство единения народа и проявление устремленности к Богу. Эта теория названа теорией «всеединства». Человек, который занимается художественным творчеством, с одной стороны, стремится познать Бога, с другой, - проявляет единство человечества в своем предназначении. Прекрасное есть проявление умственного и нравственного содержания, чувственное проявление образа мира. В Красоте человечество едино с Богом. Она многообразна, также как и различны по характеру люди. Но все люди едины в акте восприятия красоты. Поэтому восприятие красоты объединяет всех людей.

Одним из ключевых в религиозной эстетике становится понятие теургии (греч. qeourgiva - божественное деяние; сакральный ритуал, мистерия), которое в древности имело смысл сакрально-мистериального общения с миром богов в процессе особых ритуальных действ.

Владимир Соловьев (1853-1900) осмыслил теургию как древнее «субстанциальное единство творчества, поглощенного мистикой», суть которого состояла в единении земного и небесного начал в сакральном творчестве. Его сущность он усматривал в сознательном мистическом «общении с высшим миром путем внутренней творческой деятельности», которая основывалась на внутреннем же органическом единстве основных составляющих творчества: мистики, «изящного искусства» и «технического художества».

Для русской эстетической мысли XIX века в целом характерны сосредоточенность на человеке, его внутреннем мире, рассмотрение человека не в его эгоцентрической отдаленности, не в противостоянии миру и другим людям, а в сопричастности и соприродности, оправдание приоритета литературы в искусстве, изучение проблем искусства в тесной связи с проблемами общества. Идеи XIX века будут осмыслены философами XX века - Г. Флоровским и Н. Бердяевым.

Георгий Флоровский (1893-1979), усматривая практически во всех религиозных исканиях серебряного века «эстетический соблазн», негативно относился и к идее «свободной теургии». Искусство будущего должно вступить в новую свободную связь с религией. То есть художник станет истинным орудием Бога-Слова в реальном преображении мира, фактически выйдет за пределы собственно искусства в смысле новбевро-пейского «изящного искусства», искусства как специфически эстетической формы деятельности.

Через несколько лет после апогея символизма появилась фундаментальная работа крупнейшего русского философа Николая Бердяева (1897— 1948) «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916 г.), в которой дана уже философско-культурологическая оценка символизма. Автор убежден, что в символизме творчество перерастает рамки искусства и культуры, рвется не к ценностям культуры, а к новому бытию. За символизмом следует «мистический реализм», за искусством - теургия. Бердяев делит художественное творчество на два типа - реалистическое и символическое. Если в реализме художник приспосабливается к миру, то в символичном искусстве творчество проявляется с наибольшей силой. Символизм, по его мнению, помогает художнику через «творческий акт» взаимодействовать с «сокровенной, последней реальностью». Поэтому в символическом творчестве художник выходит за рамки художественного и становится теургом.

Вопросы и творческие задания

1. Что характерно для двух культурных периодов России XIX века?

2. Охарактеризуйте мироощущения каждого периода.

3. Какие виды искусства характерны для русской художественной культуры этого времени?

4. Подготовьте сообщения о наиболее ярких представителях литературного, живописного и музыкального искусства этого периода.

5. Как идеи передвижничества и представителей «могучей кучки» связаны с особенностями понимания искусства и его роли в обществе?

6. Что вы знаете об организации «Мир искусства»?

7. Чем отличался символизм в России от символизма Западной Европы?

8. Какие направления эстетической мысли развиваются в России этого периода?

9. Как связаны идеи эстетического и этического начал в творчестве русских писателей?

10. Кто одним из первых в России употребил термин «эстетика»?

11. Как трактуют понятие гармонии революционеры-демократы?

12. Как идеи о всеединстве воплощались в искусстве?

13. В чем заключалась новизна трактовки художественного творчества в теориях религиозных философов?

14. В чем видит смысл творчества Н. Бердяев?

Темы для рефератов

1. Идеи символизма в эстетике русских религиозных философов.

2. Прекрасное в философии В. Соловьева.


3. Эстетические основания Золотого века русской культуры.

4. Историческое значение Серебряного века для мировой культуры.

5. Идеи теургии в русской эстетике.

6. Теория всеединства в эстетических трактатах русских философов.

7. Эстетические идеи Н. Бердяева.

8. Эстетические идеи Л. Толстого.

9. Женская красота в произведениях А. Пушкина. 10. «Гений чистой красоты...» в русском романсе.

11 Народ в оперном искусстве России и идеи народничества в эстетике.

12. Романтический герой Ю. Лермонтова.

13. Комичное в творчестве Н. Гоголя.

14. Сказка как основание опер Римского-Корсакова.

15. Эстетика сказки в творчестве А. Пушкина.

16. Синтез искусств в эстетических теориях XIX века в России.

17. Красота и нравственность в русской литературе XIX века.

18. Теория красоты Ф. Достоевского.

19. Духовная красота человека в творчестве русских писателей XIX века.

20. Красота как преобразующая жизнь сила в учении русских революционеров-демократов XIX века.

21. Филологическая эстетика в трудах А. Потебни.

22. Искусство и религия в учении Г. Флоровского.

Советуем прочитать

1. Манн Ю. В. Русская философская эстетика (1820-1830-е годы). - М., 1969.

2. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. Т. 1,2. - М., 1974.

3. Соболев П. В. Очерки русской эстетики первой половины XIX века. 4.1.-Л., 1972. 4.2.-Л., 1975.

4. Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. - М., 1991.

5. Толстой Л. Н. Что такое искусство? - М., 1985.

6. Бойко М. Н. Самосознание искусства - самосознание человека: Очерки русской эстетической мысли второй половины XIX века. - М., 1997.

7. Бердяев Н. Кризис искусства. - М., 1980.

8. Чернышевский Н. Г. Избранные эстетические произведения. - М., 1978.

9. Флоренский П. Иконостас. Храмовое действо как синтез искусств. Обратная перспектива. (Любое издание.)

10. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX - начала XX века.-М., 1975.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных