Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функция поэтико-эстетического чувства




в актах человеческого творческого состояния справедливо рассматривается как первообразующая. Выход за природные возможности жизни, за пределы сущего был возможен благодаря эстетическому чувству человека. Эмоции, чувства, состояния удовольствия, духовного наслаждения расширяют специфически человеческое значение жизни и поднимают ее с животной ступени существования на подлинно человеческую. Радость бытия, ощущение свободы и игры природных сил человека, любование и созидание красоты - это тот необходимый колорит жизни ребенка, без которого не рождается творчество, а следовательно, и подлинно человеческое состояние.

Фактор интеллектуального чувства в творческом акте - основа для изобретения совершенно новых проекций человеческого состояния и жизни. Человек вынужден погружаться в банальную игру жизни. Интеллект позволяет измерять, оценивать, трансформировать содержание и правила игры посредством опыта и знания. Через интеллект человек выходит на идею двойной - внутренней и внешней - центрации жизни.

Моральное ЧУВСТВО вносит новую систему оценок определяющуюся интересами выживания «Ego» в творческий акт. Сбалансированность с интересами и субъективностью другого, благожелательное отношение к другому способствуют произрастанию в человеке добра.

Все три фактора в единстве создают новую творческую основу, новый эстетико-креативный тип человеческого мышления.

Изначальные способности человеческого сознания изобретать, планировать, оценивать, принимать решения в творческих актах и проявлениях соотносились с ценностями творческого воображения и эстетического переживания. Отсюда творческий потенциал человеческого мира и самой человеческой жизни изначально окрашен эстетическим чувством. В своих истоках подлинно человеческое состояние эстетично, ибо эстетична сама жизнь. Здесь невольно вспоминается миф о греческом певце и музыканте Орфее, который сидел на опушке леса и играл прекрасные мелодии. В ответ на сладостное пение из леса пришли звери и окружили певца. Они долго-долго слушали Орфея, так долго, что им не захотелось больше возвращаться в лес. Постепенно сила музыки и красоты превратила их людей. В широком философском плане становится ясной мысль о вплетенности эстетической культуры личности в общий контекст понимания красоты космоса, природы, общества и человека.

В свете современных данных эвристики (теории творчества) трудно оспорить укорененность эстетической культуры человека в творческих потенциях самой жизни. Таким образом, пространство человеческого мира предполагает интервал личностной и художественной культур. Он может иметь узкое или широкое расположение, быть диссонирующим или консонирующим, но его наличие предопределяет микромир индивидуализированного духовного творческого бытия.


• Эстетическая культура общества и эстетическая культура личности (вторая как отражение, способ существования и развития первой) представляют собой сложнейшее образование, в котором можно выделить следующие основные элементы:

• эстетические отношения,

• эстетическое сознание,

• эстетическая деятельность,

• эстетические качества (свойства),

• эстетическое поведение,

• эстетические принципы и нормы,

• эстетические ценности и оценки.

Перечисленные элементы не являются механическими винтиками системы эстетической культуры человека. Они характеризуют ее с точки зрения различных оснований: функциональных, регулятивных, нормативно-ценностных и др.

Большие возможности в изучении эстетической культуры личности в педагогическом плане открывает эстетико-поведенческий элемент культуры в таких сферах жизнедеятельности человека, как труд, быт, отношение к природе, эстетика общения, культура речи, физическое воспитание, искусство. Именно они предопределяют эс-тетико-воспитательные усилия педагога и самосовершенствование личности. В системе эстетического воспитания и самовоспитания сферы целостной культуры человека можно рассматривать в терминах эстетических факторов или средств эстетического воспитания в том случае, если они включены в педагогический процесс.

Многообразие чувственно эстетических свойств человека способна воспитать природа. Это один из самых древних воспитателей человечества. Будучи хронологически первой ступенью в генезисе человеческого бытия, она укоренена в биофизиологических и психопозитивных свойствах человека. Культура и социальная эволюция Homo sapiens, осуществляемая почти три миллиона лет, не внесла в человеческий вид сколько-нибудь значительных биологических изменений. Одновременно даже на самых высоких ступенях развития цивилизации человек не утратил связи с природой. Будучи не только частью, а особой культурной частью природы, человек познает ее тайны, преобразует ее, вбирает ее в себя, украшает и одухотворяет ее своим присутствием. Люди могут

и противостоять природе, разрушать и уничтожать то, над чем неорганическая и биологическая формы материи трудились миллиарды лет. Человеческое, гуманное, духовно-созидательное отношение к природе составляет важнейший момент общей и эстетической культур человека. В наши дни проблема «человек и природа» обрела особый статус и остроту и осознается человечеством как глобальная проблема наших дней.

Еще в 1866 г. Эрнест Генкель ввел в науку термин экология и считал, что предметом ее исследования должна быть связь живых существ со средой. В современной науке экология не ограничивается биологическими рамками. Выделяют социальную, техническую, медицинскую, даже музыкальную экологию, которые вместе с экологией природных систем призваны обеспечить равновесно-динамическое состояние природы, а также оптимальное взаимодействие природы и общества. Экологическая и эстетическая культуры едины. Быть влюбленным в красоту цветов и лугов, лесов и полей, неба и птиц, рыб и животных - это значит уметь защитить их, исключить их исчезновение, вымирание, уничтожение. Красная книга Международного союза охраны природы предупреждает, что 236 видам млекопитающих и 287 видам птиц грозит полное исчезновение. Как бы ни казались прекрасны в руках вашей возлюбленной ландыши, фиалки, подснежники, дикие тюльпаны, зная о том, что они находятся на грани полного уничтожения, вы предпочтете садовые цветы и тем самым не совершите преступления против природы. С малых лет важно формировать высокую культуру общения человека с природой, вырабатывать охранительное, гуманное, а значит, и эстетическое отношение к ней. Антуан де Сент-Экзюпе-ри в «Маленьком принце» писал: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, оделся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». В каждом ребенке не только в сказке, а на настоящей планете Земля важно сформировать разумное, бережное, ответственное отношение к нашей планете. Начала такого отношения связаны с чувством красоты и с эстетической культурой человека. Знание и опыт появляются позднее. В ребенке природа формирует привязанность, любовь, чувство и ощущение красоты. Человеку нужна природа не только как среда для биологического обитания, но как духовное богатство, питающее его жизнь эстетическим мироощущением, эстетическими эмоциями и силами. Большая планета начинается для ребенка с земли, где он родил-


ся и вырос. Зеленая трава и птицы во дворе дома, ручей и луга рядом с дачей, лес и дорога, извивающаяся во ржи, - все это чудеса из чудес. Они могут и должны восприниматься сызмальства как явления глубоко эстетические. Важно заронить зерно духовно-поэтического чувства в общении с природой у малыша. Тогда он будет способен к ее очеловечиванию, поэтизации.

Духовное переживание, связанное с природой, неотделимо не только от экологической, нравственной, патриотической, эстетической культуры человека. Проявляясь в любви к красоте родных мест, оно устремлено в будущее, в заботу о стране, ее потомках, а также связано с сохранением памяти о прошлом. Природа - история - Отечество - малая родина - это едино в человеческих чувствах и представлениях. При этом красота выступает как тонко ощущаемое реальное, поэтическое и духовное воздействие в отношении человека ко всем этим ипостасям бытия.

В условиях урбанизированного мира и «асфальтовой культуры» (А. Тойнби) природа отдаляется от человека. Ее чарующую силу мы ощущаем, лишь создавая специальные условия на отдыхе, в спорте, искусстве. Это может породить как пассивно-равнодушное и безразличное отношение к ней, так и особую тягу, ностальгическое чувство тоски по природе. Интересно, что пейзаж как самостоятельный вид живописи возникает в XVII в., в период бурного развития городской культуры. М.М. Пришвин писал, что город заражает, аккумулирует чувство природы. Действительно, сегодня все чаще в городских квартирах проживают не только кошки, собаки и птицы, а крокодилы, выдры, змеи, лисы и волки. Разумеется, все это, так же как телепередачи «В мире животных», «Клуб кинопутешествий», не вернут человека в лоно природы и не сделают его, согласно идеям Руссо, счастливее. Но речь идет о том, насколько важно детям и взрослым открыть в себе, для себя, других людей, для общества чувство красоты природы, потребность в наслаждении этой красотой.

В непосредственном созерцании одного-единственного цветка можно ощутить ритм, гармонию, цветовое богатство. Всматриваться и увидеть, вслушиваться и услышать! Не навязывать, не заставлять, не восклицать, а помочь ребенку приблизить то мгновение, когда в душе произойдет встреча природы и стремящихся к ней чувств. Поэзия, радость, благоговение перед красивым силуэтом, изгибом линии, цветом и сочетанием цветов, далями и горизонта-

ми постепенно формируют целостное представление о природной красоте. Эстетически культурный человек восхищается не только конкретными красивыми растениями, рыбами, животными. Он чувствует и понимает, что природа прекрасна своей организованностью, гармонией, целесообразностью, многообразием форм, способностью к удивительным формообразованиям и творчеству. Открытие красоты природы человеком должно быть изначально связано с эстетическим созерцанием и поведением человека. Созерцать эстетически - это значит прежде всего охранять. Леонид Леонов писал:

«Пускай я маленький, но я бесконечно сильный и нужный, потому что в мире много существ меньше и слабее меня, и можно сделать им добро хотя бы тем, чтобы пройти... не тронув их, не задев».

Эта же мысль прекрасно выражена в стихотворении американского поэта Джеймса Форбса «Добрые слова»:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных