Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА




Любой эстетический объект становится таковым лишь во взаимодействии с субъектом эстетического отношения. Только во взаимодействии с человеком проявляются его эстетическая значимость, ценность и свойства. Художественный объект,или произведение искусства, выделяется среди всех других объектов, созданных человеком. Однако становится он таковым тоже благодарящего восприятию людьми. Человек, воспринимающий произведение искусства, выявляет не просто художественную, но эстетическую его сущность, заложенную в него художником в процессе творческой деятельности. Художественное произведе-

'Выготский JI.C. Психология искусства. Ростов-на-Дону, 1998. С. 8. 2 Там же.


ние, созданное по законам искусства, универсально удовлетворяет эстетические потребности человека и сопровождается эстетическим переживанием. Автор не поддерживает позиции тех исследователей, которые ограничивают взаимодействие человека с искусством рамками художественного восприятия. Эстетическое восприятие произведений искусства и является эстетическим, поскольку выходит за рамки красоты искусства и в силу особой эстетической открытости включает практический и духовный опыт субъекта, его эстетический вкус, ценностные ориентации, результат, связанный с удовлетворением его эстетических чувств, потребностей, интеллекта. В искусстве мы имеем дело с опытом эстетической деятельности и эстетического восприятия, которые обогащены художественной природой искусства, в отличие от восприятия других сфер жизни и объектов.

Эстетическое восприятиепроизведений искусства - это не простое зеркальное воспроизведение его в сознании. Это очень сложный процесс, обусловленный психологическими, нейрофизиологическими, эвристическими и собственно эстетическими закономерностями. Исследуя грани процесса восприятия, важно выделить ряд глубоко специфических его свойств. Среди них: целенаправленность, творческий характер, наличие эстетической дистанции, амбивалентность, эмоционально-интеллектуальный труд тела и души, радость эстетического постижения и др.

Произведение искусства- это не предмет природы, хотя и содержит в себе материально-физический уровень. Тем не менее художник специально создавал его с целью эстетического воздействия на людей. Сознание воспринимающего субъекта нацелено на уяснение той художественной информации, которая составляет сущность произведения. Отсюда проистекает такая черта эстетического восприятия искусства, как целенаправленность. Даже в том случае, когда человек непреднамеренно, случайно сталкивается с искусством и попадает в плен его воздействия, он знакомится с произведением, воспринимает его целостно. В противном случае отчужденное, фрагментарное, незаконченное восприятие не будет способствовать целостному катарсическому воздействию искусства. Продукт эстетического восприятия в виде вторичного образа может совпадать или не совпадать с авторскими образом и идеей.

Эстетическое восприятие искусства- сложный процесс соучастия, сотворчества воспринимающего субъекта, особой его ак-

O

тивности, выражающейся в построении и создании собственного идеального художественного аналога авторского произведения. Художник в процессе творчества движется от замысла к реализации его в материале. Субъект восприятия, напротив, движется от конкретно-чувственного восприятия произведения искусства в целом к постижению в нем определенной идеи. Этап технологии и реализации творческого замысла художника не дан непосредственно зрителю. Последний имеет дело с законченным результатом творчества. Отсюда художественное произведение не дано в непосредственном восприятии. Зритель вынужден «достраивать» его пласты на основе своего жизненного опыта, вносить новые элементы, образы, ассоциации, дорисовывать героев, их поведение, детали внешности. Происходит творческая работа по дорисовке, досозданию произведения в сознании воспринимающего.

• Таким образом, субъект восприятия искусства уже в силу акта восприятия участвует в художественном творчестве. Он дополняет, конкретизирует, видоизменяет само произведение. Именно поэтому искусство учит творчески смотреть на вещи и творчески мыслить.

Эстетическая дистанцияопосредует процесс творческого восприятия произведений искусства. Реципиент осознает, что перед ним лишь художественная жизнь, а не сама жизнь, изображение действительности, а не сама действительность. Расстояние между художественным субъектом и объектом позволяет осознавать внеположенность реальности и искусства, которое создает иллюзию живой реальности. Рама замыкает картину в определенное художественное поле, театр ограничивается пространством сцены, музыка - пространством тишины до начала и после окончания звучащего произведения. Смысл и функция дистанцирования в том, чтобы искусство не сливалось с действительностью, а выделялось как особая, специфическая ее часть. Закон дистанциипозволяет выделить произведение из потока жизни и сделать предметом специального рефлективного, думающего восприятия. Благодаря дистанции возможна оценка произведения, авторской, исполнительской позиции. Однако границы такой дистанции условны. Эффект соприсутствия и соучастия зрителя во многом обеспечивается иг-


ровой природой искусства. Таким образом, эстетическое восприятие искусства амбивалентно, т.е. субъект и верит и не верит в реальность изображаемого. Двойственное чувственное восприятие возникает, когда зритель одновременно ориентируется на действительность и художественный идеал, испытывая чувство удовольствия и потрясение. Содержание, форма, образы искусства находятся на весах принципа амбивалентности(от лат. Ambo - оба, Valentia - сила). В нем сталкиваются, сопоставляются противоположные начала: Христос - Иуда, Дон Жуан - Командор, Фауст -Мефистофель. Этот принцип задает оппозиции эстетического восприятия, которые ведут к аффектам в психике человека, в конечном счете к эстетическому катарсису. Амбивалентность, или противоречивость, раздвоенность чувств вызывает как позитивный, так и отрицательный эстетический опыт.

Чувство радости и удовольствия от восприятия искусства проистекает от совершенства формы, глубины поэтического содержания произведения. Радость и удовольствие, которые получает человек в сфере искусства, - это радость от общения с творцом произведения, радость приобщения к его нравственным и эстетическим идеям. Это радость ухода от бега повседневности и приобщения к ценностям из разряда вечных. В искусстве талантливо проявлены ум, красота, творчество человека. Приобщенность к его ткани, смыслам и значениям способна внести гармонию в души людей, создать более светлое и радостное видение мира. Но путь к этой гармонизации человека в искусстве лежит через образы и полюса переживания безобразного, злого, ненавистного. Эти экстремально-негативные точки искусства эстетически переживаются человеком негативно, тревожат, будоражат нас. Художник способен показать мучительно неприятные коллизии жизни, которые вызывают сложные чувства, мысли и особый труд души.Нужно иметь в виду, что восприятие искусства - это не только радость, наслаждение, праздник, хотя эта сторона в подлинном гуманистическом искусстве побеждает. Это еще и боль, тревога, сопереживание бедам человеческим, внутренний протест против зла, насилия, несовершенств жизни. Не просто усилия нашей психики, ума, но сложного проживания в себе всеми силами сердца и души требует настоящая культура постижения искусства. Затраты душевных сил вознаграждаются чувством удовольствия и радости.

• В технологии эстетического восприятия произведения искусства принято выделять ряд фаз или узловых моментов.

Предкоммуникативной фазесоответствует установка на восприятие художественного произведения. Коммуникативная фаза

содержит предварительную эмоцию, созерцание, созидание образа на основе игры воображения, фантазии, ассоциаций, эмпатии, верования, переработку художественной информации посредством постижения художественного языка произведения. Здесь же формируется образ - переживание, в котором идея художника как бы рождается заново. Высший кульминационный момент эстетического восприятия сопровождается глубоким эстетическим чувством, о котором говорил Аристотель, - катарсисом. С психологической точки зрения в аффекте катарсиса можно увидеть главный итог воздействия искусства на личность. Открываемое в этот момент единство познавательных, гедонистических, воспитательных, собственно эстетических смыслов и сущностей, переживаемых человеком, способствуют его духовному перерождению. Эффект сопереживания, сострадания, содействия вызывает ощущение просветленности, подъема, нравственного пафоса. На стадии коммуникативного взаимодействия с искусством возможно не только эмоционально-чувственное, но и рефлективное его осмысление. Отсюда следует знаменитый вывод Л.С. Выготского о том, что эмоции искусства суть «умные» эмоции. Эстетическое суждение при первом восприятии может как выступать в свернутом виде («мне нравится» или «мне не нравится»), так и быть развернутым - осмысленным.

От культуры восприятия субъекта зависит фаза созерцания и постижения искусства.Она может состоять только из неясной эмоции и узнавания привычных образов, а может подняться до высот потрясения и даже открытия. Эту кульминационную точку восприятия мы связываем с катарсисом. Посткоммуникативная фазасвязана с активной работой психических механизмов субъекта по осмыслению той художественной реальности, которая завоевала поле эстетического сознания субъекта.

На протяжении веков культура восприятия в сфере профессионального искусства была привилегией немногих. Но каждого человека влечет эта сила человеческого гения, и каждый пытается


понять искусство. Многое из того, чему он учится, достигается им самим на основе индивидуального опыта.

• Реципиент, или человек, воспринимающий искусство, собственными усилиями, создает уникальный мир своего сознания и своей личности, выступая подлинным творцом.

Раздел 6

МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА

Вопросы для повторения темы

1. Психология искусства как междисциплинарная область знания.

2. Психологические аспекты исследования искусства в работах Фрейда,

К. Юнга, М. Дюфрена, А. Потебни, Л.С. Выготского.

3. Специфические черты эстетического восприятия произведений искусства.

4. Основные фазы и ключевые моменты процесса восприятия искусства.

Катарсис.

5. Феноменологический подход в восприятии произведений искусства.

Литература

Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. С. 55-70.

Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989.

Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988.

Выготский Л. С. Психология искусств. Ростов-на-Дону. 1998.

Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962. С. 114-154.

Куренкова РА. Эстетика - Музыка - Образование (феноменологическая целостность). Владимир: ВГПУ, 2001.

Левшина И.С. Как воспринимаются произведения искусства. М., 1983.

Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М., 1985.

НадироваЛ.Л. Струны общности: теоретические основы развития эмпа-тии. Владимир, 1999.

Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. М., 1975.

Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989.

Раппопорт С.X. От художника кзрителю. М., 1978.

Романов И.Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл. М., 1994. С. 231-249.

Самохин В.Н. Эстетическое восприятие. М., 1985.


1.

Морфология

как учение о строении

мира искусства

Морфология(от греч. Morphe - форма и logos -слово, учение) искусства как эстетическая область философии искусства сложилась относительно недавно. В 60-х годах XX в. американский эстетик Т. Манров одной из своих статей в «Journal of Aesthetics and Art Criticism» обосновал понятие морфологии искусства как особую отрасль эстетики. В отечественной эстетической мысли традиция развития статуса и содержания этой области принадлежит М.С. Кагану. Благодаря его научным трудам, а также исследованиям В. Кожинова, В.В. Ванслова, Ю.Б. Борева и других эстетов в эстетическую теорию искусства не просто введен новый термин, а упорядочены знания и создано учение о строении мира искусства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных