Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СУБЪЕКТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА




Интереснейшими проблемами раздела «Философия искусства» в эстетической науке являются проблемы художественного творчества. Как и творчество в науке, технике, любой продуктивной деятельности, творчество в искусстве - это загадочно-таинственное и сложное проявление внутренне-духовного и внешне-операционального мира человека. Изучение духовной лаборатории художника, процесса рождения художественного произведения, текстов и подтекстов творчества - необычайно трудная задача. Сложность ее состоит в том, что зафиксировать и проанализировать этот процесс извне невозможно. А сам художник, занятый творчеством, не склонен к рефлексии, самонаблюдению, самоанализу. Кроме того, творчество в искусстве имеет глубоко целостную природу и в сжатом виде присутствует в каждом мгновении жизни творца.

И эстетика и философия тем не менее издавна стремились приоткрыть занавес над тай-

нами творческого процесса и проникнуть в его сущность. Уже Платон и Аристотель анализировали проблемы творчества художника. Платон положил начало иррационально-божественному истолкованию художественного творчества. Это мнение было развито теоретиками «Бури и натиска» в Германии. Герцен, Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше считали, что искусство создает гений по собственным, особым законам. Описать и объяснить эти законы невозможно. Позднее Бергсон, Кроче, Фрейд, Хайдеггер также истолковали творчество как акт интуитивный, а в интуиции видели особое проявление Духа. Действительно, каждое произведение искусства уникально, равно как и процесс его создания. Но очевидно и то, что факт творения мобилизует все силы художника, в том числе на уровне эмоциональности и рациональности сознания. Несмотря на своеобразие творчества, трудно отказаться от поиска общих его черт и закономерностей. Открытию этих общих свойств и закономерностей были посвящены многие плодотворные идеи в учениях Аристотеля, Леонардо да Винчи, Буа-ло, Вольтера, Руссо, Чернышевского, Толстого. Во многих современных эстетических системах искусство также предстает как творческая эстетическая деятельность, осуществляемая художником в соответствии с нормами и ценностями красоты.

Искусство наиболее полно выражает способность человека к творчеству. По природе и происхождению своему оно есть абсолютно творческое деяние. Любое произведение искусства становится таковым только в том случае, если олицетворяет в себе процесс рождения нового (знания о жизни, нормы, духовных устремлений людей, манера и стиль выполнения и т.д.). Отсюда важнейший аспект исследования искусства связан с изучением специфики художественного творчества. Его мы считаем возможным именовать эвристикой искусства, поскольку, во-первых, важна опора на общенаучную теорию творчества, или эвристику, открывающую пути к изучению любой творческой деятельности (от слова «эвристика» - открываю, нахожу); во-вторых, эстетическая природа художественной деятельности широко изучается комплексом наук искусствоведческого, психологического, кибернетического, математического уровней. В условиях тесного научного взаимодействия и комплексного решения проблем художественного творчества становится реальной возможность развития этой новой области философского, эстетического и педагогического знаний.


Итак, если в предыдущих трех темах наше внимание было сосредоточено на самом произведении искусства, то здесь важно исследовать то звено, которое предшествует его появлению, или художественное творчество. В эстетической литературе художественное творчество принято определять как процесс создания и творческого исполнения художественного произведения.

Эвристика искусства начинается с постижения творческого труда художника. Именно художник является началом и первопричиной искусства. Его личность можно рассматривать как центр художественного творчества. Он выступает как субъект художественного творчества и креативная причина. Субъективный фактор в искусстве играет чрезвычайно важную роль. Художник должен осмыслить весь жизненный материал, создать его художественную модель и явиться потребителю искусства как богатая и оригинальная личность. Личностный момент важен в науке, педагогике, медицине. В искусстве личность художника в качестве содержательного и результативного элемента входит в само произведение искусства. Художник неотделим от него. Только Л.Н. Толстой, и никто другой, смог создать «Войну и мир», только С. Прокофьев мог создать такую одноименную оперу, только С. Бондарчук мог создать такой одноименный фильм.

• Уникальный характер творческого процесса определяется своеобразием личности художника, особенностями тех задач, которые он ставит перед собой и решает как автор.

Личность художника не остается вне произведения искусства, а пропитывает все его содержание и структуру. Однако следует различать реальную житейскую личность художника, обремененную всеми приземленными связями бытия, и поэтическую личность художника, которую Пушкин отождествлял с душой поэта. Бытовая и поэтическая ипостаси художественного «Я» тесно связаны, переплетены и опосредуют друг друга. Однако поэтическая личность несет в себе лучшие поэтические черты человека и художника. Чем масштабнее эстетическое поле художника, тем сильнее он заявляет о личностной позиции в искусстве. Вот почему в поэтическом «Я» художника нельзя видеть слепок с бытовой натуры. В.В. Маяковский в искусстве «поэт, горлан, главарь», а в жизни необычайно скромный и застенчивый человек.

O

Несмотря на всю индивидуальность творческого самовыражения, духовная жизнь поэта формируется при участии и в условиях духовной жизни общества. Вот почему, выражая что-либо личное, сокровенное, художник близок нашему внутреннему миру. Он несет в своем творчестве нечто общезначимое. Подчеркивая самобытность творческого дарования, важно видеть в личности художника и объективные истоки его творчества, то, что близко народу, нации, человечеству. В этом смысле художник не сверхчеловек. Он не может претендовать на абсолютизацию своих способностей и противопоставление их всему человечеству, хотя его особая роль творца и учителя новой жизни предполагает многосторонний дар и способности. Это способности к поэтическому видению мира, образному познанию жизни, переживанию и размышлению над миром природы, общества, человека, а также способность воплотить свою модель понимания жизни в материале и языке искусства. Важно любить жизнь, уметь ее наблюдать, иметь опыт, мастерство, вкус, талант, трудолюбие и многое другое.

В целях обучающего анализа попытаемся выявить в лаборатории художника духовные средства его творчества и способности: эмоциональные, рациональные и подсознательные.

• Эмоциональные духовные средства: эмоции, вдохновение, фантазия, воображение.

• Рациональные духовные средства: талант, знание жизни, наблюдение, опыт, мировоззрение, трудолюбие.

• Подсознательные духовные средства: интуиция, прозрение, озарение.

Все эти элементы духовных способностей художника реально живут своей жизнью в целостной единой системе. Все звенья взаимодействуют, они едины в многообразии и подвижны.

Эмоциональная СПОСОбнОСТЬ, или способность к глубокому переживанию жизненных явлений, - важное отличительное свойство художественного субъекта. Познание в искусстве совершается чувственно-конкретным образом, истины искусства художник переживает. Если художник создает образы вне эмоционального начала, а лишь дискурсивным путем, рассудочно-понятийным


и логическим, то художественный текст не переживается, а лишь понимается. Целостная эмоциональная реакция художника придает познанию жизни в искусстве правдивость, искренность. Такая эмоциональность может присутствовать на аффективном, пафосном, подтекстовом уровне и творчества, и восприятия искусства. Вот, например, как П.И. Чайковский описывает свои чувства по прочтении одной сцены из «Войны и мира» Толстого,

«...где Долохов обыгрывает в карты Ростова, я залился слезами и долго не мог их унять». Почему сцена, где оба действующих лица совершают поступки весьма не похвальные, могла вызвать слезы? Причина, между тем, очень проста. Толстой взирает на изображенных им людей с такой высоты, с которой люди эти кажутся ему бедными, ничтожными, жалкими пигмеями в слепоте своей, бесцельно и бесплодно злобствующими друг на друга, - и ему жаль их!»1

Толстой не делает из своих героев злодеев и жалеет их, а Чайковский в слезах потрясен гуманизмом и высотой нравственной любви Толстого. Эмоциональные нити творчества имеют не только субъективное, но и социальное начало. В художественных эмоциях предстает и та чуткость, с которой художник замечает что-то новое в обществе, в жизни, в укладе быта.

Э м п а т и я как сочувствие, переживание, способ понимания эмоционального состояния других людей, необычайно важна для художника. Он устанавливает эмоциональные связи с людьми через произведения искусства. Аффекты реципиентов могут быть заложены в оттенках слов, экспрессии линий и мазков, в пластике формы, звуковысотных интонациях, ритме произведений искусства. Тем самым личность художника, «транслируемая» через произведение искусства, как бы участвует в эмоциональных переживаниях других людей, включая собственное «Я». Итак, на первом месте высочайшая эмоциональная восприимчивость, отзывчивость на нравственные впечатления, сопереживание человеку.

1 П.И. Чайковский об искусстве. Ижевск, 1989. С. 227- 228.

Вспышка эмоций и аффектов, эмпатия и симпатия ведут к более глубоким проявлениям художественной натуры. Среди них вдохновение - высший подъем духовных и физических сил художника в процессе работы над произведением искусства. Эта черта творчества мастера исключительно сложна и труднодоступна для изучения. В некоторых концепциях творчества вдохновение рассматривается как божественный или мистический дар, как иррациональный интуитивный акт, не подлежащие глубокому познанию. Однако многие художники предпочитали его не мистифицировать. П.И. Чайковский говорил так: «Я не жду вдохновения, сажусь и работаю». Он подготавливал и вызывал его напряженным трудом и постоянными творческими поисками. Об аффективном, бурном проявлении вдохновения пишет П.И. Чайковский, касаясь своего романса «На землю сумрак пал»:

«Написал несколько романсов, один из них мне безмерно нравится, и иначе, как расточая слезы, не могу играть»1.

Заметим, что не каждый процесс творчества сопровождается вдохновением. В одном из своих писем П.И. Чайковский сетует:

«Решился, нуждаясь в деньгах, заняться мелкими пиэсками для фортепьяно и положил себе в день писать по одной в течение месяца. Эти музыкальные блины пеку аккуратно, и таковых уже набралось десять»2.

Формы вдохновения всегда конкретны, сугубо индивидуальны: от эстетических до психологически нейтральных. Часто они растворяются в интеллектуальных элементах творческого процесса. Так, например, Б. Пастернак не видел во вдохновении какую-то исключительную способность, изолированную от мастерства в создании формы:

'П.И. Чайковский об искусстве. Ижевск, 1989. С. 72. 2Там же. С. 103.


«Я ни на минуту не задумаюсь поставить прямое равенство между тем, что называют вдохновением (оно существует), и тем, чего не называют осмысленностью формы»1.

Художник перерабатывает жизненные впечатления в произвольной и непроизвольной формах. В первом случае мы имеем дело с воображением художника, во втором - с его фантазией. Сознание художника обладает способностью творчески преображать картины действительности. Мир преобразовывается в восприятиях, представлениях. Продуктивно изменяются, комбинируются, синтезируются элементы жизненного опыта, наблюдения. Возникают неожиданные связи, сочетания, не существовавшие раньше в действительности. На основе своего воображения, фантазии художник создает образы, модели бытия в искусстве, распознает скрытые свойства явлений, обнажает перед нами их нравственные и эстетические смыслы. Тем самым он будоражит наши творческие силы, расширяет эвристические горизонты. Писатели-фантасты (Ж. Верн, Брэдбери, И. Ефремов) силой своего воображения заставляют нас представить нечто невероятное. Средневековое искусство пропитано символическими и религиозно-фантастическими формами воображения.

Невозможное в действительности становится возможным в фантазии художника. В ней соединяются наглядная конкретность и нечто чрезмерное и сверхъестественное. Свободная эстетическая игра воображения как бы балансирует между сверхъестественным и реальным. Миф, сказание, аллегории, символ обнаруживают свои связи с фантастическим сознанием. В современном искусстве, в жанре научной фантастики, востребованы фантастические способности художника к воображению. Писатель-фантаст соединяет большой научный интеллект, воображение, фантазию и опыт постижения самой действительности, самого человека. Если фантазия художника совершенно уходит от действительности, то она становится пустой, больной, ирреальной. Достаточно обратиться к фантасмагориям сюрреализма. Фантазия на картинах Сальвадора Дали приобретает формы видения

1 Пастернак Б. Об искусстве. М., 1930. С. 24.

мира человеком с отклонениями психики и сознания. Эстетическое значение такой фантазии при всем мастерстве техники падает, а сами полотна предстают как нерасшифрованные иероглифы. Таким образом, в воображении, фантазии, с одной стороны, происходит отрыв от реальности, но с другой - в них сохраняется при-крепленность образа к самой действительности. Какие бы виртуальные миры ни создавало творческое воображение художника, в конечном счете источник их - сама действительность.

Эмоциональные способности в структуре сознания и творчества художника тесно связаны с рациональными способностями. Их взаимодействие носит сложный, противоречивый характер. Определяющую роль в нем играет личностное отношение художника к миру. В эстетике XX в. имеются точки зрения, которые как абсолютизируют чувственное начало, так и преувеличивают роль рационального в художественном творчестве. В начале века были распространены идеи теории «невинного глаза» (Д. Рескин, К. Беде, Р. Фрейд). Согласно им художник должен видеть и чувствовать, но не размышлять благодаря врожденной способности к творчеству. Художник должен смотреть на мир глазами ребенка и отказаться от практического интереса к нему. Такой точке зрения близка эстетика импрессионистов. К. Моне говорил о своем желании родиться слепым, затем внезапно прозреть, чтобы начать творить без всех условностей и знаний о своем предмете. Эстетика ощущений реализуется в таких разновидностях натуралистического искусства, как фотореализм, гиперреализм, поп-арт и др. Чрезмерная интеллектуализация процесса творчества, характерная для гештальттеории (Р. Аркхейм, Э. Гомеб-рич), ведет к абсолютизации идей и стиля. На практике это выражается, например, в концептуальном искусстве. Художники этого направления заявляют, что им удалось проникнуть «силой идей» за физический статус предмета:

«Они предлагают замысел (концепцию), излагают его в письменном виде, кладут в папку и дают возможность желающим с ним ознакомиться»1.

'Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М., 1980. С. 254.


Без полюсов крайностей творчество в искусстве представляется эстетикой как чувственно-предметная и целенаправленно-интеллектуальная деятельность художника. Если так, то рациональное, дискурсивное мышление не чуждо художнику и не может убить очарование искусства. Каждый творец, начиная работу над произведением, уже идеально представляет его замысел, идею. Существование центральной идеи произведения уже на стадии замысла говорит о важности рационального мышления в творчестве художника.

Каждый художник наблюдает жизнь и впитывает жизненный материал для будущих творений. И.Е. Репин впервые на Неве увидел бурлаков, изнемогавших в тяжелом труде. Увидел и не смог забыть. Он год проводит на Волге и наблюдает, познает, постигает тяготы жизни бурлацкого племени. Разве без такого наблюдения, изучения, знания жизни мог бы появиться шедевр реалистической живописи «Бурлаки на Волге»? Страсть творческого наблюдения и созерцания сопутствовала жизни И. С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.

Поскольку искусство познает человека и жизнь, оно требует от своего создателя знания того, о чем он пишет или что изображает. Без этого знания, наблюдения, опыта жизни в произведении не будет подлинности и достоверности. Однако само по себе знание фактов не решает проблему. Необходима их авторская оценка. Реальность искусства - это человековедческая, сердцеведческая реальность. Опыт такого исследования и оценку жизни приобретает сам художник, участвуя в жизненном процессе. Такое активное, сознательное участие в политической, гражданской, духовно-нравственной жизни общества вводит художника в систему социальных идей и способствует формированию индивидуального мироощущения и мировоззрения творческой личности. Система политических, правовых, религиозных или атеистических, философских, нравственных, эстетических взглядов на мир, а также предпочтения, убеждения, оценки, принципы видения жизни определяют отношение художника к действительности. Ми-рочувствование и идеи о мире направляют творческую мысль и стоят в основании творческого процесса. Все великие творения в искусстве вдохновлялись великими идеями творцов. Перед глазами творца в искусстве всегда предстает определенная модель мира и человека в этом мире. В нее надо вслушаться, к ней надо приблизиться, и тогда будут близки ритмы Шопена, философская одиссея

гётевского Фауста, народная идея Л.Н. Толстого. У каждого художника в ходе жизни формируется свое мировоззрение. Оно может быть цельным и стройным, законченным, как у Бальзака или Достоевского, а может быть половинчатым, противоречивым, постоянно изменчивым или эскизно-незаконченным. Мировоззрение нельзя отождествлять с творчеством, но оно направляет и регулирует творческий процесс и его результаты. Ярче всего мировоззренческий элемент представлен в идейно-эмоциональном пафосе произведений, в методе творчества. Мировоззрение не появляется автоматически, а формируется трудом, практикой, долгими духовными поисками. Религиозные искания предшествовали гуманистической концепции жизни у Достоевского. Морально-религиозный путь к добру отражает мировоззренческая концепция творчества Л.Н. Толстого. Для Б. Пастернака искусство было также явлением нравственной жизни. Книгу он называл

«...кубическим куском горячей, дымящейся совести - и больше ничего»1.

Художник всегда неотделим от своего творения и от ответственности перед обществом за свое мировоззрение.

Бессознательно-интуитивное чутье художника важно в выборе новых условий, ориентации, решений. Действия учителя часто опираются на интуитивное постижение детской психологии в том или ином конкретном поступке. Ученый во многом опирается на догадку, озарение. Но верные интуитивные решения бывают не у всех. Творческая интуиция основывается на опыте и знаниях человека. Именно они направляют поиск, предостерегают от ошибок, дают дар предвидения. Происходит это не логически, а через психические механизмы интуитивно-бессознательного ряда. В концепциях интуитивизма (Бергсона, Кроче), в иррационально-фрейдистской эстетике абсолютизируется фактор бессознательного начала творчества. Однако ни один великий художник прошлого не мог бы заявить, что он творил в бессознательном состоянии и не знал для чего, для кого, с какой целью и почему писал свои творения. Художественный опыт этих творцов, запасы впечатлений жиз-

' Пастернак Б. Об искусстве. М., 1990. С. 144.


ни, уровень культуры, включенность в социальные цели и задачи искусства, так же как и интуиция, стимулировали творческую работу. Не метафизическое противопоставление, а диалектика эмоционального и рационального, чувственного и дискурсивного, интуитивного и сознательного позволяет преодолеть односторонность понимания сложности процесса художественного творчества.

Проблема таланта как главного условия творческой деятельности привлекала внимание философов всех эпох. Ответы на вопросы, в чем сущность таланта и каково его происхождение, давали Аристотель, Платон, Кант, Шопенгауэр, Бергсон, Э. Гуссерль, Н. Лосский и др. Но и сегодня ни генетика, ни психология, ни философия, ни эстетика не могут дать точных параметров таланта. А. С. Пушкин писал в «Египетских ночах»:

«Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске карского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами?!. - тщетно я сам захотел бы изъяснить»1.

Здесь Пушкин подчеркивает особую природную одаренность художника, особый склад мышления творца - художественно-образное мышление.

Действительно, значение природных задатков и природной предрасположенности человека играет определяющую роль в искусстве. Природа должна наградить человека особыми качествами музыкального слуха, чтобы он стал композитором или исполнителем. Природный дар ощущений пластики, телесности, движения позволяет стать балериной. Особое чувство цвета и цветовой гаммы порождает колористический талант живописца. Во всем этом роль природной одаренности первична. Выдающийся физиолог И.П. Павлов делил психический склад людей на две категории: мыслители и художники. Быть художником - значит поэтически

'Пушкин А.С. Избр. соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1978. С. 521 -522.

воспринимать мир, мыслить в структуре художественных образов. Психобиологические, генетические предпосылки необычайно важны в проявлении творчества и таланта. Но талант не может функционировать без профессиональной выучки и образования. Он нуждается в постоянном совершенствовании и оттачивании мастерства. Развитие таланта зависит от семьи, школы, социальных условий. В конечном счете социум определяет направление и возможности творчества художника, его интересы и взгляды на мир.

В развертывании таланта большую роль играют индивидуально-личностные качества творца. Среди них - трудолюбие и трудоспособность. Известно, как требовательно относились к своим рукописям Тургенев, Фет, Тютчев. Пушкин некоторые стихи переписывал по восемь и более раз. Л.Н. Толстой 16 раз переписывал своего «Хаджи Мурата». В психической структуре талантливого художника важно умение мобилизовать и концентрировать всю творческую энергию, напряжение и направить их к творческой цели. Художник живет напряженной внутренней жизнью. На ее полюсах творческая жажда, стремление к совершенствованию к идеалу, желание проникнуть в тайны человеческого бытия, поиск, озарение, эмоциональные срывы.

• В субъекте художественного творчества, в личности художника мы видим концентрацию чувств, мыслей, страстей, вдохновения, силу техники и мастерства, трудолюбия, многих сознательных и иррациональных признаков таланта.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных