Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ИСКУССТВА




Прогрессивное искусство распространяет свое возвышающее воздействие на человека, на общество, на природу, на весь мир культуры, включая саморазвитие и самосовершенствование человека. Художественное произведение, воспринятое человеком, оказывает влияние на его духовный мир, на все стороны его жизни. Какое действие, какую работу, каким способом способно проделывать произведение искусства, воздействуя на людей и жизнь общества? Иначе говоря, какие социальные функции способно выполнять искусство? Учитывая многогранность его проявлений, в современном эстетическом значении решается вопрос о полифункциональности искусства. Разные авторы выделяют разное количество функций искусства - от двух до четырнадцати. Это функции:

• познавательно-эвристическая,

• общественно-преобразующая,

• художественно-концептуальная,

• социально-ориентирующая,

• воспитательная, гедонистическая,

• просветительская,

• коммуникативная и др.

Все эти функции показывают отдельные стороны взаимодействия искусства с проявлениями общественной жизни - философией, педагогикой, моралью, религией и др. Искусство может себе позволить осущесвлять привилегии разных форм деятельности в образно-художественной форме. Так оно сближается с наукой при выполнении познавательных задач, с идеологией - при ценностно-идеологической ориентации, с языком при коммуникативной деятельности, с педагогикой - с эстетическим воспитанием. Но при этом искусство самостоятельно, незаменимо, самоценно, специфично в культуре.

Такая специфика связывается с особой эстетической природой искусства, тайны которой лежат в многогранных способах функционального воздействия его на человека.

Познавательная функция искусства позволяет рассматривать его как определенный вид знания и просвещения. И хотя познавательная деятельность для искусства не является ведущей, опыт познания мира и жизни в искусстве ярко выражен. Многие произведения искусства служат незаменимым источником информации о сложных индивидуальных и народных судьбах, о человеческой истории. Не случайно «Человеческую комедию» Бальзака называют энциклопедией жизни французского общества первой половины XIX в., «Евгения Онегина» Пушкина -энциклопедией русской жизни того же периода. То, что предстает перед нами со страниц этих романов, мы принимаем за живое, конкретно-чувственное, эмоционально-интеллектуальное знание и представление о жизни. Художественным образам и героям мы верим, и они волнуют нас, как подлинная правда. Имея в виду познание, открытие мира в искусстве перед человеком, Бальзак повторял: «Хотите знать жизнь, читайте романы». Сервантес сравнивал роман с зеркалом, пронесенным по большой дороге жизни, а Чернышевский называл искусство учебником жизни.

• Знания и открытия, которые приходят через искусство, не просто живые, эмоциональные, впечатляющие. Они достаточно глубоки и сродни философскому, историческому, социальному, психологическому мышлению. Всякий талантливый художник сродни глубокому мыслителю. Он способен воплощать глубоко интеллектуальные версии в поэтической форме.


Познавательная функция искусства включает и самопознание. Во все времена и у всех народов не теряет значение древнегреческая надпись на храме в Дельфах: «Познай самого себя». Действительно, человечество и цивилизации создали бесконечное количество машин, механизмов, технологий для познания великого мира природы, космоса, подземных и водных глубин. И есть только один надежный способ проникновения в глубины собственного духа -искусство. Узнавая о жизни, людях в искусстве, проникая во все художественные миры, переживая перипетии человеческих судеб в искусстве, человек тем самым открывает самого себя, новые стороны, грани, особенности собственного человеческого «Я».

Платон и Гегель считали искусство низшими формами постижения абсолютной идеи, или познания истины. В своих возможностях постижения истины искусство уступает многим сферам в универсуме человеческого сознания и деятельности. Такой абстрактный вид искусства, как музыка, не может претендовать на результат однозначно верифицируемых истин. Но музыка передает и учит эмоционально-образному опыту, навыкам музыкального художественного мышления, слышанию «диалектики души» (Л.Н. Толстой) так, как не способно ничто иное, даже наука. Таким образом, искусство выполняет задачу познания, просвещения и образования людей, а также служит духовным полем самопознания личности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных