Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА




И СПОСОБ

ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

В качестве центрального, универсального и богатейшего проявления мира искусства выступает отдельное произведение. Вся система художественной культуры функционирует исключительно благодаря художественным произведениям как основным культурно-эстетическим ценностям. Каждому произведению искусства предшествует труд художника, а воспринимается оно трудом читателя, слушателя, зрителя. Произведение искусства оказывается центральным звеном, в котором заключены все тайны и специфика искусства. Оно выступает основным источником и хранителем информации в сфере художественного. Однако, когда речь идет о произведении искусства, часто подразумеваются разные значения, используются близкие, но различные по смыслу понятия и термины: произведение искусства, художественное произведение, продукт культуры, арте-


факт, предмет искусства, объект искусства и др. Выделим три основных значения понятия произведение искусства.

Первое значение связано с отделением искусства от продуктов природы. Каждое произведение искусства создается человеком целенаправленно и преднамеренно. Оно является продуктом человеческой деятельности и культуры, но не природы. Взаимоотношения искусства и природы чрезвычайно сложны и многогранны. Новый эстетический статус природы в исследовании искусства современные ученые связывают со следующими положениями:

«Во-первых, исторически сложились определенные виды, роды и жанры искусства, произведения которых создаются на границах культуры и природы: садово-парковое искусство в целом, архитектура, садово-парковая скульптура, монументально-мемориальное искусство, декоративные жанры и близкие им художественные явления. Во-вторых, для создания произведений искусства используется множество художественных материалов. В-третьих, сами принципы и законы художественного формообразования, язык искусства исторически впитали и трансформировали закономерные взаимосвязи, отношения, свойственные природному миру. В-четвертых, образование некоторых жанров и стилей в искусстве <...> восходит к актуализации природных ценностей и природной тематики, в сознании общества. В-пятых, в целостном произведение искусства ценится особое свойство, напоминающее природную естественность, органичность, эффект кажущейся непреднамеренности. В-шестых, принцип подражания природе (знаменитый «мимесис» античного искусства и эстетики) в тех или иных модификациях проходит через всю культуру»1.

' Волкова Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988. С. 10-11.

O

Аналогии природы и искусства не случайны. Обаяние и поэтичный свет этих двух стихий в душе современного человека не сопоставимы ни с чем. Человек, заключенный в интенсивное городское пространство, ловит себя на мысли о том, что в искусстве городской жизни существует дефицит природы. Человек малой родины, деревень и глубинки, тоскует на лоне природы об урбанизированном пространстве художественной жизни. Возможно, поэтому в эстетических стремлениях человека выявляется удивительная аналогия: нам нравятся искусство, напоминающее природу, и природа, ассоциирующаяся с искусством. Бесспорно, произведение искусства возникает посредством, при участии, в общении с природой, под воздействием ее ритмов, красок, форм, но создается оно творческим трудом художника как специальный продукт со специальными эстетическими задачами.

Второе значение понятия произведение искусства как предмета или процесса особой сферы человеческой культуры служит раскрытию культурологического контекста жизни произведения в сфере труда, быта, истории, поэтому уместна его идентификация с понятием продукт культуры. Кроме произведений искусства нас окружает бесчисленное количество других предметов материальной и духовной культуры. Со времен античности до XVI в. всякую сознательную деятельность по правилам называли искусством. В 1746 г. Батте в трактате «Изящные искусства, сведенные к единому принципу», теоретически закрепляет специфическую художественность на основании принципа «подражания прекрасной природе" и выделяет семь искусств. Среди них поэзия, музыка, живопись, красноречие, танец, скульптура. В последующие века художественная сфера расширяется (декоративно-прикладное искусство, народное творчество, фотография, кинематограф, телевидение) и происходит постоянное повышение роли искусства в организации природной и предметной среды.

Промышленные утилитарные предметы культуры имеют прикладное назначение, и их эстетико-художественные качества не обладают специальной целью при восприятии и использовании предметов, хотя их эстетическое значение существует и выражено в большей или меньшей степени. У их прикладных предметов следущие специфически-эстетические задачи: способствовать созданию комфортной среды, создавать новизну ощущений и восприятий, атмосферу уюта, праздника, красоты.


В художественном произведении как в специфически эстетическом феномене выделяются следующие особенности:

• специальные цели творчества, познания и оценки социальной и индивидуальной жизни;

• глубокая содержательная ориентация на духовно-нравственные ценности;

• психологическое и социальное воздействие на зрителя;

• самостоятельное и целостное художественное значение.

К критериям художественного произведения относятся не только исполнение произведения искусства как продукта культуры, но и его пространственно-временные и качественно-системные границы в единичных и ансамблевых формах (ландшафтная архитектура, декоративно-монументальная живопись и скульптура, садово-парковое искусство и др.)- Важнейшим признаком художественного произведения является наличие углубленного духовно-созерцательного сопереживания, напряженной эмоциональной работы. Каждое произведение искусства - это уникальный объект созерцания, который тяготеет либо к классическим, традиционным культурам, либо ориентирован на новизну, оригинальность, национальные свойства содержания и формы. Критериями художественного произведения являются также феномен образности и степень художественного мастерства. Посредством специфического языка образности и средств выразительности человек познает и оценивает жизнь, людей, мир, оценивает мастера, его творчество и труд. В искусстве осуществляются самооценка и самопознание.

Третье значение понятия произведения искусства связано с его эстетическим анализом и оценкой. Отсюда вытекает собственно аксиологический, или ценностный смысл, продукта не природы, не культуры, а искусства.

Художественное произведение - это продукт художественного творчества, в котором в чувственно-материальной форме воплощен духовно-содержательный замысел его автора и который отвечает критериям эстетической ценности.

В этом определении закреплены два важнейших признака художественного произведения: продукт творческой деятельности в. сфере искусства и характеристика уровня идейно-эстетического совершенства.

Произведения искусства существуют в виде статичных или динамичных вещей и процессов: музыка - в песнях, романсах, операх, концертах, симфониях; архитектура - в постройках и сооружениях; изобразительное искусство - в картинах, статуях, графике. Художественные произведения - материальные продукты художественного творчества. Процесс работы над ними связан с эмоциями, вкусами, воображением, фантазией художника. В период зарождения творчества произведение искусства связано с художественным сознанием творца. Завершенные произведения могут существовать независимо от сознания людей, т.е. объективно. Следовательно, по способу существования художественные произведения являются материальными продуктами художественного творчества и сознания.

Однако такая позиция связана с материалистической интерпретацией и анализом произведений искусства. Польский эстетик Р. Ингарден, ученик основателя феноменологии Э. Гуссерля, объявляет художественное произведение лишь свойством сознания, или интенциональным предметом. Источник бытия художественного произведения он видит в актах сознания. Согласно феноменологической эстетике музыкальное произведение не может существовать как предмет реального мира. Оно рассматривается как чистый акт сознания, лишенный атрибутов и статуса предметности, реального существования.

Однако при всех различиях индивидуального сознания людей, особенностей творчества, восприятия, интерпретации произведения искусства существуют объективно. Любое произведение искусства, будучи результатом напряженного физического труда, материализуется в специфических вещно-материальных формах. Нельзя было бы представить эстетический смысл и значения художественного произведения, если бы оно не было закреплено с помощью тех или иных знаковых средств в том или ином материале. Отсюда их материализация, овеществление в художественном произведении.

Вещно-физическая, материальная сущность произведения искусства не является ведущей и определяющей в сложной системе художественного произведения, где в диалектическом единстве существуют идеальное и реальное, вещное и образное, материальное и духовное.


Не холсты, пятна и линии, не книги, колонки и тексты, не тоны, фразы и темы в конечном счете привлекают в искусстве. Дорога в мир искусства обусловлена потребностью в духовном диалоге с героями, автором, исполнителями; поисками нравственных смыслов и значений бытия, к которым столь мучительно устремлено человечество. Наконец, эстетическое воздействие искусства порождает в человеке особые художественные переживания, иллюзии и миры.

Таким образом, произведение искусства - это одновременно и вещь, и чисто психологическая структура, феномен в сознании творца или воспринимающего произведение искусства индивида. Материальное и идеальное связаны в произведении искусства так, что они и противостоят друг другу, и взаимопроникают и переходят друг в друга. Материал, организованный художником, предстает перед нами как особое изображение - художественный образ. В нем переданы различные стороны действительности, жизни общества, природы, человека. В искусстве происходит своего рода чудо преображения материала в образ. Вещественные элементы (камень, краски, звуки) в системе художественного произведения начинают говорить о действительности, наполняются человеческими чувствами и мыслями. При этом художественное изображение кажется необычайно достоверным, живым. Так иллюзия искусства принимается как сама жизнь. Дамы на портретах улыбаются, звуки музыки плачут. Однако все это лишь образы. С онтологической точки зрения важно подчеркнуть, что в процессе художественного творчества эстетические представления художников материально закрепляются различными средствами (звуками, красками, словами) и предстают как произведения искусства. Художественные образы создаются вещно-материальными средствами и существуют материально. Одновременно они воспринимаются людьми в их сознании. Духовная ценность произведения искусства закодирована в системе материально-выразительных средств. Только с помощью материально-физической основы произведения искусства художник может сделать предметным свой замысел. Это та вещественная плоть, которая необходима художнику в процессе творчества. Голос, гранит, сангина, сцена, съемочная площадка, студия выступают знаками и несут эстетический смысл и значение.

В эстетическом освоении художественного произведения важно исходить из признания диалектического единства и целостности материального и духовного, вещности и образности, реального и иде-

ального. Но такое тождество в художественном произведении порождает загадки и двойственность восприятия, когда человек воспринимает и материал, из которого выполнено произведение искусства, и художественный образ, который этот материал порождает. При этом единстве, целостности и тождестве художественный материал подчинен художественному образу и как бы погашается им. В эстетическом восприятии главное внимание обращено не на материал (глину или краску), а на художественные образы и их систему.

Объектом искусства является действительность во всем ее многообразии. В конкретных произведениях объект сужается до определенного предмета. Как правило, таким предметом искусства выступают человек и отношение человека к миру. В центре внимания искусства - человек, его духовный мир, отношение к природе, обществу, людям.

Какие уровни целесообразно выделить в художественном произведении, которое становится предметом эстетического анализа?

Во-первых, это материально-физическая основа, или план законченного художественного произведения. На этом уровне материал дает произведению качество предметности, и оно становится доступным, информативным. Можно вести речь о художественном тексте (от лат. Textum - ткань, соединение). В отличие от внетекстовой реальности в тексте заложено сообщение автора читателю, слушателю. В тексте три основные функции: создание, передача, хранение новой информации.

Второй уровень, или план художественного произведения, можно назвать материально-выразительным или материально-изобразительным. Так, в живописи едины краски и компоненты изображения, узнаваемые в процессе их вычленения и понимания. Кинолента и экран изображения, партитура и звуковой ряд исполнительства связаны с переходом нехудожественных характеристик материального объекта в художественные.

Третий уровень художественного произведения касается предмета, собственно-эстетической коммуникации. Здесь выявляются социально-культурные, духовно-ценностные смыслы и значения. Образы, ценности, целостность, традиции, новаторство, интерпретация - все это выходит за пределы материала, текста, предмета в духовно-ценностную эстетическую сферу.

С позиций современных эстетических концепций только третий уровень произведения искусства отождествляется с эстетическим


объектом, а первые два - с артефактом. Артефакт (от лат. Artefactum - искусственно сделанное) как термин употреблялся первоначально для объектов, созданных специально для функционирования в системе искусства, но не являющихся произведениями искусства. Представители институционалистской эстетики считали, что любой предмет может стать артефактом в соответствующих условиях. Сегодня проводят различие между артефактом и художественным произведением по аналогии предмета и функции, статуса и значения в системе соответствующих культурно-функциональных связей. Артефакт выступает как бы внешним символом эстетического объекта. К важнейшим и универсальным критериям художественности в искусстве принадлежит признак целостности. Шеллинг, Гегель, Гете, Белинский, Бахтин рассматривали целостность как принцип внешней и внутренней организации бытия произведения. История искусства демонстрирует различные типы целостности в классическом, барочном, романтическом, авангардистском искусстве. Художественная целостность имеет множество аспектов и предполагает использование и анализа и синтеза. Целостность есть атрибутивный признак всякого произведения искусства. Проблемы законченности, границ, набросков, фрагментов, открытости, функционирования, достройки, досоздания, восприятия художественного произведения решаются лишь на основах принципа его целостности, лежащего в основе эстетического отношения. Высшим типом духовно-содержательной завершенности и целостности обладают шедевры искусства. Шедевр занимает самое высокое место в иерархической ценностной системе художественной культуры, обладает целостностью, духовно-содержательной завершенностью и формально-технической законченностью. Не случайно в средневековых цехах под шедевром понимали образцовое изделие, которое должен был представить ремесленник для получения звания мастера. Сегодня в эстетике шедевр - это не просто произведение искусства, а свидетельство высшего достижения художественной культуры.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных