Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основе продолжается путь прекрасного в искусстве к преобразованию самой жизни.




ВОЗВЫШЕННОЕ И НИЗМЕННОЕ

Во многих случаях одно и то же явление можно назвать и прекрасным, и возвышенным или, напротив, и безобразным, и низменным. Однако их близость не означает тождества.

Связь прекрасного и возвышенного коренится в их причастности к положительным ценностям, к эстетическому идеалу. Безобразное и низменное - это свойства отрицательные, выражающие враждебность идеалу. Их можно назвать эстетическими антиценностями.

Сущностные основания диалектической пары категорий связаны с категорией меры. Это мера качества и количества в возвышенном и низменном, мера динамичного, а также мера реального и идеального.

В прекрасном отношение количества и качества имеет вид гармоничного соответствия, или гармоничной меры. В возвышенном на первый план чаще всего выступает количественная сторона, причем настолько активно, что разрываются границы меры, гармонии. Возникает нечто безмерное, чрезмерное, и явление перестает быть обыденным, привычным, будничным.

Низменное - эстетическая категория, отражающая такое действие или такой характер, в котором безмерно и всемогуще

O

воплощаются враждебные нашему идеалу качества. Эта категория служит для определения и оценки уродливых явлений действительности, недостойных, порочных действий отдельных людей или общественных классов, групп.

В низменном проявляются те отрицательные силы, которые таят в себе угрозу для людей. Человек не властвует над ними, а следовательно, подчинен их воле. Это время от времени становится источником больших бедствий на планете. Фашизм, милитаризм, экстремизм, атомные катастрофы, войны - это силы грозной опасности, которые человечество воспринимает как низменные.

Чернышевский задавался вопросом, почему чувство голода не может быть возвышенным, а чувство любви возвышенно. И отвечает: поскольку первое человек удовлетворяет несколько раз в день, то оно достаточно обыденно любовь - это высокое чувство и посещает человека довольно редко. То, что испытывает любящий человек, можно назвать поэзией жизни. Это гораздо больше, гораздо сильнее в сравнении с обыденной чувственностью. Возвышенное, будучи носителем особой эстетической ценности и идеала, с особым чувством, пафосом утверждает идеал.

Одна из главных особенностей возвышенного таится в его восприятии. Любой предмет в процессе эстетического восприятия человек осознанно или интуитивно соотносит с собственными размерами, силой и энергией. Если восприятие прекрасного порождает чувство эстетического удовольствия,то восприятие возвышенного порождает чувство преклонения перед тем, что бесконечно превосходит скромные силы, возможности и представления человека. Высокие горы, бескрайние степи, штормовые волны моря, купол звездного неба оказываются не просто красивыми, а величественными и возвышенными. Чувство прекрасного приводит человека в состояние полной душевной удовлетворенности, гармоничного баланса, своего рода блаженства. Явления возвышенного порядка мы переживаем как нечто беспокойное, будоражащее, динамичное, зовущее к подвигу. «В сто сорок солнц закат сиял», - пишет В. Маяковский, и уже одна эта метафора подчеркивает величие природы. Можно сравнить эстетически разные чувства, возникающие от восприятия двух картин И. Левитана - «Март» и «Над вечным покоем». В первом случае нас охватывают настроения радости, весны, солнца. Психология такого восприятия основана на чувстве прекрасного. Напротив, бесконечный простор и покой природы, огромное холодное небо и маленькая


точка светящегося церковного окна, говорящая о мгновении присутствия человека на бескрайнем погосте мира, позволяют пережить возвышенность пейзажа, его сверхчеловеческие смыслы и значения. На первых порах развития человечества источником возвышенного была творческая мощь природы. Природа наделялась религиозно-мистическими силами. Через них раскрывалась божественная воля. Религиозное искусство использовало такое понимание возвышенного и, словно соревнуясь с природой, создавало колоссальных размеров храмы, соборы, усыпальницы. Культ размера порождал пафос количества, эстетизацию величины, контраст маленького человека и всемогущих богов.

С развитием наук уходило мистифицированное восприятие природы. Человек стал ее оценивать с позиций мечты о собственном могуществе. Сами понятия возвышенное и низменное, связанные этимологически со словами верх и низ, как бы говорили об устремленности человека к свету, солнцу, небу, свободе от власти земли. Напротив, если все живое тянется вверх, мертвое опускается вниз. Идеализация природы смыкалась с общественными идеалами. Сокол и Буревестник - это символы М. Горького, сродни человеческим возвышенным мечтам и устремлениям, ибо птица способна к полету, свободному парению, а уж змея, болото - это образы, воплощающие презираемый образ существования. Эстетическая ценность здесь связывалась с общественными идеалами людей, которые воплощали доброе или злое, возвышенное или низменное.

Однако не физическая сила и масштабы ее стали все больше привлекать человека, а ценности духовного и нравственного порядка. Сила характера, духа, долга стали определять величие человеческого подвига. Подвиги Сцеволлы, Бруно, Кампанеллы, Карбышева были возможны благодаря возвышенным духовным силам человека. Именно они позволяли преодолевать боль, страх, смерть. Диалектика реального и идеального в возвышенном герое являет нам пример сверхчеловеческого в человеке, его преданность идее. Когда человек жертвует своими личными интересами, счастьем и даже жизнью во имя блага людей, интересов нации, государства, его жизнь приобретает возвышенный смысл. В таком подвиге возвышенное становится героическим. Героические и возвышенные личности - Прометей и Христос, Невский и Пугачев, Тарас Бульба и Тиль Уленшпигель и др. Если людьми движут своекорыстные цели, эгоизм, трусость, коварство, зависть, стяжательство, то налицо

низменные герои и силы. Римский Брут, шекспировский Яго, гоголевские герои дают примеры сильных, но отрицательных, низменных страстей. Возвышенное и низменное из-за их особого эмоционального воздействия на человека часто используются в искусстве.

Во многих религиях и в религиозном искусстве нет стремления к красоте и прекрасному, но всегда есть стремление к возвышенному. Человек становился ничтожным перед образом божьим и испытывал страх перед ним, ощущал свое ничтожество. Светское искусство также обращалось к возвышенному с целью вселить мысль о ничтожности простых людей, невозможности перейти социальные грани. Фараоны, цари, вельможи изображались возвышенными героями, поскольку воспринимались как посланцы Бога на земле.

Чаще всего возвышенное связывают с романтическим искусством. В нем мы сталкиваемся с эмоционально приподнятыми изображениями характеров и обстоятельств. Героический характер часто превращается в демонический. Так, образы Демона у Лермонтова и у Врубеля полны скорби, фантастических форм. Они противостоят человечности и исключают всякий намек на прекрасное.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных