Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТРАГИЧЕСКОЕ И КОМИЧЕСКОЕ




В отличие от рассмотренных диалектических пар категорий предметом трагического и комического выступают не объекты, а процессы. Ни растения, ни животные, ни люди, ни вещи не могут быть сами по себе ни трагическими, ни комическими. Таковыми могут стать только действие, борьба, конфликт. И это может быть реальный факт или факт, отображенный в искусстве.

Категория трагичеСКОГО была впервые разработана Аристотелем в его «Поэтике». Свою задачу философ видел в том, чтобы доказать превосходство трагедии над эпосом, хотя в последнем и содержатся драматические элементы. Но эпическая поэзия имеет простой метр и представляет собой рассказ. Трагедия воспроизводит события действием, а не рассказом. Они различны по времени. Если эпическая поэзия не ограничена временем, то трагедия остается в пределах одного круговорота солнца. Трагедия способна вызвать катарсис и очищать чувства человека. В ней непременно должно быть шесть элементов: фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст и музыкальная композиция. Трагедия выше, поскольку поглощает все то, что есть в эпосе. В эпическом произведении меньше единства. Трагедия более достигает своей цели.

Рассмотрению трагического много внимания уделял Кант. Он исходил из антиномии должного и сущего и заключал, что между тем, что доступно нам в чувствах, и миром сверхчувственного, между природой и свободой человека существуют непреодолимые препятствия. Противоречие - вот главный источник трагического. Противоречия мира носят абсолютный характер, отсюда все в мире трагично. Гегель также подчеркивает субстанциальный, общественно необходимый характер трагического. Семейные отношения, политика, проблемы государства - все это может быть объективной


основой трагического. Отсюда герои трагедии выступают носителями идеальных духовных законов и закономерностей бытия.

Позиции субъктивизма и исторического пессимизма в понимании трагического присутствуют в учениях Шопенгауэра и Ницше. Отречение от воли к жизни, нежелание и нелюбовь жизни - основы трагического для Шопенгауэра. Об отчаянии человека в трагическом конфликте писал Кьеркегор, об абсурде и трагичности человеческого существования - Кафка, о трагическом ощущении жизни - Унамуно, об извечном трагизме жизни - Ясперс и т.д.

В соответствии с другой линией историко-эстетических идей трагическое рассматривается как относительное противоречие, поскольку оно не исчерпывает всех эстетических связей в мире и всех форм его противоречий. Чаще всего трагическое возникает как проявление социальных и групповых тенденций в индивидуальной судьбе и характере. В трагическом видна связь с общественными, историческими, классовыми идеалами. Для французской аристократии XVIII в. крушение феодализма и казнь Людовика XVI были трагедией. Аналогично переживало русское дворянство социалистическую революцию. Для другого общественного лагеря трагическими оказывались события противоположного исторического смысла. Среди них присвоение французской буржуазией результатов борьбы народа, гибель Робеспьера, расстрел парижских коммунаров, казнь членов организации «Народная воля», гибель Радищева и др. Как видим, смысл трагического определяется причастностью к конкретному историческому идеалу.

С позиций трагического конфликта недостаточно признавать социальный идеал, надо претворять его в жизнь. Трагический герой оказывается в центре коллизий и драматизма общественной жизни. Таковы политические коллизии в «Гамлете», «Макбете» или семейные коллизии в «Отелло», «Короле Лире».

Источник возможных трагических конфликтов - связь человека и природы, борьба за ее освоение, покорение. Примерами отражения трагического столкновения человека с природой служат картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», фильм режиссера Ромма «Девять дней одного года». Смерть, как низменная сила природы, также воспринимается трагически. Однако и здесь эстетический идеал выступает мерилом события. Трагической смерть является в том случае, если в центре идеала человека находится жизнь. Гибнет идеальное в реальном. Гибнут стремления, незавер-

 

шенные дела, планы, которые могли бы принести благо людям. Если же смерть рассматривается как биологическая закономерность или разновидность жизни вечной, загробной, счастливой, тогда она теряет свой трагический ореол.

Глубоко трагическими могут стать события будничной, обыденной жизни, в которых нет ни смерти, ни страданий. Трагические чувства может вызвать гибель идеала человечности. Например, чеховские «Ионыч», «Душечка» порождают трагедийное звучание. Уродливый, пошлый образ жизни уничтожает в человеке все человеческое. Поражение человеческого идеала и мерзости жизни рождают трагедию.

Психологические переживания трагического достаточно глубоки: от сострадания до шока. Само слово трагическое связывается в нашем сознании с картинами чьей-то гибели, страданий. Трагическим мы называем событие, которое имеет такие особенности эстетического восприятия, как скорбь, душевая боль. Это реакция на ярко выраженные противоречивые, конфликтные, сталкивающиеся явления и характеры. Предвещание трагической развязки порождает напряженные эстетические чувства.

Трагический конфликт реального и идеального, приводящий к поражению идеального, может быть осмыслен в жизни и в искусстве двояко. Если в конфликте реальной общественной жизни и гуманистического идеала терпят поражение герои, а вместе с ними и сам идеал, мировосприятие художника можно назвать пессимистическим. Тяжелое ощущение безысходности, беспросветности жизни, всесилия зла вызывают романы Ремарка, картины Босха, некоторые произведения Чайковского. Кошмары Кафки, пьесы абсурдиста Беккета показывают пессимистическое осмысление трагических сторон жизни.

Другую линию мирового искусства определяет оптимистический тип разрешения трагического противоречия. На оптимизме в ощущении жизни извечно покоятся основы человеческого бытия. Жизнь людей могла бы давно прекратиться, а человек перестал бы существовать как биосоциальный вид, если бы у него не было веры и сил для веры в лучшее. Если обратиться к народному творчеству, к эпосу, сказкам, былинам, мифам, то во многих случаях герой воскресает после смерти. Мифы об Озирисе, Священное Писание о Христе - это оптимистические трагедии в осмыслении человеком законов жизни. В оптимистических трагедиях Шекспира гибель героев не означает гибели самого идеала.


Оптимизм эпохи Возрождения был унаследован искусством последующих веков. Трагические коллизии истории часто заканчивались гибелью героя. Физическая смерть оборачивалась нравственной победой и духовным бессмертием. Оптимистическая трагедия тем самым утверждает веру в будущее.

• Итак, трагическое (от греч. Tragikoc - свойственный трагедии) - это категория эстетики, которая описывает и характеризует эстетическое отношение к противоречиям реальной действительности. Конфликт, борьба, столкновение, возникающие на основе прежде всего общественных противоречий, приводят к гибели положительных сил, но погибая, они становятся бессмертными. Трагическое соответствует идеалу, в котором утверждаются конечность и бесконечность, смерть и бессмертие.

Комическое можно рассматривать как категорию, полярную по отношению к трагическому или возвышенному. Одновременно комическое выступает элементом более сложной системы и содержит такие эстетические модификации, как юмор, ирония, гротеск, сарказм и др. Если прекрасное связывается с мерой и гармонией, возвышенное - с их нарушением, трагическое восстанавливает это равновесие, пусть даже ценой урона и потерь, то комическое - новое нарушение меры. Дисгармония и источник эстетического переживания комического обусловлены особым превосходством над объектом насмешки. Поэтому комическое можно рассматривать как «возвышенное наоборот»1.

Существует в эстетике и другая традиция - комическое рассматривается по типу конфликта, противоположного трагическому. Если в трагическом конфликте противоборствующие силы приблизительно равны, то комический эффект возникает из противоречия кажущегося и сущего, ничтожного содержания и претенциозной формы, ложного пафоса и малозначительного предмета. За этой несогласованностью следует отрицание чего-либо кажущегося, ничтожного или малозначительного в той или иной комической форме. Чаще всего оно сопровождается смехом. И. Кант отмечал, что «человек - это животное, умеющее смеяться». Действительно, смех - это не просто физиологическое, а глубоко интеллектуальное явление. Чело-

'См.: Жан Поль. Подготовительная школа эстетики. М., 1981. С. 149.

век смеется в силу своего разума, поскольку может себе позволить удовольствие и наслаждение от насмешки. В смехе он освобождается от неприятного ощущения из-за какой-либо ошибки, безобразия, чего-либо пагубного или нелепого.

Конечно, люди могут просто смеяться от хорошего настроения. Есть смех, от которого «падают иконы и венки», уничтожается достоинство другого человека. Существуют комические положения, которые вовсе не вызывают смеха. Таковым явлением может быть серьезный комизм, связанный с обличением и насмешкой. Не все смешное комично. Не смешны физические недостатки людей. Смешное и комическое не одно и то же.

Комическое (от греч. Komikos - веселый, смешной) -это категория эстетики, отражающая противоречия действительности с позиций эмоционально-критического отношения к ним в свете тех или иных социально-исторических и личностных идеалов. Смешное - это то, что сопровождает обычно комические переживания человека. Смех бьет, жжет, возвышает, успокаивает, борется за человека против всего косного, отжившего, рутинного. Как и трагическое, комическое появляется только в человеческом обществе на высокой ступени его развития. Чувство юмора - сугубо социальное чувство, которое рождается в ходе исторического развития человечества. Некоторые исследователи полагают, что первобытные люди не обладали чувством юмора. О том, что комическое представление меняется, совершенствуется, великолепно свидетельствует старый кинематограф, метафоры которого понятны, но уже, увы, не кажутся смешными.

Юмор- это чувство, выражающее способность к эстетическому переживанию комических ситуаций. В истинном своем блеске эта способность встречается не так уж часто. Многие произведения Гоголя, Чехова, Салтыкова-Щедрина, Зощенко и других невозможно читать без смеха. Глубина и очарование контрастов кажутся выхваченными из самой жизни. Юмор, будучи доброй и мягкой насмешкой над человеком, характером или поступками людей, утверждает жизнь, укрепляет достоинство человека. Он помогает оптимистически воспринимать жизнь, освобождаться от недостатков, мелочей, слабостей жизни. Объект юмора хотя и заслуживает критики, но сохраняет для человека позитивное значение и привлекательность.


Сатира наряду с юмором создает основной тип комизма. Если юмор сопровождается дружеским, беззлобным смехом, а многие характеристики объекта соответствуют идеалу, то объект сатиры социально опасен. Во имя человека и его жизни в сатире преодолеваются социальное зло и пороки. Такую грозную силу невозможно преодолеть дружеским смехом. Сатира должна сокрушать и преодолевать несовершенство жизни и мира с целью установления гармонии с эстетическим идеалом. Гоголь в «Мертвых душах» выступает как сатирик.

Ирония передает новый оттенок комического, в котором преобладает субъективная свобода по отношению к миру. Eiron (лицемер) - это персонаж древнегреческой трагедии, который только притворялся глупцом. Его мнимое незнание было приемом сокрытия смысла. В русском словаре XVIII в. термин ирония переводился как поругание. Действительно, ирония утверждает то, что ругает. И это поругание не иначе как в форме похвалы. Человек, пользующийся иронией, - притворщик, лжец, говорящий правду. У немецких романтиков XIX в. ирония была формой мировоззрения. Так, согласно Фихте, Я творит не-Я, и потому мир оказывается игрушкой в руках человека. Гений создает искусство и посредством его управляет смертными. Романтическая линия иронии была продолжена С. Кьеркегором. Ирония для него - чувство и переживание жизни, в котором сливаются страдания, боль, наслаждение, идущие от абсурдности мира и жизни. Представления Кьеркегора подхватили французские экзистенциалисты. Камю в «Мифе о Сизифе» изобразил героя греческой мифологии коринфского царя Сизифа, осужденного богами на тяжкий и бесполезный труд: вечно вкатывать в подземном мире на гору камень, который затем скатывался обратно. Сизиф - это образ абсурдного человека, а его судьба - символ человеческого состояния. Самое большое проклятье Сизифа - его сознание, поскольку он осознает свои мучения. Одновременно его сознание - это и его победа, так как «нет судьбы, которую нельзя преодолеть презрением». Так писатель приходит к парадоксальному выводу: Сизиф - самый счастливый человек. Все иррациональное и бесчеловечное, делает вывод писатель, преодолевается иронией. Мифологическая притча обосновывает стоический идеал, противостоит пессимизму.

Сарказм - ироническое замечание, высказанное с целью обидеть человека или причинить ему боль.

O

Гротеск - вид сатиры, где достигается фантастическое по форме или композиции, странное, причудливое, нелепое, эклектичное изображение реального. В искусстве эти формы наблюдаются у таких мастеров, как Гейне, Хемингуэй, Брехт.

Особого внимания заслуживает соединение комического с трагическим. Трагическая ирония характерна для современной трагикомедии, корни которой уходят в пьесы А. П. Чехова. Многие критики считают Чехова величайшим драматургом после Шекспира. Трагедия всех действующих лиц изображается в его пьесах, названных комедиями. В их эпицентре крах человеческих судеб и жизней. Конфликты в пьесах Чехова одновременно и трагичны и комичны, или трагикомичны.

Многообразие комического отражает эстетическое богатство мира и человека, его национальные черты организации жизни и сознания. Комическое и его разнообразные формы, виды, оттенки часто используются мастерами современной прозы, театра, кинематографа, графики, телевидения, мультипликации и других художественных сфер.

Категории прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического заложили основы эстетической аксиоматики (исходные положения при построении научной теории). Эти пары категорий являются родовыми, начальными по отношению к другим категориям. Они не определимы одна через другую и служат для оценки явления с разных сторон. Одновременно все они имеют общую основу, поскольку вбирают в себя описание всех явлений с научно-эстетической точки зрения. Все категории эстетики являются принадлежностью теоретического научного философского знания. Однако все они имеют прямое отношение к практике, обыденной человеческой жизни, искусству. Они связаны с эстетической деятельностью человека во всех областях, и прежде всего с областью знаний и сознанием самого человека. Эстетическое сознание с особенностями психики, интеллекта, ощущений, восприятий, вкуса, интересов, идеалов, понятий человека во многом определяется его теоретическим знанием и отношением к миру. Опыт такого знания и отношения отражают категории эстетики. Они нужны для того, чтобы точно, грамотно, осмысленно ориентироваться в мире эстетического, давать эстетические оценки, высказывать эстетические суждения по отношению к тем или иным явлениям приро-


ды, общества, искусства, мира человека. Теория эстетических категорий позволяет дедуктивно улавливать самое главное, существенное в опыте эстетического отношения человека к миру. Конечно, знание теории не всегда является залогом хорошей практики. Можно знать, что такое прекрасное, и следовать безобразному. Но это конкретное обстоятельство не умаляет значения эстетического знания и научной эстетической теории в познании и преобразовании мира в соответствии с идеалом прекрасного.

Вопросы для повторения темы

1. Эстетическое как исходное и предельно широкое понятие эстетики.

2. Категория прекрасного и его аспекты. Обнаружение безобразного. Прекрасное и безобразное в эстетике постмодернизма.

3. Диалектика эстетического отношения в категориях возвышенного и низменного. Возвышенное в отношении к прекрасному и идеальному. Возвышенное и низменное в искусстве.

4. Трагическое: эстетические основания и содержание категории. Траги-

ческое, героическое, возвышенное, прекрасное. Трагическое и ужасное. Проблема катарсиса. Место трагического в современной жизни человека.

5. Комическое как категория и основа комических эффектов. Комичес-

кое и смешное. Юмор, сатира, шарж, гротеск, ирония и их природа. Ирония и постмодернистское искусство.

6. Обоснование существующих и возможных подходов к построению си-

стемы категорий эстетики.

Литература

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. С. 30-57.

Аристотель. Метафизика. М.;Л., 1934.

Аристотель. Поэтика. М., 1957.

Бахтин ММ. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1905. С. 5-68.

Бергсон А. Смех в жизни и на сцене. СПб., 1900.

Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного М., 1979.

Буало. Поэтическое искусство. М., 1957.

Вольтер. Эстетика. М., 1974.

Гегель. Эстетика. В 4 т. Т. 2. М., 1970.

Кант И. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5. М., 1966.

Крутоус В.П. Родословная красоты. М., 1989.

Крюковский Н.Н. Основные эстетические категории (Опыт систематизации). Минск, 1974.

Лосев А.Ф. Шестаков П.В. История эстетических категорий. М.,1965..

Р а з д е л_5

ЭСТЕТИКА

КАК ФИЛОСОФИЯ

ИСКУССТВА


Эстетическая

сущность искусства

и пути его исследования

Центральное место в эстетической науке занимает искусство. Эстетическая наука изучает его

содержание, язык, закономерности,

Особенности______






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных