ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Фундаментальные понятия.в которых отражаются знания человека о мире, обобщаются наиболее существенные свойства, стороны, отношения предметов и явлений. Методологическое значение каждой категории состоит в фиксации результатов познания фундаментальных законов объективного мира. Человек, например, в процессе практики научился отличать острые предметы от тупых; округлые, шарообразные - от удлиненных. Но понадобились века и немалые усилия на пути к мысленной абстракции, чтобы эти различные свойства предметов были обобщены в понятии форма. В результате длительного развития культуры мышления это понятие приобрело еще более универсальное значение. Было уста- O новлено, что формой обладают наша планета, дерево, мысль, произведение искусства. В философии был открыт категориальный закон соотношения содержания и формы. Формами существования материи были признаны пространство и время. Аналогично возникали в философии и в других науках новые категории. Опыт эстетического и художественного познания мира человеком закреплялся в собственно эстетических категориях и понятиях. Понятия, суждения, умозаключения - формы рационального познания мира. В них выражается сущностный смысл предметов и явлений. По сравнению с известным знанием, ощущением чего-либо или представлением о чем-то понятие более удалено от конкретной реальности, но с позицией сущности ближе к ней, поскольку содержит единство единичного, особенного и общего. Эстетические категории отличаются от эстетических понятий большим объемом содержания и более высокой степенью абстрагирования. В каждой эстетической категории скрыты поиски и мучения тысячелетнего эстетического опыта человека и его эстетической мысли. Изучение и уяснение эстетических категорий и понятий - одна из важнейших задач эстетики. Без такого исследования эстетические суждения, умозаключения, оценки, взгляды, принципы и в целом эстетика не могут развиваться как теоретическое знание и наука. Категории видоизменяются вместе с поступательным движением знания. В процессе развития практики и искусства выявляются все новые и новые их эстетические свойства. Тем самым ряд эстетических понятий и категорий является открытым для пополнения и уточнения. Так, в древнеиндийском эстетическом трактате I в. н.э., принадлежащем мудрецу Бхарате, ставится проблема многообразия эстетических рас, или категорий. Их насчитывается восемь: любовь, комизм, отвращение, удивление, сострадание, ужас, героизм, страх. У древних греков эстетическое взаимодействие человека и мира закрепляется в таких категориях, как прекрасное, трагическое, комическое. В средневековом искусстве складывается новое понятие -возвышенное, в эпоху Возрождения - героическое, прелестное. Литература сентиментализма развивает эстетическое представление о трогательном, романтическом, искусство последующего времени XIX в. дает свои понятия: XIX в. - драматическое, реализм XX в.-контекстуальное, постмодернизм - виртуальное и т.д. Развитие эстетического сознания привело к тому, что палитра эстетических оценок стала необыкновенно богатой и позволяет улавливать мельчайшие оттенки эстетических свойств и качеств. Желая, например, выразить эстетическое впечатление от понравившегося нам растения, животного, человека, мы можем использовать такие эстетические понятия, как красивое, изящное, прелестное, грациозное, очаровательное, миловидное, элегантное, великолепное, восхитительное и др. Причем каждое из них передает свой эстетический смысл или его оттенки. Как любые научные понятия, категории эстетики имеют гносеологическую природу. В любой эстетической категории мы можем найти отражение отношений и связи объективного мира и мира эстетического субъекта. Эстетическая категория, с одной стороны, соответствует отраженным в ней объективным свойствам предметов, явлений, поступков, действий людей, их разнообразным характерам. С другой стороны, она имеет субъективно-отражательную природу, поскольку несет в себе разнообразные оттенки эстетического отношения, переживания, оценки культуры эстетического сознания личности. Кроме того, каждая эстетическая категория детерминирована факторами социально-исторического порядка. Однако существуют и отличительные свойства эстетических категорий в сравнении с категориями других наук. Прежде всего это присущий им аксиологический характер. Предметом аксиологии, как известно, выступает человек в его отношениях с природой, обществом, самим собой на основе определенных ценностей. Сам объект может рассматриваться либо нормативно (как в этике), либо субъективно. Ценности эстетического порядка отличаются тем, что они соотносятся с незаинтересованными, бескорыстными созерцаниями и суждениями. Когда мы говорим о своих прекрасных, трагических или комических переживаниях, мы свободны от практически-утилитарного отношения к объекту. Другой важной особенностью эстетических категорий является их глубоко антропоморфная природа. Каждая эстетическая категория включает в себя отношения объективных предметов и явлений в их неразрывном единстве с субъективным фактором. Человек, будучи эмоционально-рациональным, активно действующим существом, предопределяет всю сложность и богатство эстетического отношения к миру, гибко и глубоко закрепляет в категориях знание о наиболее важных эстетических свойствах действительности и искусства. • Эстетические категории - это основные понятия эстетики, отражающие наиболее общие и существенные связи, отношения эстетических явлений действительности и эстетического сознания, включая искусство. Эстетические категории образовались в ходе исторического развития человечества и отражают основные типы эстетического отношения человека к миру. В них фиксируется содержание нашего эстетического и художественного сознания. 2. Систематизация эстетических категорий и понятий Построение системы категорий - задача любой науки, в том числе и эстетики. Если интерес к анализу эстетических категорий в истории эстетики возник довольно рано, то попытки их систематизировать начинаются только в философии Канта. В «Критике способности суждения» Кант положил в основу эстетической системы классификацию, принятую в формальной логике, и выделил суждения Качества,________ Количества,______ Отношения_______ И модальности. Он рассматривает прекрасное - как качество, возвышенное - как количество, трагическое -как отношение, комическое - как модальность существования. Шеллинг в центр своей системы ставит три категории: прекрасное, возвышенное, комиче- ское. Причем наибольшее внимание он уделяет трактовке прекрасного и возвышенного, указывая на их полярность, единство и общий источник возникновения. Связи этих трех категорий соответствует диалектика деления художественной формы, установленной Шеллингом: схема, аллегория и символ. Схематический характер красоты проявляется в комическом, аллегорический -в возвышенном, символический - в прекрасном. Понятие трагического остается вне системы. Дух историзма и диалектики в системе категорий Гегеля позволяет выявить их историческое становление и развитие. Соответственно диалектике триад Гегель выделяет в качестве составляющих систему три категории: прекрасное, возвышенное и безобразное. Трагическое и комическое он рассматривает только применительно к искусству. Прекрасное у Гегеля в самом общем виде совпадает с идеалом. Второе его значение - прекрасное как ступень в развитии идеала. Он видит три исторические формы идеала соответственно трем историческим формам развития искусства: классической, символической, романтической. Классическое искусство - это искусство прекрасного, символическое -искусство возвышенного, романтическое искусство «отворачивается от вершины красоты» и «представляет широкий простор безобразному в его характерных чертах»1. В целом развитие категорий возвышенного, прекрасного, безобразного, трагического, комического Гегель связывает с развитием мировой истории и диалектной сменой форм искусства. •. Проблема научной систематизации эстетических категорий стоит и перед современными эстетиками. В этой проблеме еще многое остается неясным, спорным, лишь эскизно намеченным. Рассмотрим три диалектические пары основных эстетических категорий. 'Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 2. М., 1968. С. 241. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|