Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Художественный образ




Творческая мысль художника в произведении искусства отражена в образной форме. С помощью фантазии, воображения, переживаний, интуиции он превращает идеи в образы. Рассуждает, мыслит, чувствует жизнь он тоже образами искусства. Художник мыслит понятиями, идеями, но результат творческого процесса - всегда образ. Следовательно, можно говорить об определенной эстетической логике становления, развития, формирования художественного образа. Многие исследователи различают этапы становления художественного образа:

• формирование художественного замысла, или образа-замысла;

• реализация замысла в художественном языке произведения, или образ-воплощение;

• художественное восприятие законченного произведения как целостной самостоятельной образной системы, или образ-восприятие.

Такая логика демонстрирует творческое воспроизведение жизни и общественно-преобразующее значение художественных образов. Каждый вид искусства отличен от другого по способу отражения жизни, характеру материала, формам воздействия, а художественный образ содержит эстетические черты и свойства, присущие всем видам искусства: диалектику правдивости и условности, объективного и субъективного, эмоционального и рационального, типического и индивидуального.

Диалектика правдивости и условности - эвто один из главных факторов в художественно-образном отражении жизни. Особо важную роль она играет в реалистической эстетике. В других методах художественного познания, где акцент ставится на условности в той или иной мере и форме (барокко, романтизм, экспрессионизм), также существует образная связь с миром. В реализме эпохи Античности, Возрождения, в русском реализме XIX в. эстетическое и познавательное значение образа определялось заключенной в нем жизненной правдой. Художник-реалист, так же как ученый, признает возможность познания объективной действительности. Мир должен познаваться не только наукой, но и искусством. Мировоззренчески художник-реалист нацелен на понима-


ние им реальных отношений людей в обществе, на проникновение в реальные связи реального мира.

Великие писатели-реалисты (Стендаль, Бальзак, Гоголь), художники-реалисты (Милле, Домье, Федотов), композиторы (Верди, Даргомыжский) создавали шедевры в поисках художественной правды искусства на тождественной материальной правде конкретных фактов и событий. Создать такое изображение, которое выглядит как действительность, может каждый профессионально обученный художник. Но это не входит в задачу художественного поиска правды. Художник создает такую видимость жизни в произведении искусства, которая отличается от самой жизни. Но эти отличия, таящиеся в поэтизированном содержании и форме, позволяют еще глубже понять, объяснить, почувствовать жизнь.

Художественная правда - это правда самой жизни, выраженная в произведении средствами и языком искусства.

Аристотель считал, что задача поэта состоит не в том, чтобы поведать, что случилось в мире, а в том, чтобы показать, что могло бы случиться, могло бы быть вероятным или необходимым. Отсюда художественная правда - это не столько правда факта, сколько правда законов, сущностных проявлений жизни. Выраженная художественным языком по законам прекрасной формы, она волнует, впечатляет зрителя и слушателя, повергает его в смех, слезы, отчаяние. Строки из знаменитой пушкинской «Элегии»: «Порой опять гармонией упьюсь, над вымыслом слезами обольюсь» - доказывают ту истину, что художественная правда искусства - это более впечатляющая правда, чем самое скрупулезное описание фактов жизни. Создавать образ-вымысел, сходный с истиной, упиваться гармонией художественных картин жизни -это и значит создавать баланс правдивости и условности в художественном образе. «Хочу, чтобы звук выражал слово, хочу правды», - говорил автор многих реалистических шедевров русской музыки А. С. Даргомыжский. При этом он понимал, что слова в обычной жизни - это простые знаки информации, а в искусстве слово приобретает глубочайший смысл и условность.

Свойство условности художественных образов распространяется на весь мир искусства. Будучи нетождественным фактологич-ности жизни, искусство тем самым становится условным. Одновременно все люди, воспринимающие искусство, как бы уславливаются принимать его образы за саму действительность.

Условность сказывается в природе художественного пространства, времени, игры. Так, древнегреческая трагедия имела множество условностей. Актеры облачались в маски, ходили на ходулях, говорили стихотворный текст в рупор. Их действия комментировал хор, насчитывающий до 1500 певцов. На спектакли величайших греческих трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида собиралось до 120 тыс. человек. Принимая все условности художественного зрелища, зрители черпали мудрость и вдохновение в интересе к личности, ее стремлении противостоять стихии и судьбе, ее вере в превосходство человека. О гордом осознании человеческой мощи говорится в «Антигоне» Софокла:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных