Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Художественно-творческая




Деятельность_____

Человека многогранна

И обширна.

Понимание закономерностей функционирования, развития, связей этой системы шире художественных форм и предполагает выделение различных уровней, видов, оснований дифференциации. Традиционно эта область предмета эстетической науки сводилась к рассмотрению системы видов искусств. Но сами виды объединяются в семейства и классы искусств, а также дифференцируются на роды и жанры. К тому же современное состояние художественного синтеза искусств, феномены полифакторности и полистилистики, взаимовлияния, сменяемости и открытости форм развития искусства делают задачи морфологии искусства актуальными как в теоретическом, так и в практическом плане. Поскольку искусства вообще не существует и за этой теоретической абстракцией эстетического знания скрывается многообразный мир литературы, музыки, архитектуры и других художественно-творческих форм, важно исследовать все поле конкретного многообразия этих форм и вести эстетический анализ не изолированно, а в соответствии с обширным миром художественно-творческой деятельности людей.

Вторая причина значимости морфологии искусства как области эстетики кроется, с одной стороны, в соотнесении компонентов эстетического знания с искусствоведением в многообразных и конкретных формах его существования, а с другой - с культурологическим обобщающим знанием в области истории и теории отечественной и мировой художественной культуры.

Третья причина связана с тем, что существуют новые, особые отличительные черты аудиовизуальной коммуникации и видообразования искусства в конце XX в. Проблемы изучения современного состояния искусства во многом обусловлены осмыслением и интерпретацией морфологии искусства.

Морфологические идеи в философском анализе системы искусств возникли еще в античной эстетике. Аристотель объяснял многообразие видов искусства многообразием самого мира. Дидро указывал на многообразие средств подражания, которыми пользуются музыканты, художники и поэты. Кант видел источник широкого многообразия искусств в многообразии способностей субъекта творчества. Г. Гегель связывал классификацию искусств с дифференциацией абсолютной идеи. По Гегелю, искусство является низшей формой самопознания Духа по сравнению с религией и философией. Построенная им система предполагает деление искусств на три группы: словесные (ораторское искусство, поэзия), изобразительные (скульптура, живопись), ис-


кусства ощущений (музыка, танец). Системный ряд искусств Гегеля (архитектура - скульптура - живопись - музыка - поэзия) рассматривается им исторически конкретно в контексте трех фаз развития художественного сознания: символической, классической, романтической. В других эстетических теориях классификации искусства выделялись факторы многообразия потребностей человека, множественных условий и средств труда, различий типов художественно-практической и духовной деятельности человека.

Сложившиеся в процессе исторического развития различные формы искусства отличались объектом изображения, содержанием, материалом, средствами художественного выражения, образ-нопознавательным воздействием на человека. Эстетическая специфика каждой формы (вида, рода, жанра) искусства заключается в свойственной ему способности выражения человеческих мыслей и чувств. Разным формам искусств доступны разные стороны жизни. Отдельный вид искусства одновременно ограничен и универсален в отображении мира. У каждой формы искусства существуют как бы подведомственные ей сферы человеческого бытия. То, что доступно звукам музыки, недоступно пластике мрамора. Разные формы искусства обладают неповторимой художественной ценностью и по-разному способны рассказать об одном и том же. Все формы и виды мира искусства в целостности способны во всей полноте и богатстве раскрыть многообразие жизни и ее эстетическое содержание.

Виды, формы и жанры искусства возникали и формировались на протяжении целых исторических эпох. Художественное развитие человечества идет от синкретизма (от греч. Synkretismos - соединение, объединение) - нерасчлененного слитного искусства, в котором пляска, пение, музыка существовали в единстве. Сергей Наровчатов, известный российский критик и литературовед, свою книгу «Необычное литературоведение» начинает с главы «Танец Атыка». В ней он пишет, что в чукотском поселке Уэлен живет старец Атык. Жители зовут его памятью и совестью своего народа. Основное его занятие - морская охота на моржей, тюленей, китов. Никто лучше Атыка не знал повадки зверей, птиц, рыб. Никто в своей памяти не хранил столько преданий, легенд, мифов старины. С. Наровчатов сам наблюдал и описал в книге танец Атыка и чукотцев на берегу моря после охоты на кита. По своей эстетической сути это было глубоко синкретичное действие, в кото-

ром совмещались пение, танец, декламация, пантомима, инструментально-музыкальное звучание.

Уже в античной мифологии развивается идея строгого разграничения изящных искусств, которые почитались священными. Согласно античным мифам, науке и искусствам покровительствовали девять муз. Каллиопа - муза эпоса и красноречия, Эрато - поэзии, Полигимния - лирической поэзии, Евтерпа - музыки, Мельпомена -трагедии, Талия - комедии, Терпсихора - танцев, Клио - истории, Урания - астрономии: все они были родными сестрами.

Прикладное искусство, скульптура, живопись в античном мире считались ремеслами, а архитектуру относили к области науки и строительства. В процессе трудовой деятельности развивались эстетические чувства человека, способность выделять красоту формы и силуэта, наслаждаться разными видами красоты. Соответственно этим социально-эстетическим процессам постепенно преодолевался синкретизм искусства и расширялся процесс его дифференциации на самостоятельные формы художественного творчества. Ближе всего исторически и структурно к первобытному синкретическому искусству стоит фольклор - народное творчество. Фольклор охватывал все области духовной (иногда материальной) культуры народа. Затем его значение сужалось.

Сегодня фольклор связывают с народной художественно-вербальной культурой (комплекс словесных, музыкальных, игровых, драматических, хореографических видов народного творчества) и декоративно-прикладным искусством. Эта исторически развивающаяся художественная деятельность людей обладает такими признаками, как коллективность творческого процесса, традиционность, вариативность, нефиксированные формы передачи произведений от поколения к поколению. Поскольку в фольклоре соединены эстетические и утилитарные функции, его отделяют от профессионального искусства. Фольклор занимает самостоятельное место в сфере искусства, являясь истоком литературы, профессионального театра и музыки. Особая ценность этой художественной формы - в ярко выраженной этнической, национальной и региональной стилевой специфике.

В процессе исторического развития искусств все более выделялись и обособлялись чисто художественные формы творчества. Они соответствовали новым потребностям социального развития, общения, воспитания людей. Однако наряду с тенденцией самоопределе-


ния, обособления отдельных видов искусств в XVII-XVIII вв. зарождается обратная тенденция к их слиянию и интеграции. Теоретические идеи и классификация Дидро, Лессинга способствовали морфологической определенности видов и жанров искусства. Но уже в «Гамгурской драматургии» Лессинг интерпретирует элементы синтеза театрального искусства. Тенденция интеграции отдельных видов искусства свидетельствует о постоянном его движении, трансформации, создании новых форм. Возникают новые синтетические искусства. В них происходит органическое проникновение одних видов в другие, часто на основах техники и науки. Так, киноискусство соединяет в себе литературу, театр, живопись, скульптуру, прикладное искусство, технические элементы. Процессы синтеза как органическое единство художественных средств и образных элементов различных видов искусства ведут к появлению новых форм, созданных по законам взаимодействия, взаимовлияния, взаимообогащения. Виртуальное и компьютерное искусство, фигурное катание, телевидение синтезируют феномены современной художественной, научной, технической, спортивной практики, что дает полижанровые и полистилистические результаты. Их следует анализировать, изучать и отделять от тех видов эстетической деятельности, которые содержат художественный элемент, но видами искусства не являются.

Так, американский теоретик Манро насчитывал до четырехсот видов искусства, относя к ним не только поэзию, музыку, но и умение одеваться, делать прическу, гастрономию, кулинарию, парфюмерию, животноводство и др. Однако не все виды деятельности, которые содержат эстетический элемент, способны быть феноменами искусства. Это не формы собственно художественного творчества, хотя и основываются на дихотомии красоты и каких-либо утилитарных способах. Особенно полно такие формы деятельности охватываются промышленным искусством, или дизайном.

Эстетическим признаком, предопределяющим принадлежность к сфере художественного, является целостность художественной образности.

По одному из вариантов систематизации важнейших понятий морфологии искусства выделяются классы искусств, семейства искусств, виды и разновидности видов, роды и жанры искусства.

Так, все виды искусства могут быть разделены на одноэлементные (однородные) и многоэлементные (синкретичные и синтетиче-

ские) Согласно признаку функциональности, могут быть классы монофункционального (поэзия, литература) и бифункционального (архитектура, декоративно-прикладное искусство) искусства. На основании параметров пространства и времени выделяются три первоначальных класса искусств: пространственные, временные и пространственно-временные1.

К основным семействам относят искусства, различающиеся по своеобразно преломляющимся принципам художественно-творческой деятельности. Различают семейства словесных, музыкальных, изобразительных, зрелищных, технических искусств. Принципы общеэстетического масштаба, такие, как прозаичность, поэтичность, декоративность, служат сигнальной базой знаковой содержательной системы и влияют на способность передавать воздействие той или иной информации. Внутри семейств искусств выделяют отдельные виды. Например, в семействе изобразительных искусств выделяются такие виды, как живопись, графика, скульптура. Вид искусства характеризуется закрепленной формой эстетико-художественного освоения мира, в которой присутствует художественный образ, и способом материального воплощения художественного содержания. Различия материала принципиально обусловливают глубокие внутренние содержательные особенности в каждом виде искусства. Поэтому содержание одного вида искусства не может быть адекватно передано в материале и художественном языке другого вида.

Разновидности искусства выделяются и в рамках каждого вида. Так, разновидностью графики являются рисунок и гравюра. Разновидности рисунка определяются материалом: тушь, уголь, сангина. Разновидности гравюры - офорт, линогравюра, ксилография.

Род в искусстве связывался в соответствии с традицией Аристотеля с разновидностями словесного художественного творчества. Так, В.Г. Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды» выделяет три рода литературы: эпос, лирика, драма. В основе деления на роды лежит принцип соотношения объективного и субъективного начал в искусстве. Предмет эпического изображения - объективная действительность. Предмет лирического выражения - внутренний мир субъекта. В драме эти два начала со-

'См.: Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972. С. 272.


единяются воедино. Применительно к современному анализу других видов искусства проблема рода не имеет однозначного решения. Существуют попытки выделить монументально-декоративный род живописи, скульптуры, графики, сценографии, книжной иллюстрации, станковой живописи.

Внутри видового членения выделяют жанры. Жанр (от фр. Genre - род, вид) обусловлен возможностями художественного освоения действительности. Принципы жанрового деления разнообразны: тематические, структурные, функциональные. В жанровой дифференциации литературы существуют роман, повесть, стихотворение; в театре - комедия, трагедия, мелодрама; в музыке - соната, симфония, концерт.

Внутри жанра возможно выделение поджанров, например в жанре литературной прозы - рыцарская, военная, любовная проза.

• Проблемы морфологии искусства в эстетике не могут еще считаться устоявшимися и окончательно решенными. Многие морфологические критерии находятся лишь в стадии разработки.

2.

Виды искусства

и принципы

их классификации

В эстетике принято деление искусств на пространственные и временные, изобразительные и выразительные, зрительные и слуховые, вербальные и невербальные, исполнительские и неисполнительские, простые (одноэлементные) и сложные, основанные на синтезе (полифонические, режиссерские, игровые, зрелищные), индивидуальные и коллективные, массовые, технические.

Основные типы деления искусств:

• по способу представления идеи - изобразительные (живопись, скульптура, литература, пантомима и др.) и выразительные (архитектура, прикладное искусство, танец, музыка и др.);

• по отношению к пространству и времени -пространственные (прикладное искусство, архитектура, скульптура, живопись, графика и др.), временные (музыка, литература) и пространственно-временные (танец, театр и др.). Пространственные искусства называют также


статическими, временные - динамическими, пространственно-временные - синтетическими;

• по характеру материала как вещественного субстрата - дерево, камень, звук, слово и др.;

• по утилитарному значению - прикладные и свободные, не имеющие практической функции. В некоторых теориях прикладные искусства расцениваются как «низшие» искусства или вообще не считаются искусствами;

• по способу восприятия - визуальные, акустические, визуально-акустические.

Эта классификация отличается известной односторонностью. Виды искусства в ней представлены посредством оппозиций, а не как целостная система.

Возможна классификация искусств по их доминантным признакам: эстетическому, содержательному, пространственно-временному (см. таблицу).

 

 

Эстетическая доминанта Содержательная доминанта Пространственно-временная доминанта
Прикладные (трудовые) искусства Архитектура, декоративно-прикладное искусство Пространственные искусства
Изобразительное искусство Скульптура, живопись, графика, художественная фотография
Искусство слова Литература Временные искусства
Искусство звука Музыка
Зрелищные (игровые) Хореография, театр, кино, телевидение, эстрада, цирк Пространственно-временные искусства

• Единая классификация видов искусств в эстетике еще не создана. Однако важно другое: выявить и понять, в чем эстетическая специфика каждого вида искусства, в чем красота формы, познать эстетические свойства художественного языка, определить ценности каждого вида искусства и что позволяет некоторым видам искусств сохранять свое значение многие столетия и тысячелетия.

Возьмем за основу классификации видов искусства содержание и форму художественных произведений и рассмотрим их эстетическую специфику.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Слово литература происходит от латинского liter - буква. Отсюда литература - это написанное, или искусство слова. Слово - строительный материал литературных образов. В самой своей основе оно содержит огромный познавательный и эстетический потенциал. Слово и язык как формы человеческого мышления закрепляют и обозначают познавательный опыт человека. Поэтому все, что доступно человеческому опыту, чувству и мышлению, выражено в слове. Отсюда проистекают безгранично широкие возможности описания реального мира в литературном творчестве. Именно в литературе раньше всего формируются новые типы и образы, рожденные развитием культуры. Известно, например, сколь огромным было влияние русской классической литературы XIX в. на развитие живописи, музыки, театра. Литература из-за заложенной в ней активности мышления и познавательной функции слова близко подходит к науке. Поэтому, например, мемуары Герцена «Былое и думы» находятся на границе литературы, истории, философии, а дневники Достоевского -на границе этики, беллетристики, психоанализа.

Однако не столько познавательно-интеллектуальные возможности слова привлекают художника-писателя, сколько образно-эстетические. Язык, создаваемый народом, вобравший в'себя весь его опыт, в самой своей основе содержит элементы образности, становится формой национального мышления. В отличие от материала других искусств (камня, красок), слово создается поколениями людей и обрабатывается всем обществом. Писатель добывает образную россыпь слов не в недрах природы, а в глубинах народного сознания и жизни.


В литературном произведении слово гибко, изменчиво, подвижно, ассоциативно. Стоит поэту предложить нашему воображению один яркий признак через слово-образ, как вся картина дорисовывается и додумывается эстетическим опытом и сознанием читателя:

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса -Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса.

Поэт напомнил нам окраску листвы. Все остальные красоты русского леса в пору золотой, или Пушкинско-Левитановской, осени мы дорисовываем сами. Задача писателя - найти такое сочетание слов или так их составить, чтобы описание природы, человека, обычные сцены жизни переплавились в художественный образ. Сергей Образцов в одной из телевизионных передач предлагал принять в Союз писателей простую женщину, которая сочинила частушку о том, как «печку письмами топила» и «все смотрела, как горела моя первая любовь». Подробные описания заменены словами-образами, сравнениями, метафорами. Сам образ и его эстетическая аура делают излишними всякие подробности.

Морфологическая дифференциация содержания литературы связана с выделением трех основных ее родов: эпоса, лирики и драмы.

В ЭПОСС действительность отражается наиболее развернуто и широко. Человеческие судьбы, характеры писатель дает на фоне широких картин жизни и исторических судеб народа. Эпические произведения сюжетны. Акцент делается на изображении объективных картин жизни. Повествование и описание имеют преобладающее значение. В.Г. Белинский подчеркивал, что эпическая поэзия передает внешнее созерцание. В эпосе образность направлена на внешний мир, на события, которые совершались в прошлом. Кжанрам эпоса относят эпопею, роман, повесть, идиллию, аполог, басню. Высший эпический жанр - роман. Эта масштабная эпическая форма возникла и развивалась по мере усложнения социального и психологического мира и жизни человека. Своим утверждением этот жанр обязан Скотту, Сервантесу, Гёте.

В лирике человеческое состояние переживается и раскрывается через нерв внутреннего «Я» автора. Лирика более субъективна и индивидуальна в сравнении с эпосом. На первый план здесь выступает личная жизнь поэта. Особый эстетически переживаемый строй лирики чаще всего создается поэзией, а не прозой. Иллюзия настоящего времени внутреннего мира человека в лирических стихах обусловлена особым метром, ритмом, пафосом сочетания слов. Но само по себе умение рифмовать еще не рождает поэзию. Искусство поэзии начинается с содержательного, образно-творческого, эстетического отношения к предмету. Существует нечто в настроении и образе мыслей человека такое, что заставляет его писать поэтически, говорить не так, как принято в каждодневной жизни. Это «что-то» кроется в высоком эстетическом строе чувств и мыслей. Обыкновенного языка уже не хватает, чтобы выразить это «что-то».

Безмерность чувств перерастает в безмерность ритмов и слов, стихам сообщается особый эмоционально-содержательный план. Каждая метафора, символ, образ пробуждает мысль о безграничной творческой силе, которая раздвигает границы жизни и показывает человеку мир во всем его богатстве.

Жанры лирики весьма разнообразны: гимны, песни, оды, сонеты, (кантаты), элегии, баллады, романсы и другие. Родиной лиризма Белинский считал Германию. Он преклонялся перед творчеством таких лириков, как Гёте, Гейне, Рихтер и другие.

Драма предназначена для воспроизведения на сцене. Характеры здесь воссоздаются через прямую речь героев, монологи, диалоги. Драму принято считать высшим родом поэзии, поскольку эпическое и лирическое в ней составляют единое целое. Два вида драмы передают ее сущность - трагедия и комедия.

Предметом трагедии является жизнь во всех ее сложностях и коллизиях. Герой трагедии протестует, борется, гибнет. Это может быть внутренняя борьба с самим собой, как в «Гамлете» Шекспира. С идеей трагедии может соединяться и внешняя интрига, рок, судьба или иные, мирные события. Высоким драматическим пафосом проникнуты «Борис Годунов», «Каменный гость», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери» Пушкина.

Комедия как жанр драмы противоположна трагедии по предмету изображения, характеру конфликтов, результатам их разрешения. Она изображает прозу жизни, мелочи, случайности, кото-


рые лишены в своей основе необходимости. Комические коллизии присутствуют у Фонвизина в «Недоросле», у Гоголя в «Ревизоре».

• Эстетическая специфика литературы состоит в том, что ей не свойственно стремление к натуралистическому фиксированию действительности, хотя это ей доступно. Она отличается гуманистической содержательностью, посредством которой воспроизводит человеческое значение и смыслы действительности. Эстетическое содержание литературы - это человеческая действительность и ценностное бытие человека, его эстетическое осмысление и ориентации в мире.

АРХИТЕКТУРА

Архитектура (от греч. Architecton - главный строитель) - вид искусства, принадлежащий к числу прикладных, или трудовых, искусств, связанный со строительством зданий, сооружений, домов, промышленных, хозяйственных, общественных помещений. Этот род творческой деятельности носит бифункциональный характер, поскольку практическое ее назначение (организация и содержание жизненной среды человека) соединено с художественным (создание эстетически выразительного образа). Архитектура использует как материально-технические, так и художественные средства, она связана как с художественной, так и с материально-технической сферой жизни человека. Издавна, строя жилище, люди стремились достигнуть гармонии, красоты и удобства.

Природа архитектуры не познавательная, а созидательная. В- архитектуре трансформируются й переоформляются зрительные образы и достигается новая эстетическая пластика, созвучная природе. Основным элементом, например, греческой архитектуры была колонна. Она пробуждала эстетическое чувство гармонии, возвышаясь на фоне моря и холмов, у театров, городских площадей. В ней присутствовало торжество рук и разума человека над хаосом материи. Греческая колонна была совершенна, функциональна и эстетична. Она служила для создания прочного сооружения и сооружения художественно-выразительного.

Рассмотрим основные элементы архитектурной выразительности, или средств эстетического языка архитектуры..

Пространство и объем формируют архитектурно-художественную образность. Произведение архитектуры воспринимается как изнутри, или пространственно, так и извне, или объемно. Восприятие пространства и объема сооружений эстетически переживается по-разному. Есть здания приветливые, строгие, холодные, замкнутые, открытые, спокойные, напряженные. Не случайно Шеллинг сравнивал архитектуру с застывшей на мгновение музыкой. Гёте называл архитектуру безмолвной музыкой. Архитектор стремится к тому, чтобы пространство и объем захватывали и увлекали человека, чтобы они переживались образно и эстетически.

Пространство и объем сооружения тесно связаны с природным пространством и средой. Местоположение здания, связь его с окружающим пространством, другими зданиями, природой влияют на художественно-образное восприятие архитектуры. Их нельзя отделить и от ее художественно-образных средств. Например, важнейшие общественные сооружения, здания возводили на возвышенности, на горе. На горе построены Акрополь, многие средневековые замки, над Владимирским заречьем высятся золотые купола Успенского собора.

Порядок и ритм - понятия эстетического языка архитектуры. За ними стоит стремление к соразмерности, масштабности, пропорциональности. В ритме частей здания, их взаимосвязях, расположении окон, проемов, лифтов выражена борьба порядка и свободной конструкции. Любое сочетание горизонтальных и вертикальных линий образует свой эстетический порядок. Горизонталь вызывает ощущение статики, вертикаль - динамики. Стоит архитектору один прямоугольник поставить, а другой положить рядом, как их взаимодействие рождает различные архитектурные формы - энергичные, линейные, сжатые, высотные, медленные, тяжелые и др. Ритм в архитектуре подобен ритму в музыке. Его восприятие одухотворяет, оживляет форму и конструкцию.

Архитектоника фокусирует все элементы эстетического языка архитектуры. В архитектонике закрепляются принципы создания архитектурной формы, архитектурнойкомпозиции, ее элементы, состояние порядка и ритма, конструктивная схема геометрической формы, обозначения конструкции и материалов. Архитектоника, или главная тоника строительного художественного


образа, может быть представлена метафорически - льющийся дождь или «белая лебедь» (Д. Лихачев). Примеры таких художественных образов - Миланский собор или церковь Покрова-на-Нер-ли. Полет, созерцание, движение, покой - все это архитектонические эстетико-выразительные образы строений.

Характер строительного материала и уровень техники предопределяют историю развития архитектурного искусства. Природа дала человеку разнообразный строительный материал. На севере издавна строили из дерева, на юге - из ракушечника, в Европе - из ■ камня, мрамора. Осваивая выразительные особенности материала, человек учился пластике, пропорциональности, цветовому богатству решений. С появлением искусственных материалов - стекла, бетона, стальных конструкций, а также передовых технологий в строительстве возможности архитектурных решений расширялись и трансформировались. Сверхпрочные материалы позволяют возводить небоскребы до ста пятнадцати и более этажей.

Синтез архитектуры и других видов искусства позволяет глубже воплотить образные идеи, заложенные в сооружении. В разные исторические периоды архитектура по-разному взаимодействовала с другими видами искусств. Однако периоды художественного подъема архитектуры совпадали с синтезом искусств. Так было в Средние века, в период классицизма. Живопись, скульптура, декоративное и парковое искусство, музыка в целостном архитектурном синтезе пышно расцветали и взаимообогащались.

В художественных образах архитектуры отражаются эстетические идеалы общества, уровень его художественного развития, характер культуры в целом. Пользуясь богатством пространственных и объемных форм, архитектура повествует об укладе жизни, мироощущении современных и прошлых народов. Это один из немногих видов искусства, памятники которого создаются на века. Поколение за поколением создается эта «гигантская каменная книга». Если произведения других видов искусства можно отодвинуть в сторону и не воспринимать, то архитектура постоянно воздействует своим образным строем монументальными формами на большие массы людей.

Здания, построенные при помощи одних и тех же приемов и средств, образуют устойчивую общность архитектуры определенной эпохи, или ее стиль. Архитектурные стили складывались исторически, и в них проявилась общность образной системы, средств художественного языка, характерных для искусств опреде-

ленного исторического периода. История архитектуры знает разные стили: античный, романский, готический, ренессанс, барокко, классицизм, ампир, модерн, конструктивизм. Каждый из них обладает собственной мерой и эстетически-выразительной системой художественно-конструктивных средств. В циклическом развитии архитектурных форм принято выделять три этапа: архаику, когда архитектурная форма отставала в своем развитии от конструкции; классика, когда они слиты воедино; и период, когда форма обгоняет изжившую конструкцию и существует самостоятельно. В современной постконструктивистской архитектуре традиционная образность искусства заменяется функциональностью, неоэклектичностью, семиотикой форм. Каждый из этапов развития строительного искусства отвечает потребностям эпохи.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных